Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:02, курсовая работа
Сегодня для отечественных предприятий задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции становится особенно актуальной.
В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.
Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности предприятия и его товаров и услуг 5
1.1. Сущность понятия конкурентоспособность 5
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия, его товаров и услуг 9
2. Оценка конкурентоспособности ООО «Центрметалл-Пермь», его товаров и услуг 19
2.1. Общая характеристика предприятия 19
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия и его товаров и услуг 20
2.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности 27
Заключение 29
Список использованной литературы
207. Стратегический менеджмент, курсовая. Тема: Оценка конкурентоспособности товаров или услуг фирмы (предприятие любое)
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности предприятия и его товаров и услуг
1.1. Сущность понятия конкурентоспособность
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия, его товаров и услуг
2. Оценка конкурентоспособности ООО «Центрметалл-Пермь», его товаров и услуг
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия и его товаров и услуг
2.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Сегодня для отечественных предприятий задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции становится особенно актуальной.
В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.
Кроме того, в условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара.
При вступлении на новый для себя рынок, принятии решения о расширении производства или его сокращении, осуществлении инвестиций в целях модернизации технологического оборудования или обновления выпускаемой продукции непременно требуется оценка конкурентоспособности производителя или предприятия.
Эффективность функционирования предприятия в условиях рынка предполагает активный поиск и разработку каждым из них собственной стратегии повышения их конкурентоспособности. Именно конкурентная стратегия устанавливает направление деятельности предприятия в определении типа конкурентного преимущества и формирования ресурсного потенциала его реализации. Конкурентные преимущества, которыми обладают на конкретном рынке хозяйствующие субъекты, являются существенными факторами конкурентной ситуации на рынке. Конкурентные преимущества определяются набором характеристик и свойств товаров, которые создают для предприятий определенные превосходства над их прямыми конкурентами. При этом количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия позволяет ему целенаправленно формировать и распределять свой ресурсный потенциал и тем самым обеспечивать его конкурентоспособность[1].
Целью данной работы является оценка конкурентоспособности товаров и услуг предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие конкурентоспособности;
-изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
-дать характеристику предприятия;
-проанализировать его конкурентоспособность и конкурентоспособность его товаров и услуг.
Объектом исследования является ООО «Центрметалл-Пермь», предметом исследования является конкурентоспособность предприятия и его товаров и услуг.
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность может быть стратегической (на стадии стратегического маркетинга) и фактической.
Конкурентоспособность - это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов[2].
Рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. Как и всякая дефиниция, приведенное определение во многом условно и может быть выражено и в других словах. С содержательной стороны оно, однако, включает ряд важных для понимания сути дела моментов.
Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, т.е. о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Дело в том, что в понятие конкуренции порой включается слишком широкий круг явлений.
Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса.
Именно ограниченность спроса заставляет фирмы враждовать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товарами (услугами) одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию[3].
Конкурентоспособность товара – степень его притягательности для совершающего реальную покупку потребителя.
Потребительская ценность товара – максимальная цена, которую покупатель считает для себя выгодным заплатить за данный товар.
Конкурентоспособностью называется степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя.
На конкурентную борьбу влияет большое количество факторов, выделим наиболее основные факторы:
1) размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты;
2) темпы роста рынка - быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
3) мощности - излишние мощности приводят к падению цен;
4) препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
5) цена;
6) уровень стандартизации товаров - покупатели имеют преимущества, так как им легко переключиться с одного товара на другой;
7) мобильные технологические модули;
8) требования к размерам необходимых капитальных вложений - жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа и выхода;
9) вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и не интегрированных фирм;
10) экономия на масштабе - увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
11) быстрое обновление ассортимента продукции.[4]
Обратим внимание на то, что конкурентоспособность связана не с отличными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для делающих покупку клиентов. Так проявляется в этой сфере суверенитет потребителя: решающее слово за ним, даже если объективно он не прав[5]. В истории бизнеса немало примеров, когда товары, получавшие наивысшие оценки экспертов, не нравились потребителям. Хрестоматийной иллюстрацией этого может служить кинематограф: фильмы-победители престижных фестивалей почти никогда не бывают кассовыми.
Вместе с тем, не следует ставить знак равенства между массовостью продаж и сильной конкурентоспособностью товара – это, хотя и связанные, но не тождественные понятия. Во-первых, не устраивающие клиентов (и, следовательно, неконкурентоспособные) продукты могут активно продаваться при дефиците или отсутствии выбора. Слабость их конкурентных позиций объективно существует, но проявится только, если на рынке реально появятся более хорошие товары. Во-вторых, вполне конкурентоспособные товары могут быть ориентированы на узкие слои потребителей. Они хороши, но не для всех (как, скажем, автомобили с ручным управлением, предназначенные для инвалидов). А потому никогда не будут пользоваться массовым спросом[6].
Конкурентоспособность организации (предприятия) следует определять как систему и выделять конкретные условия ее функционирования, предполагая, что на каждом этапе имеется свой оптимальный критерий. В целях исключения противоречия между показателями в процессе проверки по разным критериям, обычно применяют систему предпочтительности одних показателей другим. При этом выбираются глобальный и локальный, внешний и внутренний критерии оптимальности.
Глобальный критерий определяет комплексный механизм системы показателей конкурентоспособности предприятия.
Локальный критерий дает представление об эффективности использования отдельных конкурентных позиций и их развития как отдельного элемента.
Внешний критерий оптимальности должен оценивать эффективность конкурентоспособности данного уровня с позиции самосохранения и дальнейшего развития предприятия.
Внутренний критерий направлен на оценку подсистем конкурентоспособности предприятия, характер их воздействия на вектор развития конкурентоспособности.
Таким образом, существуют предпосылки для создания целевой функции, способной объединить все критерии по принципу оптимального управления конкурентоспособностью предприятия[7].
Конкурентное преимущество может быть внешним и внутренним.
Внешнее конкурентное преимущество основано на отличительных качествах товара, которые представляют ценность для покупателя за счет либо повышения эффективности его работы, либо сокращения его издержек, либо более высокого эмоционально-эстетического удовлетворения. Внешнее конкурентное преимущество упрочивает позиции фирмы на рынке, так как фирма может заставить рынок покупать ее товар по цене более высокой, чем у главного конкурента, не обеспечивающего соответствующее отличие. Таким образом, внешнее конкурентное преимущество держится на стратегии дифференциации (отличия).
Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в издержках и в менеджменте, которые создают ценность для продавца, позволяющую получить себестоимость продукции меньшую, чем у конкурентов[8]. Внутреннее конкурентное преимущество дает возможность фирме быть более рентабельной и более устойчивой к снижению цен, которое может навязать рынок. Кроме того, фирма может иметь преимущества в распределении и продвижении своих товаров.
Оценка конкурентной позиции предприятия на отраслевом рынке позволяет:
1) разработать меры по повышению конкурентоспособности;
2) выбрать партнера (партнеров) для организации совместного выпуска продукции;
3) привлечь инвестиции в перспективное производство;
4) составить программы выхода предприятия на новые товарные рынки сбыта и др.
Достижение поставленной цели возможно при наличии оперативных и объективных методов оценки конкурентоспособности, одним из которых является метод оценки товара (услуги) предприятия.
Исходная позиция метода — конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции.
За критерий оценки конкурентоспособности товара (услуги) принимается соотношение цены и качества[9].
Конкурентоспособность товара в общем случае определяется, как это было показано выше, тремя необходимыми элементами:
1) свойствами данного товара,
2) свойствами конкурирующих товаров,
3) особенностями потребителей.
Если оцениваемая продукция имеет конкурента, то товар - образец моделирует потребность и выступает в качестве материализованных требований, которым должна удовлетворять продукция, подлежащая оценке.
Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:
где qi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i = 1, 2, 3, ..., n);
Pi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Piо - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n - количество параметров.
Так как параметры могут оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения - 1 или 0. При этом если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0. При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами. Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100% и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин - 100% или фактически значение этого показателя.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности товаров или услуг фирмы (предприятие любое)