Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:04, дипломная работа
Цель исследования состоит в проведении анализа кредитоспособности исследуемого объекта и разработка рекомендаций по ее повышению.
Для достижения цели исследования, были поставлены следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы проведения анализа кредитоспособности заемщика;
Исследовать методику оценки кредитоспособности;
Провести диагностику кредитоспособности изучаемого объекта;
Разработать мероприятия по повышению кредитоспособности.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы анализа кредитоспособности ссудозаемщика……………………………………………………………………….6
1.1 Роль и место анализа кредитоспособности ссудозаемщика в процессе банковского кредитования. Цели и задачи анализа……………………………….6
1.2 Понятие кредитоспособности…………………………………………..10
1.3 Информационное обеспечение анализа кредитоспособности………..13
Глава 2. Методика оценки кредитоспособности ссудозаемщика………...19
2.1 Основные методы и приемы финансового анализа, используемые в оценке кредитоспособности……………………………………………………….19
2.2 Система финансовых коэффициентов, применяемых в оценке кредитоспособности………………………………………………………………..24
2.3 Методика оценки кредитоспособности, применяемая в Сбербанке РФ……………………………………………………………………………………28
Глава 3. Анализ кредитоспособности ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод) на примере методики Сбербанка РФ………………………….35
3.1 Характеристика оцениваемого предприятия – ссудозаемщика………35
3.2 Анализ кредитоспособности предприятия-ссудозаемщика по методике Сбербанка………………………………………………………………………...…63
3.3 Рекомендации предприятию по повышению кредитоспособности….74
Заключение…………………………………………………………………...86
Список используемой литературы………………………………………….89
Приложения………………………………………………………………….
Важность и значимость задач оценки кредитоспособности, множество факторов оказывающих влияние на деятельность заемщика, необходимо рассматривать анализ кредитоспособности как самостоятельный блок комплексного финансово-экономического анализа.
Основным
и определяющим источником информации
оценки кредитоспособности является финансовая
отчетность заемщика, которая позволяет
рассчитать все необходимые параметры
уровня финансово-экономической
Рассмотренные
теоретические вопросы
Глава 2. Методика оценки кредитоспособности ссудозаемщика
2.1 Основные методы и приемы финансового анализа, используемые в оценке кредитоспособности
В мировой
практике накоплен достаточный опыт
оценки финансового положения
Современные практические подходы к методологии анализа кредитоспособности заёмщиков в коммерческих банках основаны на комплексном применении финансовых и нефинансовых критериев.
Одна из самых распространенных классификаций методов и моделей оценки кредитоспособности заёмщиков коммерческих банков представлена на рисунке 2.
Модели комплексного анализа применяются для оценки потребительских кредитов.
Классификационные модели позволяют разбить заёмщиков на группы (классы) и являются вспомогательным инструментом при определении возможности удовлетворения кредитной заявки.
Рейтинговая оценка предприятия-заёмщика рассчитывается на основе полученных значений финансовых коэффициентов и выражается в баллах. Баллы начисляются путём умножения значения любого показателя на его вес в интегральном показателе (рейтинге).
Общий вид рейтинговой оценки следующий:
где Kо – интегральный показатель (рейтинг); Ai – удельный вес i-го показателя, ΣAi = 1; Ki – значение i-го показателя; № – число показателей.
Рисунок 2. Модели оценки кредитоспособности заёмщиков18
Достоинством рейтинговой модели является её простота: достаточно рассчитать финансовые коэффициенты и взвесить их, чтобы определить класс заёмщика.
Прогнозные
модели используются для оценки качества
потенциальных заёмщиков и
Общий вид дискриминантной функции:
где a0 и ai – некоторые параметры (коэффициенты регрессии); fi – факторы, характеризующие финансовое состояние заёмщика.
Модели предсказания платёжеспособности, разработанные на основе коэффициента Z (Z-score tech№ique), получили широкое распространение в США и Великобритании. Цель данной модели – выработка простого, оперативного и точного метода заблаговременного выделения компаний, испытывающих финансовые затруднения и близких к банкротству.
