Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:43, курсовая работа
Деятельность любого предприятия зависит от того, насколько хорошо работает его персонал, а это на прямую связано с деловыми и личными качествами руководителя. Эффективность труда влияет на качество и объем выпускаемой продукции. Задача руководителя заинтересовать работников в деятельности предприятия, что ведет к увеличению прибыли, а соответственно и развитию предприятия.
Введение
Деятельность любого предприятия зависит от того, насколько хорошо работает его персонал, а это на прямую связано с деловыми и личными качествами руководителя. Эффективность труда влияет на качество и объем выпускаемой продукции. Задача руководителя заинтересовать работников в деятельности предприятия, что ведет к увеличению прибыли, а соответственно и развитию предприятия.
Цель данной курсовой работы является освещение оценки деловых и личных качеств руководителя, а так же отработка практических навыков для определения проблем и мероприятий по их устранению в области менеджмента на предприятии и эффективности их реализации. Необходимо описать сложившуюся ситуацию, выявить проблемы предприятия, проанализировать возможные методы их решения и разработать конкретные рекомендации по повышению процветания предприятия.
Основными задачами являются:
- определить и обосновать
- рассмотреть и
- дать характеристику
- изложить и проиллюстрировать
сложившуюся практику решения
на данном предприятии проблем,
- выявить возможные пути
- определить эффективность
Объектом исследования курсовой работы является сахарный завод ОАО «Ника».
Предметом исследования является проблема управления на предприятии ОАО «Ника», повышение эффективности производства, а также улучшение качества производства и условий труда.
Курсовая работа выполняется на основании информационной базы, к которой относится учебная, справочная литература, материалы периодической печати, нормативно – правовые акты, данные первичного учета и отчетности предприятия, экспертные данные.
Глава 1. Оценка деловых и личных качеств руководителя
1.1. Оценка личных качеств
Американский философ А Д. Дьюи считал, что самым глубоким побуждением человеческой натуры является «желание стать значительной личностью».
"Личность" - понятие социальное, на которое большое влияние оказывает среда [7; 486].
Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, то что в объяснении психических явлений исходят из реального бытия человека как реального существа, в его взаимоотношениях с материальным миром, к общественному окружению, к другим людям.
Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир и изменяют его. Никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются на протяжении его жизни и среды, в которой он воспитывается. На сколько эффективно развиваются эти качества, на столько будет определена его дорога в жизни, одни становятся управляющими, другие – управляемыми.
Потребность в управлении возникает в повседневной нашей жизни, абсолютно не важно в какой ситуации это происходит. То есть когда хотя бы два человека объединяют свои усилия, для достижения какой либо общей цели, возникает задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них берет на себя. При этом один становится руководителем, управляющим, а другой – его подчиненным, исполнителем.
Психологией лидерства интересуются давно.
Лидер — это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные
намерения. Более конкретно - это кто-то, кто может использовать качества и умения людей, работающих в группе, и направить группу к достижению целей лидера. Как правило, каждый человек так или иначе стремиться стать лидером. Актуализация роли управления в жизни современного общества обусловливает все возрастающий интерес к проблеме лидерства.
Лидерство чаще всего связывают с такими понятиями, как интеллект, уровень образования, надежность, социальное участие, социально-экономический статус. Специалисты, которые анализируют понятие лидерства сегодня, обращают особое внимание на деловые качества и способности, необходимые для эффективного лидерства.
С большой долей вероятности можно утверждать, что лидером не рождаются, лидером становятся. Но чтобы стать лидером, нужно воспитать в себе личность. На формирование личности по-разному влияют семья, личность педагога, коллектив, средства массовой информации, общественные организации, стихийно образовавшиеся группы.
Существует множество теорий лидерства.
1. Весьма почитаема теория ситуационного лидерства американца Басса, согласно которой существует несколько типов лидерства:
• директивное;
• авторитарное;
• консультативное;
• делегирующее [1; 80].
В зависимости от того, какой тип лидерства необходим для данной организации, данного персонала и данной ситуации, развиваются у людей и необходимые навыки. Тренинги, построенные на основе этого подхода, направлены на решение возникающих конкретных проблем, на развитие лидерства, необходимого в конкретной деловой ситуации. Среди упражнений преобладают бизнес-кейсы.
2. Не менее широко
3. Теория британца Мередита
В настоящее время получили признание
три подхода к теориям
• личностный;
• поведенческий;
• ситуационный.
Личностный подход. Согласно личностной теории лучшие из менеджеров обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Некоторые из этих черт — это уровень интеллекта и знания, привлекательная внешность, честность, здравый смысл, инициативность, хорошее образование, высокая степень уверенности в себе. Исследования показывают, что лидеры, как правило, отличаются высоким интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и др. С другой стороны, человек, как правило, не становится менеджером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств.
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей управления. Согласно этому подходу к лидерству эффективность определяется не личными качествами менеджера, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход углубил понимание лидерства, сосредоточив внимание на поведении менеджера, желающего нацелить работающих на достижение целей организации. Его основной недостаток — в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль управления. Однако одного наилучшего стиля не существует, эффективность того или иного стиля зависит от характера конкретной ситуации и от личности подчиненного.
Ситуационный подход основан на предположении, что для эффективного управления стили поведения и личные качества менеджера должны соответствовать конкретным ситуациям. Результаты многих проведенных исследований показывают, что менеджер-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
Одним из основных составляющих лидерства является авторитет. Роль лидера основывается на определенной форме авторитета, который может иметь различное происхождение.
Различают следующие виды авторитета.
1. Харизматический авторитет. Он основан на сильных личностных качествах лидера. Здесь лидер — лицо, обладающее харизматическим авторитетом или, по меньшей мере, производящее такое впечатление, тип, о котором обычно говорят как о «врожденном лидере».
2. Традиционный авторитет. Другим общественным источником является традиция, которая основывается на почитании обычаев, условностей и определенных форм поведения. Иногда традиционный авторитет мешает росту и нововведениям.
3. Авторитет рол и или положения. Авторитет может определяться положением лица или ролью, которую оно играет, иногда несмотря на личные качества обладателя. Это тип власти, которым люди наделены благодаря своему титулу или положению. Часто на успех лидера смотрят, как на умение обладать властью, руководить другими.
4. Юридический (правовой) авторитет. Наиболее формальным является правовой авторитет, основанный на приемлемых рамках правил.
5. Авторитет квалификации. Существует авторитет квалификации, который строится на особом умении, опыте или знании обладателя.
Руководитель непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств руководителя - умелое общение. Общение тесно связано с доверием.
Первое и основное правило сформулировано много столетий назад: «Самый главный человек на свете — тот, кто перед тобой».
Руководитель должен быть психологом с большой буквы. В тактичном общении с людьми, в умении вдохновлять их на служение делу проявляется его гуманизм. Руководителем, оказывающим на окружающих влияние, становятся не благодаря воле или власти. Путь лежит только через высокую сознательность и самоконтроль.
Влияние человек может оказывать, когда другие ему доверяют. Никто не станет доверять человеку, который может причинить зло, эксплуатировать, неуважительно разговаривать.
Таким образом, личность, оказывающая влияние на окружающих, ищет в них положительные качества и укрепляет их.
Тот, кто презирает других, не может стать руководителем. Незаурядные личности, а руководитель — это всегда личность незаурядная, при ведении беседы, разговоре по телефону, публичном выступлении контролируют ситуацию исходя из пяти ступеней влияния:
• расположить к себе;
• заинтересовать;
• убедить;
• воздействовать;
• завоевать.
С помощью этих пяти факторов при любом разговоре вы привлечете больше внимания, получите больше информации, достигните больших успехов. И таким образом одолеете ступени на пути к становлению личности. Незаурядные личности убеждают благодаря харизме вместо жесткости, интересу вместо отстранения, любви вместо доминирования.
Ещё одна характерная черта руководителя — его способность ставить себе цели и достигать их [2; 367].
Можно сказать, что человек является руководителем, если он успешно выполняет три основные роли:
• направляющую;
• организующую;
• вдохновляющую.
Суть направляющей роли руководителя в том, что, определяя задачи, он должен поддерживать идеи и стиль работы.
Организующая роль — это координация групповой деятельности для успешного достижения цели.
Вдохновляющая роль руководителя заключается в обеспечении понимания значимости поставленных задач в изменяющемся мире и защите своего дела в отношениях с внешним миром.
Ни одну из ролей нельзя отделить от других, и каждая требует разнообразных качеств, если руководитель хочет играть роль успешно.
Во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, которые требовали большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках.
В наше время лидерами, руководителями становятся не только мужчины, как преимущественно было ранее, но и женщины. Женщина - руководитель уже больше не вызывает такого удивления, как всего лишь несколько лет назад. Об этих особенностях поведения и личностных качествах не только мужчин – руководителей, но и женщин – руководителей пойдет речь в этой работе.
Оценка личностных качеств и проблем, связанных с отбором руководителей, является одним из самых сложных аспектов управленческой деятельности. Сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Польский журналист, исследователь Д. Пассент писал: “Директор должен быть: дипломатом, когда что – то выпрашивает в вышестоящих инстанциях для своего предприятия; жестким, когда требует выполнения своих распоряжений и приказов от подчиненных или выполнения договоров от поставщиков; изворотливым, когда беседует с представителями прессы; многообещающим при встрече с молодыми работниками; важным государственным деятелем, когда принимает заграничные делегации; святым отцом, когда принимает жалобы от посетителей”. Помимо этих качеств у руководителей добавляются внешние функции – взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимается самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого - координировать деятельность группы менеджеров.