Обучение как метод профессионального развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Профессиональное обучение определяется как процесс подготовки персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач, т.е. совершенствование стандартных компетенций. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности организации. Профессиональное обучение является важнейшей частью профессионального развития персонала. Задача любой компании – не только выжить, но и оставаться конкурентоспособной как можно дольше. Успех предприятия зависит от эффективности работы его сотрудников. Поэтому проблема обучения персонала актуальна для многих компаний.

Содержание работы

Введение 3
1. Роль и место обучения в профессиональном развитии персонала
1.1. Понятие, цели и принципы развития персонала 5
1.2. Понятие и сущность обучения персонала 10
1.3. Виды и методы обучения персонала 13
2. Анализ состояния и форм обучения персонала на предприятии
2.1. Анализ уровня профессионального развития персонала на ООО «ТНГ-Групп» 18
2.2. Анализ системы обучения: подготовки, переподготовки повышения квалификации персонала в предприятии 25
2.3. Предложения и рекомендации по совершенствованию системы обучения в ООО «ТНГ-Групп» 30
Заключение 34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Зайнуллин Р.Р. обучение.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Это говорит об удовлетворенности  сотрудниками системой обучения и развития персонала в целом, о том, что  работники понимают и принимают  данные методы обучения.

10. Так же 98% респондентов (198 человек) отметили, что удовлетворены деятельностью ООО «ТНГ-Групп», и 1 человек (2%) выбрал вариант «Затрудняюсь ответить».

На мой взгляд, даже не получив 100% ответов о полной удовлетворенности работой, абсолютное большинство сотрудников принимает, изучает разрабатываемые программы, считая их неотъемлемым элементом своего развития, обучения, и, следовательно, карьерного роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ системы  обучения: подготовки, переподготовки  и повышения квалификации персонала  в организации

Выживание организации, не говоря уже об их процветании, зависит, прежде всего, от того, имеют ли они собственную стратегию, а также от того, смогут ли организации последовательно реализовать эту стратегию на практике при помощи конкретных мероприятий. Неуверенность в будущем, неустойчивость на рынке и возрастающая сложность управления приводят организации к необходимости внимательно изучать и пытаться внедрить различные варианты стратегического развития своих фирм.

Стратегическая мысль  в этой области за последние годы получила значительный толчок к развитию, особенно из-за ухудшения экономической ситуации, как в странах Западной Европы, так и в нашей стране. Стратегия управления персоналом – это планы, направления действий, последовательность принимаемых решений и методы, позволяющие дать оценку, провести анализ и разработать эффективную систему воздействия на персонал для реализации стратегии развития организации.

Стратегия позволяет  увязать многочисленные аспекты  управления персоналом с целью оптимизации  их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию.

Основные черты стратегии  управления персоналом ООО «ТНГ-Групп»:

  • её долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или её отдельных элементов, причём такие изменения требуют дополнительного времени;
  • связь со стратегией ООО «ТНГ-Групп» в целом, учёт многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечёт за собой смену, или корректировку стратегии ООО «ТНГ-Групп» и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления.

Стратегия управления персоналом зависит от кадровой политики. Более того, стратегия кадровой политики определяет стратегию управления персоналом ООО «ТНГ-Групп».

В настоящее время  выделяют несколько концепций стратегии  кадровой политики.

Концепция, которую использует ООО «ТНГ-Групп» предполагает, что  стратегия управления персоналом определяется стратегией организации. Стратегия ООО «ТНГ-Групп» заключается в увеличении доли рынка, закрепление позиций на международных рынках.

Управление же персоналом выполняет обслуживающую функцию, которая заключается в предоставлении и поддержании работоспособности необходимого для ООО «ТНГ-Групп».

Данные для анализа  движения кадров представлены в таблице 2.

Таблица 2

Данные для анализа  движения кадров ООО «ТНГ-Групп» за 2008 – 2010 гг.

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общая численность работников, чел.

6324

6181

6230

Принято, чел.

75

40

102

Уволено, чел.

53

183

53

Расходы на образование, аттестацию, повышение квалификации, курсы и  пр., руб.

450 000

400 000

460 000

Расходы на обучение 1 работника, руб.

71,16

60,30

71,16


 

Как видно из табл. 2, общая численность работников  в 2009 году  имеет тенденцию к резкому уменьшению, за счет сокращения сотрудников,  а к 2010 году - к увеличению. Самое большое значение принятых работников наблюдается в 2010 г.

Также наблюдается  увеличение суммы, выделяемой на обучение работников.  В 2010 г. эта сумма достигает значения 460 тыс. руб. Это говорит о том, что предприятие заботится о профессиональном уровне своих работников.

За последние три  года было дополнительно принято  в штат 217 человека. Также были направлены на обучение в высшие учебные заведения за счёт ООО «ТНГ-Групп» 5 человек.

Текучесть кадров за последние  три года в среднем составила примерно 1%.

Длительное время ООО  «ТНГ-Групп» использовало стратегию наращивания кадрового потенциала. Большое внимание уделялось повышению профессионального уровня руководителей высшего и среднего звена. Основными мероприятиями для достижения этих целей были:

  • обучение работников;
  • перенимался зарубежный опыт в управлении;
  • проводились исследования как с целью выявления более эффективных приемов и методов управления, так и с целью увеличения производительности труда, разработки новых технологий производства товаров и оказания услуг.

Как говорилось выше, предприятие в период в 2008 – 2010 гг. наращивало объем выделяемых средств на обучение, повышение квалификации персонала.

Отбор специалистов осуществляется на основе конкурса, а также на основе собеседования, опята работы и личных качеств кандидатов.

Также раз в три  года проводится аттестация персонала. Аттестация проводится для выявления  наиболее способных работников для  перевода их на более высокие должности, либо повышения заработной платы, при  чем одно не исключает другого.

Также в результате аттестации выявляются работники, которым для эффективной работы необходимо пройти повышение квалификация, так как их уровень знаний не отвечает исполняемым должностным обязанностям. Результаты аттестации, проведенной в 2008 г. представлены в табл. 3. Аттестационные вопросы содержат вопросы по непосредственным обязанностям для занимаемой должности, а также дополнительные вопросы для изучения более глубоких знаний и умений работников.

Таблица 3

Результаты аттестации персонала ООО «ТНГ-Групп» за 2008 г.

 

«5»

«4»

«3»

«2»

Руководители высшего звена

12

384

434

1

Руководители среднего звена

25

421

515

2

Руководители низшего звена

18

594

673

0

Рабочие

81

728

2436

0

Всего

136

2127

4058

3


Также в результате аттестации проверяется знание работником своих обязанностей и полномочий.

Для прохождения аттестации достаточно правильно ответить на основные вопросы, так как дополнительные не являются обязательными.

 

Как видно из таблицы 3, подавляющее большинство работников прошли аттестацию с удовлетворительным результатом (64,17%). Более трети (33,63%) работников получили оценку хорошо. Сумели ответить на большинство дополнительных вопросов 2,15% персонала. Не сумели пройти аттестацию лишь 3 работника (0,05%).

Наибольшее количество отличных результатов относительно своей группы показали руководители среднего звена – 2,6%. Наименьшее количество относительно своей группы у руководителей низшего звена – 1,4%.

Необходимо отметить, что данная оценка ставилась работникам, которые ответили на основные вопросы.

Оценка хорошо ставились работникам, которые правильно ответили на основные вопросы и часть дополнительных.

Оценка отлично ставилась  работникам, которые смогли ответить на все, или большинство дополнительных вопросов, при этом «справились» со всеми основными вопросами.

Предприятие планирует  сокращение финансовых потоков из-за снижения цены на нефть, также затруднено передвижение персонала, планируется  его сокращение.

Мировой финансовый кризис внёс существенные коррективы в формирование кадровой стратегии ООО «ТНГ-Групп», и в начале 2009 г. руководство ООО «ТНГ-Групп» как вынужденную меру применило стратегию ликвидации.

Было уволено по сокращению 183 человека (2,89% от общей численности).

Такое положение образовалось в результате сворачивания некоторых  наименее выгодных для предприятия отраслей деятельности. Были уволены рабочие и управленцы низшего звена (мастера), а также работники пенсионного возраста.

Стратегию сокращения (ликвидации) выбирают организации, у которых  все или основные направления  деятельности находятся в упадке с точки зрения получения прибыли, положения на рынке, качества изделия.

Персонал фирмы крайне негативно относится к идее внедрения  такой программы из-за предстоящих  сокращений.

При реализации стратегии  ликвидации большое значение приобретают социальные меры защиты работников фирмы в виде поиска наиболее безболезненных способов сокращения занятых (переход на неполную рабочую неделю, сокращённый рабочий день, трудоустройство высвобождаемых работников на других фирмах за счёт данной организации, внутреннее перемещение).

Участие персонала в  разработке и реализации решений  не предполагается. В создавшихся  условиях организация не производит набор специалистов. Вознаграждение работающих осуществляется исключительно  в соответствии с должностными окладами, никаких других форм стимулирования не применяется.

Оценка специалистов основана на критериях, выработанных с  учётом необходимости сокращения целых  направлений деятельности; отбираются наиболее квалифицированные работники  для поддержания выпуска остающейся продукции.

Повышение квалификации приобретает большое значение, если организация берёт на себя обязательство  по трудоустройству высвобождаемых специалистов. Для значительной части  работников уход с организации связан с необходимостью изменения специальности.

Такая стратегия является необдуманной и призвана «перестраховать» организацию от возможных убытков, что является неоправданным, так  как организация имеет контракты  на несколько лет вперёд.

 В данной ситуации  наиболее приемлемо было бы  перевести часть персонала на неполный рабочий день, или сокращать руководящий аппарат, который является чрезмерно большим, т.к. в среднем на 5 работников приходится 1 руководитель.

Также стоит сказать  о том, что в результате сокращения штата, должностные обязанности уволенных работников легли на плечи тех, кто остался, увеличив, таким образом, трудовую нагрузку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Предложения и рекомендации  по совершенствованию системы  обучения в ООО «ТНГ-Групп»

В рассматриваемой  организации процесс обучения персонала необходимо систематизировать, так как проводимое обучение хаотично и малоэффективно. Оценка эффективности проведенного обучения и его влияния на повышение уровня производительности организации в целом также не проводится.

При анализе  сложившейся системы обучения в ООО «ТНГ-Групп» были выявлены её недостатки, на основе этих данных можно сформировать общую схему системы обучения, включающую следующие компоненты:

-  ответственные  лица за обучение сотрудников  – менеджер по персоналу

- целевая аудитория  обучаемых – группы сотрудников и отдельные сотрудники.

- направления  и методы обучения – тренинги, наставничество.

- расчет бюджета  на обучение – расчет производиться менеджером по персоналу и утверждается коммерческим директором.

- составление плана и графика обучения – составляется менеджером по персоналу и утверждается у генерального директора.

- разработка документации регулирующей процесс обучения – разрабатывается менеджером по персоналу, утверждается генеральным директором.

В целом система  обучения должна учитывать потребности отдельных сотрудников, подразделений, руководящего состава. При выборе программы обучения необходимо учитывать различный уровень подготовленности сотрудников организации.

Информация о работе Обучение как метод профессионального развития организации