Самой простой из моделей является двухфакторная модель Альтмана:
Z = –0,3877
– 1,0736Кп + 0,0579Кф.з,
где Кп – коэффициент покрытия; Кф.з – коэффициент финансовой зависимости, рассчитываемый по формуле:
Кф.з. = Заемные средства : Пассивы = 4 раздел баланса +
+ 5 раздел баланса : Валюта
баланса,
Если Z = 0, то вероятность банкротства равна 50 %; если Z > 0, то вероятность банкротства более 50 % и возрастает с ростом Z.
Модель надзора за ссудами Честера прогнозирует случаи невыполнения клиентом условий договора о кредите.
Кредитный скоринг (kredit scori№g) - технический прием, предложенный американским экономистом Д. Дюраном в начале 40-х гг. для отбора заемщиков по потребительскому кредиту, получил распространение в зарубежной банковской практике.
Самыми простыми моделями оценки положения компании на рынке являются PESTEL, SWOT и модель Porter.
PESTEL анализ - данная аббревиатура
образована от сокращения
SWOT - Stre№gth Weak№ess Opportu№ities Threats a№alysis.
Аббревиатура SWOT образуется от сокращения 4 слов английского языка: сила - stre№gth, слабость - weak№ess, возможности - opportu№ity и угрозы - threat, и именно на этих словах основывается SWOT анализ. SWOT анализ включает в себя анализ ситуации внутри компании, а также анализ внешних факторов и ситуации на рынке. Обычно данный анализ представляют в виде таблицы для большей наглядности.
После анализа расположенных
в таблице данных составляется список
возможных действий для нейтрализации
слабых сторон компании, в том числе
за счет сильных. Так же разрабатываются
возможные варианты развития компании
при изменении внешних
Модель Porter - «Модель пяти сил» М. Портера отображает основные влияющие на деятельность предприятия факторы современной конкуренции.
В практике американских банков применяется система, носящая название «правило пяти си», где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву «си»:
1. сharacter (характер заемщика);
Это репутация клиента как юридического лица. Репутация клиента складывается из продолжительности работы клиента в данной сфере бизнеса, отклонений его экономических показателей от среднеотраслевых (коэффициент «бета»), его кредитной истории; репутации его партнеров в деловом мире, репутации ведущих менеджеров с учетом профессионального опыта работы в качестве руководителей, их моральных качеств. При формализации процесса оценки может использоваться балльная оценка.
2. capacity (финансовые возможности);
Это наличие у клиента
права на подачу заявки на кредит, право
ведения от клиента переговоров,
право подписи кредитных
3. capital (капитал, имущество);
При оценке капитала клиента следует обратить внимание на 2 основных момента: достаточность капитала, который оценивается на основе коэффициентов финансового левереджа; степень вложения капитала клиента в кредитуемую операцию.
4. collateral (обеспечение);
Стоимость активов заемщика
и конкретная величина источника
погашения долга (залог, банковская
гарантия, поручительство третьих лиц,
страхование риска невыплаты
процентов и невозврат кредита)
5. co№ditio№s (общие экономические условия).
При рассмотрении условий, в которых совершается кредитная операция, следует обратить внимание: на прогноз экономической ситуации в стране, регионе деятельности заемщика, отрасли кредитуемой операции; на учет политических факторов.
Анализ кредитоспособности клиента в соответствии с основными принципами кредитования, содержащимися в методике САMPARY, заключается в поочередном выделении из кредитной заявки прилагаемых финансовых документов, отражающих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом.
Название CAMPARY образуется из начальных букв следующих слов:
- C - Character - репутация, характеристика клиента;
- A - Ability - способность к возврату кредита;
- M - Margi№ - маржа, доход;
- P - Purpose - целевое назначение кредита;
- A - Amou№t - размер кредит;
- R - Repayme№t - условия погашения кредита;
- I - I№sura№ce - обеспечение, страхование риска непогашения кредита.
В Англии ключевым словом, в
котором сосредоточены
- Purpose - назначение, цель получения заемных средств;
- Amou№t - сумма, размер кредита;
- Repayme№t - оплата, возврат долга и процентов;
- Term - срок предоставления кредита;
- Security - обеспечение погашения кредита.
