Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:41, курсовая работа
Реформы для многих отраслей проходят неоднозначно. Автотранспортная отрасль в некоторых отношениях оказывается в более выгодных условиях в сопоставлении с другими отраслями: автотранспортники имеют возможность быстрее перестраивать технологию своих работ, связанных с перевозкой и обслуживанием клиентов, шире применять различные новшества, влияющие на совершенствование процессов управления и организацию перевозочного процесса и улучшение качества обслуживания клиентов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА1.Сущность и экономическое значение арендных отношений……. 5
1.1. Развитие арендных отношений………………………………………5
1.2. Основные участники и правовое регулирование аренды………… 7
1.3. Сущность, отличительные особенности и преимущества лизинга10
ГЛАВА 2.Особенности аренды транспортных средств…………………… 21
2.1. Правовое регулирование аренды транспортных средств…………21
2.2.Анализ состояния и перспектив развития специализированного автотранспортного подразделения "Белтрансгаз"……………………. 23
ГЛАВА3.Перспективы использования арендных отношений в деятельности "Белтрансгаз"………………………………………………… ……………….27
3.1. Совершенствование деятельности автотранспортного предприятия
на основе аренды………………………………………………................27
3.2. Возможности применения лизинга в деятельности автотранспортного предприятия…...………………………………….. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………………... 36
- организация работы службы безопасности движения и проведение обучения
водительского состава по перевозке опасных, негабаритных грузов, анализ и
разбирательство ДТП;
- организация и проведенние совместно с сотрудниками ГАИ годового
технического осмотра;
- проведение мероприятий по обеспечению высокой надежности подвижного
состава, снижению
расхода топливно-
производительности
труда при осуществлении
ремонта;
-осуществление контроля за качеством выполнения технического обслуживания и ремонта;
- подведение
ежемесячных итогов
Филиалов ОАО " Белтрансгаз ", определение эффективности использования
подвижного состава [17, c. 62].
Согласно Положению о Филиале, САТП осуществляет два вида деятельности. Основная деятельность связана с обслуживанием службы сетевого и жидкого газа, региональных отделений ОАО " Белтрансгаз " в соответствии с договором аренды. К категории "прочая деятельность " относится деятельность CATП, связанная с обслуживанием сторонних организаций (не входящих в структуру ОАО " Белтрансгаз ") и населения.
К сожалению CATП не имеет возможности в полном объеме осуществлять
самостоятельно транспортные и сервисные ycлуги сторонним организациям из-за ограниченного правового статуса подразделения. Не получили развития арендные отношения с предприятиями области испытывающими потребность арендовать транспорт, но находящимися в иной ведомственной подчиненности (либо приватизированными предприятиями). Материальной основой для оказания подобных услуг, является наличие у САТП весьма диверсифицированного и крупного парка подвижного состава, часть которого не связана непосредственно с обслуживанием газового хозяйства и зачастую просто простаивает.
Большая часть подвижного состава (70%) задействована в процессе обслуживания эксплуатации газового хозяйства (специализированная автотехника, компрессорные установки, специализированные фургоны).
Остальная часта автотракторного парка большая часть бортовые грузовые
автомобили, автофургонов, самосвалы, дорожная и строительная техника
используется нерегулярно от случая к случаю имея сравнительно меньший
среднегодовой пробег (оценочно - на 15-20%) и выполняя меньший объем работ, что снижает интенсивность использования техники, удорожает ее эксплуатацию.
Между тем налаживание арендных отношений с потенциальными пользователями этой техники, оказание транспортных и сервисных услуг помогло бы задействовать часть подвижного состава САТП в различных секторах экономики (строительство, коммунальное хозяйство, сфера частных услуг и др.) и приобрести дополнительную прибыль автохозяйству.
Не отрегулированы взаимоотношения CATO с головной структурой ОАО "
Белтрансгаз ", что серьезно тормозит развитие арендных отношений в
деятельности автотракторного хозяйства. Без решения вопроса о целесообразной юридической форме автотранспортного предприятия не могут решаться вопросы организации нормальной хозяйственной, деятельности, в т. ч, налаживания полноценных партнерских отношений с клиентами и поставщиками, банковскими структурами, кредиторами и инвесторами.
3.1. Совершенствование деятельности автотранспортного предприятия на основе аренды
Решение проблем, стоящих перед САТП должно носить комплексный характер. Необходимо принятие пакета скоординированных мер, действие которых в совокупности способно дать эффект: улучшить результаты финансово-хозяйственной деятельности, переориентировать САТП от решения исключительно текущих проблем к вопросам долговременной стратегии развития, улучшить положение в социальной сфере предприятия.
Совершенствование деятельности САТП должно идти по следующим основным направлениям таким как:
- переход на
полновесные арендные
хозяйства, входящими в состав ОАО " Белтрансгаз ", а также заключение
договоров аренды со сторонними юридическими лицами и населением (в части не используемой в процессе эксплуатации газового хозяйства техники);
- использование инструментария маркетинга с целью изучения рынка транспортных услуг, изучения рыночных позиций конкурентов и выработки элективных приемов рекламной деятельности (продвижения услуг);
- формирование
рациональной тарифной
- формирование
рациональных режимов движения
транспорта и схем
- совершенствование системы и способов накопления, обработки и использования оперативно-производственной и финансово-хозяйственной информации на основе компьютеризации с использованием современного программного обеспечения;
- расширение перечня и повышение качества дополнительно предоставляемых услуг потребителям (пользователям) с целью расширения контингента последних и формирования положительного имиджа предприятия.
Одним из главных направлений в работе CATП должно стать развитие арендных отношений, устраиваемых на основе рыночных равноправных (возмездных) деловых контактов с партнерами (клиентами). В настоящее время изучается вопрос о возможности изменения организационно-правового статуса автотракторного подразделения. Безусловно, придание статуса самостоятельного предприятия даст ему весь спектр экономических свобод, однако эта проблема нуждается в тщательной экономической и юридической проработке.
В последнее время получает развитие аренда автопарка самими водителями. В этом случае водитель вносит арендную плату в кассу предприятия. В нее включается амортизация на полное восстановление и капитальный ремонт арендованного автомобиля, а также отчисления в общие платежи и расходы предприятия: на строительство дорог, общехозяйственные (накладные) расходы, на уплату процентов за кредит, взносы вышестоящей организации и в бюджет. Вместе с тем из полученной водителем выручки от реализации услуг водитель оплачивает стоимость израсходованного топлива, запасных частей, горючего, смазочных и других материалов. Кроме того, оплачиваются услуги, оказанные по техническому обслуживанию и ремонту арендованного автомобиля, если эти работы выполнялись собственными силами.
Для развития лизинговых операций необходимо, прежде всего, совершенствование законодательной базы и предоставление налоговых льгот участникам лизинга.
Меры государственной поддержки развития лизинга должны включать:
1. Предоставление
государственных гарантий для
реализации лизинговых
2. Предоставление
участникам лизинговых
определять сроки амортизация оборудования с возможностью направления
накопленных амортизационных отчислений на их деятельность
3. Предоставление
инвестиционных кредитов для
реализации лизинговых
4. Освобождение
от налогов на лизинговые
5. Освобождение
хозяйственных субъектов-
6. Освобождение
хозяйственных субъектов-
7. Освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок более 3-х лет для операций финансового лизингам [14, c. 191].
Несмотря на все трудности, обусловленные переходным состоянием экономики, рынок лизинговых услуг успешно развивается и объем лизинговых контрактов составил в 1998 г. 9,2 млрд. Руб., уже в 1999 г. увеличился до 107,6 млрд., а в 2000 г. он достиг уровня в 670,6 млрд. при этом 641,2 млрд. приходилось на лизинг оборудования и 29,4 - на лизинг недвижимости.
Наиболее привлекательным видом оборудования для лизинга в 2000 г. Было машиностроительное и технологическое оборудование, на долю которого приходилось 75,5% от общего объема лизинговых операций. Далее следует лизинг грузовых автомобилей и дорожной техники - 8,7%, компьютеров и оргтехники - 4,8%, легковых автомобилей - 2,0%.
Лизинговая сделка имеет весьма сложную структуру, включающую как минимум пять аспектов:
- юридического, предполагающего досконального знания законодательства по лизингу, в особенности налоговые нюансы;
- коммерческого,
в рамках которого требуется
знание рынка текущей
- финансового,
в пределах которого
финансирования, умения распределять риски и рассчитывать стоимость инвестиций с учетом разновременности затрат и коэффициентов дисконтирования;
- бухгалтерского,
предполагающего знание
лизинговым операциям;
- технического,
в пределах которого надо
привлекать для технической экспертизы лизингового проекта, проведения
переговоров с изготовителей оборудования (автотехники), получения от него
соответствующих гарантий по техническому обслуживанию оборудования и др.
Проведению лизинговых операций всегда предшествует большая организационная работа. Для успешной деятельности лизингодатель должен обладать возможностями широкой рекламы лизинговых операций и их преимуществ для потенциальных лизингополучателей. Важную роль играет изучение лизингового рынка, его основных тенденций, выявления спроса и предложения на те или иные виды автотехники и оборудования. При этом во внимание принимаются различные факторы: колебания рыночных цен на разные виды (марки) машин, в зависимости от того, пользуются они спросом или нет, цены и тарифы на другие, сопутствующие лизингу услуги (ремонт, ТО), транспортные тарифы, тарифы за электроэнергию и др. Общей целью предварительной работы является поиск лизингодателем потенциальных клиентов, заинтересованных в лизинге.
В ряде случаев стоит идти на определенное усложнение схем финансирования лизинговых проектов за счет дополнительного согласования интересов сторон и привлечения к реализации проекта в качестве гарантов 4-5 участников. Возможен, например, следующий состав гарантов под лизинговую сделку: лизингополучатель, изготовитель оборудования, лизингодатель, банк-гарант, банк-кредитор, страховая компания, региональный фонд поддержки лизинга. Каждый участник лизинговой сделки принимает на себя обоснованные риски в размере от 5 до 25 процентов, соответствующим образом распределяются доходы.
Для осуществления лизинговых операций возможно объединение на акционерной основе небольшой группы не конкурирующих производителей техники, кредитных учреждений, сервисной лизинговой компании. Под лизингом, как известно, понимают имущественный отношения, при которых одна организация (пользователь) обращается к другой (лизинговая компания) с просьбой приобрести необходимое имущество и передать его ей во временное пользование. При этом последовательность выглядит следующим образом:
1) пользователь сообщает лизинговой компании, какое имущество (станки,
автотехника, оргтехника) ему необходимо;
2) лизинговая
компания покупает это
оптовой фирмы;
3) лизинговая компания, став собственником имущества, передает его во
временное пользование на основании отдельного контракта. (В некоторых случаях фирма, заинтересованная в получении оборудования, может сама "выходить " на нужного ей производителя, привлекая в дальнейшем лизингодателя). В наших условиях по-видимому больше активности следует проявлять самому потенциальному лизингодателю, выстраивая многосторонние отношения, проявляя определенную инициативу, т.к. ни предприятие-изготовитель техники, ни потенциальный пользователь, могут быть неосведомлены - о преимуществах лизинга, тем более в условиях нарушенной экономической координации предприятие не всегда точно знает фирму-производителя того оборудования, которое ему нужно.