Негосударственные пенсионные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена следующими фактами: Пенсионная система любой страны - один из важнейших элементов социальной защиты лиц наемного труда. В России пенсионные фонды в конце ХХ века претерпели изменение. В настоящее время происходит дальнейший процесс реформирования системы. Поэтому изучение этой проблемы имеет огромное значение для развития России. По своей природе пенсия замещает заработную плату как основной источник доходов наемного работника, когда по возрасту или состоянию здоровья он утрачивает способность полноценно трудиться. Для материального обеспечения пенсионной системы, резервируется часть необходимого продукта, предназначенная для покрытия издержек на воспроизводство рабочей силы, которая обеспечивает жизнедеятельность тех, кто не в состоянии работать в силу указанных причин. Пенсионная реформа в России предусматривает создание системы пенсионного обеспечения, которая основана на многоступенчатом подходе к формированию пенсии. Первую ступень будут составлять базовые пенсии, вторую - трудовые и третью - негосударственные пенсии.

Содержание работы

Глава 1.
1.1. Сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования.
1.2.Развитее негосударственных пенсионных фондов в России.
1.3.Международная практика развития пенсионного обеспечения.

Глава 2.
2.1. Финансовый потенциал негосударственных пенсионных фондов
2.2. Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России
2.3. Государственное регулирование деятельности НПФ

Глава 3.
3.1. Преимущества негосударственных пенсионных фондов
3.2. Проблемы НПФ.
3.3. Пути решения проблем НПФ.

Файлы: 1 файл

курсак НПФ.docx

— 81.30 Кб (Скачать файл)

-  утверждено приказом ФСФР России «Положение о страховом резерве негосударственного пенсионного фонда»

Принятые Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов решения и планы направлены на внедрение в практику негосударственных фондов следующих задач и принципов саморегулирования:

-  разработка и внедрение обязательных для выполнения всеми членами НАПФ правил (стандартов) деятельности и профессиональной этики;

-  контроль деятельности своих членов в части, касающейся соблюдения требований законодательства и требований, установленных саморегулируемой организацией фондов;

-  рассмотрение жалоб на действия членов НАПФ, допущенных ими в процессе своей деятельности;

-  осуществление сбора, обработки и хранения информации о деятельности членов НАПФ, раскрываемой ими для саморегулируемой организации, в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом и иными документами саморегулируемой организации;

-  обеспечение формирования гарантийного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами НАПФ при осуществлении ими своей деятельности;

-  создание системы оценки качества работы членов НАПФ (построение рейтингов надежности НПФ), позволяющей осуществлять контроль за соблюдением фондами – членами НАПФ установленных в организации требований и стандартов;

-  ведение активной инициативной нормотворческой работы и методологическое обеспечение деятельности НПФ;

-  представление интересов НПФ и активное и постоянное взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, общественными объединениями и организациями, с партнерскими организациями, саморегулируемыми организациями на рынке ценных бумаг по вопросам, относящимся к деятельности фондов.

В соответствии с принятыми ФСФР России нормативными документами представители НАПФ как саморегулируемой организации НПФ стал принимать участие в проверках фондов – членов НАПФ, проводимых центральным и региональными отделениями ФСФР России.

 

2.3. Государственное регулирование деятельности НПФ

 

Из-за высокой социальной значимости НПФ оказывается активная государственная поддержка. Президентом и Правительством РФ неоднократно подчеркивалась особая роль НПФ в построении в России устойчивой и развитой экономики. В то же время деятельность НПФ строго контролируется государством. Контроль за деятельностью НПФ законодательно возложен на Уполномоченный Федеральный Орган. Ранее функции этого органа выполняла Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития. С марта 2004 года Указом Президента РФ основные функции по государственному регулированию деятельности НПФ были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. Кроме того, при Министерстве здравоохранения и социального развития создан специальный департамент, который отвечает за развитие законодательства по НПФ.

Государственные меры регулирования деятельности НПФ:

* лицензирование деятельности  НПФ - для осуществления деятельности  в качестве страховщика по  обязательному пенсионному страхованию  НПФ необходимо получить соответствующую  лицензию в Федеральной службе  по финансовым рынкам России (ФСФР); зарегистрировать в ФСФР России  страховые правила; подать в ФСФР  России заявление о намерении  осуществлять деятельность по  обязательному пенсионному страхованию  в качестве страховщика.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года не менее 50 миллионов рублей;

* установление нормативов  размещения пенсионных резервов  и инвестирования средств пенсионных  накоплений - в целях сохранения  и прироста средства пенсионных  накоплений, находящиеся в собственности  НПФ, подлежат обязательному инвестированию. При этом они могут быть  инвестированы только в строго  определенные классы финансовых  инструментов. Структура инвестиционного  портфеля НПФ должна удовлетворять  основным требованиям закона  «О НПФ». Требования к структуре  инвестиций НПФ изложены в  таблице.

