Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:19, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть управленческий аспект деятельности детских и молодежных объединений, направленный на формирование разносторонней развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося, подготовленной к жизни в будущем трудовом коллективе.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие «самоуправление в детских и молодежных объединениях»;
- рассмотреть основные направления работы самоуправления в детских и молодежных объединениях в соответствии с нормативно-правовыми документами Республики Беларусь;
- проанализировать деятельность детских и молодежных объединений в школьном коллективе.
Введение 3
Глава 1 Деятельность детских и молодежных объединений в учениче-ском самоуправлении……………………………………………………….7
1.1 Самоуправление как форма воспитательной работы в деятельности детских и молодежных объединений……………………………………...7
1.2. Личностный аспект детского (молодежного) самоуправления……11
1.3 Функции педагогических работников в развитии детского (моло-дежного) самоуправления…………………………………………………16
1.4 Условия развития детского (молодежного) самоуправления…….18
1.5. Модели самоуправления в образовательном учреждении……….21
Глава 2 Изложение материалов исследования…………………………..23
2.1 Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка…………………………………………………………………………….23
2.2 Ход исследования и описание полученных материалов 24
2.3 Обсуждение и интерпретация, полученных в ходе исследования материалов 26
Заключение……………………………………………………....................28
Список литературы. 30
Оглавление
Модернизация современной школы – это не только изменение содержания образования и его организации, не только новые предметы и современные Интернет-технологии, но и новая система управления, основанная на принципах соуправления - совместного управления, осуществляемого совместно педагогами и учащимися, а также самоуправления учащихся. Представительство в системе самоуправления всех субъектов образовательного процесса (работников образовательного учреждения, учащихся и их родителей), а также всех, кто заинтересован в его эффективном осуществлении, становится основным принципом государственно-общественного управления современной системой образования в Республике Беларусь.
Одной из важных составляющих системы управления школой является самоуправление, предполагающее активное участие в нем учащихся. Ученическое самоуправление, детские (молодежные) общественные организации обладают большими потенциальными возможностями, использование которых повышает эффективность функционирования школьного самоуправления, то есть участия всех и каждого члена школьного коллектива в управлении школой, мотивирует учителей, учащихся и родителей к решению возникающих в образовательном процессе проблем с учетом мнения педагогов, детей и родителей [16, 17, 19].
В современной школе существует серьезная проблема правильного понимания взаимодействия детских (молодежных) общественных организаций и органов ученического самоуправления. Проблема такого взаимодействия появилась в период зарождения детских и молодежных организаций, которые, интегрируясь в систему образования, со временем занимали лидирующие позиции в деле управления деятельностью ученического коллектива. Детские и молодежные общественные объединения занимают позицию субъектов школьного самоуправления, участвуют в принятии управленческих решений в сфере общественной жизни общешкольного коллектива, реализуют самодеятельные социальные проекты и инициативы. Педагогические коллективы учреждений образования должны содействовать выдвижению и реализации самодеятельных социальных проектов и инициатив детских и молодежных объединений, создавать условия для развития самоуправления учащихся. Педагоги учреждений образования должны отказаться от авторитарного стиля управления, от взаимодействия с членами детских и молодежных объединений на основе руководства, приказов и распоряжений. Педагоги должны занимать позиции организатора, координатора, лидера, эксперта, консультанта, привлекать учащихся к самостоятельному принятию управленческих решений, активизировать их на социально значимую деятельность.
Самоуправление детских и молодежных объединений - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений, их реализация в интересах своего коллектива. В повседневной жизни самоуправление воспитанников выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Актуальность данной работы заключается в том, что речь идет о проведении воспитательной работы в условиях педагогического учебного заведения, следовательно, смысл ее состоит в том, чтобы способствовать формированию не только личностных качеств активистов детских и молодежных объединений, но и качеств необходимых для будущей профессиональной деятельности. То есть самоуправленческая жизнедеятельность этих объединений должна способствовать формированию у каждого учащегося социального опыта, коммуникативных и организаторских умений, готовности к жизни в будущем трудовом коллективе [20, 25, 27].
Проблемы самоуправления в детских и молодежных общественных объединениях исследовали отечественные и зарубежные ученые (Л.В. Алиева, В.В. Вавуло, В.Т. Кабуш, В.А. Караковский, В.Г. Литвинович, А.Н. Лутошкин, М.Е. Минова, Л.И. Уманский и др.). Тем не менее, проблема роли педагогического коллектива и ученического самоуправления в управлении деятельностью детских и молодежных объединений исследована недостаточно, так как не разработано целостное представление о системе самоуправления в детских и молодежных объединениях, а также об эффективных средствах, методах и формах ее организации. Данная работа актуальна в связи с анализом существующего опыта организации самоуправления в детских и молодежных объединениях, а также разработкой модели самоуправления в условиях детских и молодежных объединений, функционирующих на базе учреждений образования Республики Беларусь.
