Неэкономические методы управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Главная задача любой существующей системы стимулирования труда – реализация целей организации. Но для их достижения требуется согласование интересов организации и сотрудников, являющихся ее основным ресурсом.
В решении задачи мотивирования персонала на первое место начинают выходить нематериальные стимулы. Это связано с развитием общества, повышением уровня благосостояния населения.
Целью курсовой работы является исследование неэкономического стимулирования персонала, его структура и функциональная значимость.

Файлы: 1 файл

kursov.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Социально-психологические  методы стимулирования персонала

 

Система мотивации персонала на предприятиях нуждается в совершенствовании с учетом новых подходов и тенденции кадрового менеджмента.

Различные виды нематериального  стимулирования существуют разрозненно, нельзя сказать о действии единой системы нематериального стимулирования. Поэтому основным направлением совершенствования нематериального стимулирования на предприятиях должно стать создание единой системы нематериального стимулирования. Основными этапами создания такой системы должны стать:

1. управленческая подготовка и переподготовка руководства организации;

2. создание программы социальной политики организации, организация культурно-массовых и спортивных мероприятий, дополнительного обучения;

3. создание подсистемы морального стимулирования.

Говоря об использовании  социально-психологических методов стимулирования персонала, необходимо отметить, что очень важным условием успешности такой стратегии стимулирования служит открытость и доверительность в отношениях между руководством и работниками: постоянное и точное информирование о производственно-экономической ситуации, складывающейся на предприятии, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации. Кроме того, предприятию необходимо больше уделять внимания информированности работников касательно того, какие преимущества, помимо заработной платы, они могут получать. Это можно делать с помощью собраний, совещаний работников. Это должно порождать интерес к делам компании, интерес к информации, выходящий за пределы рабочего места, отсюда возникновение мышления и деятельности с позиции интересов предприятия. Следовательно, требуется усовершенствование применения социально-психологических методов и концепций управления персоналом на исследуемых предприятиях. Можно выделить три основных направления усовершенствования использования социально- психологических методов в мотивации персонала:

- поддержание благоприятного климата в коллективе;

- развитие системы управления конфликтами;

- формирование и развитие организационной культуры.

Комфорт и психологический  климат – это обстановка, когда все заняты интересным для себя делом, каждый знает свое место в иерархии организации и доволен им, когда компетенции сотрудников не пересекаются и, следовательно, не возникают острые разногласия, в организации существует атмосфера взаимопомощи.

Нормальный психологический  климат не создастся в один день, он требует огромных усилий. Нарушить его может любая мелочь, поэтому  его надо постоянно поддерживать.

Управленческому персоналу  при развитии системы управления конфликтами особенно важно ориентироваться на то, что, несмотря на неизбежность конфликтов, необходимо стремиться избегать деструктивных конфликтов. [7, С.28-32]

Основные методы формирования и поддержания организационной  культуры, которые могут быть использованы.

Поведение руководителя. Безусловно, руководителю следует начать с себя. Давно доказано, что люди лучше всего усваивают новые для себя образцы поведения через подражание. Руководитель должен стать примером, ролевой моделью, показывая пример такого отношения к делу, такого поведения, которые предполагается закрепить и развить у подчиненных.

Заявления, призывы, декларации руководства. Нельзя забывать, что для  закрепления желательных трудовых ценностей и образцов поведения  большое значение имеет обращение  не только к разуму, но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников: "Мы должны стать первыми!"; "Высочайшее качество - это залог нашей победы над конкурентами!"; "Этот год станет переломным для нашей организации".

Обучение персонала. Обучение и повышение квалификации персонала  призвано не только передавать работникам необходимые знания и развивать у них профессиональные навыки, но обучение является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации и разъяснения того, какое поведение организация ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, подкрепляться, приветствоваться.