Требования к структуре инвестиций НПФ

 

Вид актива

Максимальная доля в портфеле

 

Ценные бумаги одного эмитента или группы связанных эмитентов, за исключением государственных ценных бумаг РФ

Не более 5 %

 

Депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу)

В сумме не более 10 %

 

Ценные бумаги, эмитированные аффилированными лицами НПФ, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария

Не более 5 %

 

Акции одного эмитента

Не более 10 %

 

Облигации одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ

Не более 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций

 

Доля ценных бумаг одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ

Не более 15 % капитализации эмитента. Не более 15 % выпуска ценных бумаг субъекта РФ

 

Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях

Не более 20 %

 

Средства, размещенные в ценные бумаги иностранных эмитентов

Не более 20 %

 
     

 

* установление нормативного  размера страхового резерва, порядка  его формирования и использования - НПФ должны четко представлять. какие суммы данный фонд может  инвестировать, во что инвестировать, на какой срок, а также учитывать  доходность этих вложений. Нужно  учитывать имеющиеся обстоятельства  перед пенсионерами и необходимость  будущих выплат. кроме того, для  разных клиентов НПФ предлагает  разные пенсионные схемы. Все  это требует услуг специалистов, которые на основании различных  методик оценивают соотношение  между активами фонда и его  обязательствами, - актуариев. Они проводят  актуарную оценку деятельности  НПФ, в которой отражается его  долгосрочная устойчивость. Деятельность  НПФ подлежит актуарному оцениванию  по итогам финансового года. Актуарное  заключение о результатах оценивания  принятых НПФ обязательств, а  также актуарной стоимости средств  пенсионных накоплений предоставляется  НПФ в ФСФР России не позднее 30 июля каждого года.

Ежегодно по итогам финансового года НПФ обязаны проводить и независимую аудиторскую проверку. Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, бухгалтерской отчетности НПФ и т.д. Аудиторское заключение предоставляется НПФ в ФСФР России.

 

 

 

 

 

Глава 3.

 

3.1. Преимущества негосударственных пенсионных фондов

Главное преимущество негосударственного пенсионного фонда в том, что он предлагает схемы дополнительного пенсионного обеспечения, которые позволяют влиять на величину будущей пенсии. Для работодателей негосударственные пенсионные фонды - это возможность существенно оптимизировать свои финансовые ресурсы и налоговые выплаты, одновременно решая вопрос стимулирования персонала. Для работников - это возможность получить дополнительные пенсионные выплаты.

Вклады, уплаченные в негосударственные пенсионные фонды в пользу работников или самими работниками, аккумулируются и инвестируются в доходные активы. При такой системе по достижении пенсионного возраста участники НПФ будут получать пенсию значительно большую, чем может дать государство.

Среди других преимуществ:

государственное регулирование. Все аспекты деятельности негосударственных пенсионных фондов регламентирует Закон “ О негосударственных пенсионных фондах”. Существует жесткая система контроля над всеми аспектами деятельности негосударственного пенсионного фонда со стороны; информационная прозрачность. Администратор фонда раз в год бесплатно подает каждому участнику пенсионного фонда выписку из его индивидуального пенсионного счета про состояние принадлежащих участнику пенсионных активов; система защиты пенсионных накоплений. Раздельный учет и хранение активов пенсионного фонда между администратором, компанией по управлению активами и банком-хранителем позволяют максимально снизить риски инвестирования; существенным преимуществом являются налоговые льготы. В частности, сумма пенсионных взносов исключается из налогооблагаемого дохода физического лица, инвестиционный доход от управления пенсионными активами не облагается налогом и т.д.

 

3.2. Проблемы НПФ

 

Население по-прежнему плохо знает об НПФ и не видит в них осмысленной возможности формирования своего будущего пенсионного благосостояния. Хотя взносы от физических лиц растут, это явно происходит за счет развития паритетных схем крупных работодателей, а не за счет самостоятельно приходящих в НПФ «людей с улицы». Развитие личного пенсионного страхования практически незаметно.

Наконец, следует отметить стагнацию в развитии профильного законодательства (Закон «О негосударственных пенсионных фондах» в части ДПО не меняется, и подвижек в этом направлении не видно), отсутствие налоговых льгот – вернее, даже ухудшение налогового режима, и отсутствие внятных стимулов для работодателей к развитию корпоративных пенсионных программ.

