МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.Г.ШУХОВА»
(БГТУ им. В.Г. Шухова)
Кафедра стратегического
управления
Курсовая работа
По дисциплине: «Теория менеджмента»
На тему: «Оценка качества управления ОАО «КОЛОС»
Выполнила: студентка группы М-21
Н.В. Сивцева
Проверил:
И.В.Афанасьев
Белгород-2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1.Теоертические аспекты
оценки качества управления на предприятии
1.1.Понятие
качества, качества управления, цели
и задачи формирования
системы качества управления в организации…………………………………..6
1.2.Методы, способы,
подходы формирования системы
качества управления на предприятии…………………………………………………………………...8
1.3Проблемы формирования системы
качества управления на предприятии……………………………………………………………………...12
2.Оценка качества управления
на примере ОАО «КОЛОС»
2.1.Характеристика
предприятия………………………………………………15
2.2.Сложившаяся
система оценки качества управления
в организации……19
2.3Миссия и цели ОАО
«КОЛОС»………………………………………….….22
3. Диагностика проблем………………………………………………………..26
4.Решение проблем……………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………….33
Введение
Качество управления
предприятием — сложное, универсальное
понятие. В современном менеджменте отсутствует
общепринятое его определение, и содержание
его четко не установлено. На практике
о качестве управления судят косвенно
— по достигнутым результатам деятельности.
Поэтому часто в публикациях качество
управления отождествляется с эффективностью,
результативностью управления.
Характерной особенностью управления
любыми объектами является достижение
определенных целей. Эта общая особенность
может быть положена в основу определения
процесса управления. Процессом управления
называют целенаправленное воздействие
субъекта управления на объект управления
в целях реализации функций управления.
Процесс управления состоит
из циклически повторяющейся во времени
последовательности видов управленческой
деятельности, которые получили название
функций управления. Выделение функций
в процессе управления может быть выполнено
с различной степенью детализации. В качестве
наиболее общих агрегированных функций
управления обычно рассматриваются планирование,
организация, мотивация и контроль. Принятие
решений пронизывает всю управленческую
деятельность, решения принимаются по
широкому кругу задач управления. Ни одна
функция управления, независимо от того,
какой орган ее осуществляет, не может
быть реализована иначе как посредством
подготовки и исполнения управленческих
решений. По существу, вся совокупность
видов деятельности любого работника
управления так или иначе связана с принятием
и реализацией решений. Этим прежде всего
определяется значимость деятельности
по принятию решений и определению его
роли в управлении.
Управленческие решения - один
из наиболее важных процессов. От его эффективности
в значительной степени зависит успех
дела. Только профессиональный менеджер
владеет технологиями выработки, принятия,
реализации управленческих решений, без
которых эффективное управление организацией
в сложной экономической обстановке практически
невозможно. Каждый менеджер знает, что,
прежде чем начинать какое - либо дело,
необходимо определить цель своих действий:
стратегическую (на долговременную перспективу)
и тактическую (для конкретного действия).
Цели должны быть конкретными
и измеримыми, т.е. для каждой цели должен
существовать критерий, который позволил
бы оценить степень ее достижения. Если
такого критерия нет, то невозможна реализация
одной из основных функций управления
- контроля. И в этом смысле цель, степень
достижения которой можно количественно
измерить, всегда лучше цели, сформулированной
лишь словесно.
Не менее важное профессиональное
качество менеджера - умение предвидеть.
Тот, кто не умеет предвидеть, не может
управлять.
Внешняя и внутренняя среда,
в которой функционирует организация,
подвержена непрерывным изменениям, степень
значимости которых различна. Чтобы не
оказаться в ситуации водителя, не заметившего
резкого поворота дороги, контроль за
состоянием внешней и внутренней среды
организации должен осуществляться непрерывно.
Именно результаты оценки качества и контроля
управленческих решений являются основанием
для руководителей организации корректировать
принятые ранее решения, если отклонения
в ходе реализации принятых ранее решений
значительны.
Только правильно оценив возможные
потери и выигрыши, разработав программу
действий по предотвращению возможных
отрицательных последствий, можно принять
качественное управленческое решение.
Актуальность данной
темы обусловлена тем, что в рыночной экономике
проблема качества является важнейшим
фактором повышения уровня жизни, экономической,
социальной и экологической безопасности.
Качество – комплексное понятие, характеризующее
эффективность всех сторон деятельности:
разработка стратегии, организация производства,
маркетинг
Целью выполнения данной
работы является оценка качества управления
в организации.
Для
достижения цели исследования в работе
поставлены и решены следующие задачи:
· Рассмотрены теоретические
аспекты оценки качества управления на
предприятии;
· Проведена оценка
качества управления ОАО «КОЛОС».
Объектом исследования
является ОАО «КОЛОС».
Предметом исследования
является оценка качества управления
в организации.
1.Теоертические
аспекты оценки качества управления на
предприятии
1.1.Понятие качества,
качества управления, цели и задачи формирования системы
качества управления в организации
Качество управления
может исследоваться в разных аспектах
и с разных позиций. Наиболее содержателен
экономический аспект, когда качество
управления рассматривается как интегрированная
характеристика умения предприятия успешно
вести бизнес. Проявляется качество управления
в выборе и обосновании целей деятельности,
в способах воздействия на основные и
обслуживающие процессы создания продукта,
в характере действий по определению и
формированию конкурентных преимуществ.
С одной стороны, качество
управления определяет режимы функционирования
предприятия в границах его возможностей
и эффективность протекающих процессов.
Его можно рассматривать как функцию многочисленных
и разнообразных внутренних факторов:
профессионализма менеджеров, эффективности
коммуникаций, системы принятия управленческих
решений, оснащенности современными средствами.
