Председатель наблюдательного
совета по Закону от 1976 года избирается
всеми членами совета из их числа большинством
в две трети голосов (Закон от 1965 года закрепляет
установление порядка избрания председателя
за уставом). Если никто не получает указанного
количества голосов, то председателя избирают
представители акционеров. Кроме того,
к председателю в обязательном порядке
избирается, по крайней мере, один заместитель.
Председатель организует работу наблюдательного
совета и в случае равенства голосов при
голосовании по вопросам повестки дня
имеет право решающего (двойного) голоса.
Главной задачей наблюдательного совета
является подбор членов правления, контроль
их работы, устанавливает размер их заработной
платы и может досрочно прекращать их
полномочия. Самим членам наблюдательного
совета запрещено выполнять функции менеджеров
в компании. Круг решения вопросов стратегического
значения, отнесенных к компетенции наблюдательного
совета, четко очерчен и включает вопросы
приобретения других компаний, продажи
части активов или ликвидации предприятия,
рассмотрение и утверждение годовых балансов
и отчетов, крупных сделок и размера дивидендов.
Решения наблюдательного совета принимаются
голосованием большинством в три четверти
голосов.
Правление ("Vorstand") формируется
из менеджмента компании. Правление может
состоять из одного или нескольких лиц.
В обществах, уставный капитал которых
превышает 3 млн евро, правление должно
состоять не менее чем из двух лиц, если
устав не устанавливает, что правление
состоит из одного лица. На правление возлагается
задача непосредственного хозяйственного
руководства компанией, ответственность
за результаты ее деятельности, его председатель
(спикер) является генеральным директором
компании.
Члены правления назначаются на срок,
не превышающий 5 лет, с возможностью повторного
назначения или продления срока полномочий,
но не более чем на 5 лет. Наблюдательный
совет вправе отозвать члена правления,
но только при наличии серьезных оснований.
Если правление состоит из нескольких
лиц, то его члены правомочны вести дела
только совместно, то есть правление в
этом случае является коллегиальным исполнительным
органом. Кворум для заседаний правления
- не менее половины членов.
Наблюдательный совет может назначить
одного из членов правления его председателем
(der Sprecher - спикер, диктор), который представляет
исполнительный орган во взаимоотношениях
с властями, общественностью, прессой
по вопросам, касающимся как компании
в целом, так и отдельных сторон ее деятельности.
Он также представляет правление в его
взаимоотношениях с наблюдательным советом.
В заседаниях правления он председательствует,
определяет порядок рассмотрения вопросов
повестки дня и процедуру голосования.
Каждый член правления имеет один голос,
решение считается принятым, если за него
проголосовало большинство членов правления.
При равенстве голосов председатель имеет
право решающего голоса. И хотя по закону
все члены правления равны между собой,
на практике часто получается, что председатель
становится даже не «первым среди равных»,
а неким аналогом американского главного
управляющего, приобретает всю полноту
власти в компании.
Как правило, у каждого члена правления
есть определенный круг обязанностей,
но даже при этом они обязаны обладать
всем объемом информации о состоянии дел
в корпорации. Деятельность членов правления
контролирует и оценивает ее эффективность
само правление. Членам правления, не справляющимся
со своими обязанностями, правление рекомендует
уйти в добровольную отставку (обычно
на весьма выгодных условиях), но принудительно
отправить члена правления в отставку
может только наблюдательный совет и только
по веским основаниям: серьезное нарушение
обязанностей, явная неспособность выполнять
свои обязанности или выражение недоверия
общим собранием акционеров.
Членам правления запрещено заниматься
какой-либо коммерческой деятельностью
помимо основной работы, а также участвовать
в органах управления других компаний
без согласия наблюдательного совета.
Отношения между наблюдательным
советом и правлением могут принимать
различные формы, в зависимости от положений
устава компании.
Исследователи выделяют четыре
вида взаимоотношений между двумя уровнями
совета директоров. Примерно в 15% компаний
существует так называемый доминирующий
наблюдательный совет, в котором представители
капитала, являясь большинством, выбирают
председателя. Доминирующий совет составляет
для правления список решений, которые
требуют в обязательном порядке одобрения
наблюдательного совета. Подобные наблюдательные
советы осуществляют полный контроль
над правлением.
Приблизительно в
20% компаний существует контролирующий
наблюдательный совет, в котором доминируют
акционеры. Контролирующий совет воздерживается
от определения списка решений, требующих
обязательного одобрения советом, и контролирует
работу правления только по результатам
деятельности.
