Оценка деловых и личностных качеств руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Первые политические организации общества как рабовладельческое и феодальное государства, имели целью держать в узде рабов и крепостных, защищать экономические интересы господствующих классов. Отсутствия развитых отношений управления в сфере производства объяснялось тем, что экономический базис этих обществ, опирался на низкий уровень и примитивный характер производительных сил, как правило, исключавших взаимодействие больших масс людей в процессе труда.

Содержание работы

Введение
Оценка деловых и личностных качеств руководителя
Общая характеристика деятельности ОАО «Белгородгазстрой»
Миссия и цели ОАО «Белгородгазстрой»
Анализ внешней коммерческой среды
Анализ внутренней деятельности ОАО «Белгородгазстрой»
Анализ неспособности руководителя справляться с сопротивлением организационным изменениям в коллективе
Решение проблемы снижения неспособности руководителя не справляться с сопротивлением работников организационным изменениям
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Оценка деловых и личностных качеств руководителя.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

Итак, руководитель профессионален, компетентен в своей области, обладает рядом ценных качеств: энергией, принципиальностью, уверенностью. Но, оказывается этого мало. В процессе труда между людьми складываются определенные отношения, обусловленные, прежде всего, их деловыми функциями. И взаимовлияние этих отношений приводит к далеко не однозначным проявлениям деловых качеств.

Деловые отношения – это во многом и умение сопереживать, сочувствовать, внушать, но всегда с учетом эффективности общего дела. Навыки в этом плане складываются во взаимоотношениях с самим собой. И, наоборот - в процессе общения с другими человек обретает способность изменять отношение к самому себе, переоценивать свой личный опыт. Оценочный критерий здесь совершенно необходим. Он должен быть вполне осознанным, иначе не будет полезного результата.

Психологи считают, что стратегия делового стиля определяется личными качествами человека. Есть несколько типов стратегии делового стиля:

  • стратегия независимости – человек держится уверенно, но замкнуто и обособленно, не обращает внимания на мнения других. Такие люди любят любой успех присвоить себе;
  • стратегия ведомых – человек предпочитает опереться на других, робок, неуверен, безынициативен, легко отступает от своих мнений, предпочитает подчинятся;
  • стратегия сотрудничества – человек ведет себя активно и свободно, охотно прислушивается к предложениям других, ищет деловые совместные решения, за успехом для себя не гонятся.

Именно в поведении под влиянием конкретных социальных условий и деловых ситуаций реализуются общественные свойства личности. Коллективная деятельность позволяет наиболее полно проявить деловые качества человека. Прежде всего, это относится к организаторским способностям. Организаторский потенциал, как говорят психологи, возникает «на стыке» свойств личности, во взаимодействии ее с обществом, коллективом и объектом деятельности.

Деловые качества не могут всегда выражаться совершенно одинаково. Их проявление зависит от поставленной перед коллективом задачи, от взаимоотношений с сотрудниками, от объема должностных полномочий, наконец, от общественной оценки – признания. Каждый человек должен научится анализировать все это и делать выбор оптимальной стратегии поведения в каждой деловой ситуации.

Безусловно, общие черты делового стиля – ответственность, исполнительность, волевая активность, аккуратность и разумность. Все это в деловой повседневной практике проявляется каждым человеком в конкретной ситуации индивидуально, т.к. нет двух людей весьма похожих друг на друга. Деловой стиль проявляется во всем – в манерах, во вкусе, умении вести беседу и владеть собой.

В словесном общении, как рекомендуют социальные психологи, лицо, поза, жесты, тон голоса должны выражать вежливость. Большую роль в умении соблюдать эти правила играет психологическое самообладание, т.е. привычка периодически смотреть на себя со стороны, и сопоставлять свое впечатление о тех, с кем вступаешь в общение, с впечатлением о самом себе, своем поведении. Тогда всем деловым контактам будет сопутствовать успех.

Дисциплина в любой деловой деятельности – одна из важнейших гарантий успеха.

Если говорить о личностных критериях и предпосылках успешной деловой деятельности, то они таковы:

  • индивидуальное соответствие должностному поведению;
  • достаточная компетентность в своей деловой сфере;
  • умение анализировать свои поведенческие и профессиональные ошибки;
  • соотношение правил основных взаимоотношений с коллегами.

Деловой этикет – не второстепенная, а весьма существенная характеристика делового мира, который можно представить в виде следующих составных частей: личность делового человека, условия, в которых осуществляется то или иное дело, деловые отношения и деловой этикет.

Естественно то, что личность делового человека – ключевая фигура. В характеристике ее нужно учитывать образование, опыт, энергию, готовность идти на риск, трезвость, расчет, нестандартность мышления. Все эти качества могут привести к успеху лишь при наличии необходимых условий и обстоятельств. Деловые отношения – это отношения, складывающиеся между деловыми людьми, включающие в себя отношения партнерства, доверительности, взаимной выгоды и т.п.

Можно говорить о разных принципах делового этикета. Здесь и прагматизм, и деловой вкус, и целесообразность, и утилитарность. Но все-таки в качестве главного принципа можно назвать честность. Над дверью Лондонской биржи выбито на мраморе: «Мое слово – закон» и трактоваться может следующим образом: нет выше закона предпринимательской деятельности, чем слово, данное партнеру.

Деловой этикет – это азы бизнеса и, если деловой человек не освоил их, то его дело, как правило, основывается на «дурных инстинктах»: урвать, обмануть, словчить и слукавить. Серьезный бизнесмен скорее понесет убыток, нежели нарушит деловой этикет. После убытка всегда можно добиться прибыли, но после потери установить его удается не всегда.

Деловой этикет – это совокупность правил, принципов и конкретных форм общения. Деловое общение должно отвечать целому ряду требований. Среди них ориентация на конструктивный результат, стремление разрешения конфликта, спорного положения, достижения договоренности, соглашения. В деловом общении отношение к обсуждаемой проблеме не зависит от отношения к партнеру по обсуждению.

Американский математик и философ А.Н.Уайтхед заметил, что мы мыслим абстрактно, а действуем конкретно. Руководителям же приходится, и мыслить конкретно. Приобретение навыков и умений руководителя – в значительной части процесс проб и ошибок. Знаменитый английский экономист Джон Кейнс однажды был обвинен оппонентом в смене своей научной позиции. «Когда меняются факты, меняется и позиция, - ответил Кейнс. – А как поступаете вы, сэр?» Руководители учатся, наблюдая за действиями других руководителей, и должны анализировать ошибки других: как у Кейнса – когда меняются условия, должны меняться и подходы руководителей.

Надо отметить, что в настоящее время возник повышенный спрос на менеджеров с широкими познаниями, которые разбираются в технологии, исследованиях и разработках так же, как в производстве, финансах, маркетинге и человеческих ресурсах. Только универсально образованный управляющий может видеть предприятие целиком и вдохнуть в него собственную уникальную культуру и систему ценностей, соответствующего времени и конкретной ситуации.

Как отметил специалист менеджмента Питер Друкер, специализация управляющего и персональная подготовка стали гораздо менее важными факторами, чем их способности, такие, как умение действовать в затруднительных обстоятельствах, обращаться с информацией, контактировать с другими лицами.

В организациях, базирующихся на информации, значения имеют действия менеджера, а не рекомендации.

Новое поколение управляющих высшего звена, сильно отличается от тех, кто привержен старому стилю смешанных фирм. Управляющий новой волны чувствует себя уверенно в условиях диверсификации. Он может сформировать четко очерченную корпоративную структуру из, казалось бы, несовместимых кусочков. Теперь главный исполнительный директор – не единственное лицо, способное охватить деятельность компании целиком. Прошло то время, когда функционирующие вице-президенты компаний встречались и общались, только когда их собирал главный исполнительный директор. Все чаще управляющие среднего звена чувствуют необходимость широкого ведения всей компании, даже если их обязанности сосредоточены главным образом в сфере финансов или маркетинга или связаны с одной-единственной областью бизнеса или производства. Решения теперь часто принимаются группами или членами групп, которым нужно знать гораздо больше о проблемах и сферах компетенции друг друга, чем в прошлом, поскольку приходиться выходить за узкие рамки функционального разделения и номенклатуры продукции.

Компании со штатами управляющих, которые читают чертежи с такой же легкостью, как расшифровывают балансовые отчеты и с равной энергией взаимодействуют с соперниками в области исследований и конструкторских разработок, конкурируют с ними на рынках и знают массу сведений о различных направлениях бизнеса, достигнут очевидных преимуществ в борьбе за создание нового богатства и прибыли от новых и существующих активов.

В этом новом и разноликом мире бизнеса ценят способности, а не рекомендации. В результате менеджерам теперь будет не достаточно нанимать экономистов. В некоторой степени они сами вынуждены становиться экономистами. Это потребует основательного понимания языка и логики, лежащей в основе экономического подхода к принятию решений.

Управлять – значит выбирать. Экономическая логика, правильно принимаемая, может быть средством достижения большей осознанности и уверенности современным управляющим, когда он делает трудный выбор по широкому спектру вопросов, включая технологию, человеческие ресурсы, рынки, производство, финансы, маркетинг, а также общественные и этические обстоятельства.

Дело управляющих – создавать базис и управлять им, продавая товары и услуги, которые представляют собой ценности при разумной (для покупателей) цене и приемлемых для бизнеса издержек.

Управляющие, знающие во что обходятся их продукты и чес они ценны покупателям, а также знающие издержки, ценности и цены конкурирующих продуктов, создают хорошие фирмы, поскольку их решения покоятся на прочном фундаменте. Фирмы, руководимые управляющими, которые имеют лишь смутные представления об одном из трех понятий – затраты, ценность и цена, в конце концов начнут спотыкаться.

Успех требует мудрости, опыта, настроя, смирения и мужества, а также удачи. Но при прочих равных условиях управляющие, которые правильно понимают, что такое затраты, ценности и цены и как они взаимодействуют, добьются лучших результатов в долгосрочной перспективе, чем те, кто этого не понимает.

Американский писатель Джеймс Тербер как-то сказал вполне серьезно, что гораздо важнее знать некоторые вопросы, чем все ответы.

Это особенно важно и верно в руководстве бизнесом. Успешный бизнес не ставит вопросов, поскольку он успешен. И все же, чтобы он оставался таким успешным и впредь, те, кто им руководит, должны ежедневно задавать себе вопросы и подвергать сомнению свои действия. А это не просто: ставить вопросы и заставлять разбираться с ними, когда они еще реально не возникли на горизонте. Если что-то не разбито, возможно. это временно и скоро разобьется при нынешних быстрых темпах изменений на мировых рынках и в технологиях. Гораздо труднее лечить бизнес, когда он рушиться, чем поправлять его, когда он еще на высоте, хотя и начинает пошатываться.

Оскар Уайльд когда-то определил циника как «того, кто знает цену всему и не видит ни в чем ценности».

Управляющие не циники. Им нужно знать ценность продуктов, затраты на их производство и цену, которую они могут получить на рынке и постоянно подвергать сомнению свои ощущения, сопоставляя их с новыми фактами и тщательно отобранной информацией. Хорошее управление – процесс вечного жонглирования, в котором затраты, цена и ценность поддерживаются в приемлемом равновесии, и тщательного наблюдения за тенденциями и изменениями, которые могли бы в ближайшем или отдаленном будущем повлиять на это равновесие с выгодами и потерями.

Обобщая выше изложенную информацию можно выделить следующие персональные характеристики руководителя:

  1. Физические качества:
  • активность
  • энергичность
  1. Личностные качества:
  • быстрая реакция
  • оригинальность
  • творчество
  • целостность
  • этическое поведение
  • уверенность в себе
  • мобильность

3.Социальные характеристики:

  • способность привлекать к делу других
  • готовность к сотрудничеству
  • популярность
  • престижность
  • общительность
  • умение в сфере межличностного общения
  • участие в общественной жизни
  • тактичность
  • дипломатичность

4.Производственные качества:

  • желание достигнуть желаемую цель
  • ориентация выполнения поставленной задачи
  • ответственность за выполнение целей
  1. Умственные качества и способности:
  • рассудительность
  • решительность
  • знания
  • ясность речи

Руководство – это способность воздействовать на людей для достижения общей цели.

Эффективный руководитель выполняет следующие принципы:

  • следит, чтобы команда пояснила цель и решила все задачи
  • терпелив, если дела идут медленно, но следит за использованием времени
  • способен слушать
  • вносит свой вклад в виде вопросов
  • разрешает (поощряет) выполнение лидерских функций другими членами группы
  • Обычно не навязывает свои решения команде
  • отдает должное усилиям команды и берет на себя большую вину, чем заслужил
  • отражает и представляет мнения команды
  • организует достаточный поток информации
  • имеет достаточную техническую компетентность или организует необходимые консультации
  • следит за оптимальными использованием ресурсов, как внутренних, так и внешних по отношению к команде
  • чуток к потребностям членов команды и отношения между ними
  • знает свои сильные стороны и недостатки
  • достаточно уверен в себе, чтобы не бояться споров или критики
  • является источником энтузиазма команды
  • обладает чувством юмора, способен разрядить напряженность
  • является связующим звеном управленческой цепи.

Информация о работе Оценка деловых и личностных качеств руководителя