Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть управленческий аспект деятельности детских и молодежных объединений, направленный на формирование разносторонней развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося, подготовленной к жизни в будущем трудовом коллективе.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие «самоуправление в детских и молодежных объединениях»;
- рассмотреть основные направления работы самоуправления в детских и молодежных объединениях в соответствии с нормативно-правовыми документами Республики Беларусь;
- проанализировать деятельность детских и молодежных объединений в школьном коллективе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Деятельность детских и молодежных объединений в учениче-ском самоуправлении……………………………………………………….7
1.1 Самоуправление как форма воспитательной работы в деятельности детских и молодежных объединений……………………………………...7
1.2. Личностный аспект детского (молодежного) самоуправления……11
1.3 Функции педагогических работников в развитии детского (моло-дежного) самоуправления…………………………………………………16
1.4 Условия развития детского (молодежного) самоуправления…….18
1.5. Модели самоуправления в образовательном учреждении……….21
Глава 2 Изложение материалов исследования…………………………..23
2.1 Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка…………………………………………………………………………….23
2.2 Ход исследования и описание полученных материалов 24
2.3 Обсуждение и интерпретация, полученных в ходе исследования материалов 26
Заключение……………………………………………………....................28
Список литературы. 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2011.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)
 

Оглавление

 

Введение

     Модернизация  современной школы – это не только изменение содержания образования и его организации, не только новые предметы и современные Интернет-технологии, но и новая система управления, основанная на принципах соуправления - совместного управления, осуществляемого совместно педагогами и учащимися, а также самоуправления учащихся. Представительство в системе самоуправления всех субъектов образовательного процесса (работников образовательного учреждения, учащихся и их родителей), а также всех, кто заинтересован в его эффективном осуществлении, становится основным принципом государственно-общественного управления современной системой образования в Республике Беларусь.

     Одной из важных составляющих системы управления школой является самоуправление, предполагающее активное участие в нем учащихся. Ученическое самоуправление, детские (молодежные) общественные организации обладают большими потенциальными возможностями, использование которых повышает эффективность функционирования школьного самоуправления, то есть участия всех и каждого члена школьного коллектива в управлении школой, мотивирует учителей, учащихся и родителей к решению возникающих в образовательном процессе проблем с учетом мнения педагогов, детей и родителей [16, 17, 19].

     В современной школе существует серьезная проблема правильного понимания взаимодействия детских (молодежных) общественных организаций и органов ученического самоуправления. Проблема такого взаимодействия появилась в период зарождения детских и молодежных организаций, которые, интегрируясь в систему образования, со временем занимали лидирующие позиции в деле управления деятельностью ученического коллектива. Детские и молодежные общественные объединения занимают позицию субъектов школьного самоуправления, участвуют в принятии управленческих решений в сфере общественной жизни общешкольного коллектива, реализуют самодеятельные социальные проекты и инициативы. Педагогические коллективы учреждений образования должны содействовать выдвижению и реализации самодеятельных социальных проектов и инициатив детских и молодежных объединений, создавать условия для развития самоуправления учащихся. Педагоги учреждений образования должны отказаться от авторитарного стиля управления, от взаимодействия с членами детских и молодежных объединений на основе руководства, приказов и распоряжений. Педагоги должны занимать позиции организатора, координатора, лидера, эксперта, консультанта, привлекать учащихся к самостоятельному принятию управленческих решений, активизировать их на социально значимую деятельность.

     Самоуправление  детских и молодежных объединений - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений, их реализация в интересах своего коллектива. В повседневной жизни самоуправление воспитанников выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Актуальность данной работы заключается в том, что речь идет о проведении воспитательной работы в условиях педагогического учебного заведения, следовательно, смысл ее состоит в том, чтобы способствовать формированию не только личностных качеств активистов детских и молодежных объединений, но и качеств необходимых для будущей профессиональной деятельности. То есть самоуправленческая жизнедеятельность этих объединений должна способствовать формированию у каждого учащегося социального опыта, коммуникативных и организаторских умений, готовности к жизни в будущем трудовом коллективе [20, 25, 27].

     Проблемы  самоуправления в детских и молодежных общественных объединениях исследовали отечественные и зарубежные ученые (Л.В. Алиева, В.В. Вавуло, В.Т. Кабуш, В.А. Караковский, В.Г. Литвинович, А.Н. Лутошкин, М.Е. Минова, Л.И. Уманский и др.). Тем не менее, проблема роли педагогического коллектива и ученического самоуправления в управлении деятельностью детских и молодежных объединений исследована недостаточно, так как не разработано целостное представление о системе самоуправления в детских и молодежных объединениях, а также об эффективных средствах, методах и формах ее организации. Данная работа актуальна в связи с анализом существующего опыта организации самоуправления в детских и молодежных объединениях, а также разработкой модели самоуправления в условиях детских и молодежных объединений, функционирующих на базе учреждений образования Республики Беларусь.

     Гипотеза  исследования: организация самоуправления в детских и молодежных объединениях, действующих в условиях общеобразовательной школы, содействует повышению эффективности функционирования детских и молодежных объединений, создает условия для формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося, подготовленной к жизни и профессиональной деятельности.

     Цель  исследования: рассмотреть управленческий аспект деятельности детских и молодежных объединений, направленный на формирование разносторонней развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося, подготовленной к жизни в будущем трудовом коллективе.

     Задачи  исследования:

     - раскрыть  понятие «самоуправление  в детских и молодежных объединениях»;

     - рассмотреть основные  направления  работы самоуправления в детских и молодежных объединениях в соответствии с нормативно-правовыми документами Республики Беларусь;

     - проанализировать деятельность  детских и молодежных объединений в школьном коллективе.

