Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:19, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть управленческий аспект деятельности детских и молодежных объединений, направленный на формирование разносторонней развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося, подготовленной к жизни в будущем трудовом коллективе.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие «самоуправление в детских и молодежных объединениях»;
- рассмотреть основные направления работы самоуправления в детских и молодежных объединениях в соответствии с нормативно-правовыми документами Республики Беларусь;
- проанализировать деятельность детских и молодежных объединений в школьном коллективе.
Введение 3
Глава 1 Деятельность детских и молодежных объединений в учениче-ском самоуправлении……………………………………………………….7
1.1 Самоуправление как форма воспитательной работы в деятельности детских и молодежных объединений……………………………………...7
1.2. Личностный аспект детского (молодежного) самоуправления……11
1.3 Функции педагогических работников в развитии детского (моло-дежного) самоуправления…………………………………………………16
1.4 Условия развития детского (молодежного) самоуправления…….18
1.5. Модели самоуправления в образовательном учреждении……….21
Глава 2 Изложение материалов исследования…………………………..23
2.1 Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка…………………………………………………………………………….23
2.2 Ход исследования и описание полученных материалов 24
2.3 Обсуждение и интерпретация, полученных в ходе исследования материалов 26
Заключение……………………………………………………....................28
Список литературы. 30
Содержание, определяемое целью и задачами самоуправления, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития белорусского общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других социальных сфер жизни, а также проблемами формирования подрастающего поколения и основными тенденциями развития данного феномена.
Остановимся на некоторых личностных аспектах самоуправления, учет и реализация которых позволяет получить максимальный педагогический эффект от этого вида деятельности. Сразу подчеркнем, что данные аспекты являются по своей природе объективно-субъективными, то есть в свой основе опираются на объективные, естественные закономерности развития личности, и в то же время — субъективными, то есть поддающимися контролю и коррекции со стороны человека и социума. Такая двойственная природа, с одной стороны, создает дополнительные трудности и проблемы в организации самоуправления, с другой, — действует независимо от внешних обстоятельств, помогая ребенку адаптироваться к жизни, оберегая его от серьезных психологических потрясений в будущем [19, 5].
Первым
из аспектов назовем
«Индивидуальную социальную
адаптацию» (или социальную практику).
Это процесс постоянной тренировки адаптационных
механизмов личности. Для наглядности
введем образ «колпака», который имеется
в арсенале каждого человека для того,
чтобы в случае необходимости закрывать
им свою душу, не пуская в нее слишком назойливых
собеседников. Вспомните простую житейскую
ситуацию, когда вы, например, входите
в вагон метро или в городской автобус.
Сама ситуация не предполагает активного,
а тем более доверительного общения, поэтому
практически все пассажиры надевают своеобразный
защитный колпак, который и оберегает
наши нервы от различных неприятностей.
Мы молча добираемся до нужной станции
и… далее по ситуации: если мы приехали
на работу, то входим в образ работника
(ученика, начальника, сослуживца), а если
вернулись домой, то принимаем на себя
другую роль (сына, брата, мужа, отца и т.д.).
Эта роль и определяет наш стиль общения.
Этот механизм «психологической защиты»
(его мы и называем «колпак») должен постоянно
тренироваться, как и любой другой орган
или мышца. Если этого не происходит, то
он атрофируется, перестает функционировать,
«ржавеет». И в этом случае наступает трагическая
ситуация: человек уже не может быть откровенным
и искренним, он хотел бы поговорить по
душам, то есть приподнять свой «колпак»
(читай — снять или отменить психологическую
защиту), но,увы… он прочно прирос и его
уже невозможно сдвинуть, приподнять,
обнажить свою душу.
Чтобы этого не произошло, мы предоставляем школьнику возможность постоянных доверительных контактов с самыми разнообразными людьми. Прежде всего, это малая группа, в которой ребята имеют возможность обсуждать планы своей работы, предстоящие походы или социальные проекты, рассказывать о своих трудностях и проблемах, делиться новыми знаниями, впечатлениями. Взрослые также могут выслушать, помочь, проконсультировать, посоветовать и т.д. Наконец, это сама социальная практика, то есть общение с разными слоями населения при проведении различных акций, проектов, встреч и мероприятий. Все это дает возможность тренировать свой механизм «психологической защиты», понимая, что все люди разные и нужно уметь избрать тактику общения в каждой конкретной ситуации [10].
Второй важный аспект — «Формирование положительной „Я“ — позиции». Суть самоуправления заключается в том, что это эффективный способ формирования и укрепления положительной «Я» — позиции. Каждый подросток имеет возможность укрепиться в позитивном отношении к своему «Я», то есть осознать свои сильные стороны и получить одобрение окружающих.
Прежде всего, это происходит через уважительное отношение к мнению каждого члена малой группы. Любой из ребят может высказаться по любому вопросу. И что самое важное — он будет услышан, его мнение будет учтено. В организации нет принципа обязательности решений большинства для меньшинства. У подростка всегда есть право отказаться от того, что ему не по душе, что противоречит его собственным взглядам и убеждениям.
Кроме того, каждый школьник может найти способ утверждения своего «Я» в реальном деле, проверив себя в одном из социальных проектов, взяв на себя долю ответственности за общее большое и интересное дело [10].
Третий аспект можно назвать так «Познание себя через дело», который ориентирует каждого школьника на постоянное самообразование, саморазвитие, самосовершенствование, но прежде всего с помощью конкретного дела, социального проекта или какой-то другой практической деятельности. Это не означает, что ребятам не нужны теоретические знания. Разумеется, в основе любого планируемого дела должны лежать определенные знания, только, осваивая какую-либо науку, навигатор должно постоянно помнить о том, что все что он узнает, может быть использовано на благо окружающих людей. Основной смысл этого аспекта в том, что каждый навигатор находится в постоянном поиске оптимального сочетания научных знаний и практики их использования.
Другая
сторона этого психологического
аспекта — возможность
Логическим продолжением является четвертый аспект — «Переживание ситуации успеха». Об этом написано много интересного и полезного, поэтому укажем лишь на то, что дает школьнику участие в самоуправлении. Прежде всего, это возможность время от времени (причем независимо от успехов в овладении школьными предметами) становиться первым, «Олимпийским чемпионом», постоять на пьедестале почета, примерить на себе лавровый венок победителя. Именно этот аспект является принципиально важным, так как, к сожалению, часто в подростковом возрасте за ребенком уже закрепляется определенный ученический статус, например, «середнячок», или другими словами «что с него взять». Подростки это хорошо чувствуют и перестают стремиться к изменению своего статуса с помощью учебных предметов. А самоуправление, только не формальное, а организованное на демократических принципах, открывает перед любым из них широчайший спектр возможностей: от простого «избирателя» до «Президента школьной республики», от «работника по найму» до «Председателя Правительства» и д.т.
Причем, в данном случае не имеют значения (по крайней мере определяющего) твои учебные успехи (хотя они не лишние). Важно именно желание и готовность взять на себя часть ответственности, выделить свое свободное время для работы на общее благо, умение понимать других людей, готовность к сотрудничеству. А простор для проявления своих индивидуальных интересов, удовлетворения личных потребностей, или как сегодня принято говорить «пространство для самореализации» открывается практически неограниченное. Разумеется, ограничения есть. Они прописаны как в реальных республиканских законах, в частности, в гражданском, административном и даже уголовном кодексах, в уставе школы и ее дополнительных регламентах. Главное — у каждого есть реальная возможность и перспектива быть (побыть) в ситуации успеха, почувствовать радость достижения, победы, восхищения окружающих. Все это запоминается надолго, если не навсегда. И является лучшим стимулом дальнейшего саморазвития [10].
Таким
образом, в настоящее время целесообразно
пересмотреть ряд традиционных представлений
об одном из важнейших направлений педагогической
работы, приступить или продолжить создание
условий для перемен в организации, формах
и методах практической деятельности
различных учебных заведений, детских
и молодежных организаций, а также всех
социальных институтов, принимающих участие
и способствующих развитию самоуправления
детей и молодежи.
Развитие
ученического самоуправления в
общеобразовательном
Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
Заместитель директора по идеологической и воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.
Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением [18, 10].
Большой вклад в создание условий для развития ученического самоуправления призван внести классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т.д.).
Особую роль в развитии ученического самоуправления призван сыграть педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления [25].
Учитель-предметник также можетвнести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т.д.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательным учреждением в качестве обычного участника.
Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив. Каждый участник данного процесса выполняет какую-либо свою управленческую или исполнительную роль.
Развитие
ученического самоуправления в
общеобразовательном
Информация о работе Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка