Обслуживание пользователей библиотек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ теоретических основ обслуживания пользователей библиотек.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность, цели, задачи обслуживания его функции и принципы.
2. Технологию и ресурсы библиотечного обслуживания.
3. Формы и методы библиотечного обслуживания.

Содержание работы

Введение
1. Сущность, цели, задачи, функции и принципы библиотечного обслуживания
2. Технология и ресурсы библиотечного обслуживания
3. Формы и методы библиотечного обслуживания
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Обслуживание пользователей библиотек.docx

— 75.09 Кб (Скачать файл)

- наличие устройств для свободного самостоятельного копирования собственных материалов;

  - обеспечение пользователям  доступа к интернет магазинам электронных книг и помощь в покупке и размещении электронных книг на их собственных мобильных устройствах;

- использование в качестве читательских  билетов бесконтактных карт, которые  могут быть не только электронным  пропуском в библиотеку, но и  средством идентификации в RFID системах (например, в Москве и  Московской области в качестве  этих билетов могут выступать  имеющиеся у существенного числа  посетителей библиотек «социальные  карты»);

- формирование интереса у молодых  пользователей к редким «бумажным»  книгам посредством наглядной  демонстрации процесса библиографирования (каталогизации) и перевода их  в электронную форму путем  сканирования.

Предоставление  услуг читателю библиотеки предполагает использование всех ресурсов отдельной  библиотеки и библиотечной системы  в целом. Какими же возможностями  располагает эта система? Во – первых, совокупным библиотечным фондом, во-вторых, справочно-библиографическим аппаратом. Библиотечный фонд и СБА - информационный потенциал обслуживания.

 Важной  составляющей библиотечных ресурсов  обслуживания является материально-техническая  база конкретной библиотеки: библиотечное  здание и его архитектурно - планировочное  решение, оборудование, технические  средства. От организации внутренней  среды, использования оборудования  и технических средств зависят  оперативность выполнения услуг,  их доступность для читателей,  возможность предоставления более  широкого перечня услуг. 

 Необходимо  отметить также интеллектуальные  ресурсы обслуживания – потенциал  библиотековедения и конкретных  библиотекарей, от знаний, умений, общей культуры которых зависит качество и количество предоставляемых услуг. Слово библиотекаря выступает как важнейшее средство обслуживания. Следует обратить внимание на то, что интеллектуальный потенциал читателей также определенным образом стимулирует библиотекарей и оказывает влияние на обслуживание.

 Все названные  ресурсы, а также надлежащее  финансирование могут обеспечить  процесс обслуживания только  в единстве. Ресурсы библиотечного  обслуживания воплощаются в услуге  читателя через технологию, методику, организацию. [36]

 В современных  условиях усилились противоречия  в библиотечном деле.

Ресурсы библиотечного обслуживания

Фонд 

СБА

Технические средства

Библиотечное  оборудование

Здание 

Интеллектуальные  и вербальные возможности субъектов

 

Фонд - упорядоченная  совокупность документов, соответствующая  задачам и профилю библиотеки, информационного центра и предназначенная  для использования и хранения.

  Справочно-библиографический аппарат (СБА) – каталоги, картотеки, библиографические пособия (списки, указатели, обзоры). Используя справочно-библиографический аппарат, вы можете легко найти любой источник информации.

Библиотечное  оборудование – средства материально-технического оснащения библиотек, необходимые для выполнения технических процессов и работы читателей в библиотеке. Основное библиотечное оборудование: стеллаж, каталожный шкаф, выставочная витрина, кафедра выдачи, читательский стол, дисплей, аппарат для чтения микроносителя, средства механизации и автоматизации.

Информационные  ресурсы:

  • электронный каталог;
  • виртуальные выставки;
  • периодические издания;
  • библиографические издания.

Периодические издания – издания, выходящий через определенный промежуток времени постоянным для каждого года числом номеров, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформлены, нумерованы и или дотированными выпусками, имеющими одинаковое название и, как правило, одинаковый объем и формат. К периодическим изданиям относят газеты, журналы, периодические сборники и бюллетени.

Библиографические издания – библиографические  пособия, выпущенное в форме непериодического (включая листовки, плакаты), серийного, периодического или продолжительного издания.

Электронный каталог – библиотечный каталог  в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени, предоставленный  в распоряжение пользователей библиотеки.

Виртуальная выставка - это действительно выставка, место формирования спроса, шоу, показ  новых технологий и продуктов.

Получает  развитие еще одна тенденция библиотечного  обслуживания — оно все более  становится самообслуживанием, ведь пользователь, работая на компьютере, сам продумывает  стратегию поиска, входит в информационные сети, в том числе библиотечные, сам уточняет свой запрос, используя  разно-уровневое программное меню, мысленно "составляет" поисковое предписание, осуществляет поиск по разным признакам (библиографическим элементам, ключевым словам, индексам), идентифицирует свой запрос и те данные или документы, которые предоставляет информационная система, определяет релевантность, т.е. соответствие выдачи запросу, группирует полученные данные, документы. Подобное самообслуживание (только на другом информационном уровне) мы наблюдаем при организации обслуживания в фонде открытого доступа, правда, в этом случае фиксацию документа и передачу его пользователю производит библиотекарь.

Содержание фонда публичной  библиотеки, независимо от того, является ли она специализированной, имеет  в своей структуре т.н. «молодёжную  зону» или обслуживает  все  возрастные категории, обязательно  должно отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений и точек зрения.

  Пользователь  имеет право выбирать любые источники информации в соответствии со своими потребностями без ограничений. 

Основу фонда, составляют издания в различных  форматах и на различных носителях: печатные (книги, периодика) и электронные, как на русском, так и на других языках. Их целесообразно включать в фонд с учетом принципа взаимодополнения, что, с одной стороны, позволит рационально использовать финансовые средства, выделяемые на комплектование фонда, с другой, потребует от библиотечных специалистов высокого уровня компетентности и активной работы по раскрытию фонда и доведения информации о его составе до пользователей.

   При формировании состава фонда следует учитывать потребности различных социально-возрастных групп пользователей в образовании, самообразовании, профессиональном и социального становлении, творческой, профессиональной, общественной, личностной самореализации.

 Необходимо чётко ориентироваться  в жанрово-тематических предпочтениях  разных  групп пользователей.  Так, в области досугового чтения пользователь, помимо художественной классики, научно-познавательной, исторической литературы, привлекает научная фантастика, фэнтези, «любовные» романы, приключения, детективы. Интерес пользователей к тем или иным жанрам в значительной мере зависит от их возраста, пола, уровня общей культуры, приверженности к той или иной молодёжной субкультуре.

  Стоит также учесть повышенный, подчас приоритетный интерес разных групп пользователей к тем или иным, традиционным или новым для библиотеки, форматам и видам носителей информации: «говорящие» книги, мультимедийные издания и видеоматериалы  на DVD/BD, графические новеллы и «рисованные истории» (комиксы), настольные и электронные игры. Привлекают сегодня пользователя также ноты и музыкальные записи на различных носителях.

  Библиотекарям нужно обратить внимание на сохранившиеся во многих библиотеках музыкальные и литературные записи на виниловых грампластинках, магнитных лентах, видеоматериалы на видеокассетах, слайдах и диапозитивах, почтовые марки. Спрос на эти носители информации 50-80-х годов прошлого столетия был временно утерян, а теперь вновь возрождается.

 При организации  и размещении фонда в залах  обслуживания специализированных  библиотек рекомендуется придерживаться  ряда условий, последовательная  реализация которых позволит  реально учитывать социально-психологические  особенности этой социальной  группы:

- обеспечение свободного доступа   к максимально возможному объему  книжных фондов (с учетом ограничений  по размещению и высоте книжных  стеллажей, учитывающих возможности  доступа к фонду инвалидов-колясочников);

- совмещение в одном зале  обслуживания функций читального  зала и абонемента;

- физическое приближение к пользователю  актуального и редкого фонда  (включая оцифровку и возможность  ознакомления с ее результатами): актуальные, новые и часто спрашиваемые  материалы - в открытом доступе;  дублетные экземпляры и реже  спрашиваемые - в подсобных фондах  залов; литература длительного  хранения и мало спрашиваемая - в отделе хранения основного  фонда; 

- выдача на дом большинства  изданий (кроме случаев, оговоренных  в Правилах пользования библиотекой);

- оптимальное сочетание печатных  и электронных изданий (в т.ч. удаленных баз данных) в пределах одного зала обслуживания;

- доступ со всех пользовательских  машин к удаленным базам данных  и электронным библиотекам, размещаемым  на сервере библиотеки;

- выполнение справочно-библиографических  услуг в зале обслуживания.

