Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа
Цель исследования – анализ теоретических основ обслуживания пользователей библиотек.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, цели, задачи обслуживания его функции и принципы.
2. Технологию и ресурсы библиотечного обслуживания.
3. Формы и методы библиотечного обслуживания.
Введение
1. Сущность, цели, задачи, функции и принципы библиотечного обслуживания
2. Технология и ресурсы библиотечного обслуживания
3. Формы и методы библиотечного обслуживания
Заключение
Литература
- наличие устройств для свободного самостоятельного копирования собственных материалов;
- обеспечение пользователям доступа к интернет магазинам электронных книг и помощь в покупке и размещении электронных книг на их собственных мобильных устройствах;
- использование в качестве
- формирование интереса у
Предоставление услуг читателю библиотеки предполагает использование всех ресурсов отдельной библиотеки и библиотечной системы в целом. Какими же возможностями располагает эта система? Во – первых, совокупным библиотечным фондом, во-вторых, справочно-библиографическим аппаратом. Библиотечный фонд и СБА - информационный потенциал обслуживания.
Важной
составляющей библиотечных
Необходимо
отметить также
Все названные
ресурсы, а также надлежащее
финансирование могут
В современных
условиях усилились
Ресурсы библиотечного обслуживания
Фонд
СБА
Технические средства
Библиотечное оборудование
Здание
Интеллектуальные и вербальные возможности субъектов
Фонд - упорядоченная совокупность документов, соответствующая задачам и профилю библиотеки, информационного центра и предназначенная для использования и хранения.
Справочно-библиографический аппарат (СБА) – каталоги, картотеки, библиографические пособия (списки, указатели, обзоры). Используя справочно-библиографический аппарат, вы можете легко найти любой источник информации.
Библиотечное оборудование – средства материально-технического оснащения библиотек, необходимые для выполнения технических процессов и работы читателей в библиотеке. Основное библиотечное оборудование: стеллаж, каталожный шкаф, выставочная витрина, кафедра выдачи, читательский стол, дисплей, аппарат для чтения микроносителя, средства механизации и автоматизации.
Информационные ресурсы:
Периодические издания – издания, выходящий через определенный промежуток времени постоянным для каждого года числом номеров, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформлены, нумерованы и или дотированными выпусками, имеющими одинаковое название и, как правило, одинаковый объем и формат. К периодическим изданиям относят газеты, журналы, периодические сборники и бюллетени.
Библиографические издания – библиографические пособия, выпущенное в форме непериодического (включая листовки, плакаты), серийного, периодического или продолжительного издания.
Электронный каталог – библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени, предоставленный в распоряжение пользователей библиотеки.
Виртуальная выставка - это действительно выставка, место формирования спроса, шоу, показ новых технологий и продуктов.
Получает развитие еще одна тенденция библиотечного обслуживания — оно все более становится самообслуживанием, ведь пользователь, работая на компьютере, сам продумывает стратегию поиска, входит в информационные сети, в том числе библиотечные, сам уточняет свой запрос, используя разно-уровневое программное меню, мысленно "составляет" поисковое предписание, осуществляет поиск по разным признакам (библиографическим элементам, ключевым словам, индексам), идентифицирует свой запрос и те данные или документы, которые предоставляет информационная система, определяет релевантность, т.е. соответствие выдачи запросу, группирует полученные данные, документы. Подобное самообслуживание (только на другом информационном уровне) мы наблюдаем при организации обслуживания в фонде открытого доступа, правда, в этом случае фиксацию документа и передачу его пользователю производит библиотекарь.
Содержание фонда публичной библиотеки, независимо от того, является ли она специализированной, имеет в своей структуре т.н. «молодёжную зону» или обслуживает все возрастные категории, обязательно должно отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений и точек зрения.
Пользователь имеет право выбирать любые источники информации в соответствии со своими потребностями без ограничений.
Основу фонда, составляют издания в различных форматах и на различных носителях: печатные (книги, периодика) и электронные, как на русском, так и на других языках. Их целесообразно включать в фонд с учетом принципа взаимодополнения, что, с одной стороны, позволит рационально использовать финансовые средства, выделяемые на комплектование фонда, с другой, потребует от библиотечных специалистов высокого уровня компетентности и активной работы по раскрытию фонда и доведения информации о его составе до пользователей.
При формировании состава фонда следует учитывать потребности различных социально-возрастных групп пользователей в образовании, самообразовании, профессиональном и социального становлении, творческой, профессиональной, общественной, личностной самореализации.
Необходимо чётко
Стоит также учесть повышенный, подчас приоритетный интерес разных групп пользователей к тем или иным, традиционным или новым для библиотеки, форматам и видам носителей информации: «говорящие» книги, мультимедийные издания и видеоматериалы на DVD/BD, графические новеллы и «рисованные истории» (комиксы), настольные и электронные игры. Привлекают сегодня пользователя также ноты и музыкальные записи на различных носителях.
Библиотекарям нужно обратить внимание на сохранившиеся во многих библиотеках музыкальные и литературные записи на виниловых грампластинках, магнитных лентах, видеоматериалы на видеокассетах, слайдах и диапозитивах, почтовые марки. Спрос на эти носители информации 50-80-х годов прошлого столетия был временно утерян, а теперь вновь возрождается.
При организации
и размещении фонда в залах
обслуживания
- обеспечение свободного
- совмещение в одном зале
обслуживания функций
- физическое приближение к
- выдача на дом большинства
изданий (кроме случаев,
- оптимальное сочетание
- доступ со всех
- выполнение справочно-
С учетом того, что постепенно интерес смещается от печатных в сторону электронных ресурсов, работе с этими ресурсами следует уделить особое внимание. Это:
- создание и использование
- активное использование
- активное использование
- активное использование правовых баз данных (желательно нескольких) с возможностью поиска, копирования и распечатки актуальных материалов для обеспечения всесторонней правовой поддержки учебной, рабочей и личной компонент жизни молодого читателя (должны быть обеспечены доступ к базам СМИ, правовым базам данных, ЭБС и электронным библиотекам по IP адресу библиотеки и возможность работы пользователей в стенах библиотеки со своими мобильными компьютерами);
- поэтапное внедрение электронных книг для чтения в структуру деятельности библиотек для молодёжи, включая обучение библиотекарей поиску и записи конвента, интересующего пользователя, на лидер пользователя и/или мобильные устройства, приспособленные для чтения е-книг, с обеспечением соблюдения интересов правообладателей, в частности, с использованием эффективной защиты контента от несанкционированного копирования Digital Right Management (DRM);
- формирование и активное
Формы и методы библиотечного обслуживания
Активное применение компьютерной техники в библиотеках способствует изменениям в традиционном процессе библиотечного обслуживания: появляются новые возможности предоставления документов и информации, новые услуги, новые формы обслуживания («виртуальный читальный зал», «электронная доставка документов» и др.); меняется и сам читатель. Специалисты говорят о «новом», «электронном» читателе и т. д.
Структура обслуживания в библиотеке – это совокупность функциональных подразделений и пунктов обслуживания, обеспечивающая предоставление читателям обязательных … и сверхнормативных услуг». Количество таких функциональных подразделений определяется ресурсными возможностями библиотеки: наличием помещений, штатов, техники, оборудования.
Активное
внедрение электронных
Формы библиотечного обслуживания – это:
Библиографический
обзор – библиографическое