     Объект  исследования: управление деятельностью детских и молодежных общественных объединений.

     Предмет исследования: роль педагогического коллектива и ученического самоуправления в управлении деятельностью детских и молодежных объединений.

     При написании работы использовались такие методы, как анализ и синтез, социологические (наблюдение, анкетирование и т.д.) методы.

 

Глава 1
Деятельность детских и молодежных объединений
в ученическом самоуправлении
1.1 Самоуправление как форма воспитательной работы в деятельности детских и молодежных объединений

     Развитие  самоуправления как социального  феномена сегодня является официальной государственной политикой. Следовательно, вопросы организации самоуправления школьников и молодежи — это вопросы государственной политики, которые заслуживают самого серьезного внимания.

     Развитие  самоуправления школьников и молодежи — это многоплановая, систематическая, целенаправленная и  хорошо скоординированная деятельность государственных органов (прежде всего в лице общеобразовательной школы), общественных организаций и семьи по формированию самодеятельной и жизнеспособной личности, по развитию у молодежи чувства ответственности за судьбу Родины, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в малых группах, коллективах, социальных общностях. На сегодняшний день практически каждый учащийся  школы включен в деятельность ученического самоуправления, так как является членом детских и молодежных общественных организаций  БРСМ и БРПО [6].

     Первое  принципиальное положение, на которое следует обратить внимание, заключается в том, что, несмотря на внутренне присущую самоуправлению самостоятельность, в школьном возрасте эта деятельность нуждается в определенной педагогической помощи, минимальной и дозированной поддержке профессиональных педагогов, а также взрослых, прежде всего членов семьи.

     Самоуправление одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе. Дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школ и других учебных заведений, а в более узком аспекте  — качество корпуса управленческих кадров различного уровня, начиная от местного самоуправления до высших эшелонов государственной власти, то есть будущее страны [25].

     Самоуправление  как педагогический феномен давно  является объектом изучения. Практически все ведущие педагоги, многочисленные научно-педагогические школы и коллективы в той или иной мере рассматривали этот вопрос и на практике реализовали свои теоретические выводы. 
 Специально, не касаясь истории вопроса, кратко подчеркнем, что школьное и молодежное самоуправление, существовавшее в советской школе в виде пионерских и комсомольских организаций, давало свои результаты, к  которым можно относиться по-разному. Но одно очевидно — молодой человек, прошедший эту школу самоуправления, оказался в большей мере подготовленным к жизни, ее трудностям и проблемам, готовым к  эффективному сотрудничеству и т.д. [23].

     Сегодня многие старшеклассники входят во взрослую жизнь, не пройдя школу самоуправления, поэтому вынуждены восполнять данный пробел опытным путем. Но этот опыт многим из них очень дорого обходится. Подобная ситуация существует и до сих пор в большинстве школ и регионов Беларуси.

     Значимость  самоуправления возросла настолько, что  дальнейшее игнорирование работы в  этом направлении просто не допустимо. При этом речь не идет о вытеснении самоуправлением других видов педагогической деятельности. Оно органично сочетается и с образованием, и воспитанием, и дополнительными занятиями по интересам. Но, естественно, что восстановление в правах самоуправления проходит непросто. К сожалению, многие педагоги полностью превратились в преподавателей-предметников, забыв о воспитательной функции школы, которая в сегодняшних жизненных   условиях, при нашей экономической обстановке, духовности приобретает особое значение.

     Сегодня настало время не только декларировать необходимость введения (или восстановления) самоуправления учащихся, но и заниматься практической систематической работой, как с педагогами, так и с учащимися, которые также нуждаются в разъяснении значения этого вида деятельности.

     Организация самоуправления — это не только отклик на требования жизни. В основе еще более глубинные, основательные причины: развитие общественно-политических и социальных систем в современном обществе свидетельствует о том, что ХХI  век, безусловно, является еще более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количества людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Отсюда и берет свои корни возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в детском возрасте, которое превращается в необходимый атрибут целесообразной педагогической деятельности, предпосылку успешного жизненного самоопределения молодого человека с минимальными потерями средств и времени.

     Основной  целью организации самоуправления школьников является создание благоприятных условий для интеллектуального, духовного, эмоционального и физического развития юных граждан Республики как ответственных членов местных, национальных и международных сообществ, их активная и позитивная социальная адаптация [8,18].

     Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:

  • создание системы самоуправления на всех уровнях,что позволит обеспечить оптимальные условия для развития молодежи;
  • создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы самоуправления на всех уровнях;
  • подготовка молодых людей к сознательной и ответственной жизни в демократическом обществе, функционирующем по законам свободного предпринимательства и живущего в четком правовом пространстве;
  • формирование навыков социальной мобильности, воспитание современной электоральной культуры;
  • помощь юным гражданам в формировании белорусского государственного самосознания, воспитание любви к Родине, ответственности за будущее страны;
  • укрепление физического, душевного и эмоционального здоровья юношей и девушек;
  • помощь в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы быть успешными в жизни, в полной мере реализовать личностный потенциал, отстоять при необходимости свои духовные ценности, защитить близких и свое Отечество;
  • содействие государству в отборе, воспитании, образовании, профессиональной подготовке и трудоустройстве молодых людей, обладающих высокими лидерскими качествами и организаторскими способностями;
  • образовательная поддержка талантливой белорусской молодежи, помощь в профессиональном становлении, достижении высокого уровня социальной зрелости [18].

Информация о работе Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка