Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:43, курсовая работа
Деятельность любого предприятия зависит от того, насколько хорошо работает его персонал, а это на прямую связано с деловыми и личными качествами руководителя. Эффективность труда влияет на качество и объем выпускаемой продукции. Задача руководителя заинтересовать работников в деятельности предприятия, что ведет к увеличению прибыли, а соответственно и развитию предприятия.
Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ролях:
Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.
Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.
В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.
В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.
В-пятых, это - инноватор, он может оценить роль науки в современных условиях и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.
В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих [9; 300].
1.2. Типы руководителей
В зависимости от уровня управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низового звена. Они отличаются друг от друга набором основных функций, их долей в общей структуре, диапазоном и формой контактов, средствами деятельности, объёмом полномочий и возможностей.
К высшим руководителям относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров, чья доля в общем числе управляющих составляет 3-7%. Особенностью их работы является то, что она интернациональна по масштабам, требует наличия большого опыта, не имеет завершения в конкретной форме и не регламентируется нормами выработки или времени.
Руководители высшего уровня отличаются тем, что в их деятельности преобладают безличные формы официальных контактов с подчинёнными (отчёты, доклады, инструкции, приказы); систематические личные контакты с другими руководителями (совещания, планерки, летучки); эпизодические личные встречи (беседы по вызову, приём посетителей).
Основные функции высших руководителей
организации состоят в формулир
Эти функции и обязанности
Поэтому в крупной организации первые руководители единолично уже не могут принимать все решения и, отвечая за всё, переходят к руководству процессом их выработки в составе команды, где являются уже не ''боссами'', а первыми среди равных. Последнее обстоятельство ослабляет борьбу за власть и тем самым облегчает смену поколений менеджеров.
Команда высшего руководства обычно подбирается первым руководителем, или, по-другому, главным администратором, занимающим свою должность на основании контракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками), являющимися его доверенным лицом и несущим перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы организации.
В обязанности первого
Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию), доля которых в общей численности управляющих составляет 40-60%, назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Их функции уже локальны [7; 504].
Через подчинённых руководителей низового уровня они управляют текущей деятельностью: устанавливают задания исполнителям, осуществляют контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению производственной, технологической, трудовой дисциплины, санитарных норм. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично — самостоятельно, частично — выходя с предложениями к руководству организации), поощрять ил наказывать своих подчинённых.
Работа руководителей среднего звена в значительной мере варьирует от организации к организации и в большей степени зависит от особенностей подразделения, чем от общефирменных задач. Они готовят информацию для решений, принимаемых ''наверху'', и после трансформации в технологически удобную форму передают эти решения низовым руководителям (называемым в западных фирмах менеджерами-контролёрами, или супервайзерами) — начальникам цехов, участков, групп, бригадиры работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия.
Именно на них ложится вся
тяжесть повседневного
Руководители низового звена имеют право в установленном порядке премировать подчинённых, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления руководству подразделений и организации.
Низовой уровень управления - технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работу персонала - рабочих и других неуправленческих работников. Большая часть руководителей принадлежит к нему (и большинство начинает здесь свою карьеру). Их работа характеризуется частой сменой небольших по масштабам задач: мастера решают проблемы в среднем не более минуты, а решения охватывают срок не более двух недель. Около половины времени мастера при этом затрачивают на общение с работниками.
Таким образом, в сфере управления происходит разделение труда: одни руководители обладают первичными полномочиями и несут ответственность за определение характера и направленности выработки решений; другие, подчинённые им руководители, непосредственно осуществляют этот процесс.
Помимо официальных
Руководитель должен избегать фаворитизма, нарушающего стабильность коллектива, знать об отношении к себе подчинённых и время от времени задавать себе вопрос, хотел бы он работать у себя в подчинении.
Всё это важно, поскольку на практике не только подчинённые зависят от руководителя, но и сам он во многом зависит от них, от их знаний, умения работать, готовности исполнять его распоряжения и неофициальные просьбы. Кроме того, руководитель зависит и от своих коллег, начальников, деловых партнёров, без содействия которых он не в состоянии надлежащим образом выполнить возложенные на него обязанности.
Личные качества руководителя в принципе мало, чем должны отличаться от личных качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание положительными качествами тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Но в первую очередь, здесь можно сказать о честности и порядочности, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим; упомянуть физическое и психологическое здоровье; высокий уровень внутренней культуры; отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе [9; 447].
1.3. Оценка деловых качеств
Руководствуясь принципами японской народной педагогики, провозглашающей, что "усидчивость и интенсивная работа над собой всегда ведут к успеху", определяются качества, необходимые руководителям. Большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.
К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая.
Обязанности руководителя:
— высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
— широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;
— стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
— поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;
— умение планировать свою работу.
Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
Деловые качества присущи любому управляющему независимо от пола. Наиболее значимым качеством, на мой взгляд, является единство слова и дела. Именно деловой руководитель всегда верен взятым на себя обязательствам, в этом проявляется его профессионализм. По своей природе женщина более обязательна по сравнению с мужчиной, она может не выполнить дело к определенному сроку, но она постарается довести его до конца, а не бросить при появлении трудностей и заняться чем-то более важным. Самый трудный психологический барьер при этом – заставить себя делать не то, что хочется, а то, что нужно. А.М. Коллонтай называла это преодоление – «застегнуть себя на все пуговицы». Если дело и руководитель – не одно целое, напрасно ждать от него убежденности. У деловой женщины, по сравнению с мужчиной при доведении начатого дела до конца есть своеобразное преимущество – она умеет вовремя остановиться. Мужчина обычно неуклонно стремится к цели. Всякая остановка задевает его самолюбие. Постоянно налегая на дело, он быстро выдыхается. У женщины несколько другая тактика: если дело не идет, она останавливается, исподволь накапливая силы и изыскивая более эффективные средства для «наступления». Вопрос о гибкой тактике при достижении результатов – один из ключевых в процессе руководства. Деловитость руководителя проявляется в умении кратко и ясно изложить суть проблемы, длинные и пространные речи можно расценивать как расточительство времени. Многословие – враг деловитости. Единство слова и дела является важным признаком профессионализма руководителя, будь он мужчиной или женщиной. Лучше не говорить, но делать, чем не делать, но говорить. Еще одно из характерных проявлений деловитости – знание цифр, фактов, умение оценить ситуацию. У деловой женщины с хорошо развитым чувством интуиции свои фирменные методы. Сколько мужчин погорело из-за своей мужской привычки доверяться одному источнику информации.
Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низшем уровне ценятся - решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высшем уровне — на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить и оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчинённых. [5; 704].
Глава 2. Характеристика исследуемого объекта
2.1. Общая характеристика предприятия
Строительство Волоконовского сахарного завода ОАО «Ника» началось в 1952 году. За два года завод был практически построен, и окончание строительства относится к моменту пуска, т.е. к 20 октября 1954 года. Все оборудование главного корпуса и наружных сооружений первоначально было завезено из Чехословакии. Первый производственный сезон составлял 20 суток, при мощности завода 1200 т свеклы в сутки.
В 1960 году была произведена первая реконструкция завода. Была построена рафинадная постройка по выпуску сахара-рафинада в пачках и колотого. Так же дополнительно было установлено два вакуум-аппарата и центрифуга. Производительность завода возросла до 1500т свеклы в сутки. В результате второй реконструкции в 1968 году производственная мощность завода была увеличена до 2000 т свеклы в сутки, благодаря установке диффузионного аппарата непрерывного действия (до этого были диффузионные аппараты Роберта). Также старые фильтрпрессы были заменены дисковыми фильтрами. В 1984 году была установлена голландская линия «Эльба» по прессованию, сушке и упаковке сахара-рафинада производительностью 100т сахара-рафинада в сутки. До этого на 1 января 1983 года технологическая мощность рафинадного цеха составляла 300 т сахара-рафинада в сутки, что в сумме с линией «Эльба» составило 400 т сахара-рафинада в сутки.
В 1986 году установлено жомопрессовое отделение. В 1987 году установлен сушильно-охладительный барабан производительностью 500т сахара в сутки, что позволило увеличить мощность завода, по переработке сахара-сырца до 500 т. в сутки (до этого мощность сахаро-сушильного отделения составляла 295,7 т сухого сахара в сутки). Действующий теперь на заводе сушильно-охладительный барабан был изготовлен в Польше.
Наряду с этими изменениями в 1987 году произошла замена оборудования тракта подачи свеклы, свекломойки и станции дефекосатурации. Все это позволило довести производительную мощность завода до 300 т переработки свеклы в сутки. К 1993 году закончена установка нового известкового газового отделения.
В сентябре 1998 года установлена и испытана новая свекломойка корытного типа (6000 т/сут), позволившая значительно повысить эффект очистки. Также модернизируется схема очистки диффузионного сока.