Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:43, курсовая работа
Деятельность любого предприятия зависит от того, насколько хорошо работает его персонал, а это на прямую связано с деловыми и личными качествами руководителя. Эффективность труда влияет на качество и объем выпускаемой продукции. Задача руководителя заинтересовать работников в деятельности предприятия, что ведет к увеличению прибыли, а соответственно и развитию предприятия.
ОАО «Валуйский сахарный завод» Это предприятие имеет более высокие цены по аналогичным видам продукции, довольно большой объем выпуска сахара песка ГОСТ 21-94, упакованного в мешки по 50-25кг.
Крупнейшими производителями сахара в России являются компании «Продимекс» (Краснодарский край), Русагро» (Белгородская область), «Разгуляй» (Тамбовская область), «Евросервис» (Воронежская область), «Доминант» (Липецкая область) и «Сюкден» (Курская область), контролирующие не менее 55% рынка на протяжении уже нескольких лет.
2.8. Анализ внешней среды
Анализ внешней среды –
ОАО «Ника» представляет собой открытую систему, следовательно оно вступает во взаимодействие с внешней средой. Под внешней средой в данном случае понимают только те аспекты, от которых зависит успех организации - это потребители, конкуренты, поставщики.
При этом факторами непосредственного окружения являются (табл.2.8.1):
Таблица 2.8.1
Факторы непосредственного окружения
Фактор |
Проявление |
Влияние на предприятие |
Возможная реакция со стороны предприятий |
Поставщики |
Большой ассортимент продукции |
Завоевание рынка сбыта |
Внедрение новых технологий, применение нового оборудования, снижение издержек производства |
Конкуренты |
Увеличение цены на сырье и материалы |
Увеличение себестоимости продукции |
Поиск новых поставщиков и источников финансирования |
Потребители |
Появление спроса на более качественную или импортную продукцию |
Уменьшение доли рынка |
Применение новых технологий |
Факторы непосредственного окружения помогают выявить факторы, которые оказывают влияние на предприятие, их возможное проявление и возможную реакцию со стороны предприятия, что позволяет проанализировать внешнюю среду и принять меры, чтобы проявление факторов внешней среды не оказало значительного воздействия на предприятие.
Таблица 2.8.2
Сильные и слабые стороны предприятия
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны | |
1. Производство |
1.Использование более производительного оборудования 2.Относительная доступность сырья, хорошие отношения с поставщиками 3.Производственные помещения сконцентрированы в одном месте 4.Эффективная система контроля за изготовлением продукции 5.Результативная система качества готовой продукции |
1.Наличие слабых звеньев в производстве 2.Неэффективная система
управления запасами | |
2. Кадры |
1.Наличие специалистов в этой области со стажем 2.Квалифицированный управленческий персонал 3.Невысокая текучесть кадров и незначительный процент прогулов |
1.Невысокий уровень мотивации труда 2.Невысокий уровень оплаты труда | |
3. Маркетинг |
1.Налаженные каналы сбыта продукции 2.Высокий уровень качества продукции 3.Наличие потенциала расширения номенклатуры товаров |
1.Отсутствие системы маркетинговых исследований потребителей 2.Недостаточный уровень исследования новых рынков | |
4. Организация |
1.Руководство, имеющее
опыт в данной отрасли 2. |
1.Большой процент руководителе 2.Отсутствие системы стратегического планирования | |
5. Финансы |
1.Действующие рабочие отношения с инвесторами |
1.Затруднения в привлечении краткосрочных кредитов 2.Серьезные затруднения в привлечении долгосрочного капитала 3.Неустойчивое финансовое
положение |
Из таблицы 2.8.2 видно, что ОАО «Ника», как и все российские предприятия, испытывает трудности в привлечении дополнительных инвестиций, а также при выплате налоговых сумм. В результате чего сокращаются расходы на исследование новых рынков, и сдерживается рост предприятия. Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что, несмотря на присутствие слабых сторон в деятельности предприятия, оно является одним из конкурентоспособных и имеет высокий уровень организации производства.
Итогом анализа сильных и слабых сторон деятельности предприятия является таблица угроз и возможностей, сильных и слабых сторон предприятия (табл.2.8.3).
На основе SWOT – анализа можно сделать вывод, что у предприятия имеется в наличии большой опыт, к тому же устойчивое финансовое положение, что в свою очередь даёт возможность к выходу на новые сегменты рынка с новым, качественно улучшенным продуктом, но также не следует забывать и об отрицательных сторонах, таких как наличие узких мест в производстве, а также возможной реакции со стороны конкурентов.
Таблица 2.8.3
Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны предприятия
Возможности рынка |
Угрозы рынка |
1.Растущая потребность
в продукции предприятия. 5. Увеличение доли рынка. |
1.Усиление конкуренции. 2.Высокий износ оборудования
3.Сложность привлечения |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1.Возможность увеличения
выпуска продукции. 2.Возможность расширения производственных мощностей. 3.Наличие 5.Высокое качество продукции. 6.Долгосрочные договоры на поставку продукции 7.Сложившийся круг поставщиков 8.Широкая ассортиментная политика. 9.Хорошо налаженная система сбыта. 10.Наличие деловых связей с иностранными фирмами |
1.Неполное использование производственных мощностей. 2.Слабая мотивация труда 3.Устаревшее оборудование, требующее модернизации
|
После подведения итогов и проведения детального анализа внутренней среды предприятия результаты сводятся в таблицу, т.е. в SWOT – анализ (табл.2.8.4).
Таблица 2.8.4
SWОT – анализ
Возможности рынка |
Угрозы рынка | |
1.Растущая потребность
в продукции предприятия. |
1. Усиление конкуренции. 2. Высокий износ оборудования | |
Сильные стороны |
||
1.Возможность увеличения выпуска продукции. 5.Высокое качество продукции. 6.Долгосрочные договоры на поставку продукции 8.Широкая ассортиментная политика. 9.Хорошо налаженная система сбыта. 10.Наличие деловых связей с иностранными фирмами |
1.Возможность увеличения выпуска продукции, кроме того, растущая потребность в продукции предприятия. 2.Хорошо налаженная система сбыта, кроме того, есть возможность расширения рынка сбыта. 3.Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов, кроме того, заинтересованность зарубежных партнеров в сотрудничестве. |
1.Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов, однако, сложность привлечения финансовых ресурсов. 2.Хорошо налаженная система сбыта, однако, имеет место усиление конкуренции. 3.Высокое качество
продукции, однако, высокий износ оборудования. |
Слабые стороны |
||
1.Неполное использование производственных мощностей. 2.Слабая мотивация труда 3.Устаревшее оборудование, требующее модернизации |
1.Неполное использование производственных мощностей, но имеет место заинтересованность зарубежных партнеров в сотрудничестве. 2.Устаревшее оборудование, требующее модернизации, но имеет
место расширение производственных мощностей. |
1.Неполное использование производственных мощностей, к тому
же высокий износ оборудования. 2.Слабая мотивация труда, к тому же сложность привлечения финансовых ресурсов. |
Анализ возможностей и угроз
на рассматриваемом рынке показыва
Сравнение сильных и слабых сторон ОАО «Ника» свидетельствует о том, что первые преобладают как по количеству, так и по степени влияния непосредственно на деятельность, что гораздо важнее.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, руководству ОАО «Ника» необходимо принять меры по устранению недостатков деятельности, исходя из возможных средств. Однако принятие тех или иных мер должно быть обосновано. Внедрение новых мероприятий по совершенствованию деятельности должно проводиться под руководством высококвалифицированных специалистов, знающих свое дело.
Глава 3. Диагностика проблем
3.1 Дерево проблем
Диагностика – это выявление проблем. При планировании работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовать потенциальные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий ряд деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут работать в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее.
К проблемам могут относиться противоречия в исследуемом объекте, трудности и т. д. В третьей главе рассматривается диагностика проблем и узких мест в системе качества управления ОАО «Ника».
В процессе диагностики определяются проблемы в управлении и причины их возникновения.
Суть данной проблемы заключается в недостаточном знании и умении мотивировать работников, разрабатывать стратегии развития предприятия, выбирать эффективные способы повышения инновационного потенциала, использовать результаты маркетинговых исследований, находить эффективные способы борьбы с бюрократизацией организации.
Основная проблема - повышения качества управления на ОАО «Ника».
С помощью метода построения «дерева проблем» нужно обозначить общую проблему и определить ее составляющие.
Степень делегирования полномочий между сотрудниками |
Рис. 3.1.1. Дерево проблем
В ряде случаев при диагностике проблем удобно воспользоваться методом «анализа сил воздействия». Этот метод позволяет быстро и наглядно охватить и охарактеризовать общую ситуацию, которая имеет место в настоящее время на ОАО «Ника», помогает поиску путей для уменьшения влияния отрицательных воздействий и увеличения положительных.
Повышение эффективности руководства
Отрицательное воздействие (-) 1. Отсутствие контроля в выборе кадров 2 Дополнительные финансовые затраты на обучение персонала 3 Ужесточение дефицита времени 4 Возникновение конфликтных ситуаций 5 Нет возможности в получении инвестиций 6 Использование устаревшего оборудования 7 Увеличение затрат на продукцию 8. Снижение качества выполняемых работ. 9. Уменьшение рынка сбыта продукции. |
Положительное воздействие (+) 1. Улучшение контроля в организации 2. Повышение компетентности управленческих кадров 3. Создание стимулов для более эффективной работы сотрудников 4. Анализ результатов и выявление ошибок с целью не повторения их 5. Повышение качества выполняемых работ 6. Увеличение рынка сбыта Увеличение прибыли 7. Усиление конкурентных позиций 8. Замена устаревшего оборудования 9. Повышение квалификации работников |
Рис. 3.1.2. Метод анализа сил воздействия
После формирования проблемы необходимо найти приоритетность, которую можно определить и на основании «дерева проблем», выделяются проблемы с точки зрения возможности, неотложности и тенденции развития.
Метод оценки приоритетов проблем позволяет определить приоритет проблем с точки зрения важности, неотложности и тенденций развития (ухудшение, улучшение) организации или управленческой подсистемы.
Приоритеты определяются при помощи
соответствующей таблицы экспер
Таблица 3.1.1
Экспертные оценки проблем
Проблема |
Важность проблемы |
Неотложность проблемы |
Тенденции развития проблемы | ||
1.Изучение отношений в коллективе |
6 |
5 |
|||
2. Изучение уровня квалификации и степени организованности работников |
7 |
8 |
|||
3.Организация уп-равленческой структуры |
8 |
8 |
|||
4.Степень делегирования полномочий между сотрудниками |
10 |
10 |
|||
5.Разработка системы параметров изучения |
8 |
9 |
|||
6. Непосредственное обучение в ВУЗе |
8 |
6 |
|||
7.Участие в специализированных конференциях |
7 |
6 |
|||
8.Некомпетентность руководства |
9 |
9 |
|||
9.Найм специализированного работника |
9 |
8 |
|||
10.Отсутствие принятия системы ценностей руководителя подчиненными |
7 |
5 |
|||
11. Плохой контроль работы подчиненных |
9 |
8 |