Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа
Профессиональное обучение определяется как процесс подготовки персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач, т.е. совершенствование стандартных компетенций. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности организации. Профессиональное обучение является важнейшей частью профессионального развития персонала. Задача любой компании – не только выжить, но и оставаться конкурентоспособной как можно дольше. Успех предприятия зависит от эффективности работы его сотрудников. Поэтому проблема обучения персонала актуальна для многих компаний.
Введение 3
1. Роль и место обучения в профессиональном развитии персонала
1.1. Понятие, цели и принципы развития персонала 5
1.2. Понятие и сущность обучения персонала 10
1.3. Виды и методы обучения персонала 13
2. Анализ состояния и форм обучения персонала на предприятии
2.1. Анализ уровня профессионального развития персонала на ООО «ТНГ-Групп» 18
2.2. Анализ системы обучения: подготовки, переподготовки повышения квалификации персонала в предприятии 25
2.3. Предложения и рекомендации по совершенствованию системы обучения в ООО «ТНГ-Групп» 30
Заключение 34
Список использованной литературы
Это говорит об удовлетворенности сотрудниками системой обучения и развития персонала в целом, о том, что работники понимают и принимают данные методы обучения.
10. Так же 98% респондентов (198 человек) отметили, что удовлетворены деятельностью ООО «ТНГ-Групп», и 1 человек (2%) выбрал вариант «Затрудняюсь ответить».
На мой взгляд, даже не получив 100% ответов о полной удовлетворенности работой, абсолютное большинство сотрудников принимает, изучает разрабатываемые программы, считая их неотъемлемым элементом своего развития, обучения, и, следовательно, карьерного роста.
2.2. Анализ системы
обучения: подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
Выживание организации, не говоря уже об их процветании, зависит, прежде всего, от того, имеют ли они собственную стратегию, а также от того, смогут ли организации последовательно реализовать эту стратегию на практике при помощи конкретных мероприятий. Неуверенность в будущем, неустойчивость на рынке и возрастающая сложность управления приводят организации к необходимости внимательно изучать и пытаться внедрить различные варианты стратегического развития своих фирм.
Стратегическая мысль в этой области за последние годы получила значительный толчок к развитию, особенно из-за ухудшения экономической ситуации, как в странах Западной Европы, так и в нашей стране. Стратегия управления персоналом – это планы, направления действий, последовательность принимаемых решений и методы, позволяющие дать оценку, провести анализ и разработать эффективную систему воздействия на персонал для реализации стратегии развития организации.
Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с целью оптимизации их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию.
Основные черты стратегии управления персоналом ООО «ТНГ-Групп»:
Стратегия управления персоналом зависит от кадровой политики. Более того, стратегия кадровой политики определяет стратегию управления персоналом ООО «ТНГ-Групп».
В настоящее время выделяют несколько концепций стратегии кадровой политики.
Концепция, которую использует ООО «ТНГ-Групп» предполагает, что стратегия управления персоналом определяется стратегией организации. Стратегия ООО «ТНГ-Групп» заключается в увеличении доли рынка, закрепление позиций на международных рынках.
Управление же персоналом выполняет обслуживающую функцию, которая заключается в предоставлении и поддержании работоспособности необходимого для ООО «ТНГ-Групп».
Данные для анализа движения кадров представлены в таблице 2.
Таблица 2
Данные для анализа движения кадров ООО «ТНГ-Групп» за 2008 – 2010 гг.
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Общая численность работников, чел. |
6324 |
6181 |
6230 |
Принято, чел. |
75 |
40 |
102 |
Уволено, чел. |
53 |
183 |
53 |
Расходы на образование, аттестацию, повышение квалификации, курсы и пр., руб. |
450 000 |
400 000 |
460 000 |
Расходы на обучение 1 работника, руб. |
71,16 |
60,30 |
71,16 |
Как видно из табл. 2, общая численность работников в 2009 году имеет тенденцию к резкому уменьшению, за счет сокращения сотрудников, а к 2010 году - к увеличению. Самое большое значение принятых работников наблюдается в 2010 г.
Также наблюдается увеличение суммы, выделяемой на обучение работников. В 2010 г. эта сумма достигает значения 460 тыс. руб. Это говорит о том, что предприятие заботится о профессиональном уровне своих работников.
За последние три года было дополнительно принято в штат 217 человека. Также были направлены на обучение в высшие учебные заведения за счёт ООО «ТНГ-Групп» 5 человек.
Текучесть кадров за последние три года в среднем составила примерно 1%.
Длительное время ООО «ТНГ-Групп» использовало стратегию наращивания кадрового потенциала. Большое внимание уделялось повышению профессионального уровня руководителей высшего и среднего звена. Основными мероприятиями для достижения этих целей были:
Как говорилось выше, предприятие в период в 2008 – 2010 гг. наращивало объем выделяемых средств на обучение, повышение квалификации персонала.
Отбор специалистов осуществляется на основе конкурса, а также на основе собеседования, опята работы и личных качеств кандидатов.
Также раз в три года проводится аттестация персонала. Аттестация проводится для выявления наиболее способных работников для перевода их на более высокие должности, либо повышения заработной платы, при чем одно не исключает другого.
