Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть управленческий аспект деятельности детских и молодежных объединений, направленный на формирование разносторонней развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося, подготовленной к жизни в будущем трудовом коллективе.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие «самоуправление в детских и молодежных объединениях»;
- рассмотреть основные направления работы самоуправления в детских и молодежных объединениях в соответствии с нормативно-правовыми документами Республики Беларусь;
- проанализировать деятельность детских и молодежных объединений в школьном коллективе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Деятельность детских и молодежных объединений в учениче-ском самоуправлении……………………………………………………….7
1.1 Самоуправление как форма воспитательной работы в деятельности детских и молодежных объединений……………………………………...7
1.2. Личностный аспект детского (молодежного) самоуправления……11
1.3 Функции педагогических работников в развитии детского (моло-дежного) самоуправления…………………………………………………16
1.4 Условия развития детского (молодежного) самоуправления…….18
1.5. Модели самоуправления в образовательном учреждении……….21
Глава 2 Изложение материалов исследования…………………………..23
2.1 Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка…………………………………………………………………………….23
2.2 Ход исследования и описание полученных материалов 24
2.3 Обсуждение и интерпретация, полученных в ходе исследования материалов 26
Заключение……………………………………………………....................28
Список литературы. 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2011.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

     Важно, что в школе  ребята, которые иногда не могут реализовать себя в учебе и общении в классе, чувствуют себя в отряде хорошо и уверенно. Школьная воспитательная система сориентирована на общечеловеческие ценности, коллективно организованную, творческую и социально значимую деятельность.

     Культивирование человечности в разных видах деятельности помогает переходу от объективного познания к субъектно-личностному изучению деятельности.  И эта все привели к увеличению численности активных членов ОО «БРПО» и «БРСМ».

     Одним из ярких показателей деятельности объединений является то, что активисты советов самоуправления являются разного возраста, что позволяет решить сразу несколько задач: обучить младших учащихся, стереть возрастные границы, в творческой деятельности основываться на интересы не только старших учащихся, но и младших.

     Используя разнообразные формы работы (игра, круглые столы, творческие обсуждения, трудовые десанты и др.), основанные на формирование у учащихся гражданственности, патриотизма, нравственности, здорового образа жизни, семейный ценностей, трудовой активности дети не только обучают других детей, но и приобретают новые знания, навыки, умения в той или иной сфере.

     Таким образом, через деятельность детских  и молодежных объединений происходит развитие у учащихся личностных качеств, формируется разносторонняя развитая, нравственно зрелая, творческая личность учащегося, подготовленная к жизни в будущем трудовом коллективе.

Заключение

     Современная система образования осознаёт важность деятельности детских и молодежных объединений  как институтов социализации личности.

     В процессе деятельности детских и молодежных объединений происходит развитие и самоопределение учащегося. При  помощи данных объединений учащиеся не только постигают мир, но и учатся строить свои отношения друг с другом, получают первый управленческий опыт, сталкиваются с первыми успехами и неудачами, а также, что является наиболее главным, учатся исправлять свои ошибки.

     В ходе написания работы были решены следующие задачи:

     - раскрыто  понятие «самоуправление  в детских и молодежных объединениях»;

     - рассмотрены основные направления   работы самоуправления в детских  и молодежных объединениях в соответствии с нормативно-правовыми документами Республики Беларусь;

     - проанализирована деятельность  детских и молодежных объединений в школьном коллективе.

     Основываясь на проделанной работе, можно сделать вывод о том, что в современном мире ребенку недостаточно хорошо овладеть образовательной программой, ему также необходимо научиться принимать решения, организовывать деятельность, основываясь на нравственных принципах, на здоровом образе жизни, жить, руководствуясь правовыми нормами нашего государства. А достичь этого можно только участвуя в деятельности детских и молодежных объединений. Достижение наилучшего результата этой деятельности возможно только при хорошо организованном управлении, в процессе которого учащиеся сами принимают решения, участвуют в управлении делами своего коллектива, проявляют инициативу и ответственность. Следовательно, цель и гипотеза исследования доказана.

     Деятельность  детских и молодежных объединений  достаточно разнообразна, однако, координаторам  этой деятельности необходимо помнить  о том, что она должна быть основана на нормативно-правовой базе нашего государства, на принципах государственной политики в сфере образования, молодежной политики, прописанных в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании», В Законах Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Республики Беларусь», «Об общественных объединениях», «О правах ребенка» и других нормативных документах.

     Педагогам-лидерам и организаторам детских и молодежных объединений необходимо помнить, что хорошо организованная творческая, социально активная и самостоятельная деятельность учащихся способствует развитию их личностных качеств. Эта деятельность дает хорошие возможности для плодотворного сотрудничества детей и взрослых. Она позволяет расширить поле позитивного общения, вовлечь в совместную творческую, социально значимую деятельность большее количество детей и взрослых. Организация самоуправления в детских и молодежных объединениях делает жизнедеятельность общественных объединений детей, подростков, молодежи, функционирующих на базе школ, и, в целом, общешкольного коллектива насыщенной, яркой, интересной.  
 
 

Список  литературы:
  1. Кодекс  Республики Беларусь об образовании (Национальный центр правовой информации Республики Беларусь – М., 2011 год)
  2. Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003г., №305-З).
  3. Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 года «Об общественных объединениях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003. - №74, 2/962).
  4. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1994 года «О правах ребенка» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004г.- № 107, 2/1047).
  5. Алиева, Л.В. Детское движение - субъект воспитания: Теория, история, практика: монография / Л.В. Алиева. - М.: Макс Пресс, 2002.- 224 с.
  6. Дети ради детей: Программа социальной защиты детей в деятельности дет.  орг.: Прогр. СПО-ФДО / Союз пион. орг.- Федерация дет. орг./ Сост. и ред. Е.Е. Чепурных и др. - М.: ООО «Фидес», 1996. - 67 с.
  7. Детское движение: сб. информационно-методических материалов. Выпуск 1. / Под рук. Т.А. Васильевой. - М., 2002. - 96 с.
  8. Детское движение: сб. информационно-методических материалов. Выпуск 4. / Под рук. Т.А. Васильевой. - М., 2004. - 96 с.
  9. Детское движение: словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2005. - 544 с.
  10. Дымовска, М., Колодзейчик, У., Лимановска, Б., Секутович К., Ставицка, Б. Как эффективно действовать в организации - Варшава: Центр Инф. Жен. Об-в ОСЬКА, 1999. -164 с.
  11. Дьюи, Дж. Демократия и образование: Пер. с англ.- М.: Педагогика-Пресс, 2000.-384 с.
  12. Иванов, И.П. Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников. Методические рекомендации для студентов / И. П. Иванов. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. - 60 с.
  13. Закаблуковский, Б.Г. Объединения младших школьников: пособие для педагогов и воспитателей / Б.Г. Закаблуковский. – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2004. - 180 с.
  14. Кабуш, В.Т. Моральные ценности детского объединения / В.Т. Кабуш // Праблемы выхавання. - 2003. - №6.- С.73-83.
  15. Кабуш, В.Т. Самоуправление учащихся: учеб. пособие / В.Т. Кабуш. – Минск: Академия последипломного образования, 2005. - 187 с.
  16. Литвинович, В.Г. Организационно-методические основы деятельности детских общественных объединений. / В.Г. Литвинович / Вестник детского движения. - 2004. - № 1.- С. 18-19.
  17. Литвинович, В.Г. Социальные инициативы как условие воспитания гражданственности у детей и молодежи / В. Г. Литвинович // Молодежные и детские инициативы - опыт гражданственности: сб. материалов; под. ред. Н.М. Беляевой. – Минск: Пачатковая школа, 2008. - С.

7-12.

  1. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы / А. Н. Лутошкин.- М.: Просвещение, 1978. - 160 с.
  2. Молодежные и детские инициативы - опыт гражданственности: сб. материалов / Под. ред. Н. М. Беляевой. – Минск: Пачатковая школа, 2008. - 144 с.
  3. Минова, М.Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях / М. Е. Минова. - Минск: Нац. ин-т образования, 2009. - 152 с.
  4. Минова, М.Е. Подготовка школьника - лидера и организатора детского, молодежного общественного объединения / М.Е. Минова // Пазашкольнае выхаванне. - 2010. - № 4. - С. 46-50.
  5. Минова, М.Е. Подготовка школьника - лидера и организатора детского, молодежного общественного объединения / М.Е. Минова // Пазашкольнае выхаванне. - 2010. - № 5. - С. 51-54.
  6. Минова, М.Е. Самоуправление как условие эффективного функционирования детского общественного объединения / М.Е. Минова // Кіраванне ў адукацыі. - 2010. - № 8. - С. 52-57.
  7. Пионерская организация: структура и содержание уставного документа. Материалы для обсуждения / Разраб. В.Т. Кабуш. - Минск, 1990. - 49 с.
  8. Приходько, Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: Кн. для учителя / Н.И. Приходько. - М., 1991. - 126 с.
  9. Программа мер по реализации Концепции развития детского движения в Республике Беларусь на 2003-2005 годы. / Вестник детского движения. 2003. №2.- С.5-10.
  10. Самоуправление в школе / Сост. В.В. Вавуло [и др.]. – Минск: Красико-Принт, 2002. - 128 с.
Приложения

Приложение 1 
 
 

Приложение 2

     МЕТОДИКА  ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ 

     УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ

     (разработана  А.А. Андреевым)  

     Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

     Ход проведения. Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

     4 – совершенно  согласен;

     3 – согласен;

     2 – трудно сказать;

     1 – не согласен;

     0 – совершенно  не согласен.  

     1.   Я иду утром в школу с  радостью.

     2.  В школе у меня обычно хорошее  настроение.

     3.  В нашем классе хороший классный  руководитель.

     4.  К нашим школьным учителям  можно обратиться за  советом  и помощью в трудной жизненной ситуации.

     5.  У меня есть любимый учитель. 

     6.  В классе я могу всегда свободно  высказать свое мнение.

     7.  Я  считаю,  что  в  нашей   школе  созданы  все  условия   для  развития  моих способностей.

     8.  У меня есть любимые школьные предметы.

     9.  Я считаю, что школа по-настоящему  готовит меня к самостоятельной жизни.

     10.На  летних каникулах я скучаю  по школе.  

     Обработка  полученных  данных.  Показателем  удовлетворенности  учащихся  школьной жизнью  (У)  является  частное  от  деления  общей  суммы  баллов  ответов  всех  учащихся  на общее  количество  ответов. Если У  больше  3,  то можно констатировать  о  высокой  степени удовлетворенности, от 2 до 3 – средней степени удовлетворенности; если же У меньше 2, то это свидетельствует о низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.  

 

     

     Приложение 3 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка