Содержание
Введение………………………………………………………………………....3
1. Теоретические
основы немецкой модели корпоративного
управления
1.1. перекрестное владение акциями
и роль банков……………………….....5
1.2. двухуровневый совет директоров
………………………………………...7
1.3. ко-детерминация…………………………………………………………….8
2.Анализ законов
и принципов управления в Германии
2.1.Законодательная база немецкой
модели менеджмента………………....10
2.2. Требования к раскрытию информации
в немецкой модели …………...10
2.3.Действия корпорации, требующие
одобрения акционеров……………..11
2.4.Анализ преимуществ и недостатков………………………………………13
3. Практика немецких
компаний
3.1. Враждебные поглощения………………………………………………...…14
3.2. Практические рекомендации
по решению поставленных проблем……..17
Заключение…………………………………………………………………..….18
Введение
Структура управления корпорацией
(акционерным обществом) в конкретной
стране определяется несколькими факторами:
законодательством и различными нормативными
актами, регулирующими права и обязанности
всех участвующих сторон; фактически сложившейся
структурой управления в данной стране;
уставом каждого акционерного общества.
Несмотря на то, что положения системы
управления могут быть разными у различных
акционерных обществ, многие факторы "де-факто"
и "де-юре"( на «практике» и по «закону»)
оказывают на них практически одинаковое
влияние. Поэтому, возможно сформулировать
определение типовой "модели" управления
акционерным обществом в различных странах.
В каждой стране структура управления
акционерными обществами имеет определенные
характеристики и составляющие элементы,
которые отличают ее от структур других
стран.
На настоящий момент исследователи
выделяют три основных модели управления
акционерными обществами на развитых
рынках капитала:
- англо-американская модель,
- японская модель и
- немецкая модель.
Основные признаки или элементы
каждой модели это:
- ключевые участники акционерного
общества или корпорации;
- структура владения акциями
в конкретной модели;
- состав совета директоров
(или советов – в немецкой модели);
- законодательные рамки;
- требования к раскрытию информации
для корпораций, включенных в листинг;
- корпоративные действия, требующие
одобрения акционеров;
- механизм взаимодействия между
ключевыми участниками.
При этом необходимо понимать,
что нельзя просто взять одну из моделей
и применять ее в другой стране. Процесс
формирования определенной модели управления
динамичный: структура корпоративного
управления всегда отвечает условиям
и особенностям конкретной страны.
Германская или иначе, континентальная
модель корпоративного управления, характерна
для стран Западной (Германия, Австрия,
Швейцария, Нидерланды) и Северной Европы
(Скандинавские страны). Эта же модель
функционирует в части компаний во Франции
(около 20% компаний) и в Бельгии. Она использовалась
при построении систем корпоративного
управления для большинства постсоциалистических
стран Центральной и Восточной Европы.
На сегодняшний день для немецких
компаний актуальны следующие проблемы:
1. Распространение рынка капитала
заставляет немецкие корпорации пересматривать
свою политику, в частности, они вынуждены
принимать существующие общие стандарты
финансовой отчетности стран при входе
на их рынки. Например: стандарты финансовой
отчетности США обеспечивают большую
открытость по сравнению с немецкими,
поэтому компаниям приходится отчитываться
об имеющихся убытках, которые можно было
бы скрыть, применяя немецкие принципы
бухгалтерского учета.
2. Бегство немецких компаний
(в основном средних по размеру) заграницу.
Среди причин такого бегства особенно
выделяют их стремление уйти от германской
системы участия работников в управлении
компанией.
3. Сложность осуществления
инвестиций из-за невысокой степени информационной
прозрачности.
4. Наличие препятствий для участия
акционеров в делах корпорации. Тому виной
узаконенные ограничения права голоса
и невозможность голосования по почте:
акционеру нужно либо присутствовать
лично, либо быть представленным своим
банком-депозитарием.
- Теоретические основы
немецкой модели
корпоративного управления
Теоретические истоки немецкой
модели менеджмента относятся к началу
прошлого столетия. Ее родоначальником
следует считать выдающегося ученого,
социолога и экономиста Маркса Вебера(1864-1920).