По итогам 2009 года систему НПФ для формирования своей накопительной части трудовой пенсии выбрали 690 тысяч человек (в 2005 г. – 237 тысяч). Рост налицо, но доля таких граждан по-прежнему крайне незначительна: чуть больше 2% от всех, имеющих право выбора в отношении формирования своей накопительной части трудовой пенсии. Объем средств пенсионных накоплений, которые были переданы в НПФ, составлял 2,05 млрд. рублей (по стоимости чистых активов); эта цифра может возрасти до 8-9 млрд. рублей. Это пока очень скромно даже по сравнению с объемами пенсионных резервов по ДПО.

При этом заметно торможение пенсионной реформы, отсутствие информационно-разъяснительной работы со стороны государства, утрата большей частью населения остатков интереса к пенсионной проблематике. Не вызывает сомнений пагубное воздействие исключения из накопительной системы граждан «средних возрастов», которые сейчас оказались в межеумочном состоянии: пенсионные накопления у них есть, но только за три года, и больше расти они не будут

Наконец, нельзя не сказать о невыгодных для НПФ инициативах органов исполнительной власти по модифицированию пенсионной реформы в части передачи денег «молчунов» частным управляющим компаниям. Эти предложения, если они будут приняты, позволят решить текущую проблему перенакопления средств в государственной управляющей компании (ВЭБе), которые пока приходится бессмысленно инвестировать в низкодоходные государственные ценные бумаги при профицитном бюджете; передача этих денег частным УК позволит перенаправить их в корпоративные ценные бумаги. Однако стратегически данная мера означает отказ от продвижения в массы идей об ответственности гражданина за свое пенсионное будущее, о сознательном индивидуальном выборе модели формирования накопительной части трудовой пенсии. Вместо этого становится рационально и выгодно быть «молчуном». Для развития обязательного пенсионного страхования в НПФ этот подход губителен. Для придания российской отрасли негосударственного пенсионного обеспечения нового импульса нужны системные и комплексные меры как со стороны государства, так и со стороны самого сообщества фондов. Это:

- глубокая переработка  профильного законодательства о  НПФ;

- стимулирование корпоративных  пенсионных программ;

- повышение роли НПФ  в системе обязательного пенсионного  страхования;

- позитивный налоговый  режим для всех участников  системы негосударственного пенсионного  обеспечения;

- совершенствование управления  рисками;

- создание стандартизированных  пенсионных продуктов, пригодных  для розницы.

 

3.3. Пути решения проблем  НПФ.

 

Стимулирование корпоративных пенсионных программ

В настоящее время корпоративные пенсионные программы не регулируются законодательством. Работодатель свободен в том, организовывать ли ему свою пенсионную программу (он за это ничего не получает от государства), а значит, и в том, чтобы прекратить ранее начатую пенсионную программу.

Возможно, такая «свобода рук» и устраивает многих работодателей, хотя социально ответственные крупные корпорации не должны сильно радоваться ей. Но она невыгодна работникам, которые в условиях такой неопределенности не могут полноценно планировать свое пенсионное будущее. Она нежелательна и с точки зрения государства, которое не знает, в какой степени оно может рассчитывать на помощь бизнеса в обеспечении достойной старости пенсионерам.

Ситуацию необходимо менять, но, конечно, не путем одностороннего «закручивания гаек» в отношении работодателей, уже организовавших свои корпоративные пенсионные программы. Необходимо стимулирование работодателей к организации таких пенсионных программ как важной формы социального партнерства, необходимо предоставление им осязаемых льгот. Вместе с тем оборотной стороной должно стать повышение ответственности работодателей, организовавших свои пенсионные программы, за их реализацию.

Следует также сохранить достаточно высокую степень свободы работодателей при конструировании своих пенсионных программ - в отношении сумм, направляемых на эти цели, различных прав для разных категорий работников, возможности установления тех или иных отсрочек в возникновении пенсионных прав и т.д.. Права работников должны защищаться прежде всего через предоставление им всей значимой информации о корпоративной пенсионной программе и через ответственность работодателя за соблюдение добровольно взятых им на себя обязательств. Взял - добровольно, а исполнять должен - обязательно, как это обычно бывает в гражданско-правовых отношениях.

Повышение роли НПФ в системе обязательного пенсионного страхования

Наиболее эффективное развитие накопительной системы в рамках обязательного пенсионирования возможно на пути ухода Пенсионного фонда России (ПФР) из этой сферы и передачи НПФ всех функций по формированию и выплате накопительной части трудовой пенсии (НЧТП).

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды