Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 14:24, курсовая работа
Первые политические организации общества как рабовладельческое и феодальное государства, имели целью держать в узде рабов и крепостных, защищать экономические интересы господствующих классов. Отсутствия развитых отношений управления в сфере производства объяснялось тем, что экономический базис этих обществ, опирался на низкий уровень и примитивный характер производительных сил, как правило, исключавших взаимодействие больших масс людей в процессе труда.
Введение
Оценка деловых и личностных качеств руководителя
Общая характеристика деятельности ОАО «Белгородгазстрой»
Миссия и цели ОАО «Белгородгазстрой»
Анализ внешней коммерческой среды
Анализ внутренней деятельности ОАО «Белгородгазстрой»
Анализ неспособности руководителя справляться с сопротивлением организационным изменениям в коллективе
Решение проблемы снижения неспособности руководителя не справляться с сопротивлением работников организационным изменениям
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Белгородский инженерно-экономический институт
Кафедра менеджмента и внешнеэкономической деятельности
по дисциплине: Менеджмент
на тему: «Оценка деловых и личностных качеств руководителя»
Выполнил: ст. гр. ЭУЗ 41-Б
Христенко Е.А
Проверил: к.э.н., доцент
Белгород 2013
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Первые политические организации общества как рабовладельческое и феодальное государства, имели целью держать в узде рабов и крепостных, защищать экономические интересы господствующих классов. Отсутствия развитых отношений управления в сфере производства объяснялось тем, что экономический базис этих обществ, опирался на низкий уровень и примитивный характер производительных сил, как правило, исключавших взаимодействие больших масс людей в процессе труда.
Вместе с прогрессом производительных сил и переходом к более высокому типу производительных отношений развиваются и усложняются отношения управления производством как их составляющая часть. Специфика последней состоит в том, что они - суть субъективного обеспечения конкретного функционирования исторически определенного способа производства в соответствии с его объективной целью. Поэтому на каждом этапе развития человеческого общества управленческие отношения1 в сфере производства имеют то же экономическое содержание, что и производственные отношения в целом.
Первая роль работников управления – это роль дирижера, выполняющего две функции управления: согласования и надзора. Она обусловлена самой природой совместного труда и выполняется независимо от способа производства.
Громадное значение управления обусловлено развернувшейся научно-технической революцией, т.к. повышение производительности труда, увеличение количества и улучшение качества продукции в этих условиях определяются в первую очередь уровнем развития производительных сил. Эта закономерность в последнее время приобрела особенно большое значение, поскольку НТР охватывает все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и сферу управления производством.
Отражением резко усилившейся роли управления является динамическое развитие науки об управлении. В современных условиях роль руководителя не сводится просто к принятию решения, а представляет собой сложный процесс выбора принятия оптимального решения.
В деятельности руководителя огромное значение придается умственным творческим процессам, т.к. процессы управления коллективами людей относятся к самым сложным видам и типам трудовой деятельности. Труд руководителя определяется как процесс творческого мышления, позволяющего находить оптимальные решения из ряда логически обусловленных вариантов. Поиск такого решения основывается на сложных ассоциациях, связанных с опытом, знаниями, особенностями человека, принимающего ответственные решения, это самый сложный вид умственного труда по переработке информации.
Проблемы управления в значительной мере решаются путем использования в практике двух процессов – анализа и синтеза. Причем целесообразность и эффективность управленческой деятельности прямо пропорциональна тонкости и точности анализа, правильности и безошибочности синтеза.
1. ОЦЕНКА ДЕЛОВЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ
В современном понимании менеджер – это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных, организационных и научно-технических решений относительно нововведений.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности, следующие:
И все же важнейшее требование, предъявляемое к менеджеру любого уровня, является умение управлять людьми. Сюда относятся:
Руководитель, как пишет А. Файль, должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность взывает к нравственным высшим качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость.
Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы. Каждый менеджер и, прежде всего, руководитель высшего звена управления должен понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.
Фирма, существующая благодаря работе своих сотрудников, должна проявлять заботу об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов-потребителей, но и своих собственных работников.
Важно отметить, что услуги американских менеджеров предлагаются фирмам и организациям, заинтересованным в профессиональном и квалифицированном администрировании, на конкретной основе.
Цель деловой жизни – с максимальной пользой реализовать свои профессиональные и личностные возможности в деятельности. Здесь много зависит от личностных свойств человека и от межличностных взаимоотношений. Часто во взаимодействии людей сталкиваются индивидуальные и групповые интересы, возникают проблемы зависимости личности от коллектива или взаимоотношения таковы, что каждый получает право на личностную свободу. Три показателя характеризуют личность: самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы. И, хочет этого человек или нет, он объективно считается с этими субъективными индикаторами степени его самоуверенности. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, т.е. самоуверенность, самоуважение – устойчивая черта личности и важная функция самосознания. Уверенность в себе воспитывается самим человеком, но складывается и из оценок других людей, т.е. в сравнении своих качеств с характеристиками, данными другими людьми. Самоуверенный – значит уверенный в своих деловых качествах, умение понимать людей и помогать им, в силе воли, порядочности, в искреннем желании отстаивать интересы дела, которому служишь.
В деловой сфере «роль» – своего рода метафора, определяющая значение человека в своем деле, в трудовом коллективе. Роль – социальная функция личности, ее динамический статус, норма и способ поведения в зависимости от положения, позиции в обществе, межличностных отношений. Люди могут стать истинными партнерами при выполнении серьезной деловой задачи, если не будут противостоять друг другу, если будет создана атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи. Чтобы получить эффективный результат совместной деятельности, надо бережнее, со знанием создавать коллектив. Заинтересованное сотрудничество друг с другом, основанное на полном и искреннем доверии – важнейшее условие для реализации роли члена трудового коллектива.
Порой должность со своим сводом обязанностей искажает личность. Скажем, человек не выдерживает испытание властью, становится излишне самоуверенным, своим поведением подчеркивает зависимость подчиненных от его воли. Должностной статус человека объясняет, кто он, ролевой статус– то, что он делает. К этой принятой социальной психологией формуле нужно добавить – как делает. Иначе в самом понятии «роль» исчезает оценочное начало.
Есть определенные направления, по которым мы судим о том или ином человеке, но каждое из них вовсе не однозначно. Сложилось так, что оценивать деловое поведение начинают с исполнительности. До сей поры, к исполнительности относили автоматически такие качества, как старательность, аккуратность, тщательность, усидчивость, трудолюбие...
Исполнительность – это ответственность. Ответственность за исполнение принятых на предприятии норм и правил, за результаты своей работы, за успех или неудачу совместной деятельности в своем коллективе, за все, что происходит в обществе.
Следует отметить несколько советов–предупреждений психологов:
Нужно постараться повысить самоконтроль, особенно в сложных деловых ситуациях, требующих самостоятельных решений.
Есть у психологов такое понятие, как мироотношение к себе, к другим людям, к своему коллективу и его деловой деятельности. Человек, имеющий жизненный опыт, багаж нравственных и духовных ценностей не будет предъявлять завышенных требований к окружающим людям. Он проявит сдержанность и выдержку даже с людьми чрезмерно капризными и требовательными.
Линия поведения в коллективе, в совместной деятельности – важнейшая основа делового успеха, психологического комфорта, гражданской активности.
Поиск делового стиля на каждый день – это поиск оптимальных проявлений личности и личностных взаимоотношений. В одном психологическом эксперименте определенному числу людей предложили выбрать тип личности, с которым они хотели бы вместе работать. Независимо от личностных качеств большинство предпочло экстравертный тип, т.е. общительный.
Очень часто жонглируют таким понятием, как лидер, предполагая, что лидер и руководитель – это одно лицо, но зачастую это не всегда так. Дело в том, руководитель, как правило, назначается лицом вышестоящего ранга, а лидер выдвигается стихийно и, соответственно, первый обладает определенной системой установленных санкций, с помощью которых может воздействовать на подчиненных, а второму такие санкции не даны.
Настоящий лидер тот, кто часто и не подозревает о своем лидерстве. Просто ведет себя соответственно своим убеждениям, независим в суждениях и интересах, внимателен к другим, сопричастен к их проблемам, способен вести за собой. Роль лидера состоит в том, чтобы аккумулировать, соединять воедино деловые творческие устремления людей в той или иной группе.
Большую роль в формировании стратегии делового стиля играют такие психологические характеристики, как характер человека и его темперамент.
В повседневной жизни черты характера, темперамент, разнообразные свойства личности сложнейшим образом проявляются в стиле поведения и общения с окружающими людьми. Общительность без такта и деликатности превращается в навязчивость, требовательность без уважения - в нажим, прямота без чуткости – в грубость и прямолинейность. Многое зависит от конкретной ситуации. В одной ситуации (например, с родителями), человек предстает мягким и нерешительным, в другой (с подчиненными) – жестким и авторитарным.
Понятие «деловой человек» звучит весьма серьезно. К должностной характеристике предлагается сделать дополнение – деловая характеристика. Деловой человек – это толковый, умелый, предприимчивый, способный к работе, компетентный в своем деле, профессионал с широким кругозором, с высокой психологической культурой.
Регулировать свои эмоции в процессе должностной деятельности необходимо не только руководителям, но и любому человеку, находящемуся в трудовом коллективе. В повседневности следует «освобождать», «очищать» психологию любой должности от посторонних настроенческих наслоений, т.е. уметь владеть собой. Психологическое состояние – составная часть деловой деятельности. Оно неизбежно включается в систему должностных взаимоотношений, окрашивает определенным образом поведение человека. А поведение обычно регулируется, с одной стороны, теми нормами, традициями, которые существуют в трудовом коллективе, а с другой – собственно моральной позицией. Это и есть критерии делового поведения.
Информация о работе Оценка деловых и личностных качеств руководителя