М.Вебер был в первую очередь ученым-социологом,
ряд его исследований имел прямое отношение
к экономике, менеджменту и бизнесу.
М.Вебером формулировались
условия реализации предложенной им концепции:
Должности организуются в иерархическую
структуру в соответствии с формальными
полномочиями.
Отбор и продвижение сотрудников
по службе осуществляется в соответствии с их квалификацией.
Все административные (управленческие)
акты и решения оформляются в письменном
виде.
Менеджеры – наемные сотрудники;
они работают только в интересах самой организации, а не в интересах
отдельных персон и групп.
Менеджеры работают в соответствии с четкими
правилами и процедурами.
Рациональность. Все принимаемые
решения должны вести прямо к выполнению задач организации.
Большинство немецких корпораций
предпочитает банковское финансирование
акционерному, поэтому капитализация
фондового рынка невелика по сравнению
с мощью немецкой экономики. Процент индивидуальных
акционеров в Германии низок, что отражает
общий консерватизм инвестиционной политики
страны.
Система корпоративного управления
в Германии часто характеризуется как
закрытая, инсайдерская, основанная на
банках, в отличие от открытой, аутсайдерской,
основанной на рынках англо-американской
модели.
Основные элементы немецкой системы корпоративного
управления изображены на рис. 1.
Рис.1
К ним относятся:
- во-первых, перекрестное владение
акциями, в котором центральную роль играют
банки и страховые компании;
- во-вторых, высокий уровень
концентрации владения акциями;
- в-третьих, двухуровневая система
совета директоров;
- в-четвертых, система ко-детерминации.
Кроме этого данная система
характеризуется относительно слабой
ориентацией на роль фондовых рынков и
акционерную стоимость в корпоративном
управлении.
1.1.Перекрестное владение
акциями и роль банков
Большинство корпораций Германии
являются частью гигантской сети перекрестного
(взаимного) владения акциями, в которой
центральное место занимают банки и страховые
компании
(рис.2).
Более половины всех акций немецких
компаний принадлежат другим нефинансовым
корпорациям, банкам и страховым компаниям.
Основная цель перекрестного владения
— укрепление долгосрочных отношений
и взаимозависимости между различными
компаниями.
Исторически
германские банки, выступавшие в роли
андеррайтеров (англ. underwriter — гарант,
страхователь), часто приобретали акции компании
в большем количестве, чем могли разместить
среди инвесторов. Чем больше капиталa
хотела получить фирма от размещения акций
на бирже, тем выше была вероятность того,
что банк станет крупным держателем ее
акций и войдет в состав наблюдательного
совета (например, В 1990 г. три крупнейших немецких банка
("Deutsche Bank", "Dresdener Bank" и "Commerzbank")
входили в наблюдательные советы 85 из
100 крупнейших немецких корпораций).
Однако доминирующая роль банков
основана не столько на прямом владении
акциями компаний, сколько на системе
делегирования банкам права голосования
на собрании акционеров другими владельцами
акций.
В Германии многие инвесторы
хранят акции в банках на доверительном
хранении или же получают кредиты под
залог принадлежащих им акций. Одновременно
они поручают банку голосовать на собраниях
акционеров по этим акциям и даже рассматривают
участие банка в голосовании как одну
из предоставляемых банком услуг. Чем
более дисперсным (рассеянным) является
владение акциями корпораций, тем больше
акций концентрируется под контролем
банков и тем выше количество голосов,
получаемых банками в наблюда-
тельных советах корпораций.
Голосование по акциям, находящимся на
хранении в банках, является одной из основных
характеристик корпоративного управления
в немецкой модели, причем данная характеристика
в наибольшей мере выражена в крупнейших
немецких корпорациях. Голосование по
акциям, находящимся на доверительном
хранении, позволяет немецким банкам участвовать
в формировании наблюдательных советов
(верхний уровень двухуровневого совета
директоров) в большинстве компаний и,
таким образом, оказывать влияние на формирование
бизнес-стратегии корпораций и принятие
стратегических решений.
Согласно
немецкому законодательству, банки могут
голосовать по акциям на доверительном
хранении только в том случае, если они
получат письменное разрешение от владельца
акций. Владелец акции может дать банку
конкретные указания по голосованию, а
в случае их отсутствия банк может голосовать
по собственному усмотрению. Законодательство
разрешает банкам получать разрешение
голосовать по акциям на неограниченный
срок, но обязывает банки ежегодно уведомлять
владельцев акций о возможности отозвать
свое разрешение и выбрать другого представителя.
Кроме того, закон обязывает банки иметь
отдельное подразделение, которое бы разрабатывало
решения для голосования по акциям, находящимся
на хранении. Данное подразделение должно
быть отделено от других подразделений
банка, в особенности от подразделения,
отвечающего за выдачу кредитов корпорациям.
В Германии владение акциями
является высоко концентрированным.
1.2.Двухуровневый
совет директоров
В немецких корпорациях существует
двухуровневый совет директоров. Согласно
корпоративному законодательству Германии,
совет директоров компании, в которой
работает более 500 сотрудников, должен
состоять из наблюдательного совета (SupervisoryBoard,
Aufsichtsrat) и правления (совет менеджеров,
ManagementBoard).
В наблюдательном совете
может состоять, в зависимости
от величины компании, от 12 до 20 человек.
В компаниях с числом сотрудников
от 500 до 2 тыс. наблюдательный совет
на одну треть должен состоять
из представителей сотрудников
компании, а в компаниях с числом
сотрудников более 2 тыс.
человек — на 50%.
В табл. 3 представлены данные по составу
наблюдательных советов в крупных немецких
корпорациях.
Самой крупной категорией членов
совета являются сотрудники предприятия,
которые, в среднем, занимают 22,15% мест
в совете. Второй по величине категорией
являются представители других компаний
(19,85%), затем идут представители профсоюзов
(14,5%), банкиры (8,2%), консультанты (6,75) и представители
государственных органов (6,6%).
Наблюдательный
совет ("Aufsichtsrat") осуществляет функции контроля за хозяйственной
деятельностью компании. Он формируется
из представителей акционеров и служащих
компании. Помимо этих двух групп в наблюдательный
совет могут также входить представители
банков и предприятий, имеющих тесные
деловые связи с данной компанией. Высокое
представительство служащих компании
в наблюдательном совете, доля которых
доходит до 50% мест, является отличительной
чертой немецкой системы формирования
наблюдательного совета.
Во избежание конфликтов интересов между
акционерами и служащими, представленными
в наблюдательном совете, каждая из этих
сторон имеет право вето в отношении избрания
представителей противоположной группы.
В число представителей работников
в наблюдательном совете могут входить:
один руководящий (высший) служащий и два
(при 12 и 16 членах совета) или три (при 20
членах совета) представителя профсоюза,
как правило, не работающих в данной компании.
Руководящий служащий избирается в наблюдательный
совет всеми служащими, а представители
профсоюзов - всеми работниками по предложению
соответствующего профсоюза. Остальные
представители работающих являются рабочими
и служащими пропорционально их доле в
коллективе предприятия и избираются
соответственно всеми рабочими или всеми
служащими. Для очень крупных компаний
данным Законом предусмотрена возможность
избрания членов наблюдательного совета
от работающих через выборщиков, которые
выбираются коллективом предприятия из
расчета один выборщик от каждых 60 работников.
Максимальное количество членов
наблюдательного совета германской корпорации
зависит от размеров ее уставного капитала
и колеблется от 9 (до 1 500 000 евро) до 21 человека
(свыше 10 000 000 евро). При этом минимальное
число членов - 3, а общая численность совета
должна быть делимой на 3 [13, с. 311]. Члены
наблюдательного совета могут быть назначены
на срок не более чем 4 года, не считая год,
в котором начинается срок полномочий.
Закон не допускает участия членов наблюдательного
совета в правлении компании.
По данным 2002 года, в крупных
немецких корпорациях основными категориями
членов наблюдательных советов являлись
представители рядовых сотрудников (22,15%),
представители других компаний (19,85%), представители
профсоюзов (14,5%), представители банков
(8,2%), консультанты (6,75%) и представители
государственных органов (6,6%) [1, с. 5].