Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 02:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение организации безопасных условий труда на предприятии; выявление норм охраны труда, процессов ее совершенствования; организационных норм, принятых на СП ООО «Трайпл-техно» по охране труда.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
•рассмотреть теоретические аспекты безопасных условий труда на предприятии;
•изучить последствия от производственного травматизма и порядок их возмещения нанимателем;
•дать характеристики нормативно-правовой базе обеспечения безопасных условий труда;
•оценить значение службы обеспечения безопасных условий труда на предприятии;
•рассмотреть инструменты обеспечения безопасных условий труда на предприятии;
•проанализировать организацию безопасных условий труда на СП ООО «Трайпл-техно».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………… 5
1.1. Необходимость обеспечения безопасных условий труда на предприятии............................................................................................................ 5
1.2. Виды условий труда на предприятии……………………………………. 6
1.3. Последствия от производственного травматизма…………………......... 21
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………….. 29
2.1. Нормативно-правовое обеспечение безопасных условий труда на предприятии…………………………………………………………………...... 29
2.Служба обеспечения безопасных условий труда на предприятии…………………………………………………………………….. 37
3.Обучение и инструктаж как важнейшие инструменты обеспечения безопасных условий труда на предприятии…………………………………. 47
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ СП ООО «ТРАЙПЛ-ТЕХНО»……………………………………………………… 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….. 65
Необходимо принятие соответствующих решений на всех уровнях управления и, прежде всего, повышения уровня организации охраны труда непосредственно на предприятиях и в организациях, обеспечения их необходимыми нормативными правовыми актами по вопросам охраны труда, создания соответствующих служб.
Основные направления
совершенствования
В Концепции
определены цель, основные принципы и
направления государственной
В соответствии с Концепцией государственное управление охраной труда на региональном уровне возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы. Они, исходя из принципов и основных направлений государственной политики в этой области, должны осуществлять разработку механизмов реализации государственной политики на уровне региона и совершенствование нормативной правовой базы, управление охраной труда на основе анализа состояния его условий. В круг названных задач входит также создание системы мониторинга по этим вопросам, разработка и финансирование программ по улучшению условий и охраны труда, организация решения проблемных вопросов безопасности и гигиены труда.
Наниматели как объекты государственного управления охраной труда должны обеспечивать выполнение требований трудоохранного законодательства, выполнять решения органов государственного управления охраной труда, принятые в пределах предоставленных им прав и полномочий.
<<<Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 марта 2000 г. № 309 «О некоторых мерах по организации охраны труда в Республике Беларусь»>>> предусмотрена разработка региональных целевых программ по улучшению условий и охраны труда на 2002-2005 гг. В целях оказания методической помощи местным исполнительным и распорядительным органам в подготовке названных программ постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № 83 утверждены Рекомендации по разработке региональных программ по улучшению условий и охраны труда.
Основной задачей программ является формирование и осуществление в регионе местными исполнительными и распорядительными органами в пределах предоставленных прав и полномочий государственной политики в области охраны труда, в том числе по направлениям деятельности, предусмотренным <<<постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 507 «О мерах по обеспечению охраны труда и соблюдению законодательства о труде на предприятиях и в организациях республики»>>> [14, c. 32].
По сфере действия все нормы и правила по охране труда подразделяются на единые и отраслевые.
Единые нормы и правила закрепляют одинаковые для всех отраслей хозяйства требования охраны труда. К ним относятся Строительные нормы и правила (СНиП), Санитарные правила и нормы (СанПиН), Правила устройства электроустановок (ПУЭ), Нормы радиационной безопасности (НРБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и др.
Отраслевые нормы и правила действуют в отдельной отрасли хозяйства и содержат требования по охране труда, специфические только для данной отрасли.
Типовые инструкции
разрабатываются научно-
Инструкции, разрабатываемые на каждом предприятии руководителями цехов, участков, отделений, в отличие от типовых, учитывают специфику каждого отдельного предприятия и его подразделения.
Стандарт - нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.
Установлены следующие категории стандартов: ГОСТ - государственный стандарт; РСТ - республиканский стандарт; СТП - стандарт предприятия.
Стандарты предприятий разрабатывают на предприятиях силами соответствующих специалистов, отделов, служб и согласовывают с профсоюзным комитетом предприятия.
В связи с изложенным, можно сделать вывод, что основным принципом государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам трудовой деятельности. Однако осуществление государственной политики в области охраны труда сдерживается отсутствием основополагающего Закона об охране труда, который должен установить её основные принципы и направления.
2.2. Служба обеспечения безопасных условий труда на предприятии
Для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создаёт соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.
Должности специалистов по охране труда в производственной сфере вводится нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в других отраслях - свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначении специалиста с меньшей численностью работающих принимает наниматель. В случае невозможности выполнения указанных обязанностей работниками нанимателя он привлекает для проведения консультаций и дачи рекомендаций по безопасной организации труда соответствующих специалистов. При отсутствии службы и специалиста по охране труда соответствующие обязанности выполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку, либо одним из руководителей.
Постановлением Министерства труда от 23 июля № 94 утверждены «Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях».
Структура и
состав службы устанавливается в
зависимости от численности работающих,
характера и степени опасности
производства. Служба охраны труда
подчиняется непосредственно
Типовое положение о службе охраны труда утверждается Правительством РБ или уполномоченным им органом [16, c. 62].
Согласно названному Типовому положению служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или одному из его заместителей.
Основными задачами службы охраны труда являются:
На службу возлагаются следующие функции:
Для этих целей проводятся выставки, школы передового опыта, семинары, совещания, курсовое обучение специалистов; используются уголки, информационные стенды по охране труда, стенные газеты, витрины, малотиражная печать, внутреннее радиовещание, телевидение и другие мероприятия и средства.
Работники службы охраны труда имеют право:
Руководитель организации должен обеспечивать необходимые условия для выполнения работниками Службы своих должностных обязанностей и реализации полномочий, предусмотренных настоящим Типовым положением, систематическое повышение их классификации. Для осуществления функций Службы организуется кабинет охраны труда, оснащённых в соответствии с Типовым положением о кабинете охране труда [8, с. 58].
Начальник отдела охраны труда составляет отчет о функционировании службы управления охраны труда на предприятии, в который также включает:
Отчет составляется в произвольной форме, с отражением приведенной в таблице методики оценки эффективности функционирования службы управления охраной труда и предоставляется представителю высшего руководства до 25 числа последнего месяца текущего полугодия.
Методика оценки эффективности функционирования службы управления охраной труда
Показатель |
Критерии оценки |
Балл |
Степень достижения целей по охране труда предприятия в целом |
Количественное значение цели (к.з.ц.) < 50 % – цель не достигнута; |
0 |
к.з.ц. (50 – 74) % – цель не полностью достигнута; |
1 | |
к.з.ц. (75 – 95) % – цель в основном достигнута; к.з.ц. > 95 % – цель полностью достигнута |
2 | |
Степень достижения целей по охране труда отдельными подразделениями |
к.з.ц. < 50 % – цель не достигнута; |
0 |
к.з.ц. (50 – 74) % – цель не полностью достигнута; |
1 | |
к.з.ц. (75 – 95) % – цель в основном достигнута; к.з.ц. > 95 % – цель полностью достигнута |
2 | |
Снижение числа недопустимых рисков |
Число недопустимых рисков в течение года осталось прежним – нет снижения рисков |
0 |
Снижение за отчетный период 1 и более недопустимых рисков до допустимого уровня – условное снижение рисков (случайное снижение) |
1 | |
Повторение факта снижения 1 и более условно сниженных за предыдущий отчетный период недопустимых рисков до допустимого уровня – снижение рисков |
2 | |
Снижение дней нетрудоспособности от несчастных случаев и заболеваемости |
Число дней нетрудоспособности от НС, ПЗ и общей заболеваемости увеличилось более чем на 10 % по сравнению с предыдущим отчетным периодом |
0 |
Число дней нетрудоспособности от НС, ПЗ и общей заболеваемости осталось прежним по сравнению с предыдущим отчетным периодом |
1 | |
Число дней нетрудоспособности от НС, ПЗ и общей заболеваемости уменьшилось более чем на 10 % по сравнению с предыдущим отчетным периодом |
2 | |
Степень подготовленности
персонала к предупреждению и
действиям в аварийных |
< 50 % от общего
числа проверенных работников
готовы к действиям в |
0 |
(50 – 74) % от
общего числа проверенных |
1 | |
(75 – 100) % от
общего числа проверенных |
2 | |
Снижение количества несоответствий, выявленных внешними контролирующими органами по подразделениям |
Зафиксировано
абсолютное увеличение количества несоответствий
по отношению к предыдущему |
0 |
Количество несоответствий по видам деятельности организации по сравнению с предыдущим отчетным периодом осталось таким же или уменьшилось не более чем на 5 % |
1 | |
Количество несоответствий по видам деятельности организации по сравнению с предыдущим отчетным периодом уменьшилось более чем на 5 % |
2 | |
Соответствие предпринятых действий повторяемости выявленных несоответствий |
Наличие двух и более одних и тех же повторяющихся несоответствий одного вида за отчетный период – проведенные коррекции и корректирующие действия неадекватны и недостаточны |
0 |
Наличие не более
одного повторяющегося несоответствия
отдельного вида за отчетный период –
проведенные коррекции и |
1 | |
Отсутствие повторяющихся несоответствий за отчетный период – предупреждающие действия адекватны, проводимая профилактическая работа удовлетворительная |
2 | |
Суммарный балл |
||
(0 – 4) балла |
Функционирование не эффективно | |
(5 – 9) баллов |
Низкая эффективность функционирования | |
(10 – 14) баллов |
Функционирование эффективно |
Информация о работе Обеспечение безопасных условий труда как функция управления предприятием