Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа
Цель исследования – анализ теоретических основ обслуживания пользователей библиотек.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, цели, задачи обслуживания его функции и принципы.
2. Технологию и ресурсы библиотечного обслуживания.
3. Формы и методы библиотечного обслуживания.
Введение
1. Сущность, цели, задачи, функции и принципы библиотечного обслуживания
2. Технология и ресурсы библиотечного обслуживания
3. Формы и методы библиотечного обслуживания
Заключение
Литература
Уважение
к личности предполагает и
соблюдение принципа
Диалог, общение (библиотекаря с читателем; читателя с читателем) — важнейшие элементы библиотечного обслуживания. Читателю, пользователю должна быть дана возможность не только получить информацию, но и оценить качество полученной услуги, обменяться мнением с другими пользователями и т. д. Диалогичность проявляется в насыщении библиотечного обслуживания формами работы, где пользователь выступает активным участником. Реализация этого принципа требует постоянного поиска новых форм библиотечного обслуживания. Особенно важно соблюдение данного принципа в отношении молодого читателя, остро реагирующего на нравоучение, прямолинейную дидактику, навязывание какой-либо информации или услуги и т. п.
Принцип индивидуализации и
специализации библиотечного
Специализация
библиотечного обслуживания
Этот принцип
важен как при традиционном, так
и при дистанционном
Принцип индивидуализации и специализации библиотечного обслуживания предполагает соблюдение конфиденциальности в отношении читательской деятельности пользователей, если она не противоречит закону.
Кроме вышеназванных можно выделить ряд дидактических принципов, выполнение которых усиливает эффект воздействия библиотечного обслуживания. Это:
— принцип
системного подхода в
— принцип
наглядности библиотечного
— принцип
комфортности библиотечного
Принцип системного подхода зиждется на теории познания, утверждающей, что лишь систематизированная ин- формация приводит к формированию знания. Таким образом, библиотечное обслуживание должно способствовать получению знания из разрозненной информации и стимулировать развитие системного мышления пользователя.
Принцип наглядности библиотечного обслуживания опирается на тот факт, что более 80% информации воспринимается человеком посредством зрения.
Соблюдение
принципа наглядности
Принцип комфортности библиотечного обслуживания был сформулирован сравнительно недавно. Он отражает новую идеологию библиотечного обслуживания, в центре которого сегодня находится личность, пользователь. Удобство, комфортность доступа к информации сегодня на первом плане. Понятие комфорта много аспектное. Оно предполагает и удобное, комфортное для пользователя, время работы библиотеки; и комфортность читальных залов (освещенность, простор, температурный режим, техническую оснащенность и т. п.); и комфортность атмосферы общения с библиотекарем; и комфорт (оперативность) получения максимально полной информации. [26, С. 37]
К сожалению,
отечественная библиотека не
всегда может реально
Разнообразные технические приспособления позволяют сократить до минимума временные потери при записи в библиотеку, обмене книг, получении заказанной информации и других технических процедурах.
Как правило,
библиотеки, особенно учебные, разрешают
читателям пользоваться
Наконец, во многих библиотеках есть комнаты отдыха, игровые комнаты для детей, кафе и т. п., что делает посещение библиотеки комфортным.
Особое
значение принцип комфортности
приобретает в отношении к
пользователям-инвалидам. В
Технология
и ресурсы библиотечного
Технология библиотечного обслуживания — это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых в ходе обслуживания пользователя библиотеки. Как и любая производственная технология, технология библиотечного обслуживания определяет последовательность действий, необходимых для эффективного решения поставленной задачи.
Технологические
вопросы библиотечного
Однако, с
началом автоматизации, а затем
и компьютеризации
Значительный вклад в разработку теоретических проблем технологии библиотечного обслуживания внесли Е.Г Астапович, В.М. Баранов, М.Я. Дворкина и др.
К сожалению, эволюция технологии библиотечного обслуживания отличие от библиографической не получила пока глубокого осмысления. Однако с достаточной мерой условности можно выделить следующие типы технологии библиотечного обслуживания: персонифицированная, при которой библиотечное обслуживание — предоставление услуги — определяется, прежде всего возможностями (профессиональными, интеллектуальными и др.) библиотекаря; механизированная — возможности библиотекаря дополняются возможностями технических средств, пришедших в библиотеку (пишущих машинок, копировальной техники и т. п.); электронная, при которой для предоставления услуг широко используются компьютерные технологии и т. п. [26, С. 149]
В реальной практике библиотек могут присутствовать элементы всех типов технологии библиотечного обслуживания. Выбор в значительной степени зависит от материально-технической базы библиотеки.
