Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа
Цель исследования – анализ теоретических основ обслуживания пользователей библиотек.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, цели, задачи обслуживания его функции и принципы.
2. Технологию и ресурсы библиотечного обслуживания.
3. Формы и методы библиотечного обслуживания.
Введение
1. Сущность, цели, задачи, функции и принципы библиотечного обслуживания
2. Технология и ресурсы библиотечного обслуживания
3. Формы и методы библиотечного обслуживания
Заключение
Литература
Особенно
заметны перемены, обусловленные
применением электронных
Следует сказать, что успешное функционирование современной службы МБА предполагает наличие системы поиска по электронным каталогам библиотек, единую форму бланка-заказа в электронном виде, связь ее с электронными каталогами, а также информацию на сайтах библиотек о работе МБА. [13, 5-8]
Внестационарное библиотечное обслуживание населения – это обслуживание читателей вне стационарной библиотеки, обеспечивающее приближение библиотечных услуг к месту работы, учебы или жительства населения в библиотечных пунктах, передвижных библиотеках средствами бригадного, заочного абонемента и др.
К формам внестационарного библиотечного обслуживания относятся: библиотечные пункты, коллективные абонементы, выездные читальные залы, передвижные библиотеки, книгоношество. [38]
Выездной читальный зал (временный читальный зал) – наряду со стационарным читальным залом применяется нестационарная форма – выездной читальный зал – форма внестационарного библиотечного обслуживания населения, предусматривающая возможность читателям пользоваться произведениями печати, прежде всего, периодикой, на рабочем, учебном месте, в местах массового отдыха в определенные дни и часы месяца, с заключением договора между организацией и библиотекой. [38]
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Деятельность библиотеки с отдельным конкретным читателем приобретает все большую значимость в связи с возрастанием информационных ресурсов в мировом информационном пространстве, внедрением новейших информационных технологий. Используются как традиционные, так и инновационные методы.
Беседа является традиционным методом индивидуального обслуживания.
Виды бесед: собеседование при записи в библиотеку; о библиографических возможностях библиотеки; о новых поступлениях; устные библиографические справки; о рекомендуемых книгах; о прочитанной книге; о фонде книг; об открытом доступе; о каталогах и картотеках и т.д.
Кроме бесед в индивидуальном обслуживании используются консультации, планы чтения, обзоры.
Консультация: виды могут быть те же, что и в беседах; при этом возможны консультации по телефону.
Индивидуальные планы чтения: новинок; по издательским планам; информационные; рекомендательные; тематические; по смежной тематике; по отраслевой тематике; художественной литературы и т.д.
Индивидуальный
Метод ИРИ (избирательное
Дистанционное индивидуальное обслуживание с помощью Интернета и ранета, с помощью электронной почты и с использованием факса. [8, С. 77]
Несомненно, развитие новейших информационных технологий внедрение в практику библиотечно-информационного обслуживания дадут новый импульс в активизации индивидуального обслуживания населения, приблизят информационные продукты и услуги к пользователю библиотек. Вместе с тем потребуется иная квалификация библиотекаря, переходящего в статус информационного посредника и консультанта, информационного аналитика, текстолога и менеджера. [8, С. 78]
ГРУППОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Групповое библиографическое обслуживание базируется на дифференцированном подходе. Группы обслуживаются в целях удовлетворения разнообразных потребностей людей, объединенных определенными интересами, формируются на основе социально-демографических, профессиональных и других признаков.
Так, для решения руководителями производственных задач существует ДОР (дифференцированное обслуживание руководителей) и ТОР (тематическое обслуживание руководителей). Используются ИРИ (избирательное распространение информации) и метод кольцевой почты в обслуживании этой группы пользователей библиотек.
В середине 1960-х годов наряду с Днем информации появляется и другое новое средство информационного обслуживания — День специалиста, который характерен для деятельности крупных библиотек.
Основой его, как и у Дня информации, был открытый просмотр литературы, целью являлось ознакомление специалистов с информационными материалами, преимущественно неопубликованными, малотиражными и ограниченного распространения. Просмотр литературы сопровождался лекциями, докладами, обзорами, выступлениями, экскурсиями, показом кинофильмов.
На Дни специалиста
Рекомендации по проведению Дней специалиста в межотраслевых территориальных центрах были разработаны Объединением по руководству научно-технической информации. На основании этих рекомендаций прежде всего составлялся график Дней проведения Дней специалиста на год. [8, С. 73]
Другое
направление в групповом
Это клубы и кружки по интересам, для которых характерны систематичность и определенная ритмичность в работе, а также использование комплексных методов обслуживания на основе взаимного дополнения.
