Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 20:56, курсовая работа
Целью написания данной работы является исследование целей, критерием, показателей, методов, процедур и использования результатов оценки персонала управления.
Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать отечественный и зарубежный опыт применения различных методов оценки персонала управления;
изучить краткую характеристику объекта исследования;
рассмотреть применение одного из методов оценки управленческого персонала на предприятии;
на основании оценки управленческого персонала предприятия сделать выводы о путях повышения эффективности его деятельности.
Основными конкурентами ОАО «Кировский маргариновый завод» является:
Наиболее известной торговой маркой являются «Ряба», «Хозяюшка», производимые Нижегородским жировым комбинатом.
Преимуществом данного предприятия является широкая рекламная кампания, проводимая Нижегородским жировым комбинатом по центральному телевидению.
Основными потребителями продукции ОАО «Кировский маргариновый завод» являются Кировская область и регионы РФ. Соответственно на их доли от всего объема реализации молочной продукции приходится (данные апреля 2012г.):
Основные производственные фонды являются одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия. Анализ ресурсного потенциала и общего уровня его использования проведен в динамике за три года (табл. 1).
Таблица 1 - Состав и структура основных производственных фондов в динамике за ряд лет
Виды основных средств |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Темп роста 2012 к 2010, % | |||
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % | ||
Здания |
76022 |
76,4 |
76022 |
74,1 |
74360 |
70,8 |
97,8 |
Сооружения |
4400 |
4,4 |
4387 |
4,3 |
4288 |
4,1 |
97,5 |
Машины и оборудование |
13426 |
13,5 |
15245 |
14,9 |
17868 |
17 |
133,0 |
Транспортные средства |
3031 |
3,0 |
3124 |
3,0 |
3821 |
3,6 |
126,1 |
Производственный и хозяйственн |
91 |
0,1 |
91 |
0,1 |
91 |
0,1 |
100,0 |
Другие виды основных средств |
58 |
- |
285 |
0,3 |
512 |
0,5 |
В8,8р |
Итого |
99514 |
100 |
102526 |
100 |
105000 |
100 |
105,5 |
В том числе: производственные |
98427 |
98,9 |
101143 |
98,7 |
103744 |
98,8 |
105,4 |
непроизводственные |
1087 |
1,1 |
1383 |
1,3 |
1256 |
1,2 |
115,5 |
За анализируемый период
среднегодовая стоимость
Положительным моментом является то, что производственные фонды занимают существенный удельный вес в структуре основных фондов. Варьирование доли производственных фондов за анализируемый период было незначительным, они составляли от 98,7 % до 98,9 % в структуре производственных фондов.
Более детальный анализ показывает, что здания занимают существенную долю в структуре основных фондов. Однако в динамике за ряд лет произошло снижение стоимости данного вида основных фондов на 1662 тыс. рублей за счёт выбытия части зданий. Кроме того, снизилась и доля зданий с 76,4 % в 2010 году до 70,8 % в 2012 году.
На втором месте находятся машины и оборудование. В динамике за ряд лет их стоимость увеличилась на 4442 тыс. рублей. При этом доля данного вида основных фондов увеличилась с 13,5 % до 17 %, что является положительной тенденцией.
Наблюдаются и другие положительные моменты. Так, например, стоимость транспортных средств за счёт новых приобретений выросла на 790 тыс. рублей.
Проанализируем показатели основных фондов, обеспеченности ими и эффективности использования (табл. 2).
Таблица 2 - Показатели движения основных фондов и эффективности использования
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Абсол. измен. 2012 к 2010, тыс. руб. |
Коэффициент роста |
1,025 |
1,023 |
1,031 |
+0,006 |
Коэффициент обновления |
0,04 |
0,04 |
0,10 |
+0,06 |
Коэффициент выбытия |
0,02 |
0,02 |
0,07 |
+0,05 |
Фондовооружённость, тыс. руб. |
363,3 |
229,2 |
313,1 |
86,2 |
Фондоотдача, руб. |
4,42 |
5,97 |
6,32 |
142,9 |
Фондоёмкость, руб. |
0,23 |
0,17 |
0,16 |
68,8 |
По данным таблицы 2 можно сделать следующие выводы. Показатели движения основных фондов (коэффициент обновления, коэффициент выбытия) имеют невысокие значения. Однако положительной тенденцией является то, что коэффициент обновления превышает коэффициент выбытия. Причём в динамике за ряд лет оба эти показателя увеличились. Так, коэффициент обновления основных фондов увеличился с 0,04 в 2010 году до 0,10 процентных пунктов в 2012 году; а коэффициент выбытия соответственно с 0,02 до 0,07 процентных пунктов. Всё это свидетельствует о тенденции роста наличия основных фондов на предприятии.
Показателем обеспеченности основными фондами является фондовооружённость труда. Данный показатель имеет тенденцию к снижению. Это связано с тем, что численность работников увеличивалась за анализируемый период более быстрыми темпами по сравнению с темпами роста среднегодовой стоимости основных производственных фондов.
Наиболее общую оценку использования основных фондов даёт показатель фондоотдачи. Так, фондоотдача в2012 году составила 6,32 рублей, то есть на каждый рубль основных фондов происходит выход продукции равный 6,32 рублей. Таким образом, можно говорить, что фондоотдача имеет большое значение.
Показатель фондоёмкости соответственно снижается за анализируемый период с 0,23 рублей до 0,16 рублей, что отражает более эффективное использование отдельных видов основных фондов в расчёте на единицу реализованной продукции.
Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокая производительность труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.
Состав и структура трудовых ресурсов представлены в таблице 3.
На протяжении исследуемого периода значительно снизился коэффициент текучести, что произошло вследствие кризисной ситуации в стране и боязнью людей остаться без работы. Этим же объясняется уменьшение оборота работников. Так, в 2012 г. одним работником было отработано 210 дней вместо 240 как в 2010 г., в связи с чем целодневные потери составили на одного рабочего 30 дней, на всех – 9750 дней или 78 тыс. ч. Но в 2012 г. продолжительность рабочего дня составила 8 ч, что свело на нет внутрисменные потери рабочего времени, которые в 2010 г. составили 144 ч.
Таблица 3 - Численный состав работников
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Темп роста 2012 г. к 2010 г., % |
Среднегодовая численность работников, чел. |
271 |
338 |
325 |
119,9 |
Из них работники основного состава |
95 |
112 |
110 |
115,8 |
руководители |
34 |
34 |
32 |
94,0 |
специалисты |
34 |
37 |
36 |
105,8 |
Коэффициент текучести, % |
11,8 |
5,62 |
2,46 |
- |
Коэффициент постоянства |
88,2 |
94,4 |
97,5 |
- |
Коэффициент оборота по приему |
35,8 |
5,6 |
2,46 |
- |
На протяжении исследуемого периода значительно снизился коэффициент текучести, что произошло вследствие кризисной ситуации в стране и боязнью людей остаться без работы. Этим же объясняется уменьшение оборота работников. Так, в 2012 г. одним работником было отработано 210 дней вместо 240 как в 2010 г., в связи с чем целодневные потери составили на одного рабочего 30 дней, на всех – 9750 дней или 78 тыс. ч. Но в 2012 г. продолжительность рабочего дня составила 8 ч, что свело на нет внутрисменные потери рабочего времени, которые в 2010 г. составили 144 ч.
Изучение эффективности производства невозможно без анализа показателей производительности труда (табл. 4).
За исследуемый период производительность труда выросла на 20% (19,2 кг на 1 чел.-ч в 2010 г. и 23,71 кг на чел.-час в 2012 г.). Увеличение объемов производства привело к большому скачку производительности труда в 2012 г. – на 15% по сравнению с 2010 г., а также уменьшением количества рабочего времени на единицу продукции
Таблица 4 – Производительность труда на предприятии
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Темп роста 2012 г. к 2010 г., % |
Количество продукции на 1 чел.-час, кг |
19,2 |
19,97 |
23,71 |
120,0 |
Выручка от реализации в расчете на 1 среднегодового работника, руб. |
1606,9 |
1788,9 |
2016,2 |
125,5 |
Количество продукции на 1 среднегодового работника, т |
29,9 |
35,2 |
40,4 |
126,3 |
Трудоемкость, чел.-час/т |
52,1 |
50,1 |
42,2 |
83,4 |
Деятельность любого коммерческого предприятия в современных условиях направлена на получения прибыли с целью максимизации благосостояния собственников предприятия.
Поэтому важным является анализ финансовых результатов деятельности предприятия (табл. 5).
Таблица 5 – Финансовые результаты деятельности предприятия
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Темп роста 2012 г. к 2010 г., % |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
435466 |
604228 |
655261 |
150,4 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
247846 |
312464 |
362950 |
146,4 |
Бухгалтерская прибыль, тыс. руб. |
15557 |
23594 |
31453 |
202,1 |
Рентабельность продаж, % |
12,0 |
20,1 |
27,4 |
- |
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия позволяет сделать вывод о том, что показатели деятельности предприятия улучшились. Это связано с тем, что темп роста выручки от реализации продукции опережал темп роста себестоимости продукции. В результате рентабельность продаж за анализируемый период возросла, что свидетельствует о высокой деловой активности и эффективной деятельности предприятия.
Однако наличие прибыли еще не свидетельствует об устойчивом финансовом положении предприятия.
Поэтому важным является проведение анализа финансового состояния предприятия.
Проведем анализ рентабельности ОАО «Кировский маргариновый завод» (таблица 6).
Таблица 6 - Показатели рентабельности
проценты
Показатели |
Значение показателя по годам |
Абсол. измен. 2012 г. от 2010 г. | ||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||
Рентабельность произведенных затрат (основной деятельности) |
6,3 |
7,6 |
8,9 |
2,6 |
Рентабельность оборота - по прибыли от реализации продукции - по чистой прибыли |
3,6
2,9 |
3,9
3,2 |
4,8
4,0 |
1,4
1,1 |
Рентабельность активов - текущих активов - совокупных активов |
32,1 16,6 |
33,2 18,9 |
46,7 25,2 |
14,6 8,6 |
Рентабельность капитала - собственного капитала - совокупного капитала - постоянного капитала |
18,6 16,6 18,5 |
22,1 18,9 22,1 |
23,1 25,2 23,1 |
4,5 8,6 4,6 |
Таким образом, за анализируемый период показатели рентабельности возросли. Однако при этом можно отметить, что рентабельность продаж и произведенных затрат очень мала, что позволяет предприятию вести только простое воспроизводство. Для расширения же своей деятельности и выхода на новые рынки сбыта предприятия вынуждено будет привлекать заемные или привлеченные средства, что может отрицательно сказаться на финансовой устойчивости и платежеспособности ОАО «Кировский маргариновый завод».