Обеспечение безопасных условий труда как функция управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение организации безопасных условий труда на предприятии; выявление норм охраны труда, процессов ее совершенствования; организационных норм, принятых на СП ООО «Трайпл-техно» по охране труда.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
•рассмотреть теоретические аспекты безопасных условий труда на предприятии;
•изучить последствия от производственного травматизма и порядок их возмещения нанимателем;
•дать характеристики нормативно-правовой базе обеспечения безопасных условий труда;
•оценить значение службы обеспечения безопасных условий труда на предприятии;
•рассмотреть инструменты обеспечения безопасных условий труда на предприятии;
•проанализировать организацию безопасных условий труда на СП ООО «Трайпл-техно».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………… 5
1.1. Необходимость обеспечения безопасных условий труда на предприятии............................................................................................................ 5
1.2. Виды условий труда на предприятии……………………………………. 6
1.3. Последствия от производственного травматизма…………………......... 21
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………….. 29
2.1. Нормативно-правовое обеспечение безопасных условий труда на предприятии…………………………………………………………………...... 29
2.Служба обеспечения безопасных условий труда на предприятии…………………………………………………………………….. 37
3.Обучение и инструктаж как важнейшие инструменты обеспечения безопасных условий труда на предприятии…………………………………. 47
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ СП ООО «ТРАЙПЛ-ТЕХНО»……………………………………………………… 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 65

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо принятие соответствующих  решений на всех уровнях управления и, прежде всего, повышения уровня организации  охраны труда непосредственно на предприятиях и в организациях, обеспечения их необходимыми нормативными правовыми актами по вопросам охраны труда, создания соответствующих служб.

Основные направления  совершенствования государственной  политики в области охраны труда, включая подготовку законодательных и иных нормативных правовых актов, предусмотрены Концепцией государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2001 г. № 28.

В Концепции  определены цель, основные принципы и  направления государственной политики в области охраны труда, уровни государственного управления охраной труда, основные функции органов государственного управления по данному вопросу и  меры по реализации этого документа.

В соответствии с Концепцией государственное управление охраной труда на региональном уровне возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы. Они, исходя из принципов и основных направлений  государственной политики в этой области, должны осуществлять разработку механизмов реализации государственной политики на уровне региона и совершенствование нормативной правовой базы, управление охраной труда на основе анализа состояния его условий. В круг названных задач входит также создание системы мониторинга по этим вопросам, разработка и финансирование программ по улучшению условий и охраны труда, организация решения проблемных вопросов безопасности и гигиены труда.

Наниматели как объекты  государственного управления охраной  труда должны обеспечивать выполнение требований трудоохранного законодательства, выполнять решения органов государственного управления охраной труда, принятые в пределах предоставленных им прав и полномочий.

<<<Постановлением  Совета Министров Республики  Беларусь от 9 марта 2000 г. № 309 «О некоторых мерах по организации охраны труда в Республике Беларусь»>>> предусмотрена разработка региональных целевых программ по улучшению условий и охраны труда на 2002-2005 гг. В целях оказания методической помощи местным исполнительным и распорядительным органам в подготовке названных программ постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 83 утверждены Рекомендации по разработке региональных программ по улучшению условий и охраны труда.

Основной задачей программ является формирование и осуществление в регионе местными исполнительными и распорядительными органами в пределах предоставленных прав и полномочий государственной политики в области охраны труда, в том числе по направлениям деятельности, предусмотренным <<<постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 507 «О мерах по обеспечению охраны труда и соблюдению законодательства о труде на предприятиях и в организациях республики»>>>  [14, c. 32].

По сфере  действия все нормы и правила по охране труда подразделяются на единые и отраслевые.

Единые нормы  и правила закрепляют одинаковые для всех отраслей хозяйства требования охраны труда. К ним относятся Строительные нормы и правила (СНиП), Санитарные правила и нормы (СанПиН), Правила устройства электроустановок (ПУЭ), Нормы радиационной безопасности (НРБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и др.

Отраслевые  нормы и правила действуют  в отдельной отрасли хозяйства  и содержат требования по охране труда, специфические только для данной отрасли.

Типовые инструкции разрабатываются научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими  институтами, предприятиями по указанию соответствующих министерств.

Инструкции, разрабатываемые  на каждом предприятии руководителями цехов, участков, отделений, в отличие от типовых, учитывают специфику каждого отдельного предприятия и его подразделения.

Стандарт - нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.

Установлены следующие  категории стандартов: ГОСТ - государственный стандарт;  РСТ - республиканский стандарт; СТП - стандарт предприятия.

Стандарты предприятий разрабатывают на предприятиях силами соответствующих специалистов, отделов, служб и согласовывают с профсоюзным комитетом предприятия.

В связи с  изложенным, можно сделать вывод, что основным принципом государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности. Однако осуществление государственной политики в области охраны труда сдерживается отсутствием основополагающего Закона об охране труда, который должен установить её основные принципы и направления.

 

2.2.  Служба обеспечения безопасных условий труда на предприятии

 

Для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят  должность специалиста по охране труда или создаёт соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.

Должности специалистов по охране труда в производственной сфере вводится нанимателями при  численности работающих свыше 100 человек, а в других отраслях -  свыше 200 человек. Решение о необходимости  создания службы охраны труда или  назначении специалиста с меньшей численностью работающих принимает наниматель. В случае невозможности выполнения указанных обязанностей работниками нанимателя он привлекает для проведения консультаций и дачи рекомендаций по безопасной организации труда соответствующих специалистов. При отсутствии службы и специалиста по охране труда соответствующие обязанности выполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку, либо одним из руководителей.

Постановлением  Министерства труда от 23 июля № 94 утверждены «Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях».

Структура и  состав службы устанавливается в  зависимости от численности работающих, характера и степени опасности  производства. Служба охраны труда  подчиняется непосредственно руководителю предприятия или его заместителю.

Типовое положение  о службе охраны труда утверждается Правительством РБ или уполномоченным им органом  [16, c. 62].

Согласно названному Типовому положению служба охраны труда  является самостоятельным структурным  подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или одному из его заместителей.

Основными задачами   службы охраны труда являются:

  • координация деятельности подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
  • совершенствование системы управления охраной труда;
  • внедрение передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда;
  • информирование и консультирование работников организации, в том числе его руководителя, по вопросам охраны труда;
  • обеспечение требований безопасности и гигиены труда;
  • соблюдение законодательства о труде и охране труда;
  • выполнение локальных нормативных актов по вопросам охраны труда.

На службу возлагаются  следующие функции:

  • анализ состояния условий и охраны труда, причин нарушения законодательства о труде и охране труда, производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;
  • разработка и осуществление мероприятий по функционированию и совершенствованию Системы управления охраной труда;
  • проведение измерений параметров опасных и вредных производственных факторов;
  • оценка травмоопасности станков, машин, механизмов, другого оборудования, организации производства работы и рабочих мест;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортатизации санитарно-технического состояния условий труда и охраны труда, сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;
  • проведение вместе с представителями соответствующих подразделений и с участием представителей по охране труда профсоюза или иного представительного органа работников, проверок условий труда, санитарно-бытового обеспечения работников, соблюдения требований охраны труда при проведении технологических процессов, эксплуатации зданий, сооружений; станков, машин, механизмов и другого  оборудования, транспортных средств, приспособлений, инструмента, средств коллективной и индивидуальной защиты;
  • участие в проведении технического надзора за строящимися и реконструируемыми зданиями, сооружениями; в приёмке в эксплуатацию оборудования, законченным строительством производственных объектов, административных и бытовых зданий;
  • подготовка с участием подразделений предложений по совершенствованию организации работы по обеспечению безопасных условий труда, их улучшению; по внедрению безопасных технологий, оборудования, материалов и веществ, более совершенных конструкций защитных и предохранительных устройств; выводу из эксплуатации травмоопасных, не соответствующих требованиям безопасности оборудования, приспособлений и инструментов;
  • разработка совместно с другими подразделениями программ, планов, мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предупреждения производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
  • оказание организационно-методической помощи подразделениям в подготовке перечней профессий и категорий работников, имеющих в соответствии с законодательством право на компенсации по условиям труда; в разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации, программ первичного инструктажа на рабочем месте; в составлении списков профессий и должностей, в соответствие с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры;
  • участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработке мероприятий по их профилактике, подготовке документов на выплату возмещения вреда;
  • разработка программ обучения по охране труда работников организации;
  • организация совместно с подразделениями проведения обучения и проверки знаний работников по охране труда;
  • подготовка статистической отчётности по охране и условиям труда по установленным Министерством статистики и анализа РБ формам;
  • ведение систематического учёта и хранение действующих в организации законодательных и иных нормативно-правовых актов и других документов организации по вопросам, относящимся к компетенции Службы;
  • доведение до сведения руководителей подразделений, должностных лиц и специалистов о вновь принятых законодательных и иных нормативно-правовых актах в области охраны труда;
  • организация и руководство работы кабинета охраны труда в соответствии с Типовым положением о кабинете охраны труда;
  • организация и проведение с участием подразделений работы по пропаганде вопросов охраны труда, передового опыта безопасного выполнения работ  [8, с. 58].

Для этих целей  проводятся выставки, школы передового опыта, семинары, совещания, курсовое обучение специалистов; используются уголки, информационные стенды по охране труда, стенные газеты, витрины, малотиражная печать, внутреннее радиовещание, телевидение и другие мероприятия и средства.

Работники службы охраны труда имеют право:

  • проводить в подразделениях проверки состояния условий и охраны труда, соблюдения законодательства о труде и охране, выполнения нормативных актов по охране труда;
  • запрашивать и получать от руководителей подразделений, других  должностных лиц необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства о труде и охране  труда;
  • приостанавливать эксплуатацию оборудования, транспортных средств, приспособлений, производство работ при выявлении нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работников до устранения нарушений;
  • требовать от руководителей подразделений, других должностных лиц отстранения от работы лиц, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда;
  • привлекать по согласованию с руководителем организации специалистов к проверкам состояния условий и охраны труда;
  • участвовать в подготовке управленческих решений по вопросам организации труда, технологического развития и совершенствования производства;
  • при выполнении своих обязанностей в любое время беспрепятственно посещать все производственные, вспомогательные и бытовые помещения, подразделения.

Руководитель  организации должен обеспечивать необходимые  условия для выполнения работниками Службы своих должностных обязанностей и реализации полномочий, предусмотренных настоящим Типовым положением, систематическое повышение их классификации. Для осуществления функций Службы организуется кабинет охраны труда, оснащённых в соответствии с Типовым положением о кабинете охране труда [8, с. 58].

Начальник отдела охраны труда составляет отчет о функционировании службы управления охраны труда на предприятии, в который также включает:

  • результаты аудитов службы управления охраной труда;
  • статистику микротравм, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, инцидентов, аварий;
  • изменения, которые могут повлиять на службы управления охраной труда (изменения законодательства в области охраны труда,  результаты проверок внешними организациями, др.);
  • предложения по улучшению.

Отчет составляется в  произвольной форме, с отражением приведенной в таблице методики оценки эффективности функционирования службы управления охраной труда  и предоставляется представителю высшего руководства до 25 числа последнего месяца текущего полугодия.

 

Методика оценки эффективности функционирования службы управления охраной труда

Показатель

Критерии оценки

Балл

Степень достижения целей по охране труда предприятия в целом

Количественное  значение цели (к.з.ц.) < 50 % – цель не достигнута;

0

к.з.ц. (50 – 74) % –  цель не полностью достигнута;

1

к.з.ц. (75 – 95) % –  цель в основном  достигнута;

к.з.ц. > 95 % –  цель полностью  достигнута

2

Степень достижения целей по охране труда отдельными подразделениями

к.з.ц. < 50 % –  цель не достигнута;

0

к.з.ц. (50 – 74) % –  цель не полностью достигнута;

1

к.з.ц. (75 – 95) % –  цель в основном  достигнута;

к.з.ц. > 95 % –  цель полностью  достигнута

2

Снижение числа  недопустимых рисков

Число недопустимых рисков в течение года осталось прежним – нет снижения рисков

0

Снижение за отчетный период 1 и более недопустимых рисков до допустимого уровня –  условное снижение рисков (случайное  снижение)

1

Повторение  факта снижения 1 и более условно  сниженных за предыдущий отчетный период недопустимых рисков до допустимого уровня – снижение рисков

2

Снижение дней нетрудоспособности от несчастных случаев  и заболеваемости

Число дней нетрудоспособности от НС, ПЗ и общей заболеваемости увеличилось более чем на 10 % по сравнению с предыдущим отчетным периодом

0

Число дней нетрудоспособности от НС, ПЗ и общей заболеваемости осталось прежним по сравнению с  предыдущим отчетным периодом

1

Число дней нетрудоспособности от НС, ПЗ и общей заболеваемости уменьшилось более чем на 10 % по сравнению с предыдущим отчетным периодом

2

Степень подготовленности персонала к предупреждению и  действиям в аварийных ситуациях

< 50 % от общего  числа проверенных работников  готовы к действиям в аварийных  ситуациях – низкая степень  готовности

0

(50 – 74) % от  общего числа проверенных работников  готовы к действиям в аварийных  ситуациях – средняя степень  готовности

1

(75 – 100) % от  общего числа проверенных работников  готовы к действиям в аварийных  ситуациях – высокая степень  готовности

2

Снижение количества несоответствий, выявленных внешними контролирующими органами по подразделениям

Зафиксировано абсолютное увеличение количества несоответствий по отношению к предыдущему отчетному  периоду на 1 и более

0

Количество  несоответствий по видам деятельности организации по сравнению с предыдущим отчетным периодом осталось таким же или уменьшилось не более чем на 5 %

1

Количество  несоответствий по видам деятельности организации по сравнению с предыдущим отчетным периодом уменьшилось более  чем на 5 %

2

Соответствие  предпринятых действий повторяемости  выявленных несоответствий

Наличие двух и  более одних и тех же повторяющихся  несоответствий одного вида за отчетный период – проведенные коррекции  и корректирующие действия неадекватны  и недостаточны

0

Наличие не более  одного повторяющегося несоответствия отдельного вида за отчетный период –  проведенные коррекции и корректирующие действия адекватны и достаточны

1

Отсутствие  повторяющихся несоответствий за отчетный период – предупреждающие действия адекватны, проводимая профилактическая работа удовлетворительная

2

Суммарный балл

 

(0 – 4) балла

Функционирование  не эффективно

(5 – 9) баллов

Низкая эффективность  функционирования

(10 – 14) баллов

Функционирование  эффективно 

Информация о работе Обеспечение безопасных условий труда как функция управления предприятием