Система финансовых коэффициентов (разработка Мирового банка) используется во всем мире, в том числе и в работе российских банков. Рассматривая подробнее эту систему, можно выделить 5 основных групп финансовых коэффициентов (согласно методике Мирового банка): коэффициенты ликвидности, коэффициенты оборачиваемости, коэффициент финансового рычага, коэффициенты рентабельности и доходности, коэффициенты погашения долга19.
2.2 Система финансовых коэффициентов, применяемых в оценке кредитоспособности
Традиционно в отечественных банках используется метод коэффициентов. Система финансовых коэффициентов оценки кредитоспособности включает 4–5 групп (в зависимости от подхода к классификации коэффициентов) и 2–3 десятка показателей.
К основным показателям относят: коэффициенты ликвидности; коэффициенты оборачиваемости; коэффициенты финансового левериджа (соотношения собственных и заёмных средств); коэффициенты прибыльности (рентабельности);
Коэффициенты ликвидности. Ликвидность предприятия - его способность своевременно погашать долговые обязательства. Ликвидность предприятия характеризуется показателями ликвидности баланса в виде соотношения активов и платежных обязательств. По степени ликвидности активы предприятия принято объединять в такие группы: быстрореализуемые активы - денежные средства (ДС) и краткосрочные финансовые вложения (КФВ) из 2-го раздела баланса; среднереализуемые активы - дебиторская задолженность (ДЗ) сроком возникновения до 12 месяцев; медленнореализуемые активы - запасы и затраты (33) из 2-го раздела баланса; постоянные активы - внеоборотные активы из 1-го раздела баланса. Сюда же можно отнести и дебиторскую задолженность сроком возникновения свыше 12 месяцев.
При расчете коэффициентов
ликвидности сопоставляются три
вида оборотных активов с
Коэффициент абсолютной (быстрой) ликвидности (Kа.л.) рассчитывают по формуле:
Ка.л. = ДС + КФВ : КО,
Нормативное значение коэффициента принято на уровне 0,2- 0,25 (или 20-25%), т.е. при нормальной платежеспособности предприятию считается достаточным иметь до 25% свободных денежных средств для расчетов по текущим долгам. Этот коэффициент отражает текущую платежеспособность.
Коэффициент текущей ликвидности (промежуточный коэффициент) рассчитывают по формуле:
Кт.л. =
ДС+КФЙ+ДЗ : КО,
Нормативное значение коэффициента принято на уровне 0,7-0,8 (или 70-80%), т.е. включение в расчет дебиторской задолженности до 12 месяцев повышает значение этого коэффициента по сравнению с предыдущим на 50%.
Законом о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусматривается максимальный срок завершения расчетов до трех месяцев. Если до этого срока расчеты не будут произведены, то кредиторы могут возбуждать дело о банкротстве предприятия.
Коэффициент покрытия (общей ликвидности) рассчитывается по формуле:
Кп =
ДС+КФВ+ДЗ+ЗЗ : КО,
Нормативное значение коэффициента принято на уровне 2,0 (или 200%), т.е. включение в расчет запасов и затрат повышает значение коэффициента более чем на 100% по сравнению с предыдущим коэффициентом.
В коммерческих банках коэффициент
покрытия используется для оценки предела
кредитования заемщика. Выдачу ссуд банк
может прекратить при значении коэффициента,
равном или меньше единицы. Это означает,
что текущие обязательства
Коэффициенты эффективности использования активов. Эффективность использования активов характеризуется показателями оборачиваемости. Наиболее распространенные из них: продолжительность одного оборота активов Поб., дней; число оборотов активов за период Кп; коэффициент оборачиваемости активов Коб.
Продолжительность одного
оборота активов в днях
Поб. = СО
: Р х Д,
где СО - средние остатки основных и оборотных активов, определяемые по данным 1-го и 2-го разделов баланса по формуле средней хронологической, тыс. руб.; Р - выручка от реализации продукции из отчета о прибылях и убытках (форма № 2), тыс. руб.; Д - число дней в анализируемом периоде (90, 180, 270 или 360).
Информация о работе Оценка кредитоспособности предприятия заемщика