Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть управленческий аспект деятельности детских и молодежных объединений, направленный на формирование разносторонней развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося, подготовленной к жизни в будущем трудовом коллективе.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие «самоуправление в детских и молодежных объединениях»;
- рассмотреть основные направления работы самоуправления в детских и молодежных объединениях в соответствии с нормативно-правовыми документами Республики Беларусь;
- проанализировать деятельность детских и молодежных объединений в школьном коллективе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Деятельность детских и молодежных объединений в учениче-ском самоуправлении……………………………………………………….7
1.1 Самоуправление как форма воспитательной работы в деятельности детских и молодежных объединений……………………………………...7
1.2. Личностный аспект детского (молодежного) самоуправления……11
1.3 Функции педагогических работников в развитии детского (моло-дежного) самоуправления…………………………………………………16
1.4 Условия развития детского (молодежного) самоуправления…….18
1.5. Модели самоуправления в образовательном учреждении……….21
Глава 2 Изложение материалов исследования…………………………..23
2.1 Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка…………………………………………………………………………….23
2.2 Ход исследования и описание полученных материалов 24
2.3 Обсуждение и интерпретация, полученных в ходе исследования материалов 26
Заключение……………………………………………………....................28
Список литературы. 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2011.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание, определяемое целью и задачами самоуправления, обусловливается особенностями, динамикой  и уровнем развития белорусского общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других социальных сфер жизни, а также проблемами формирования подрастающего поколения и основными тенденциями развития данного феномена.

1.2 Личностный аспект детского (молодежного)
самоуправления

     Остановимся на некоторых личностных аспектах самоуправления, учет и реализация которых позволяет  получить максимальный педагогический эффект от этого вида деятельности. Сразу подчеркнем, что данные аспекты являются по своей природе объективно-субъективными, то есть в свой основе опираются на объективные, естественные закономерности развития личности, и в то же время — субъективными, то есть поддающимися контролю и коррекции со стороны человека и социума. Такая двойственная природа, с одной стороны, создает дополнительные трудности и проблемы в организации самоуправления, с другой, — действует независимо от внешних обстоятельств, помогая ребенку адаптироваться к жизни, оберегая его от серьезных психологических потрясений в будущем [19, 5].

     Первым  из аспектов назовем «Индивидуальную социальную адаптацию» (или социальную практику). Это  процесс постоянной тренировки адаптационных механизмов личности. Для наглядности введем образ  «колпака», который имеется в арсенале каждого человека для того, чтобы в случае необходимости закрывать им свою душу, не пуская в нее слишком назойливых собеседников. Вспомните простую житейскую ситуацию, когда вы, например, входите в вагон метро или в городской автобус. Сама ситуация не предполагает активного, а тем более доверительного общения, поэтому практически все пассажиры надевают своеобразный защитный колпак, который и оберегает наши нервы от различных неприятностей. Мы молча добираемся до нужной станции и… далее по ситуации: если мы приехали на работу, то входим в образ работника (ученика, начальника, сослуживца), а если вернулись домой, то принимаем на себя другую роль (сына, брата, мужа, отца и т.д.). Эта роль и определяет наш стиль общения.  
Этот механизм «психологической защиты» (его мы и  называем «колпак») должен постоянно тренироваться, как и любой другой орган или мышца. Если этого не происходит, то он атрофируется, перестает функционировать, «ржавеет». И в этом случае наступает трагическая ситуация: человек уже не может быть откровенным и искренним, он хотел бы поговорить по душам, то есть приподнять свой «колпак» (читай — снять или отменить психологическую защиту), но,увы… он прочно прирос и его уже невозможно сдвинуть, приподнять, обнажить свою душу.

     Чтобы этого не произошло, мы предоставляем  школьнику возможность постоянных доверительных контактов с самыми разнообразными людьми. Прежде всего, это малая группа, в которой ребята имеют возможность обсуждать планы своей работы, предстоящие походы или социальные проекты, рассказывать о своих трудностях и проблемах, делиться новыми знаниями, впечатлениями. Взрослые также могут выслушать, помочь, проконсультировать, посоветовать и т.д. Наконец, это сама социальная практика, то есть общение с разными слоями населения при проведении различных акций,  проектов, встреч и мероприятий. Все это дает возможность тренировать свой механизм «психологической защиты», понимая, что все люди разные и нужно уметь избрать тактику общения в каждой конкретной ситуации [10].

     Второй  важный аспект —  «Формирование положительной  „Я“ — позиции». Суть самоуправления заключается в том, что это эффективный способ формирования и укрепления положительной «Я» — позиции. Каждый подросток имеет возможность укрепиться в позитивном отношении к своему «Я», то есть осознать свои сильные стороны и получить одобрение окружающих.

     Прежде  всего, это происходит через уважительное отношение к мнению каждого члена  малой группы. Любой из ребят может  высказаться по любому вопросу. И что самое важное — он будет услышан, его мнение будет учтено. В организации нет принципа обязательности решений большинства для меньшинства. У подростка всегда есть право отказаться от того, что ему не по душе, что противоречит его собственным взглядам и убеждениям.

     Кроме того, каждый школьник может найти  способ утверждения своего «Я» в  реальном деле, проверив себя в одном из социальных проектов, взяв на себя долю ответственности за общее большое и интересное дело [10].

     Третий  аспект можно назвать  так «Познание  себя через дело», который ориентирует каждого школьника на постоянное самообразование, саморазвитие, самосовершенствование, но прежде всего с помощью конкретного дела, социального проекта или какой-то другой практической деятельности. Это не означает, что ребятам не нужны теоретические знания. Разумеется, в основе любого планируемого дела должны лежать определенные знания, только, осваивая какую-либо науку, навигатор должно постоянно помнить о том, что все что он узнает, может быть использовано на благо окружающих людей. Основной смысл этого аспекта в том, что каждый навигатор находится в постоянном поиске оптимального сочетания научных знаний и практики их использования.

     Другая  сторона этого психологического аспекта — возможность максимально  адекватного познания себя именно в процессе реализации конкретного плана, намеченного малой группой. Все виды деятельности, связанные с планированием, организацией и реализацией конкретного дела, дают прекрасную возможность попробовать себя, понять свои возможности, «открыть» способности и т.д.  Выполнение конкретных действий, исполнение различных социальных ролей, чувство ответственности, которое является лучшим стимулом саморазвития — все это помогает навигатору осознать себя, внести определенные коррективы в программу самовоспитания [10].

     Логическим  продолжением является четвертый аспект — «Переживание ситуации успеха». Об этом написано много интересного и полезного, поэтому укажем лишь на то, что дает школьнику участие в самоуправлении. Прежде всего, это возможность время от времени (причем независимо от успехов в овладении школьными предметами) становиться первым, «Олимпийским чемпионом», постоять на пьедестале почета, примерить на себе лавровый венок победителя. Именно этот аспект является принципиально важным, так как, к сожалению, часто в подростковом возрасте за ребенком уже закрепляется определенный ученический статус, например, «середнячок», или другими словами «что с него взять». Подростки это хорошо чувствуют и перестают стремиться к изменению своего статуса с помощью учебных предметов. А самоуправление, только не формальное, а организованное на демократических принципах, открывает перед любым из них широчайший спектр возможностей: от простого «избирателя» до «Президента школьной республики», от «работника по найму» до «Председателя Правительства» и д.т.

     Причем, в данном случае не имеют значения (по крайней мере определяющего) твои учебные успехи (хотя они не лишние). Важно именно желание и готовность взять на себя часть ответственности, выделить свое свободное время для работы на общее благо, умение понимать других людей, готовность к сотрудничеству. А простор для проявления своих индивидуальных интересов, удовлетворения личных потребностей, или как сегодня принято говорить «пространство для самореализации» открывается практически неограниченное. Разумеется, ограничения есть. Они прописаны как в реальных республиканских законах, в частности, в гражданском, административном и даже уголовном кодексах, в уставе школы и ее дополнительных регламентах. Главное — у каждого есть реальная возможность и перспектива быть (побыть) в ситуации успеха, почувствовать радость достижения, победы, восхищения окружающих. Все это запоминается надолго, если не навсегда. И является лучшим стимулом дальнейшего саморазвития [10].

     Таким образом,  в настоящее время целесообразно пересмотреть ряд традиционных представлений об одном из важнейших направлений педагогической работы, приступить или продолжить создание условий для перемен в организации, формах и методах практической деятельности различных учебных заведений, детских и молодежных организаций, а также всех социальных институтов, принимающих участие и способствующих развитию самоуправления детей и молодежи. 

1.3 Функции педагогических работников в развитии детского (молодежного) самоуправления

     Развитие  ученического самоуправления  в  общеобразовательном учреждении  в  огромной  степени  зависит  от директора  и  его  заместителей.  Их заинтересованность,  уважительное отношение  к  органам  самоуправления,  их представителям,  понимание  важности  их многообразия, умение найти компромиссное решение,  материальная  и  моральная поддержка  педагогов,  обучающихся  и родителей,  активно  включенных  в самоуправление,  -  все  это  является  важным условием  создания  в  школе  эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют  все  участники  образовательного процесса [5].

     Директор  общеобразовательного учреждения  отвечает  за  разработку стратегии  воспитательного  процесса, включая  деятельность  ученического самоуправления.  Кроме  того,  директор регулирует  процессы  создания  правовой  базы и  материально-технического  обеспечения функционирования  ученического самоуправления.

     Заместитель  директора  по идеологической и воспитательной  работе  принимает активное участие в разработке концепции и программы  развития  ученического самоуправления,  занимается  вопросами методического  обеспечения  и  обучения актива  школьников.  Очень  важно,  чтобы заместитель  директора  сотрудничал  с классными руководителями, выбирая вместе  с  ними  подходящий  вариант самоуправления  в  каждом  классе,  его соответствие общешкольной модели. Кроме того,  в  его  компетенцию  входит  консультирование  органов  ученического  самоуправления по всему кругу вопросов.

     Педагог-организатор  занимается  практическими вопросами,  поддерживая  органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших  специалистов,  непосредственно реализующих  воспитательные  программы различной  направленности  в общеобразовательном  учреждении.  В  его функционал,  как  правило,  входит координирование  деятельности  детских  и молодежных  общественных  объединений, действующих  в  общеобразовательном учреждении,  их  взаимодействие  с ученическим самоуправлением [18, 10]. 

     Большой вклад в создание условий для  развития  ученического  самоуправления призван  внести  классный  руководитель, который  имеет  возможность  хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной  поддержки  каждого, преодолеть  те  проблемы,  которые возникают  в  коллективе  класса.  Такой педагог,  обладающий  серьезными социально-психологическими  знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в  реализации  принципов  самоуправления  в различных  сферах  школьной  жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т.д.).

     Особую  роль в развитии ученического самоуправления  призван  сыграть  педагог-психолог.  Благодаря  своим профессиональным  знаниям,  он  может помочь выявить лидерские, организаторские способности  детей,  организовать  постоянно действующую  систему  психологической поддержки  активистов  самоуправления; консультировать  классных  руководителей, педагогов  и  администрацию  по  различным проблемам,  возникающим  в  процессе организации ученического самоуправления [25].

     Учитель-предметник  также  можетвнести  свой  вклад  в  развитие  ученического самоуправления,  консультируя  школьников по  профилю своего  предмета,  например,  во время  подготовки  очередного  мероприятия, проводимого  силами  актива  обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т.д.), при подготовке  нормативных  актов.  При желании  он  может  привнести образовательные  элементы,  содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в  проведение  конкретных  уроков.  Учителя обществознания,  истории  и  права  имеют возможность  проработать  вопрос  о   включении  проблем,  связанных  с самоуправлением  в  учебные  курсы.  Кроме того,  учитель  имеет  возможность непосредственно  включиться  в самоуправление  общеобразовательным учреждением  в  качестве  обычного участника.

     Таким  образом,  в  эффективной системе  самоуправления общеобразовательным  учреждением,  одной из  задач  которого  является  активизация ученического  самоуправления,  участвует  в той  или  иной  степени  почти  весь педагогический коллектив. Каждый участник данного процесса выполняет какую-либо свою управленческую или исполнительную роль.

1.4 Условия развития  детского (молодежного) самоуправления

     Развитие  ученического самоуправления  в  общеобразовательном учреждении  зависит  от  успешности  решения  целого  ряда  задач  организационного, кадрового,  программно-методического, социально-психологического характера.

Информация о работе Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка