Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа
Цель исследования – анализ теоретических основ обслуживания пользователей библиотек.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, цели, задачи обслуживания его функции и принципы.
2. Технологию и ресурсы библиотечного обслуживания.
3. Формы и методы библиотечного обслуживания.
Введение
1. Сущность, цели, задачи, функции и принципы библиотечного обслуживания
2. Технология и ресурсы библиотечного обслуживания
3. Формы и методы библиотечного обслуживания
Заключение
Литература
Обслуживание пользователей библиотек:
по страницам профессиональной печати.
План
Введение
1. Сущность, цели, задачи, функции и принципы библиотечного обслуживания
2. Технология и ресурсы библиотечного обслуживания
3. Формы и методы библиотечного обслуживания
Заключение
Литература
Введение
Для чего нужна библиотека? Отвечая на этот вопрос, люди обычно говорят: библиотека необходима, чтобы получить книги, которых нет дома, выяснить сведения о выдающихся людях, исторических событиях и т.п.
Деятельность библиотеки, которая обеспечивает требования читателей, их стремление к развитию своих знаний, есть библиотечное обслуживание. И, следовательно, цель обслуживания - наиболее полное удовлетворение и развитие читательских потребностей. Эта цель конкретизируется при выполнении определенной услуги.
Сегодня библиотека способны сыграть важную роль в развитии образования, науки и культуры, стать центрами местных сообществ населения. И потому необходимо придать ей новый облик, адекватный требованиям времени.
Наиболее глобальным фактором, влияющим на развитие библиотечного дела, явилась информатизация. Она вносит изменения в потребности пользователей, в профессиональные требования к библиотекарю, в видовой и содержательный состав фонда, технологию и организацию всех библиотечных процессов, в том числе и обслуживания.
Теоретически обосновать единство всех видов обслуживания в библиотеке позволяет рассмотрение его как системы. С этих позиций в библиотечном обслуживании, как и в любой деятельности, можно выделить следующие компоненты: цели, субъект деятельности, объект, на который направлена эта деятельность, предмет, ресурсы (средства возможности), процессы (технология), условия, результаты деятельности.
Цель исследования – анализ теоретических основ обслуживания пользователей библиотек.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, цели, задачи обслуживания его функции и принципы.
2. Технологию и ресурсы библиотечного обслуживания.
3. Формы и методы библиотечного обслуживания.
Объектом исследования является библиотечное обслуживание пользователей, предметом теоретические основания библиотечного обслуживания.
Методами исследования является теоритический анализ литературных источников.
Курсовая работа состоит из: введение, разделов «Сущность, цели, задачи, функции и принципы библиотечного обслуживания», «Технология и ресурсы библиотечного обслуживания», «Формы и методы библиотечного обслуживания», заключение, литература.
Библиотечное
обслуживание завершается
Ресурсы, которыми располагают субъекты обслуживания – библиотечный фонд, справочно-библиографический аппарат, технические средства, библиотечное оборудование, архитектурно - планировочное решение библиотечного здания, интерьер библиотеки, собственные интеллектуальные и вербальные возможности субъектов.
Условия, в которых осуществляется обслуживание - это библиотечная среда, влияющая и на субъекты, и на процессы, и соответственно на результат обслуживания. Все компоненты библиотечного обслуживания в единстве и взаимосвязи направлены на удовлетворение и развитие читательских потребностей. Систему библиотечного обслуживания можно рассматривать как взаимосвязанную деятельность библиотек по удовлетворению и развитию потребностей читателей.
Сущность, функции, цели, задачи и принципы
библиотечного обслуживания
Обслуживание
остается одной из основных функций
библиотеки как системы и социального
института, является главной составляющей
деятельности библиотеки. Сущность библиотечного
обслуживания с течением времени
остается неизменной, но выполняемые
библиотекарем функции в
Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек. Именно обслуживание изменяет и направляет работу всех подразделений библиотеки и осуществляемые ими технологические процессы. Обслуживание формирует образ библиотеки в глазах ее читателей и, в конечном итоге, предопределяет место библиотеки в учреждении, организации и обществе.
Библиотека аккумулирует функции трех разных сфер, будучи отнесенной по своему правовому и экономическому статусу к одной из них культуре. [37]
Сочетание трех функций — информационной, образовательной и культурной — обязательны для любой библиотеки. Доминирование же одной из них создает определенный тип.
Например, если преобладает образовательная функция, то библиотека будет учебной, если информационная — научной, если культурная — публичной. Такое деление, конечно, условно, как условно выделение в чистом виде соответствующих потребностей, однако оно важно для определения статуса библиотеки и ее положения в обществе, а соответственно и для решения финансирования, развития материально-технической базы и иных экономических аспектов деятельности.
Каждая из функций библиотеки требует своего ресурсного обеспечения. Вот почему в условиях ограниченности этих ресурсов важна правильная оценка последних с точки зрения наиболее оптимального использования.
Библиотека общества знаний как структурный элемент глобальной мировой библиотеки, не имеющей физических границ, обеспечивает передачу информации о накопленном человечеством знании любому человеку без временных, географических и иных ограничений. Ее информационная функция приобретает ориентирующий, аналитический и оценочный характер.
Совершенствуется
образовательная функция
Культурная функция библиотеки инновационной модели предполагает распространение культурных образцов, обеспечивающих процесс инкультурации человека, введение его в систему основных ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных установок культуры, в том числе информационной, критериев оценок и принципов отбора социально приемлемых форм и способов осуществления деятельности в формирующемся обществе знаний. Она является важным звеном в системе просвещения населения (правового, экологического, художественного, краеведческого). Реализация этой функции, с одной стороны, превращает моделируемую библиотеку в социальный институт, гарантирующий воспроизводство национальной и региональной культуры, с другой - придает библиотеке статус места интенсивной межкультурной коммуникации, где формируются стандарты понимания иных культур с удержанием их специфики и оригинальности.
Особое значение приобретает культурная функция. Как культурный центр библиотеки:
- развивает и поддерживает изучение, сохранение, распространение и защиту местной культуры;
- способствует распространению
ценностей национальной
- содействует организации
социального межкультурного
- создает условия
для индивидуального и
В рамках культурной функции библиотека своими средствами помогает индивидууму противостоять деструктивным явлениям, привнесенным в жизнь общества процессами глобализации и регионализации. В их числе – проявления национального и регионального сепаратизма; культурная архаика и экспансия так называемой «массовой» культуры; аномия и «черная культура», характеризующаяся разрывом связей между поколениями и безмерным возрастанием потребительских желаний в материальной сфере.
Цель библиотечного обслуживания – это удовлетворение потребностей пользователей путем предоставление библиотечных услуг. [37]
Библиотека предоставляет документы пользователю (читателю) с целью наиболее полного удовлетворения и развития читательских потребностей.
Это цель
библиотечного обслуживания, которая
конкретизируется при
Цель, задачи
и принципы библиотечного обслуживания
определяются в зависимости от понимания
роли библиотеки и господствующей в
обществе концепции читателя, что, в
свою очередь, обусловлено более
общими политическими и
В условиях моноидеологического общества цель библиотечного обслуживания была подчинена общей идеологической доктрине государства и формулировалась весьма общо и не специфично для библиотеки как социального института. Так, в 1920-30-х гг. она формулировалась как «воспитание коммунистического мировоззрения»; в 1930-50-х гг. — как «воспитание идейно-нравственной личности», в рокой и полной информации, необходимой для решения его различных жизненных проблем, то есть способствующей социализации личности в 1960-80-х гг. – как «содействие всестороннему гармоничному развитию личности».
В настоящее
время в условиях переходного
периода развития государства
определение цели
Такое понимание цели библиотечного обслуживания в полной мере отвечает специфической природе библиотеки как информационного института, а также ее социальной роли в обществе.
В широком
смысле миссия библиотеки
Сформулированная цель позволяет определить задачи библиотечного обслуживания, шаги, которые необходимо сделать для достижения цели:
— снижение
барьеров (физических, интеллектуальных,
технических, организационных,
— постоянное
изучение читательских и
— расширение номенклатуры и повышение уровня креативности предоставляемых пользователю услуг;
— содействие
формированию культуры чтения
и информационной культуры
— продвижение чтения в нечитающие слои общества. [26, С. 32-33]
Очевидно, что поставленные задачи в полной мере отвечают как поставленной цели, так и сущности библиотечного обслуживания.
Решение
каждой из них будет
Определение
принципов библиотечного
Сегодня принципы библиотечного обслуживания могут быть уточнены и сформулированы следующим образом:
— принцип
конгруэнтности библиотечного
— принцип
толерантности и приоритета
— принцип
диалогичности библиотечного
— принцип
индивидуализации и
Такая
формулировка принципов
Суть каждого из названных принципов нуждается в разъяснении.
Принцип конгруэнтности — важнейший принцип библиотечного обслуживания. Он означает, во-первых, соответствие библиотечного обслуживания (основных направлений, форм, методов, а также технических средств и т. д.) тем задачам, которые ставит перед собой общество, во-вторых, соответствие потребностям пользователей, и в-третьих — его соответствие уровню развития самой отрасли.
Принцип
конгруэнтности требует также
соотнесения основных
Принцип толерантности и приоритета интересов личности пользователя означает, что вся работа библиотеки в целом и процесс библиотечного обслуживания в частности организуются в интересах личности, ориентированы на ее потребности и запросы. Это, однако, не означает, что библиотека только «идет за читателем». Нет, в ходе библиотечного обслуживания благодаря использованию широкой информационной базы читательский интерес может быть развит, углублен, расширен или, наоборот, свернут и т. п. [26, С. 34]
Данный
принцип предполагает также