Развитие системы мотивации  в соответствии с потребностями  работников. Принципы построения системы  мотивации и ее основная направленность должны поддерживать именно то поведение, именно то отношение к делу, те нормы поведения и рабочие результаты, в которых находят наиболее полное выражение содержание и основная направленность работы, культивируемой и поддерживаемой руководством. Непоследовательность и расхождение слова и дела здесь недопустимы, поскольку даже однократное нарушение установленных принципов стимулирования сразу вызовет резкое падение доверия к политике, проводимой руководством.

Критерии отбора в  организацию. Каких работников мы хотим  видеть в организации: профессионалов, обладающих необходимыми знаниями и опытом, или же для нас не меньшее значение имеет способность нового работника принять ценности и нормы поведения, уже сложившиеся в ядро ее организационной культуры.

Поддержание организационной культуры в процессе реализации основных управленческих функций. Значительное влияние на организационную культуру оказывает то, какое поведение персонала поддерживается, а какое угнетается при сложившейся практике управления. Очень важно, чтобы руководство поощряло самостоятельность и инициативу со стороны подчиненных.

Организационные традиции и порядки. Организационная культура закрепляется и транслируется в  традициях и порядках, действующих  в организации. При этом на организационную культуру могут повлиять даже разовые отступления от установленного (или декларируемого) порядка. К примеру, если вдруг по каким-то причинам руководство один-другой раз не смогло провести ежемесячное подведение итогов работы с поздравлением и награждением лучших работников, это не только нарушает установленные правила, но и показывает неготовность руководства разделять декларируемые ценности, что, естественно, снижает энтузиазм и желание персонала "выкладываться" на работе.

Для многих сильным мотиватором  становится принадлежность к команде. Часто этот фактор не только удерживает сотрудников от поиска новой работы, но и формирует его стремление повысить эффективность. Здесь можно выделить несколько инструментов.

  1. Создание сплоченной команды. Например для работников можно организовывать экстрим-игры, соревнования на природе. Как показывает практика, люди начинают ради победы делиться на лидеров и исполнителей вне зависимости от должности, начинают изобретать пути решения поставленных задач. У сотрудников, кроме незабываемых ощущений, появляются новые крепкие контакты.
  2. Формирование механизмов двусторонней связи внутри компании. Работнику необходимо дать почувствовать, что компания прислушивается к его мнению, ценит идеи и предложения. Обратная связь должна быть усилена. Проблемой предприятия является то, что работники часто узнают только об отрицательных результатах своей работы. В таких случаях люди часто перестают реагировать на критическую обратную связь. Однако, если чередовать отрицательную и положительную критику, то информация о неудачах будет воспринята вполне. Важно, чтобы обратная связь была правдивой, точной, подробной и осуществлялась незамедлительно. Сообщение о плохом выполнении работы только демотивирует работника. Если же указать, что именно было сделано неправильно, почему это случилось, как исправить ситуацию, и при этом не забыть затронуть положительные аспекты работы, эффективность такой обратной связи, несомненно, возрастет. Она может быть еще и выше, если работник выяснит эти вопросы сам.
  3. Общепринятым механизмом сплочения коллектива являются корпоративные мероприятия. Неплохим вариантом могла бы стать организация «Дня предприятия».

К этому празднику  можно было бы приурочить вручение наград, премий, памятных подарков-символов, подвести итоги конкурса на лучшего  работника организации, лучшую бригаду и т.д. Руководители к этому дню могут приурочить подведение итогов деятельности за год: выступить с докладами, рассказать о целях и задачах, выслушать предложения сотрудников.

По сути дела, речь в  предложенных методах идет о том, какими должны быть философия и практика управления и на что следует обратить внимание руководства для поддержания желательной организационной культуры.

Понимание роли и значения организационной культуры для успеха в реализации не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических целей и умение выстраивать, «выращивать», формировать желательную организационную культуру, является важнейшим условием успешных организационных изменений.

Следующее направление  улучшения мотивации - совершенствование  организации труда - содержит постановку целей, применение гибких графиков, улучшение условий труда.

Грамотная постановка целей  повышает эффективность работы, задает рациональную технологию ее достижения и исключает возможные ошибки. Сотрудник, которому указаны его задачи на некоторый промежуток времени, пребывает в состоянии определенности и психологического комфорта. Корректно поставленная цель должна быть амбициозной, достижимой, измеримой и ограниченной по срокам.

В свою очередь, чтобы  быть понятым, при формулировании распоряжений надо соблюсти ряд условий:

- обеспечить единство профессионального языка;

- учитывать уровень интеллекта и обшей культуры исполнителя;

- обеспечить полноту информации;

- добиваться четких и ясных формулировок;

- сконцентрировать внимание исполнителя на том, что вы ему говорите.

Другим фактором, который, безусловно, оказывает сильное влияние  на эффективность труда работников, являются условия труда, в которых  приходится работать сотруднику.

Поэтому устранение физического  и морального дискомфорта должно стать первоочередной задачей для руководства. Для устранения физического дискомфорта руководству можно порекомендовать ежемесячно инвестировать небольшие суммы денег в улучшение условий труда, и это инвестирование должно вполне окупаться, так как благоприятная обстановка, безусловно, повышает производительность труда.

По мере развития общества значение предложенных выше мероприятий  для потенциальных работников будет  усиливаться, что диктует необходимость  комплексного подхода к организации  мотивации труда.

Подводя итоги главы, отметим, что у людей повышается мотивированность, если они имеют четкое представление о задаче, соответствуют требованиям работы, получают поддержку коллектива, возможность обучения, руководитель оказывает им помощь, проявляет интерес и уважение к их личности, предоставляет право действовать самостоятельно, успехи получают должное признание, применяются различные стимулы, и не только экономические.

Одно лишь экономическое  стимулирование далеко не всегда делает тот или иной труд привлекательным для человека. Так как отношение к труду определяется, помимо прочего, совокупностью нравственных и психологических установок, которыми руководствуется работник, механизм его взаимодействия с условиями труда и жизни гораздо сложнее и не ограничивается лишь материальной стороной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современной России руководители организаций все в большей  степени склоняются к применению научных принципов управления компаниями, управления коллективом компаний. В  результате в рамках управления персоналом одной из важных задач является разработка эффективной системы стимулирования труда работников.

На практике достаточно сложной  оказывается разработка системы  стимулирования персонала организаций, которая учитывала бы как интересы собственника, так и конкретного работника, в наибольшей степени обеспечивая эффективное сотрудничество руководителя и работника.

Главной производительной силой в  любом виде деятельности является человек, его способности и желание  качественно выполнять работу. Поэтому очень важно обеспечивать такие условия, в которых человек не только мог, но и хотел бы работать. Чтобы правильно развивать и направлять активность людей, необходимо знать их основные жизненные принципы, уровень духовных и материальных потребностей. Психологическая склонность работника к тому или иному виду труда, сознательное отношение к нему – важнейшие факторы повышения производительности труда, его качества и удовлетворенности работника своим трудом. Мотивация к труду играет при этом ключевую роль.

Одно лишь экономическое  стимулирование далеко не всегда делает тот или иной труд привлекательным  для человека. Так как отношение  к труду определяется, помимо прочего, совокупностью нравственных и психологических  установок, которыми руководствуется  работник, механизм его взаимодействия с условиями труда и жизни гораздо сложнее и не ограничивается лишь материальной стороной.

Наряду с экономическим  и социальным воздействием на мотивацию  работников к труду, имеет место  психологическое воздействие. Лишь тогда человек органично и комфортно будет чувствовать себя в коллективе сотрудников, то есть людей, объединенных общей целью, схожими мотивами.

Люди по-разному реагируют  на воздействие различных факторов в процессе труда, избирательно к  ним относятся. И чем духовно богаче и психологически сложнее человек, тем большую роль играет его избирательность, тем большие требования он предъявляет к условиям труда и его организации. Все это обуславливает необходимость учитывать психологическую сторону трудовых отношений.

Информация о работе Неэкономические методы управления предприятием