Обучение как метод профессионального развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Профессиональное обучение определяется как процесс подготовки персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач, т.е. совершенствование стандартных компетенций. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности организации. Профессиональное обучение является важнейшей частью профессионального развития персонала. Задача любой компании – не только выжить, но и оставаться конкурентоспособной как можно дольше. Успех предприятия зависит от эффективности работы его сотрудников. Поэтому проблема обучения персонала актуальна для многих компаний.

Содержание работы

Введение 3
1. Роль и место обучения в профессиональном развитии персонала
1.1. Понятие, цели и принципы развития персонала 5
1.2. Понятие и сущность обучения персонала 10
1.3. Виды и методы обучения персонала 13
2. Анализ состояния и форм обучения персонала на предприятии
2.1. Анализ уровня профессионального развития персонала на ООО «ТНГ-Групп» 18
2.2. Анализ системы обучения: подготовки, переподготовки повышения квалификации персонала в предприятии 25
2.3. Предложения и рекомендации по совершенствованию системы обучения в ООО «ТНГ-Групп» 30
Заключение 34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Зайнуллин Р.Р. обучение.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

- неоплачиваемых работников  семейных предприятий; 

- членов коллективных  организаций (кооперативов, колхозов  и т.д.);

- лиц, не поддающихся  квалификации по статусу.

Наемных работников подразделяют на: гражданское население; военнослужащих.

По длительности найма  их подразделяют на: постоянных работников; временных работников; сезонных работников.

Работа имеет квалификацию: основную; дополнительную; неполную видимую  занятость.

Основная работа - та, на которой у администрации находится трудовая книжка работника.

Для более полной классификации  персонала необходимо рассматривать:

- профессиональную структуру; 

- квалификационную структуру; 

- половозрастную структуру; 

- структуру персонала  по стажу; 

- структуру персонала  по уровню образования. 

Все это в совокупности можно понимать как трудовой потенциал  организации, который зависит от принципов управления персонала.

Принципы управления персоналом - это фундаментальные основы управления.

Важнейшим принципом  управления персоналом являются: системность; демократизация; индивидуализация; информатизация; достижения поставленных целей перед организацией; подбор работников с учетом их психологической совместимости; учет пожеланий сотрудников при выборе форм и методов их переподготовки и повышения квалификации.

Принцип системности  в работе с персоналом предполагает, что управление персоналом в организации  должно:

- охватывать не отдельные  категории работающих, а весь  состав персонала;

- решать не одномоментные  задачи, а непрерывно возникающие  проблемы в деятельности работника:  от его приема на работу, в  период продвижения по службе  и до его последнего дня  работы в организации; 

- использовать разные  методы, средства, приемы работы с персоналом, а не случайно принятое под влиянием настроения решение.

Принцип демократизации работы с персоналом означает:

- демократичность в  методах управления и стиле  руководства; 

- участие в оценке  каждого работника коллектива  того подразделения, в котором он работает;

- регулярное выявление  мнения сотрудников по важнейшим  проблемам деятельности организации  и учет этого мнения при  разработке мероприятий по решению  данных проблем; 

- внедрение нововведений с согласия персонала организации;

- партисипативное управление, т.е. вовлечение в процесс управления организацией рядовых сотрудников через их участие в кружках качества, общественных бюро экономического анализа и др.;

- повышение информированности  работников о результатах и  перспективах производственно-хозяйственной деятельности организации.

Принцип индивидуализации работы с персоналом реализуется  в:

- индивидуальном планировании  профессионального и должностного  роста работников;

- индивидуальном подходе  к мотивации труда исполнителей;

- персональном подборе  состава работников с учетом  способностей и индивидуальных  особенностей личности.

Принцип информатизации работы с персоналом предполагает применение современных средств вычислительной техники для процедур сбора, передачи, обработки, хранения, выдачи информации в целях оперативного принятия обоснованных кадровых решений. Этому способствует оснащение кадровых служб персональными компьютерами и создание на их базе автоматизированных рабочих мест работников кадровой службы. Менеджерам в практической деятельности следует руководствоваться рассмотренными выше принципами управления персоналом. Это позволит в значительной степени повысить эффективность его использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие и сущность обучения персонала

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.

Образование - процесс  и результат усвоения систематизированных  знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.

Непрерывное образование - процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые  открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.

«Профессиональное образование  как процесс - это одно из звеньев  единой системы непрерывного образования, а как результат - подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения»

 В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании персонала, которое осуществляется посредством его обучения.

«Обучение персонала - основной путь получения профессионального  образования. Это целенаправленно  организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения  знаниями, умениями, навыками и способами  общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.».

Следует различать три  вида обучения.

Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров.

1)Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.

2)Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.

3)Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.

Таким образом, предметом  обучения являются:

- знания - теоретические, методические и практические, необходимые работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте;

- умения - способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте;

- навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль;

- способы общения (поведения) - форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Виды и методы обучения персонала

Система обучения подразумевает  использование определенных форм, видов  и методов обучения. Выбор того или иного метода  или формы зависит от целого ряда факторов, таких как: цели организации, кадровая политика, характеристики обучающегося персонала (должностной уровень, образование, опыт работы, возраст и т.д.), а также от численности обучающихся и бюджета компании на повышение квалификации персонала. 

Формы обучения персонала:

- индивидуальное и групповое;

- внешнее и внутреннее.

Внешнее обучение представляет собой обучение по долгосрочным академическим  программам учебных заведений (программы  среднего специального образования, бакалавриата, специалистов, магистратуры, МВА) или  обучение по специальным многоуровневым программам учебных центров (курсы переподготовки, повышения квалификации, тренинги, семинары и т. п.).

Внутреннее обучение проводится на территории Компании в  специально выделенных для этих целей  помещениях или на арендуемых площадях.

Профессиональная подготовка кадров - приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь).

Профессиональная подготовка кадров включает профессиональную начальную  подготовку и профессиональную специализированную подготовку.

Профессиональная начальная  подготовка - это развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки

Профессиональная специализированная подготовка предназначена для получения  специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с  целью овладения определенной профессией.

Профессиональное совершенствование (повышение квалификации)  - расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а так же стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт).

Профессиональное совершенствование  включает совершенствование профессиональных знаний и способностей и профессиональное совершенствование с целью продвижения  по службе.

Совершенствование профессиональных знаний и способностей - это приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность).

Профессиональное совершенствование  с целью продвижения по службе - подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность).

Профессиональная переподготовка (переквалификация) - это получение  знаний, умений, навыков и овладение  способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт).

Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения.

Обучение персонала  основано на использовании различных  методов обучения.

Существует несколько  определений методов обучения персонала  очень близких по содержанию. Представим два из них, наиболее полных, на наш взгляд.

«Метод обучения персонала - это   способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся».

«Метод обучения персонала - ориентированный на достижение дидактических целей способ организации учебно-познавательной деятельности работника с заранее определенными:

- задачами;

- уровнями познавательной активности;

- учебными действиями и ожидаемыми результатами».

Выбор методов обучения персонала зависит от множества факторов, основными из которых являются: цели обучения, ожидаемые результаты обучения, индивидуальные особенности обучаемых и многие другие.

Хорошее обучение требует  индивидуального подхода к потребностям каждого работника. Любой метод  имеет свои преимущества и недостатки. Это необходимо учитывать при составлении программы обучения.

Информация о работе Обучение как метод профессионального развития организации