Обслуживание пользователей библиотек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ теоретических основ обслуживания пользователей библиотек.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, цели, задачи обслуживания его функции и принципы.
2. Технологию и ресурсы библиотечного обслуживания.
3. Формы и методы библиотечного обслуживания.

Содержание работы

Введение
1. Сущность, цели, задачи, функции и принципы библиотечного обслуживания
2. Технология и ресурсы библиотечного обслуживания
3. Формы и методы библиотечного обслуживания
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Обслуживание пользователей библиотек.docx

— 75.09 Кб (Скачать файл)

Обслуживание  пользователей библиотек:

по страницам  профессиональной печати.

 

План

 

 Введение

1. Сущность, цели,  задачи,  функции и принципы библиотечного обслуживания

2. Технология и ресурсы библиотечного обслуживания

3. Формы и методы библиотечного обслуживания

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для чего нужна  библиотека? Отвечая на этот вопрос, люди обычно говорят: библиотека необходима, чтобы получить книги, которых нет  дома, выяснить сведения о выдающихся людях, исторических событиях и т.п.

Деятельность  библиотеки, которая обеспечивает требования читателей, их стремление к развитию своих знаний, есть библиотечное обслуживание. И, следовательно, цель обслуживания - наиболее полное удовлетворение и развитие читательских потребностей. Эта цель конкретизируется при выполнении определенной услуги.

Сегодня библиотека способны сыграть важную роль в развитии образования, науки и культуры, стать центрами местных сообществ населения. И потому необходимо придать ей новый облик, адекватный требованиям времени.

Наиболее  глобальным фактором, влияющим на развитие библиотечного дела, явилась информатизация. Она вносит изменения в потребности  пользователей, в профессиональные требования к библиотекарю, в видовой  и содержательный состав фонда, технологию и организацию всех библиотечных процессов, в том числе и обслуживания.

Теоретически  обосновать единство всех видов обслуживания в библиотеке позволяет рассмотрение его как системы. С этих позиций в библиотечном обслуживании, как и в любой деятельности, можно выделить следующие компоненты: цели, субъект деятельности, объект, на который направлена эта деятельность, предмет, ресурсы (средства возможности), процессы (технология), условия, результаты деятельности.

Цель исследования – анализ теоретических основ обслуживания пользователей библиотек.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность, цели,  задачи обслуживания его функции и принципы.

2. Технологию и ресурсы библиотечного обслуживания.

3. Формы и методы библиотечного обслуживания.

Объектом исследования  является библиотечное обслуживание пользователей, предметом теоретические основания библиотечного обслуживания.

Методами  исследования является теоритический  анализ литературных источников.

Курсовая работа состоит из: введение, разделов «Сущность, цели,  задачи,  функции и принципы  библиотечного обслуживания», «Технология и ресурсы библиотечного обслуживания»,  «Формы и методы библиотечного обслуживания», заключение, литература.

 Библиотечное  обслуживание завершается результатом,  каковым является библиотечная  услуга, предоставленная читателю.

Ресурсы, которыми располагают субъекты обслуживания – библиотечный фонд, справочно-библиографический  аппарат, технические средства, библиотечное оборудование, архитектурно - планировочное  решение библиотечного здания, интерьер библиотеки, собственные интеллектуальные и вербальные возможности субъектов.

Условия, в  которых осуществляется обслуживание - это библиотечная среда, влияющая и на субъекты, и на процессы, и соответственно на результат обслуживания. Все компоненты библиотечного обслуживания в единстве и взаимосвязи направлены на удовлетворение и развитие читательских потребностей. Систему библиотечного обслуживания можно рассматривать как взаимосвязанную деятельность библиотек по удовлетворению и развитию потребностей читателей.

 

 

 

 

 

 

 

Сущность, функции, цели, задачи и принципы

библиотечного обслуживания

 

Обслуживание  остается одной из основных функций  библиотеки как системы и социального  института, является главной составляющей деятельности библиотеки. Сущность библиотечного  обслуживания с течением времени  остается неизменной, но выполняемые  библиотекарем функции в настоящее  время кардинально меняются.

Обслуживание  является ведущей функцией современных  библиотек. Именно обслуживание изменяет и направляет работу всех подразделений  библиотеки и осуществляемые ими  технологические процессы. Обслуживание формирует образ библиотеки в глазах ее читателей и, в конечном итоге, предопределяет место библиотеки в учреждении, организации и обществе. 

Библиотека  аккумулирует  функции  трех  разных   сфер,   будучи отнесенной по своему правовому и экономическому статусу к  одной  из  них  культуре. [37]

    Сочетание трех функций — информационной, образовательной и культурной —  обязательны  для любой библиотеки. Доминирование же одной из них создает определенный  тип.

Например, если преобладает  образовательная  функция,  то  библиотека  будет учебной, если информационная — научной, если культурная —  публичной.  Такое деление,  конечно,  условно,   как   условно   выделение   в   чистом   виде соответствующих потребностей,  однако  оно важно для определения статуса библиотеки и ее  положения в обществе,  а соответственно  и для решения финансирования, развития материально-технической базы и иных  экономических аспектов деятельности.

     Каждая из функций библиотеки требует своего ресурсного обеспечения. Вот  почему в условиях  ограниченности  этих  ресурсов  важна  правильная  оценка последних с точки зрения наиболее оптимального использования.

Библиотека  общества знаний как структурный  элемент глобальной мировой библиотеки, не имеющей физических границ, обеспечивает передачу информации о накопленном  человечеством знании любому человеку без временных, географических и  иных ограничений. Ее информационная функция  приобретает ориентирующий, аналитический  и оценочный характер.

Совершенствуется  образовательная функция библиотек. Библиотеки призваны помочь гражданам  получить необходимые знания, расширить  их читательские интересы, показать взаимосвязь  между теми или иными явлениями, содействовать развитию самостоятельного мышления, творчества с тем, чтобы  они могли сознательно с пользой  для дела участвовать в развитии производства, предпринимательства, фермерства, в решении социальных вопросов.

Культурная  функция библиотеки инновационной  модели предполагает распространение  культурных образцов, обеспечивающих процесс инкультурации человека, введение его в систему основных ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установок культуры, в том числе информационной, критериев оценок и принципов отбора социально приемлемых форм и способов осуществления деятельности в формирующемся обществе знаний. Она является важным звеном в системе просвещения населения (правового, экологического, художественного, краеведческого). Реализация этой функции, с одной стороны, превращает моделируемую библиотеку в социальный институт, гарантирующий воспроизводство национальной и региональной культуры, с другой - придает библиотеке статус места интенсивной межкультурной коммуникации, где формируются стандарты понимания иных культур с удержанием их специфики и оригинальности.

Особое значение приобретает культурная функция. Как  культурный центр библиотеки:

-      развивает и поддерживает  изучение, сохранение, распространение  и защиту местной культуры;

-      способствует распространению  ценностей национальной культуры  и знакомству с другими культурами, воспитывает уважение к ним;

-      содействует организации  социального межкультурного диалога;

-      создает условия  для индивидуального и коллективного  творчества.

В рамках культурной функции библиотека своими средствами помогает индивидууму противостоять  деструктивным явлениям, привнесенным в жизнь общества процессами глобализации и регионализации. В их числе –  проявления национального и регионального  сепаратизма; культурная архаика и  экспансия так называемой «массовой» культуры; аномия и «черная культура», характеризующаяся разрывом связей между поколениями и безмерным  возрастанием потребительских желаний  в материальной сфере.

Цель библиотечного  обслуживания – это удовлетворение потребностей пользователей путем  предоставление библиотечных услуг. [37]

       Библиотека предоставляет документы пользователю (читателю) с целью наиболее полного удовлетворения и развития читательских потребностей.

        Это цель  библиотечного обслуживания, которая  конкретизируется при выполнении  определенной услуги.

Цель, задачи и принципы библиотечного обслуживания определяются в зависимости от понимания  роли библиотеки и господствующей в  обществе концепции читателя, что, в  свою очередь, обусловлено более  общими политическими и идеологическими  теориями, так как цели публичной  библиотеки напрямую зависят от целей  самого общества. [26, С. 31]

 В условиях  моноидеологического общества цель библиотечного обслуживания была подчинена общей идеологической доктрине государства и формулировалась весьма общо и не специфично для библиотеки как социального института. Так, в 1920-30-х гг. она формулировалась как «воспитание коммунистического мировоззрения»; в 1930-50-х гг. — как «воспитание идейно-нравственной личности», в рокой и полной информации, необходимой для решения его различных жизненных проблем, то есть способствующей социализации личности в 1960-80-х гг. – как «содействие всестороннему гармоничному развитию личности».

 В настоящее  время в условиях переходного  периода развития государства  определение цели библиотечного  обслуживания стало одной из  важнейших задач библиотечного  сообщества. [26, С. 31]

Такое понимание  цели библиотечного обслуживания в  полной мере отвечает специфической  природе библиотеки как информационного  института, а также ее социальной роли в обществе.

  В широком  смысле миссия библиотеки понимается  как «ответственное задание, поручение», данное обществом библиотеке  как социальному институту. В  узком смысле миссия библиотеки, библиотечного обслуживания понимается  как ее стратегическая цель.

Сформулированная  цель позволяет определить задачи библиотечного  обслуживания, шаги, которые необходимо сделать для достижения цели:

 — снижение  барьеров (физических, интеллектуальных, технических, организационных, межличностных,  финансовых) доступности получения  пользователем необходимой ему  информации и библиотечных услуг;

 — постоянное  изучение читательских и информационных  интересов, запросов и потребностей  пользователей с целью наиболее  полного их удовлетворения;

 — расширение номенклатуры и повышение уровня креативности предоставляемых пользователю услуг;

 — содействие  формированию культуры чтения  и информационной культуры пользователей;

 — продвижение  чтения в нечитающие слои общества. [26, С. 32-33]

 

 

Очевидно, что  поставленные задачи в полной мере отвечают как поставленной цели, так  и сущности библиотечного обслуживания.

 Решение  каждой из них будет способствовать  облегчению доступа к информационным  ресурсам и расширению круга  пользователей, способных применять  их для достижения своих жизненных  целей.

 Определение  принципов библиотечного обслуживания  также базируется на понимании  роли библиотеки в обществе  в целом и цели библиотечного  обслуживания, в частности. Их  понимание также претерпело переосмысление.

Сегодня принципы библиотечного обслуживания могут  быть уточнены и сформулированы следующим  образом:

 — принцип  конгруэнтности библиотечного обслуживания;

 — принцип  толерантности и приоритета интересов  личности пользователя;

 — принцип  диалогичности библиотечного обслуживания;

 — принцип  индивидуализации и специализации  библиотечного обслуживания.

 Такая  формулировка принципов библиотечного  обслуживания в библиотеках стала  возможна лишь в последнее  время, в условиях демократизации  библиотечного дела, и сегодня  она вполне отвечает общемировой  практике. [26, С. 33]

Суть каждого  из названных принципов нуждается  в разъяснении.

Принцип конгруэнтности — важнейший принцип библиотечного обслуживания. Он означает, во-первых, соответствие библиотечного обслуживания (основных направлений, форм, методов, а также технических средств и т. д.) тем задачам, которые ставит перед собой общество, во-вторых, соответствие потребностям пользователей, и в-третьих — его соответствие уровню развития самой отрасли.

 Принцип  конгруэнтности требует также  соотнесения основных параметров  библиотечного обслуживания с  деятельностью других социальных  институтов: местным самоуправлением,  СМИ и др.

Принцип толерантности и приоритета интересов личности пользователя означает, что вся работа библиотеки в целом и процесс библиотечного обслуживания в частности организуются в интересах личности, ориентированы на ее потребности и запросы. Это, однако, не означает, что библиотека только «идет за читателем». Нет, в ходе библиотечного обслуживания благодаря использованию широкой информационной базы читательский интерес может быть развит, углублен, расширен или, наоборот, свернут и т. п. [26, С. 34]

 Данный  принцип предполагает также внимательное, доброжелательное отношение к  личности со стороны библиотечного  персонала вне зависимости от  национальности, вероисповедания, социального  статуса, состояния здоровья и  т. д. Выполнение этого принципа  обеспечивает доступ к библиотечному  обслуживанию людей с физическими  недостатками, проблемами сенсорного  восприятия, испытывающих трудности  в обучении и др.

Информация о работе Обслуживание пользователей библиотек