  С учетом того, что постепенно интерес смещается от печатных в сторону электронных ресурсов, работе с этими ресурсами следует уделить особое внимание. Это:

- создание и использование собственных  цифровых коллекций и баз данных  на основе местных краеведческих  материалов и архивов местных  СМИ, в т.ч. по тематике молодёжных проблем, по патриотической и краеведческой тематике;

- активное использование отечественных  и зарубежных удалённых баз  СМИ общественно-политического и  гуманитарного профиля (с электронными  архивами);

- активное использование удалённых  электронных библиотечных систем (ЭБС) и электронных библиотек,  включающих книги, современные  учебники, учебные пособия для  вузов, пособия для абитуриентов, конспекты лекций, учебно-методическую  литературу для школы, научные  монографии, диссертации и авторефераты  по дисциплинам гуманитарного,  естественнонаучного, социального,  правового, экономического цикла,  а также художественную литературу;

 - активное использование правовых баз данных (желательно нескольких) с возможностью поиска, копирования и распечатки актуальных материалов для обеспечения всесторонней правовой поддержки учебной, рабочей и личной компонент жизни молодого читателя (должны быть обеспечены доступ к базам СМИ, правовым базам данных, ЭБС и электронным библиотекам по IP адресу библиотеки и возможность работы пользователей в стенах библиотеки со своими мобильными компьютерами);

 - поэтапное внедрение электронных книг для чтения в структуру деятельности библиотек для молодёжи, включая обучение библиотекарей поиску и записи конвента, интересующего пользователя, на лидер пользователя и/или мобильные устройства, приспособленные для чтения е-книг, с обеспечением соблюдения интересов правообладателей, в частности, с использованием эффективной защиты контента от несанкционированного копирования Digital Right Management (DRM);

- формирование и активное использование  фонда аудиокниг, включающего  издания классической и современной  отечественной и зарубежной художественной  литературы, литературы по истории,  философии, праву, психологий, педагогике  и др. дисциплинам, в т.ч. произведения школьной программы и литературу в развитие вузовских программ. Крайне желательно получение официальных разрешений от правообладателей (например, издателей аудиокниг) на выдачу этих изданий на дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы и методы библиотечного обслуживания

Активное  применение компьютерной техники в  библиотеках способствует изменениям в традиционном процессе библиотечного  обслуживания: появляются новые возможности  предоставления документов и информации, новые услуги, новые формы обслуживания («виртуальный читальный зал», «электронная доставка документов» и др.); меняется и сам читатель. Специалисты говорят о «новом», «электронном» читателе и т. д.

Структура обслуживания в библиотеке – это совокупность функциональных подразделений и  пунктов обслуживания, обеспечивающая предоставление читателям обязательных … и сверхнормативных услуг». Количество таких функциональных подразделений  определяется ресурсными возможностями  библиотеки: наличием помещений, штатов, техники, оборудования.

Активное  внедрение электронных технологий в процессы библиотечного обслуживания привело к модернизации традиционных форм и методов предоставления информации и к появлению новых информационных услуг.

Формы библиотечного обслуживания – это:

  • Библиографическая консультация – форма библиографического обслуживания, представляющая собой помощь читателю в получении навыков поиска библиографической информации, пользовании библиографическими пособиями, в овладении основами библиотечно-библиографических знаний.

Библиографический обзор – библиографическое пособие  или устное сообщение о наборе документов, сделанные в виде связного повествования с краткими характеристиками содержания документов. Используется в библиотеках как форма письменной или устной пропаганды литературы, информирования пользователей об имеющихся  документах. [38]

Информация о работе Обслуживание пользователей библиотек