Также в результате аттестации выявляются работники, которым для эффективной работы необходимо пройти повышение квалификация, так как их уровень знаний не отвечает исполняемым должностным обязанностям. Результаты аттестации, проведенной в 2008 г. представлены в табл. 3. Аттестационные вопросы содержат вопросы по непосредственным обязанностям для занимаемой должности, а также дополнительные вопросы для изучения более глубоких знаний и умений работников.
Таблица 3
Результаты аттестации персонала ООО «ТНГ-Групп» за 2008 г.
«5» |
«4» |
«3» |
«2» | |
Руководители высшего звена |
12 |
384 |
434 |
1 |
Руководители среднего звена |
25 |
421 |
515 |
2 |
Руководители низшего звена |
18 |
594 |
673 |
0 |
Рабочие |
81 |
728 |
2436 |
0 |
Всего |
136 |
2127 |
4058 |
3 |
Также в результате аттестации проверяется знание работником своих обязанностей и полномочий.
Для прохождения аттестации достаточно правильно ответить на основные вопросы, так как дополнительные не являются обязательными.
Как видно из таблицы 3, подавляющее большинство работников прошли аттестацию с удовлетворительным результатом (64,17%). Более трети (33,63%) работников получили оценку хорошо. Сумели ответить на большинство дополнительных вопросов 2,15% персонала. Не сумели пройти аттестацию лишь 3 работника (0,05%).
Наибольшее количество отличных результатов относительно своей группы показали руководители среднего звена – 2,6%. Наименьшее количество относительно своей группы у руководителей низшего звена – 1,4%.
Необходимо отметить, что данная оценка ставилась работникам, которые ответили на основные вопросы.
Оценка хорошо ставились работникам, которые правильно ответили на основные вопросы и часть дополнительных.
Оценка отлично ставилась работникам, которые смогли ответить на все, или большинство дополнительных вопросов, при этом «справились» со всеми основными вопросами.
Предприятие планирует сокращение финансовых потоков из-за снижения цены на нефть, также затруднено передвижение персонала, планируется его сокращение.
Мировой финансовый кризис внёс существенные коррективы в формирование кадровой стратегии ООО «ТНГ-Групп», и в начале 2009 г. руководство ООО «ТНГ-Групп» как вынужденную меру применило стратегию ликвидации.
Было уволено по сокращению 183 человека (2,89% от общей численности).
Такое положение образовалось в результате сворачивания некоторых наименее выгодных для предприятия отраслей деятельности. Были уволены рабочие и управленцы низшего звена (мастера), а также работники пенсионного возраста.
Стратегию сокращения (ликвидации) выбирают организации, у которых все или основные направления деятельности находятся в упадке с точки зрения получения прибыли, положения на рынке, качества изделия.
Персонал фирмы крайне негативно относится к идее внедрения такой программы из-за предстоящих сокращений.
При реализации стратегии ликвидации большое значение приобретают социальные меры защиты работников фирмы в виде поиска наиболее безболезненных способов сокращения занятых (переход на неполную рабочую неделю, сокращённый рабочий день, трудоустройство высвобождаемых работников на других фирмах за счёт данной организации, внутреннее перемещение).
Участие персонала в разработке и реализации решений не предполагается. В создавшихся условиях организация не производит набор специалистов. Вознаграждение работающих осуществляется исключительно в соответствии с должностными окладами, никаких других форм стимулирования не применяется.
Оценка специалистов
основана на критериях, выработанных с
учётом необходимости сокращения целых
направлений деятельности; отбираются
наиболее квалифицированные работники
для поддержания выпуска остающ
Повышение квалификации приобретает большое значение, если организация берёт на себя обязательство по трудоустройству высвобождаемых специалистов. Для значительной части работников уход с организации связан с необходимостью изменения специальности.
Такая стратегия является
необдуманной и призвана «перестраховать»
организацию от возможных убытков,
что является неоправданным, так
как организация имеет
В данной ситуации наиболее приемлемо было бы перевести часть персонала на неполный рабочий день, или сокращать руководящий аппарат, который является чрезмерно большим, т.к. в среднем на 5 работников приходится 1 руководитель.
Также стоит сказать
о том, что в результате сокращения
штата, должностные обязанности уволен
2.3. Предложения и рекомендации по совершенствованию системы обучения в ООО «ТНГ-Групп»
В рассматриваемой организации процесс обучения персонала необходимо систематизировать, так как проводимое обучение хаотично и малоэффективно. Оценка эффективности проведенного обучения и его влияния на повышение уровня производительности организации в целом также не проводится.
При анализе сложившейся системы обучения в ООО «ТНГ-Групп» были выявлены её недостатки, на основе этих данных можно сформировать общую схему системы обучения, включающую следующие компоненты:
- ответственные лица за обучение сотрудников – менеджер по персоналу
- целевая аудитория обучаемых – группы сотрудников и отдельные сотрудники.
- направления и методы обучения – тренинги, наставничество.
- расчет бюджета на обучение – расчет производиться менеджером по персоналу и утверждается коммерческим директором.
- составление плана и графика обучения – составляется менеджером по персоналу и утверждается у генерального директора.
- разработка документации регулирующей процесс обучения – разрабатывается менеджером по персоналу, утверждается генеральным директором.
В целом система обучения должна учитывать потребности отдельных сотрудников, подразделений, руководящего состава. При выборе программы обучения необходимо учитывать различный уровень подготовленности сотрудников организации.
Информация о работе Обучение как метод профессионального развития организации