С другой стороны, оно
проявляется в уровне рыночных возможностей
предприятия, что выражается в степени
достижения целевой функции и зависит
от удовлетворения общественной потребности,
потребительской полезности выпускаемых
товаров.
Качество управления
нельзя относить только к качеству менеджмента
подобно тому, как нельзя сводить качество
товара к качеству процессов его создания.
Качество управления - это не только свойства
протекающих в системе управления информационных,
трудовых и других процессов, но и результативность
деятельности предприятия на рынке, проявление
того, в какой степени установленные цели
деятельности соответствуют состоянию
внешней среды, выпускаемая продукция
- запросам потребителей, используемые
стратегии - действиям конкурентов и т.д.
Поэтому в комплекс показателей оценки
качества управления обязательно входит
учет результатов деятельности предприятия
на рынке.
Определяя содержание
категории «качество управления», следует
использовать принцип многоуровневого
описания объекта исследования, представив
его в виде следующей иерархической структуры:
1)качество управления
предприятием
2) Качество системы управления
(Качество управления объектом).
3) Качество управления
функциональными областями: исследованиями
и разработками, производством, сбытом,
обслуживанием, финансами
4) Качество управления
ресурсами: материальными, трудовыми,
информационными
5)Качество труда групп
исполнителей.
6) Качество труда отдельных
исполнителей.
Таким образом, качество
управления - это совокупность свойств,
определяющих возможность создания надлежащих
условий для эффективного функционирования,
развития и обеспечения конкурентоспособности
предприятия путем выбора, интегрирования
и комбинирования средств воздействия
на определенные факторы внутренней и
внешней среды. В конечном счете, это способность
генерировать и реализовывать конкурентные
преимущества, причем повышение качества
управления связано не только с изменениями
в системе менеджмента и элементах этой
системы, оно и является движущей силой
изменений.
1.2.Методы, способы,
подходы формирования системы
качества управления на предприятии
Цель оценки качества
управления заключается в выявлении того,
насколько характеристики выбранной модели
системы менеджмента отвечают требованиям
эффективности и конкурентоспособности.
Для этого оценивается содержание деятельности
и устанавливается степень рациональности
выбранных подходов к решению проблем
управления с позиций выработки эффективных
реакций на изменения среды, способствующих
укреплению позиций предприятия на рынке,
повышению уровня функциональной и структурной
организованности системы, совершенствованию
механизмов самоорганизации. Подобная
оценка ориентированана лучшее использование
ресурсов, конкурентоспособности предприятия.
В основу оценки качества
управления легли следующие принципы:
1)обязательность оценки
качества управления с целью контроля
за эффективностью развития компании;
1)проведение оценки
качества управления на основе совокупности
обобщенных показателей, имеющих иерархическую
структуру;
2)методический подход
к оценке качества управления, учитывающий
изменения условий деятельности предприятия;
3)практичность подхода
к оценке качества управления.
Измерение и оценивание
результатов на основе показателей, отражающих
количественную сторону деятельности
предприятия, не составляет особого труда,
поскольку существует методика экономического
анализа. Однако для оценки качества управления
недостаточно знать только значения и
уровень достигнутых экономических показателей,
необходимо также оценить их структуру,
т.е. расположение (соотношение) в определенной
последовательности в зависимости от
избранных приоритетов в изменении их
значений.
Измерение и оценка
качества управления могут осуществляться
с помощью метода распознавания образов,
т.е. путем сравнения оцениваемой структуры
показателей (за определенный период)
со структурой, определяемой в качестве
эталона (норматива). Нормативная структура
представляет собой упорядоченный ряд
показателей, проектируемый с учетом условий
наилучшего, т.е. качественного использования
ресурсов и возможностей предприятия,
исходя из характера поставленных целей,
ситуации и этапа развития предприятия.
Оцениваемая (фактическая)
структура показателей может представлять
любые их комбинации и отражать сложившиеся
приоритеты в реальных условиях действия
системы менеджмента. Отклонения в структуре
показывают уровень качества управления,
достигнутый за определенный период. По
величине отклонения можно судить о содержании
и характере деятельности в области решения
проблем, допущенных ошибках в разработке
и реализации стратегий развития.
Число показателей
в структурах устанавливается исходя
из целей оценки, наличных ресурсов и требований
к точности. Причем для оценки качества
управления предприятием в целом должна
рассматриваться только та группа показателей,
которая является общесистемной. Для других
уровней управления следует использовать
свою детализированную структуру показателей. Эффективность метода во многом
зависит и от научных позиций исследователя,
адекватности понимания анализируемых
ситуаций, имеющихся аналогий, успешных
примеров и навыков решения схожих проблем.
Этот процесс можно
выстроить по следующему алгоритму:
1. Идентифицировать
условия деятельности предприятия в бизнес-системе;
2. Выразить целевую функцию
предприятия количественно и осуществить
ее декомпозицию;
3. Определить состав
показателей, отражающих результаты рыночного
роста и состояние потенциала предприятия,
представив их в виде первичной информации;
4.Осуществить отбор
показателей;
5.Установить нормативные
соотношения в изменении отобранных
показателей, т.е. построить нормативные
структуры показателей в соответствии
с условиями рыночной среды
и внутренними условиями развития;
6. Осуществить выбор
нормативной структуры с учетом ситуационных
характеристик и особенностей этапа развития
предприятия;
7. Определить фактическую
структуру показателей, отражающую сложившиеся
приоритеты в использовании и развитии
потенциала;
8. Оценить соотношение
нормативной и фактической структур показателей;
9.Сделать выводы
о достаточности/ недостаточности
этого уровня и результативности
применяемых стратегий развития
предприятия. Если оценка используется
для оперативного совершенствования
деятельности подразделений и
процесса принятия управленческих
решений, то следует продолжение: