Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть управленческий аспект деятельности детских и молодежных объединений, направленный на формирование разносторонней развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося, подготовленной к жизни в будущем трудовом коллективе.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие «самоуправление в детских и молодежных объединениях»;
- рассмотреть основные направления работы самоуправления в детских и молодежных объединениях в соответствии с нормативно-правовыми документами Республики Беларусь;
- проанализировать деятельность детских и молодежных объединений в школьном коллективе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Деятельность детских и молодежных объединений в учениче-ском самоуправлении……………………………………………………….7
1.1 Самоуправление как форма воспитательной работы в деятельности детских и молодежных объединений……………………………………...7
1.2. Личностный аспект детского (молодежного) самоуправления……11
1.3 Функции педагогических работников в развитии детского (моло-дежного) самоуправления…………………………………………………16
1.4 Условия развития детского (молодежного) самоуправления…….18
1.5. Модели самоуправления в образовательном учреждении……….21
Глава 2 Изложение материалов исследования…………………………..23
2.1 Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка…………………………………………………………………………….23
2.2 Ход исследования и описание полученных материалов 24
2.3 Обсуждение и интерпретация, полученных в ходе исследования материалов 26
Заключение……………………………………………………....................28
Список литературы. 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2011.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

     Организационные  условия  состоят  в том,  чтобы  самоуправление  в  школе функционировало  на  всех  четырех  уровнях (индивидуальный,  первичный  коллектив, коллектив  школы  и общешкольные органы).  Прежде  всего,  для этого необходимо  проанализировать  социально-педагогическую  ситуацию,  в  которой работает  данное  учреждение,  выяснить интересы  и  потребности  детей  и  их родителей. Важно также учесть особенности школы,  ее  профиль,  основные  задачи, которые  она  призвана  решать,  а  также сложившиеся  традиции,  материально-технические и кадровые возможности [27]. 

     Для  развития  ученического самоуправления  целесообразно  шире использовать  возможности школьных СМИ (школьные стенгазеты, радио и т.д.), а также современные  компьютерные  технологии, возможности  всемирной  сети  Интернет.

     В  число  организационных  условий  можно  включить  и  постоянную  работу  над совершенствованием нормативно-правовой базы, необходимой для развития ученического самоуправления.

     Кадровые  условия  –  возможность профессионального  роста педагогов в сфере самоуправления.  Проведение  семинаров, курсов,  педагогических  дискуссий  по наиболее  значимым проблемам самоуправления  и  ученического самоуправления  в  частности  должно  быть организовано  в  рамках  продуманной системы  и  направлено  на совершенствование  педагогического мастерства  работников общеобразовательного  учреждения,  на  их самообразование  и желание  сотрудничать  с коллегами,  участвующими  в  процессах самоуправления. Важно  активизировать  участие педагогов  в  различных  профессиональных конкурсах,  тематика  которых  связана  с вопросами  организации  и  развития ученического  самоуправления  (конкурсы моделей самоуправления,  воспитательных систем  и др.).  Кроме того,  необходимо стимулировать  включение  педагогов  в научную  работу  (описание  своего  опыта по организации  ученического  самоуправления в виде статей для педагогических журналов, поступление  в  аспирантуру  различных научно-педагогических учреждений и т.д.) [20, 21, 22].

     Необходимо  в течение учебного года и в  период  летних  каникул  при  поддержке педагогов,  психологов,  родителей  и  других специалистов  обучать  активистов ученического  самоуправления.  Весьма благоприятные  условия  для  подготовки актива  ученического  самоуправления   создаются  во  время  летнего  отдыха обучающихся на базе  загородных лагерей и городских площадок. 

     Развитие  ученического самоуправления невозможно без  серьезного программно-методического  обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях. Цели  и  задачи  программно-методических документов должны отражать общую  стратегию  развития,  основные принципы  педагогической  деятельности, главные  содержательные  линии  работы  по развитию  ученического  самоуправления. Это  весьма  серьезная  задача,  решение которой  может  быть  рассчитано  на несколько  лет  под  руководством  наиболее квалифицированных  педагогов  (методистов, преподавателей  профессиональных образовательных учреждений,  научных сотрудников) [25].

     Программы  обучения  навыкам организации  самоуправления  должны содержать  разные  уровни  сложности  и  позволять  педагогу  найти  оптимальный  вариант  работы  с той или иной  группой активистов или с отдельным ребенком. Они также  должны  быть  открытыми  для внесения определенных изменений с учетом конкретных  педагогических  задач, отличаться  содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.

     Администрации общеобразовательного  учреждения рекомендуется  вести  систематическую разъяснительную  работу  среди  тех педагогов,  кто  выражает  сомнение  или явное недовольство развитием ученического самоуправления. Не  рекомендуется  вводить эту  воспитательную  программу  насильно или  искусственно,  так  как  педагогический коллектив  должен  «созреть»  до  понимания необходимости  тесного  взаимодействия  с обучающимися,  и  прежде  всего  на  уровне тех  органов  ученического  самоуправления, которые могут грамотно  и настойчиво отстаивать  и защищать  права всех школьников.

     Недопустимо  отношение  к  данному виду  педагогической  деятельности  как  к «второсортной».  Директор,  его  заместитель по идеологической и воспитательной  работе  должны постоянно  поддерживать  и  поощрять  тех педагогов,  кто  ведет  исследовательскую работу,  активно  делится  своим  опытом, работает  над  повышением  эффективности системы самоуправления. Желательно моральное и материальное поощрение  педагогов,  детей  и  родителей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать  все  участники  образовательного процесса [15].

     Итак, только после того как все условия  будут соблюдены развитие самоуправления будет эффективно, а следовательно это возможно только при хорошо организованном управленческом решении.

1.5 Модели самоуправления в образовательном учреждении

     При  организации  самоуправления  и  реализации  программы  ученического самоуправления  в  общеобразовательных учреждениях  рекомендуется  опираться  на следующие приоритетные принципы: 

  • свободный  выбор общеобразовательным учреждением модели ученического  самоуправления  исходя  из своей специфики и имеющихся традиций;
  • ориентация  на  личностные  и коллективные  интересы,  потребности, способности  всех  участников образовательного  процесса  (обучающихся, педагогов, родителей);
  • деятельностная основа ученического самоуправления,  позволяющая  направлять энергию  подрастающего  поколения  на социально  полезные  дела; 
  • тесное взаимодействие  общеобразовательного учреждения  с  органами  местного самоуправления [8].  

     Перечисленные  принципы  составляют основу  организации  детского (молодежного) самоуправления образовательного  учреждения,  которая соответствует  главным  принципам гуманистической  педагогики:  признание уникальности и самоценности человека, его права  на  самореализацию,  личностно-равноправная  позиция  всех  участников образовательного  процесса,  ориентация  на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

Глава 2
Изложение материалов исследования
2.1 Обоснование методики  исследования и  ее краткая 
характеристика

     Исследование  данной работы направлено, на анализ управленческой деятельности в детских и молодежных общественных объединения БРПО и БРСМ в средних учебных заведениях.

     Объект  исследования: члены детских и молодежных организаций БРПО и БРСМ, учащиеся в средней общеобразовательной школе № 28 г. Минска с хореографическим уклоном

     Предмет исследования: деятельность учащихся  и педагогического коллектива в общественных объединениях.

     Методологическая  база исследования: наблюдения, беседы и анкетирование.

     Данный  диагностический метод характеризуется  рядом достоинств:

  1. оперативность, легкость и экономичность процедуры проведения;
  2. широкая сфера применения.

     Для проведения исследования на выше указанную  тему, нами были проведены беседы с заместителей директора по идеологической и воспитательной работе, педагогом-организатором и членами БРПО, БРСМ работающими и учащимися в СШ № 28. А так же проанализирована их документация по данной тематике.

     После анализа полученной информации,  нами было принято решение провести  исследовании на удовлетворенность учащимися школьной жизнью с целью определения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью и соответственно выявления плюсов и минусов деятельности детского(молодежного) самоуправления в этом общеобразовательной учреждении.

     Нами  была подобрана методика [11] (см. приложение 2).

2.2 Ход исследования  и описание полученных  материалов

     Первоначально мы познакомились с активистами  детского (молодежного) самоуправления школы и изучили их документацию.

       Анализируя документацию можно  сказать, что вся деятельность  самоуправления направлена на   развитие творческих способностей личности в условиях дружеской, комфортной атмосферы, союза детей и взрослых.

     Деятельность  детского (молодежного) самоуправления налажена и ведется в полной мере. В работе самоуправления принимают участие не только члены ОО БРСМ и БРПО, но и педагогические работники, которые координирую, направляют и помогают в осуществлении замыслов активистов детского самоуправления.

     Деятельность  детских и молодежных объединений  основана на работе разновозрастных отрядов. Работа разновозрастных отрядов является моделью самоуправления в школе. Цель работы разновозрастных отрядов является развитие творческих способностей личности в условиях дружеской, комфортной атмосферы, союза детей и взрослых.

     Для осуществления цели работы отрядов   используются следующие подходы:

  • разновозрастной отряд формируется исключительно на принципах добровольности. Разновозрастный принцип позволяет объединить интересы десяти- и шестнадцатилетних, поскольку творческие задачи легче всего решать совместно, объединенными усилиями ребят всех возрастов.
  • налицо воспитательное влияние старших на младших, т.к. младшие проходят процесс обучения значительно быстрее и качественнее под руководством старших ребят.
  • принципы равноправия и творчества благотворно способствуют внутреннему раскрепощению ребят в отрядах, поскольку устоявшиеся формы, традиционность и формализм совершенно не присущи отрядному движению.
  • отрядов много, и выбор, в каком из них жить и работать, принадлежит самому ученику.

     Важно, что ребята, которые иногда не могут реализовать себя в учебе и общении в классе, чувствуют себя в отряде хорошо и уверенно. Школьная воспитательная система сориентирована на общечеловеческие ценности, коллективно организованную, творческую и социально значимую деятельность (см. приложение 1).

       Также в средней школе № 28 г. Минска нами было проведено исследование на удовлетворенность учащимися школьной жизнью среди членов первичной организации БРСМ и БРПО. В исследовании приняло участие 98 человек  (учащиеся 3-5 классов, члены БРПО) и 102 подростка (учащиеся 8-11 классов, члены БРСМ).

     Учащимся была предложена анкета с целью изучения и анализа их удовлетворенностью школьной жизнью.

     Ход проведения анкетирования заключался в следующем, учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием шкале, которая им предлагалась.

     Обработка результатов анкетирования выполнена  в виде диаграммы и представлена в приложение 3.

     В результате данного исследования мы пришли к выводам, что большая часть опрошенных учащихся имеют среднюю степень удовлетворенности (52%),  45% опрошенных высказали свое мнение о высокой  степени удовлетворенности школы, однако не обошлось и без тех, ответу которых кто свидетельствуют о низкой степени удовлетворённости (4%).

2.3 Обсуждение и интерпретация, полученных в ходе исследования материалов

     Анализируя  полученные результаты анкетирования  учащихся и проделанную работу детских (молодежных) объединений в СОШ № 28 г. Минска, можно сделать вывод, что  огромное количество мероприятий прошло  под руководством ученического самоуправления. В целом большое количество ученического коллектива удовлетворено не только образовательной деятельностью школы, но и воспитательными направлениями, в которых они сами принимают активное участия.

     С первого сентября 2011 года,  на территории Республики Беларусь вступил в силу Кодекс об образовании, в котором прописаны основные принципы и требования к воспитанию подрастающего поколения. Деятельность детских (молодежных) объединений должна руководствоваться этим нормативно-правовым документом и основывать все свои действия в соответствии с ним.

     Анализируя  структуру детского объединения, мы видим, что школа выбрала модель самоуправления, основанную на личностных аспектах учащихся, что, несомненно, является большим преимуществом. Так как деятельность детских (молодежных) объединений находится в состоянии непрерывного развития. Учебно-воспитательный процесс эволюционирует от воздействия на учащихся к взаимодействию с ними и их развитию.

Информация о работе Обоснование методики исследования и ее краткая характеристи-ка