Сегодня технология библиотечного обслуживания рассматривается как последовательность технологических операций, необходимых для предоставления определенной услуги пользователю.
В свою очередь технологическая операция включает в себя такие элементы, как действие, стадия, этап и т. п. Нельзя не отметить, что все они проявляются весьма различно при «ручном» и компьютеризированном обслуживании пользователя библиотеки.
Однако в
любом случае толчком, «пусковым
механизмом» библиотечного
Читательским запросом (спросом) называется высказанная читателем библиотекарю просьба в получении издания, информации. В читательском запросе ярко выражается информационная потребность, которая есть отражение какой-либо жизненной (житейской) необходимости.
Как правило, выделяют определенный и неопределенный читательский запрос.
Определенный читательский запрос может быть конкретным и тематическим.
Конкретный читательский запрос предполагает потребность в конкретном издании, конкретной информации.
Тематический читательский запрос предполагает помощь библиотекаря в поиске и подборе некоторого количества публикаций, раскрывающих какую-либо тему, проблему. [26, С. 150]
Тематический читательский запрос связан, как правило, с деловым, учебным (например, с написанием доклада, диплома, курсовой работы и т. п.) или самообразовательным чтением (например, интересом к какой-либо теме — кино, театру, музыкальной группе и т. п.).
Неопределенный читательский запрос (спрос) («Дайте что-нибудь новенькое!») относится, как правило, преимущественно к досуговому чтению и предполагает довольно высокий уровень доверительности общения библиотекаря и пользователя библиотеки. В тоже время неопределенный спрос говорит, с одной стороны, о несформировавшихся читательских предпочтениях, а с другой — о слабой ориентации в ресурсах библиотеки.
На технологический
процесс обслуживания влияют и особенности
самого запрашиваемого издания (например,
его издательско-
Так, если фонд удален от читального зала, то технологический процесс предоставления запрашиваемого издания будет включать следующие процедуры и операции: прием запроса от читателя; уточнение запроса; передача запроса в фонд; поиск издания в фонде; оформление выдачи издания в читальный зал; транспортировка издания в читальный зал; выдача издания читателю.
При предоставлении
же издания из фонда открытого
доступа технологический
Особая технология выполнения читательского запроса складывается в условиях электронной среды. Библиотекарь-консультант, получив запрос от читателя, «входит» в различные базы данных, в электронные библиотеки и т. д. и выполняет запрос, используя технологию электронной доставки документа или выявив наличие литературы по теме и местонахождение необходимого издания и т. п. [26, С. 151]
Несмотря на все технологические различия выполнения читательских запросов, можно выделить некоторые общие элементы в этом процессе.
В любом случае обязательный технологический этап выполнения читательского запроса — это прием (устный или письменный), фиксация и уточнение (например, в отношении написания фамилии автора запрашиваемой книги, года издания, языка и т. п.), которое позволит легче выполнить запрос. Другой важный момент — уточнение цели запроса (для научной работы, для учебной, любительской и т. п. деятельности и т. д.).
Браком, сбоем
в технологии библиотечного обслуживания
считается неудовлетворенный
Как уже говорилось, в основе каждого читательского запроса лежит читательский интерес, или читательская потребность. Уточнение читательского запроса — необходимый этап его выполнения — сводится, в сущности, к выявлению наибольшего соответствия запроса с читательским интересом и читательской потребностью пользователя. [26, С. 152]
Библиотеки
активно стремятся
Для этого появляются следующие задачи публичной библиотеки, при формировании технологической основы ее деятельности продиктованы спецификой пользовательской аудитории и – по мере появления соответствующих возможностей - предполагают:
- предоставление пользователям
максимальной
- обеспечение им возможности
работать с библиотечным
- ускорение рутинного процесса приема-выдачи книг в режиме абонемента, обеспечение «читательской самостоятельности» при работе с фондом (посредством применения RFID-технологий);
- снять ограничения на места
работы с печатными ресурсами
библиотеки и предоставить
Для реализации этих задач библиотеке предстоит – по мере появления соответствующих финансовых средств – обеспечить пользователям:
- бесплатный беспроводной доступ к сети Интернет, позволяющий пользователям работать в помещениях библиотеки с материалами на своих мобильных компьютерных устройствах (ноутбуках, нетбуках, iPad, КПК);
- возможность работать с
- техническое оснащение мест для комфортного прослушивания аудиокниг, просмотра видео- и киноматериалов в индивидуальном и групповом режимах;
- предоставление библиотечных
ноутбуков и мобильных