Обслуживание пользователей библиотек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ теоретических основ обслуживания пользователей библиотек.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, цели, задачи обслуживания его функции и принципы.
2. Технологию и ресурсы библиотечного обслуживания.
3. Формы и методы библиотечного обслуживания.

Содержание работы

Введение
1. Сущность, цели, задачи, функции и принципы библиотечного обслуживания
2. Технология и ресурсы библиотечного обслуживания
3. Формы и методы библиотечного обслуживания
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Обслуживание пользователей библиотек.docx

— 75.09 Кб (Скачать файл)

 

  •  Библиотечная выставка – форма библиотечного обслуживания, обеспечивающая путем наглядной демонстрации документов, других экспонатов информирование об изданиях, событиях, проблемах.
  • Электронная доставка документов – программно-технологический комплекс, обеспечивающий пользователя копиями первоисточников в электронной форме по телекоммуникационным каналам.

Особенно  заметны перемены, обусловленные  применением электронных технологий, на примере функционирования такой  традиционной формы (службы) библиотечного  обслуживания, как межбиблиотечный  абонемент (МБА). МБА везде становится весьма важной частью библиотечного  обслуживания, так как обеспечивает главную задачу сегодняшнего дня  — оперативный доступ к информации. Современные, модифицированные службы МБА осваивают электронную доставку документов (ЭДД). ЭДД перестала быть экзотикой и предметом дискуссий, в настоящее время она осуществляется практически всеми крупными библиотеками (ВГБИЛ, РНБ, РГБ, ГПНТБ, ГПИБ и др.) Сегодня  ЭДД является основной услугой, предоставляемой  удаленному пользователю.

Следует сказать, что успешное функционирование современной  службы МБА предполагает наличие  системы поиска по электронным каталогам  библиотек, единую форму бланка-заказа в электронном виде, связь ее с  электронными каталогами, а также  информацию на сайтах библиотек о  работе МБА. [13, 5-8]

Внестационарное библиотечное обслуживание населения – это обслуживание читателей вне стационарной библиотеки, обеспечивающее приближение библиотечных услуг к месту работы, учебы или жительства населения в библиотечных пунктах, передвижных библиотеках средствами бригадного, заочного абонемента и др.

К формам внестационарного библиотечного обслуживания относятся: библиотечные пункты, коллективные абонементы, выездные читальные залы, передвижные библиотеки, книгоношество. [38]

 

  • Передвижная библиотека – библиотека, расположенная в специально-оборудованном, укомплектованном транспортном средстве (библиобус и т.д.) и меняющая свое местонахождение с целью обслуживания территориально удаленных от стационарной библиотеки групп населения.
  • Библиотечный пункт – форма нестационарного обслуживания – территориально обособленное подразделение, организуемое по месту жительства, работы или учебы пользователей библиотек.
  • Книгоношество – форма нестационарного библиотечного обслуживания, заключающаяся в доставке книг из стационарной библиотеки или библиотечного пункта по месту жительства или работы читателя.
  • Коллективный абонемент – форма библиотечного обслуживания, предусматривающая выдачу произведений печати и других документов коллективам небольших предприятий, учреждений и организаций для использования вне библиотеки на определенный срок.

 Выездной читальный зал (временный читальный зал) – наряду со стационарным читальным залом применяется нестационарная форма – выездной читальный зал – форма внестационарного библиотечного обслуживания населения, предусматривающая возможность читателям пользоваться произведениями печати, прежде всего, периодикой, на рабочем, учебном месте, в местах массового отдыха в определенные дни и часы месяца, с заключением договора между организацией и библиотекой. [38]

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Деятельность  библиотеки с отдельным конкретным читателем приобретает все большую значимость в связи с возрастанием информационных ресурсов в мировом информационном пространстве, внедрением новейших информационных технологий. Используются как традиционные, так и инновационные методы.

Беседа  является традиционным методом индивидуального  обслуживания.

Виды бесед: собеседование при записи в библиотеку; о библиографических возможностях библиотеки; о новых поступлениях; устные библиографические справки; о рекомендуемых книгах; о прочитанной книге; о фонде книг; об открытом доступе; о каталогах и картотеках и т.д.

Кроме бесед  в индивидуальном обслуживании используются консультации, планы чтения, обзоры.