Примерно в 35% компаний
в наблюдательном совете преобладают
сотрудники компании. Такой совет составляет
для правления детальный список управленческих
решений, требующих обязательного одобрения
наблюдательным советом.
Консультативный
наблюдательный совет, в котором доминируют
сотрудники компании, существует примерно
в 30% корпораций. Он ограничивается только
консультативной ролью по отношению к
правлению.
Общее собрание акционеров
- высший орган корпоративного управления
в Германии. Оно созывается по общему правилу
один раз в год, но может созываться и чаще,
когда этого требуют интересы общества.
К его компетенции относится принятие
решений по важнейшим вопросам деятельности
акционерного общества: назначение членов
наблюдательного совета (за исключением
членов, избираемых как представителей
работников общества); об использовании
балансовой прибыли; об одобрении работы
членов правления и наблюдательного совета;
о назначении аудитора общества; об изменениях
устава; о мерах по привлечению капитала
и уменьшению капитала; о проведении проверки
мер, предпринятых при создании общества
или при ведении дел; о прекращении общества.
Решения по вопросам, касающимся ведения
дел, общее собрание может принимать, только
если этого требует правление. Решения
принимаются большинством голосов, кроме
ряда вопросов, принимаемых большинством
в три четверти голосов (например, решения
об основном капитале).
1.3. Ко-детерминация
Уникальной чертой немецкой
системы корпоративного управления является
ко-детерминация, а именно — участие сотрудников
в управлении компанией. Система ко-детерминации
состоит из двух элементов.
- Во-первых,
на уровне отдельных предприятий (5 и более
человек) сотрудники имеют право учредить
«рабочий совет», количество членов которого
пропорционально размеру предприятия.
Согласно законодательству, на каждые
300 сотрудников один член «рабочего совета»
может быть освобожденным от выполнения
производственных функций, но с сохранением
зарплаты. В среднем существование «рабочих
советов» обходилось работодателям в
2000 г. в 440 немецких марок в год на сотрудника
компании.
Рабочий совет участвует в согласовании
зарплаты, бонусов, продолжительности
отпусков, распределении рабочих по сменам,
увольнении, оценке, внедрении новых методов
работы, рационализации и других подобных
вопросах. Рабочие советы существуют на
39,5% всех частных компаний.
- Во-вторых, согласно немецкому законодательству,
в компаниях с числом сотрудников более
500 представителям коллектива должна принадлежать
одна треть мест в наблюдательном совете.
В компаниях с числом сотрудников более
2 тыс. человек половина мест в наблюдательном
совете зарезервирована за выборными
представителями сотрудников компании.
Более того, согласно закону 1951 г., на предприятиях
угольной и металлургической промышленности
представители труда и капитала должны
иметь одинаковые доли в совете директоров.
На предприятиях частного сектора выборные
представители сотрудников входят в наблюдательный
совет 24,5% всех компаний.
Следует
отметить, что в настоящее время система
ко-детерминации не подвергается сомнению
со стороны немецких работодателей. Более
того, критика системы ко-детерминации
является практически табу в немецком
обществе.
Основной
вопрос относительно немецкой модели
корпоративного управления: способна
ли немецкая модель финансировать новые
инновационные фирмы?
Включение
сотрудников компании в наблюдательный
совет и предоставление им реального права
участия в управлении фирмой является
специфической для немецкой модели корпоративного
управления формой мотивации инновационной
деятельности в немецких компаниях. На
человеческий капитал распространяются
основные закономерности, применимые
и к другим видам капитала. Для того чтобы
мотивировать сотрудников компании «инвестировать»
в развитие навыков и экспертизы, применимой
только внутри данной фирмы, необходимо
защитить подобные инвестиции, предоставив
сотрудникам право участия в управлении
фирмой.
Согласно научным исследованиям,
система ко-детерминации положительно
влияет на производительность труда, хотя
и снижает прибыльность компании для акционеров.
Исследователи также пришли
к выводу, что ко-детерминация положительно
влияет на продуктовую инновацию немецких
компаний.
- Анализ законов и принципов
управления в Германии
2.1. Законодательная
база немецкой модели
В Германии существуют сильные
федеральные традиции. Федеральные и местные
(земельные) законы оказывают влияние
на структуру управления акционерными
обществами. Федеральные законы включают
в себя законы об акционерных обществах,
законы о фондовых биржах, коммерческие
законы, а также перечисленные выше законы
о составе наблюдательных советов. Однако,
регулирование деятельности бирж является
прерогативой местной власти. Федеральное
агентство по ценным бумагам было создано
в 1995 г. Оно и допол-
нило недостающий элемент немецкого
законодательства.