Гипотеза исследования: организация самоуправления в детских и молодежных объединениях, действующих в условиях общеобразовательной школы, содействует повышению эффективности функционирования детских и молодежных объединений, создает условия для формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося, подготовленной к жизни и профессиональной деятельности.
Цель исследования: рассмотреть управленческий аспект деятельности детских и молодежных объединений, направленный на формирование разносторонней развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося, подготовленной к жизни в будущем трудовом коллективе.
Задачи исследования:
-
раскрыть понятие «самоуправление
в детских и молодежных
- рассмотреть основные направления работы самоуправления в детских и молодежных объединениях в соответствии с нормативно-правовыми документами Республики Беларусь;
-
проанализировать деятельность
детских и молодежных
Объект исследования: управление деятельностью детских и молодежных общественных объединений.
Предмет исследования: роль педагогического коллектива и ученического самоуправления в управлении деятельностью детских и молодежных объединений.
При написании работы использовались такие методы, как анализ и синтез, социологические (наблюдение, анкетирование и т.д.) методы.
Развитие самоуправления как социального феномена сегодня является официальной государственной политикой. Следовательно, вопросы организации самоуправления школьников и молодежи — это вопросы государственной политики, которые заслуживают самого серьезного внимания.
Развитие самоуправления школьников и молодежи — это многоплановая, систематическая, целенаправленная и хорошо скоординированная деятельность государственных органов (прежде всего в лице общеобразовательной школы), общественных организаций и семьи по формированию самодеятельной и жизнеспособной личности, по развитию у молодежи чувства ответственности за судьбу Родины, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в малых группах, коллективах, социальных общностях. На сегодняшний день практически каждый учащийся школы включен в деятельность ученического самоуправления, так как является членом детских и молодежных общественных организаций БРСМ и БРПО [6].
Первое принципиальное положение, на которое следует обратить внимание, заключается в том, что, несмотря на внутренне присущую самоуправлению самостоятельность, в школьном возрасте эта деятельность нуждается в определенной педагогической помощи, минимальной и дозированной поддержке профессиональных педагогов, а также взрослых, прежде всего членов семьи.
Самоуправление одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе. Дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школ и других учебных заведений, а в более узком аспекте — качество корпуса управленческих кадров различного уровня, начиная от местного самоуправления до высших эшелонов государственной власти, то есть будущее страны [25].
Самоуправление
как педагогический феномен давно
является объектом изучения. Практически
все ведущие педагоги, многочисленные
научно-педагогические школы и коллективы
в той или иной мере рассматривали этот
вопрос и на практике реализовали свои
теоретические выводы.
Специально, не касаясь истории вопроса,
кратко подчеркнем, что школьное и молодежное
самоуправление, существовавшее в советской
школе в виде пионерских и комсомольских
организаций, давало свои результаты,
к которым можно относиться по-разному.
Но одно очевидно — молодой человек, прошедший
эту школу самоуправления, оказался в
большей мере подготовленным к жизни,
ее трудностям и проблемам, готовым к эффективному
сотрудничеству и т.д. [23].
Сегодня многие старшеклассники входят во взрослую жизнь, не пройдя школу самоуправления, поэтому вынуждены восполнять данный пробел опытным путем. Но этот опыт многим из них очень дорого обходится. Подобная ситуация существует и до сих пор в большинстве школ и регионов Беларуси.
Значимость самоуправления возросла настолько, что дальнейшее игнорирование работы в этом направлении просто не допустимо. При этом речь не идет о вытеснении самоуправлением других видов педагогической деятельности. Оно органично сочетается и с образованием, и воспитанием, и дополнительными занятиями по интересам. Но, естественно, что восстановление в правах самоуправления проходит непросто. К сожалению, многие педагоги полностью превратились в преподавателей-предметников, забыв о воспитательной функции школы, которая в сегодняшних жизненных условиях, при нашей экономической обстановке, духовности приобретает особое значение.
Сегодня настало время не только декларировать необходимость введения (или восстановления) самоуправления учащихся, но и заниматься практической систематической работой, как с педагогами, так и с учащимися, которые также нуждаются в разъяснении значения этого вида деятельности.
Организация самоуправления — это не только отклик на требования жизни. В основе еще более глубинные, основательные причины: развитие общественно-политических и социальных систем в современном обществе свидетельствует о том, что ХХI век, безусловно, является еще более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количества людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Отсюда и берет свои корни возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в детском возрасте, которое превращается в необходимый атрибут целесообразной педагогической деятельности, предпосылку успешного жизненного самоопределения молодого человека с минимальными потерями средств и времени.
Основной
целью организации
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:
Информация о работе Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка