Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 09:56, реферат
Общение — атрибутивное свойство человека, основной способ его жизнедеятельности в обществе. Реализуя свои материальные и духовные потребности, человек посредством общения вступает в разного рода отношения — производственные, политические, идеологические, нравственные и т.д.
Производственные отношения являются структурообразующим элементом всей системы
общественных отношений. В процессе производства неизбежно возникает потребность в таком виде деятельности, как управление, предполагающем планирование, организацию, мотивацию и контроль, а также тесно связанные с осуществлением этих функций коммуникации и принятие решений. Исходя из этого, управленческое общение можно определить как общение, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи.
Управленческое общение - атрибутивное свойство человека, основной способ его жизнедеятельности в обществе, вызванный необходимостью осуществления управленческой функции с учетом обратной связи.
Формы управленческого общения:
1. Субординационная - общение между руководителем
и подчиненным, в основу которого положены
организационно-
2.
Служебно-товарищеская —
3.
Дружеская - между представителями
различных уровней, в основу которых
положены морально-этические
Принципы УО:
1.
Создание условий для
2. Принцип полномочий и ответственности. Он основывается на следующих моментах.
• Социальный статус — т.е. соблюдение конституционных прав и обязанностей, общественных полномочий, определенных нормами морали.
• Служебный статус - регламентация служебных прав, обязанностей, полномочий, определяемых организацией.
• Личностный статус - степень удовлетворенности работников своим положением.
3. Принцип поощрения и наказания;
4. Принцип рационального использования рабочего времени.
Функции УО:
1. Выдача
распорядительной информации:
• Директивная (приказы, указы);
• Демократическая (просьба, совет, положение).
2. Получение обратной информации;
3. Выдача оценочной информации.
Условия эффективного
1.
Единство профессионального
2. Учет интеллектуального уровня;
3. Логичность изложения;
4. Системность;
5. Учет уровня слушания
6. Восприятие;
7. Культура речи;
8. Интонация.
Структура общения:
1. Коммуникативное - процесс приема, передачи информации;
2. Интерактивное - процесс взаимодействия при общении;
3. Перцептивное - процесс восприятия.
Общее понятие об управленческом общении. Его формы и принципы) уровни, стадии
Общение — атрибутивное свойство человека, основной способ его жизнедеятельности в обществе. Реализуя свои материальные и духовные потребности, человек посредством общения вступает в разного рода отношения — производственные, политические, идеологические, нравственные и т.д.
Производственные отношения являются структурообразующим элементом всей системы
общественных отношений. В процессе производства неизбежно возникает потребность в таком виде деятельности, как управление, предполагающем планирование, организацию, мотивацию и контроль, а также тесно связанные с осуществлением этих функций коммуникац ии и принятие решений. Исходя из этого, управленческое общение можно определить как общение, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи.
Управленческие отношения предполагают тесное диалектическое взаимодействие между объектом управления (от отдельных структурных подразделений до общества в целом) и субъектом управления, осуществляющих сознательное воздействие на объект для достижения поставленных целей. Взаимоотношения между субъектом и объектом нельзя рассматривать как односторонний процесс воздействия субъекта на объект, во-первых, потому, что всякий субъект управления в свою очередь является и объектом управления со стороны органи зации более высокого уровня производственной иерархии, а во-вторых, потому, что объект управления не пассивен по отношению к субъекту управления: посредством обратной связи он в неменьшей степени оказывает на него воздействие, заставляя вносить корректив ы как в формирование самого субъекта управления (его состав, структуру), так и в процесс реализации выполняемых им функций. Поэтому правильнее говорить о субъектно-субъектных отношениях в управленческой деятельности.
Выделяют несколько форм управленческого общения.
(1) Субординационная форма
общения. Это общение между
(2) Служебно-товарищескзя
форма общения. Это общение между
коллегами, в основу которого
положены административно-
(3) Дружеская форма общения.
Это общение между руководителя
В зависимости от уровня управления, его вертикальных и горизонтальных “срезов”, производственных и общественных условий, индивидуально-психологических качеств людей руководитель выбирает ту или иную форму управленческого общения. К примеру, вертикальн ая модель общения наиболее целесообразна на уровне управления предприятием, цехом, тогда как на уровне бригады она малоэффективна.
Современная наука выделяет следующие основные этико-психологические принципы управленческого общения:
1.Принцип создания условий
для проявления личностного
2.Принцип полномочий и ответственности. Каждый работник должен четко знать свою должностную компетенцию, т.е. задачи, обязанности и права по их реализации. Руководитель призван забо титься о создании социального, служебного и персонального статусов своих сотрудников. Социальный статус — это соблюдение конституционных прав и обязанностей, общественных полномочий, определенных правопорядком и моралью. Служебный статус — это регламента ция служебных прав и обязанностей работника, использование его в соответствии с профессиональной квалификацией, систематическая и справедливая оценка личностно-деловых качеств. Персональный статус означает удовлетворенность работников своими отношениями в группе, расположенность к проявлению своих способностей.
3.Принцип поощрения и наказания. Всякий человек стремится к самоутверждению, и большинство из нас — к признанию именно в производственной сфере. Поэтому руководитель должен уметь ви деть не только наиболее активных и добросовестных работников, но и отмечать отдельные, пусть небольшие, успехи каждого подчиненного. Отдавая дань традиционным формам поощрения, руководитель должен помнить, что новизна и “штучность” поощрения — мощные сти мулы развития творческой активности личности. Несвоевременная и неадекватная оценка личности руководителем и коллективом вызывает у нее желание восстановить справедливость, что в случае недооценки заслуг кого-либо из сотрудников чревато снижением уровня его трудовых достижений и появлением у него чувства неудовлетворенности и обиды. К сожалению, 46% руководителей предпочитают тактику кнута, а не пряника. Никто не отрицает наказания как меры воздействия на подчиненного, но эта мера не может быть главенст вующей, и применять ее нужно только строго индивидуально, в соответствии с проступком. При этом следует помнить, что оценке подлежит именно поступок, а не личность “нарушителя” в целом. Разговор-наказание должен строиться по схеме: положительные эмоции ( высокая оценка личности в целом) —отрицательные (анализ проступка) — и вновь положительные (выражение веры в то, что подобная ситуация не повторится). Критика легче переносится на фоне самокр итики.
4.Принцип рационального
использования рабочего
Общение может происходить на разных уровнях. А. Добрович выделяет следующие уровни общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, деловой, игровой, духовный.
Другой подход к рассмотрению уровней общения предлагает Б. Ломов. Он выделяет три уровня: макро-, меза- и микроуровни. На макроуровне человек общается с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями. Он определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всей жизни. На мезауровне общение происходит в пределах содержательной темы, один или много раз. Общение на микроуровне—это акт контакта (вопрос — ответ, мимический, полетомимический акт и др.). Микроуровень объединяет простейшие элементы, лежащие в основе других уровней общения.
И. Н. Горелов и др. в книге “Умеете ли вы общаться?” (М., 1991) выделяют шесть стадий общения:
(1) Первая стадия— ориентировка в окружающих условиях. Выбор места встречи, расположения людей, дистанции взаимодействия —пространственная ориентировка. Ориентировка во времени ( когда назначить общение, сколько времени на него выделить), социальная ориентировка (каковы взгляды и ценности участников общения, какую психологическую дистанцию занять при общении).
(2) Вторая стадия— привлечение внимания собеседников.
(3) Третья стадия— поиск совместимости собеседников по объему общения (кто и сколько говорит), по темпам общения (частота слов, быстрота смены тем, мыслей, образов), по настроени ю, по позициям и дистанциям общения. Напряженность прежней стадии сменяется расслабленностью. На этой стадии путем выжидания и маневрирования идет поиск согласия. Все три — подготовительные стадии.
(4) На четвертой стадии идет обмен фактами и оценка их, поиск общей точки зрения, приемлемой для обеих сторон темы общения. Пробуждается взаимный интерес. Идет демонстрация ожидаемых собеседником черт личности, своих привычек, мнений, настроении.
(5) На пятое стадии могут
возникнуть проблемная
(6) На шестой стадии
собеседники принимают решение
на основе выработанного на
пятой стадии. Намечается совместный
план реализации найденного
Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько он сам гибок и искусен в их использовании.
Манипуляция может осуществляться неосознанно, а может и осмысленно, поэтому в той или иной степени каждая манипулятивная попытка предполагает хотя бы элементы планирования. В качестве планируемых действий выступают подстройка к особенностям ситуации и адресата воздействия, подготовка адресата, организация самой ситуации.
Манипулятивное мастерство реализуется в двух процессуальных стадиях: подготовка и непосредственно манипуляция.
Подготовительный этап
В рамках этого в соответствии со своими намерениями манипулятор должен осознать, какого рода воздействие он собирается осуществить в том или ином случае, а для этого точно выбрать мишень воздействия, т.е. — те психические структуры адресата, на которые он оказывает влияние. Такими мишенями воздействия являются:
Информация о работе Общее понятие об управленческом общении. Его формы и принципы) уровни, стадии