Консультация: виды могут быть те же, что и в беседах; при этом возможны консультации по телефону.

Индивидуальные планы чтения: новинок; по издательским планам; информационные; рекомендательные; тематические; по смежной тематике; по отраслевой тематике; художественной литературы и т.д.

Индивидуальный библиографический  обзор: тематический; новых поступлений; информационный; рекомендательный; отраслевой или художественной литературы. Индивидуальный библиографический обзор сочетает в себе элементы беседы, консультации и плана чтения.

Метод ИРИ (избирательное распространение  информации) используют многие библиотеки. Его реализация возможна только на основе применения компьютерных технологий. Особенностью ИРИ является обязательное наличие обратной связи.

Дистанционное индивидуальное обслуживание с помощью Интернета и ранета, с помощью электронной почты и с использованием факса. [8, С. 77]

Несомненно, развитие новейших информационных технологий внедрение в практику библиотечно-информационного обслуживания дадут новый импульс в активизации индивидуального обслуживания населения, приблизят информационные продукты и услуги к пользователю библиотек. Вместе с тем потребуется иная квалификация библиотекаря, переходящего в статус информационного посредника и консультанта, информационного аналитика, текстолога и менеджера. [8, С. 78]

 

 

ГРУППОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Групповое библиографическое обслуживание базируется на дифференцированном подходе. Группы обслуживаются в целях удовлетворения разнообразных потребностей людей, объединенных определенными интересами, формируются на основе социально-демографических, профессиональных и других признаков.

Так, для решения руководителями производственных задач существует ДОР (дифференцированное обслуживание руководителей) и ТОР (тематическое обслуживание руководителей). Используются ИРИ (избирательное распространение информации) и метод кольцевой почты в обслуживании этой группы пользователей библиотек.

В середине 1960-х годов наряду с  Днем информации появляется и другое новое средство информационного  обслуживания — День специалиста, который характерен для деятельности крупных библиотек.

Основой его, как и у Дня информации, был открытый просмотр литературы, целью являлось ознакомление специалистов с информационными материалами, преимущественно неопубликованными, малотиражными и ограниченного распространения. Просмотр литературы сопровождался лекциями, докладами, обзорами, выступлениями, экскурсиями, показом кинофильмов.

На Дни специалиста приглашались работники предприятий, НИИ, КБ, при  этом особое внимание уделялось мелким и средним предприятиям.

Рекомендации  по проведению Дней специалиста в  межотраслевых территориальных  центрах были разработаны Объединением по руководству научно-технической информации. На основании этих рекомендаций прежде всего составлялся график Дней проведения Дней специалиста на год. [8, С. 73]

 

Другое  направление в групповом обслуживании связано с ч      творением досугово-любительских потребностей читателей. Задача библиотеки используют для них клубные средства деятельности.

Это клубы  и кружки по интересам, для которых  характерны систематичность и определенная ритмичность в работе, а также использование комплексных методов обслуживания на основе взаимного дополнения.

Опыт группового обслуживания часто освещается в  библиотечной печати. Он многолик, многогранен  и позволяет каждой библиотеке выбрать то, что наиболее подходит для решения собственных задач. [8, С. 75]

 

МАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Выставки

Одним из методов массовой работы библиотеки является наглядная агитация и пропаганда литературы - работа, которая заключается  в рекомендации книг путем непосредственного  показа или через раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах. Цель наглядной агитации и  пропаганды - привлекать людей к  чтению, воспитывать культуру чтения, раскрывать библиотечные фонды.

В библиотечном обслуживании самым популярным и  одним из базовых средств доведения  информации до пользователей библиотек является выставка. Выставка — это результат информационной деятель^ ти, и она, как и любая другая, включает в себя ряд этапов — планир( ние; подготовка и рекламирование; проведение; подведение итоге оценка, — на основе которых проводится дальнейшая корректоров! прогнозирование деятельности.

Выставки  как средства доведения информации до читателей бывают достаточно многообразны. В основу характеристики выставок положены разные признаки, например:

  • хронологический (текущие и ретроспективные);
  • содержательный (тематический: универсальные и отраслевые);
  • количественный (большие, локальные, малые, одного документа);
  • адресный (стационарные, выездные, передвижные, кольцевые)
  • временной (регулярные, разовые);
  • жанровый (смешанные, журнальные, сериальные и др.);
  • топографический (закрепленный за определенным структур 
    подразделением);
  • организационный (самостоятельные и являющиеся составной 
    частью комплексных мероприятий);
  • конструкционный (ординарные, планшеты, развалы, витрины)

* по характеру (краеведческие, отраслевые, любительские увлечения и досуг; выставка—презентация собственных библиотечно- 
библиографических услуг, оказываемых пользователям библиотек; одной книги, персоналий и др.).

Главные свойства библиотечных выставок: комфортность, наглядность, доступность, оперативность, комфортность. [8, С. 64]

Комфортность обеспечивает наиболее благоприятные возможности работы с информацией. Необходимо так организовать рабочую среду что бы читатель не чувствовал неудобств в процессе ознакомления с документами выставки.

Наглядность предоставляет возможность непосредственного показа документов фронтальном плане, демонстрации определенных частей материала и т.п. В зависимости от цели выставки и для привлечения внимания к определенным документам выбирается наиболее выгодный курс для обозрения и демонстрации. Наглядность способна обеспечить автономное восприятие документа в целостной конструкции.

      Доступность заключается в предоставлении читателю возможностей ознакомления с содержанием документов. Беспрепятственный доступ к документу несовместим с выставками типа "за стеклом" и практикой прикрепления скрепкой карточки с библиографическим описанием публикации. Последнее продиктовано благими пожеланиями библиотечных работников. Однако не учитывается то неудобство, которое испытывает читатель при откреплении карточки, а некоторые пользователи могут чувствовать определенный страх повредить книгу.

        Оперативность понимается двояко: как промежуток времени между выходом произведения из печати и отражением его на выставке и как возможность ознакомления читателей не только с библиографическими данными документов, но и с их содержанием.

          Все вместе взятые свойства, реализованные на практике, создают гармонию в восприятии выставки.

Целевое назначение выставок связано  с осознанием в библиотечном обслуживании установок на определенный вид информационных потребностей. Среди них выделяют профессиональные и непрофессиональные.

           Профессиональные', отраслевые и межотраслевые (в помощь научной, производственной, учебной деятельности; в помощь профессиональному самообразованию).

          Непрофессиональные: любительские, досуговые, семейно-бытовые; обусловленные общественной деятельностью, самообразовательные, культурные (наращивание культурного багажа), информационные общего характера, развлекательные. [8, С. 65]

 

    

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Профессиональное  библиотечное обслуживание в нашей  стране требует специалистов с широким  гуманитарным мышлением, учитывающих  организационную связь между  творчеством, с одной стороны, и  стремлением человека к личной самореализации, с другой стороны.

В непрерывном  библиотечно-информационном образовании система знаний по библиотечному обслуживанию является, пожалуй, само "живой", постоянно пополняющейся. Она вбирает все общественно экономические и социокультурные изменения, результаты научных и следований и инноваций практической деятельности.

Стабильность так или иначе зафиксирована в официально-документальной, справочной и учебной литературе, а также в практической деятельности библиотек. В них показаны суть и базовое содержание в историческом контексте с помощью программ и предметной рубрикации основных концепций и теорий; отражено в основном то, что уже устоялось, в том числе в традициях работы с читателями.

Альтернативная часть, как правило, представляет собой интерпретированное или новое знание, зависит от позиции специалиста, на основе которой обогащается фактографическое и концептографическое знание по библиотечному обслуживанию, внедряются инновации в практику работы библиотек.

Существенно меняются взгляды библиотековедов на информационную культуру, ее осознание реального состояния в процессе библиотечного обслуживания пользователей. В рамках информационной культуры как многомодульной структуры проблема читательского развития личности в современных условиях приобретает особую значимость. Интерес к ней велик.

Мультимедийные  технологии открывают перспективы  в совершенствовании как индивидуального, так и группового, массового обслуживания. В свою очередь, это потребует изменений в информационной профессионализации библиотечных специалистов.

Поэтому одной из важнейших и сложнейших проблем является базовая подготовка и повышение квалификации библиотекарей отделов обслуживания. Она включает необходимость совершенствования профессионального образования в технологическом и психологическом планах во всех аспектах.

Информация о работе Обслуживание пользователей библиотек