2.2.Требования к раскрытию
информации в немецкой модели
В Германии разработаны достаточно
строгие правила раскрытия информации,
но менее жесткие, чем в США. Корпорации
должны предоставлять в годовом отчете
или на общих собраниях разнообразную
информацию, включая финансовую (каждое
полугодие), данные о структуре капитала,
ограниченную информацию о каждом кандидате
в наблюдательный совет (с указанием имени
и фамилии, адреса, места работы и занимаемой
должности), совокупную информацию о вознаграждениях,
выплачиваемых членам Правления и наблюдательного
совета, данные об акционерах, владеющих
более 5% акций корпорации; информацию
о возможном слиянии или реорганизации;
предлагаемые поправки к Уставу; а также
имена лиц или название корпораций, приглашаемых
для аудиторской проверки.
Правила раскрытия информации
в Германии отличаются от принятых в США.
Например, финансовая информация сообщается
раз в полгода, а не ежеквартально, как
в США, предоставляются совокупные данные
о вознаграждении директорам и менеджерам,
в отличии от индивидуальных сведений
в США, не сообщаются сведения о членах
наблюдательного совета и их владении
акциями корпорации. Кроме того, существуют
заметные различия между немецкими и американскими
стандартами бухгалтерской отчетности.
Основное отличие немецкой
системы финансовой отчетности состоит
в том, что немецким корпорациям разрешается
иметь значительную нераспределенную
прибыль, что позволяет корпорациям занижать
свою стоимость.
2.3. Действия корпорации,
требующие одобрения акционеров,
в немецкой модели
Действия корпорации, требующие
одобрения акционеров – это распределение
чистого дохода (выплата дивидендов, использование
средств), ратификация решений правления
и наблюдательного совета за прошедший
финансовый год, выборы наблюдательного
совета, назначение аудиторов.
Утверждение решений исполнительного
совета (правления) и наблюдательного
совета по существу означает "печать
одобрения" или "вотум доверия".
Если акционеры хотят предпринять какие-либо
юридические акции против отдельных членов
или против Совета в целом, они откажутся
от ратификации решений совета за прошедший
год.
В отличие от англо-американской
и японской моделей акционеры не имеют
права изменять численность или состав
наблюдательного совета. Размер и состав
совета устанавливаются законом.
Другими действиями, также требующими
одобрения акционеров, являются: решение
об осуществлении затрат (что автоматически
признает преимущественные права, если
только не отклоняется акционерами), сотрудничество
с филиалами, поправки и изменения к Уставу
(например, изменение утвержденного вида
деятельности), повышение верхнего предела
вознаграждения членам Наблюдательного
совета. Внеочередные действия, требующие
одобрения акционеров – это слияние, покупка
контрольного пакета акций и реорганизация.
В Германии предложения акционеров
– это обычное дело. После оглашения повестки
дня ежегодного общего собрания акционеры
могут подать в письменной форме предложения
двух типов: контрпредложение, т. е. противоречащее
предложению правления и / или наблюдательного
совета, включенному в повестку дня. Оно
может касаться увеличения или уменьшения
размера дивидендов или, например, представлять
альтернативную кандидатуру в наблюдательный
совет. Предложение акционеров может содержать
дополнение к повестке дня. Примеры предложений
акционеров: альтернативные кандидатуры
в наблюдательный совет, проведение специального
расследования или проверки, требование
отменить ограничения на право голосования,
рекомендации по изменению структуры
капитала.
Если эти предложения удовлетворяют
всем установленным требованиям, корпорация
должна объявить о них и известить акционеров
до начала собрания.
- Анализ преимуществ
и недостатков
Немецкой модели
корпоративного управления
Основными достоинствами германской
модели принято считать реализуемый ею
принцип социального взаимодействия,
направленный на сбалансирование интересов
всех участников корпоративных отношений
(акционеров, трудовых коллективов, деловых
партнеров, государства), а также нацеленность
всех указанных сторон на достижение долгосрочных
целей, максимизацию устойчивости корпораций
и стабильности межкорпоративных связей.
По данным опросов Института немецкой
экономики, более 70% работодателей и членов
советов предприятий оценивают сотрудничество
между собой как «хорошее» и «очень хорошее».