Опыт группового обслуживания часто освещается в библиотечной печати. Он многолик, многогранен и позволяет каждой библиотеке выбрать то, что наиболее подходит для решения собственных задач. [8, С. 75]
МАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Выставки
Одним из методов массовой работы библиотеки является наглядная агитация и пропаганда литературы - работа, которая заключается в рекомендации книг путем непосредственного показа или через раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах. Цель наглядной агитации и пропаганды - привлекать людей к чтению, воспитывать культуру чтения, раскрывать библиотечные фонды.
В библиотечном обслуживании самым популярным и одним из базовых средств доведения информации до пользователей библиотек является выставка. Выставка — это результат информационной деятель^ ти, и она, как и любая другая, включает в себя ряд этапов — планир( ние; подготовка и рекламирование; проведение; подведение итоге оценка, — на основе которых проводится дальнейшая корректоров! прогнозирование деятельности.
Выставки как средства доведения информации до читателей бывают достаточно многообразны. В основу характеристики выставок положены разные признаки, например:
* по характеру (краеведческие, отраслевые,
любительские увлечения и досуг; выставка—презентация
собственных библиотечно-
библиографических услуг, оказываемых
пользователям библиотек; одной книги,
персоналий и др.).
Главные свойства библиотечных выставок: комфортность, наглядность, доступность, оперативность, комфортность. [8, С. 64]
Комфортность обеспечивает наиболее благоприятные возможности работы с информацией. Необходимо так организовать рабочую среду что бы читатель не чувствовал неудобств в процессе ознакомления с документами выставки.
Наглядность предоставляет возможность непосредственного показа документов фронтальном плане, демонстрации определенных частей материала и т.п. В зависимости от цели выставки и для привлечения внимания к определенным документам выбирается наиболее выгодный курс для обозрения и демонстрации. Наглядность способна обеспечить автономное восприятие документа в целостной конструкции.
Доступность заключается в предоставлении читателю возможностей ознакомления с содержанием документов. Беспрепятственный доступ к документу несовместим с выставками типа "за стеклом" и практикой прикрепления скрепкой карточки с библиографическим описанием публикации. Последнее продиктовано благими пожеланиями библиотечных работников. Однако не учитывается то неудобство, которое испытывает читатель при откреплении карточки, а некоторые пользователи могут чувствовать определенный страх повредить книгу.
Оперативность понимается двояко: как промежуток времени между выходом произведения из печати и отражением его на выставке и как возможность ознакомления читателей не только с библиографическими данными документов, но и с их содержанием.
Все вместе взятые свойства, реализованные на практике, создают гармонию в восприятии выставки.
Целевое назначение выставок связано с осознанием в библиотечном обслуживании установок на определенный вид информационных потребностей. Среди них выделяют профессиональные и непрофессиональные.
Профессиональные', отраслевые и межотраслевые (в помощь научной, производственной, учебной деятельности; в помощь профессиональному самообразованию).
Непрофессиональные: любительские, досуговые, семейно-бытовые; обусловленные общественной деятельностью, самообразовательные, культурные (наращивание культурного багажа), информационные общего характера, развлекательные. [8, С. 65]
Заключение
Профессиональное библиотечное обслуживание в нашей стране требует специалистов с широким гуманитарным мышлением, учитывающих организационную связь между творчеством, с одной стороны, и стремлением человека к личной самореализации, с другой стороны.
В непрерывном библиотечно-информационном образовании система знаний по библиотечному обслуживанию является, пожалуй, само "живой", постоянно пополняющейся. Она вбирает все общественно экономические и социокультурные изменения, результаты научных и следований и инноваций практической деятельности.
Стабильность так или иначе зафиксирована в официально-документальной, справочной и учебной литературе, а также в практической деятельности библиотек. В них показаны суть и базовое содержание в историческом контексте с помощью программ и предметной рубрикации основных концепций и теорий; отражено в основном то, что уже устоялось, в том числе в традициях работы с читателями.
Альтернативная часть, как правило, представляет собой интерпретированное или новое знание, зависит от позиции специалиста, на основе которой обогащается фактографическое и концептографическое знание по библиотечному обслуживанию, внедряются инновации в практику работы библиотек.
Существенно меняются взгляды библиотековедов на информационную культуру, ее осознание реального состояния в процессе библиотечного обслуживания пользователей. В рамках информационной культуры как многомодульной структуры проблема читательского развития личности в современных условиях приобретает особую значимость. Интерес к ней велик.
Мультимедийные технологии открывают перспективы в совершенствовании как индивидуального, так и группового, массового обслуживания. В свою очередь, это потребует изменений в информационной профессионализации библиотечных специалистов.
Поэтому одной из важнейших и сложнейших проблем является базовая подготовка и повышение квалификации библиотекарей отделов обслуживания. Она включает необходимость совершенствования профессионального образования в технологическом и психологическом планах во всех аспектах.