Оценка персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в определении понятий и целей оценки персонала, а также рассмотрении их методов и процедур проведения.
Задачи нашей курсовой работы:
1. Изучить теоретические основы управления персоналом и системы его оценки и аттестации
2. Изучить опыт оценки персонала на основе периодических изданий
3. Изучить процесс оценки персонала в МОУ ДОД ДЮЦ «Ярославич»

Содержание работы

Введение…………………………….……………………………………3
Теоретические основы управления персоналом………………….5
Система оценки и аттестации в управлении персоналом………10
1.3Методы оценки персонала………………………………………..17
Глава II. Анализ коммуникации в организации…………………...…23
2.1 Общая характеристика базы исследования………………………23
2.2 Анализ оценки персонала в МОУ ДОД ДЮЦ «Ярославич»……24
2.3. Изучение опыта оценки персонала на основе периодических изданий ……………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………30

Файлы: 1 файл

оценка персонала в орг-ии.docx

— 64.63 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

ФБОУ ВПО  «Ярославский Государственный Педагогический университет

им. К.Д. Ушинского»

 

Институт педагогики и  психологии

Кафедра управления образованием

 

 

Курсовая работа

на тему:

 

ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА В  ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

 

 

                                                                                   Выполнил:

студентка 934 гр.,

                                             Корсакова Светлана Александровна

Научный руководитель:

ассистент кафедры 

управления образованием,

Кузьмичёва Ольга Васильевна

 

 

 

 

Ярославль 2012

 

Содержание

Введение…………………………….……………………………………3

    1. Теоретические основы управления персоналом………………….5
    2. Система оценки и аттестации в управлении персоналом………10

   1.3Методы оценки персонала………………………………………..17

Глава II. Анализ коммуникации в организации…………………...…23

2.1 Общая характеристика базы исследования………………………23

2.2 Анализ оценки персонала в МОУ ДОД ДЮЦ «Ярославич»……24

2.3. Изучение опыта оценки  персонала на основе периодических изданий ……………………………………………………………………….24

Заключение…………………………………………………………….28

Список литературы……………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В период кризиса и минимизации  затрат на персонал сокращаются соцпакеты, заработная плата, происходят массовые сокращения работников, каждый сотрудник рассматривается как единица для инвестирования финансового капитала. Для того чтобы правильно разместить капиталовложения, важно четкое представление о возможностях каждого представителя компании. В условиях кризиса особенно важным для компании становится сохранение наиболее эффективных сотрудников. Поэтому в условиях нестабильности оценка персонала приобретает особый смысл.

Система оценки персонала  — важный элемент управления человеческими  ресурсами. Принципиальным условием эффективной  работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий  все многообразие задач, решаемых конкретной организацией в общей системе  кадрового менеджмента. Дадим наиболее общее определение этому понятию.

Оценка персонала –  это процесс определения эффективности  деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий  получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений.

Актуальность темы обусловлена  тем, что на современном этапе  развития бизнес-технологий большинство руководителей организаций, обладающих определенными финансовыми, информационными, технологическими ресурсами достигли понимания того, что человеческие ресурсы являются ключевыми. Компании конкурируют на уровне профессионального развития своих сотрудников – их знаний, умений, навыков. Для разумного использования данного вида капитала необходимо правильно определить, каков он. Оценка и аттестация персонала позволяет выявить и раскрыть потенциал каждого сотрудника и направить этот потенциал на реализацию стратегических целей компании.

Цель данной курсовой работы состоит в определении понятий  и целей оценки персонала, а также  рассмотрении их методов и процедур проведения.

Задачи нашей курсовой работы:

1. Изучить теоретические основы управления персоналом и системы его оценки и аттестации

2. Изучить опыт оценки персонала на основе периодических изданий

3. Изучить процесс оценки  персонала в МОУ ДОД ДЮЦ  «Ярославич»

4. Разработать рекомендации  по совершенствованию системы  оценки персонала в МОУ ДОД  ДЮЦ «Ярославич»

 

Методы исследования: изучение публикаций в периодических изданиях,

беседа с директором, изучение документов: Должностная инструкция, Самооценка дополнительного образования детей

База исследования: МОУ ДОД ДЮЦ «Ярославич»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы оценки персонала.

1.1. Теоретические основы управления персоналом.

Персонал (кадры) — весь штатный состав работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. В настоящее время целесообразно рассматривать персонал как основное богатство любой организации. Это важнейший потенциал хозяйственной системы. От его качества и полноты реализации зависит в значительной степени успех в достижении поставленных перед организацией целей. Умелое управление персоналом должно быть направлено на максимально возможную реализацию персонала как потенциала.

Оценка персонала – это процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений.

Управление персоналом — это совокупность логически связанных действий, направленных на оптимизацию трудовых ресурсов предприятия (персонала) в аспекте их деятельности, качественных и количественных характеристик, с целью рационального достижения поставленных перед организацией целей. Оно осуществляется через определенный механизм. Этот механизм состоит из элементов управления.

Структура управления персоналом — совокупность подразделений, непосредственно занимающихся персоналом, и их качественные и количественные взаимосвязи.

Система управления персоналом — это подсистема управления организацией в целом. Поэтому она имеет свою внешнюю и внутреннюю среду. К внешней среде можно отнести подсистемы управления производством, финансами, снабжением и т. д. Внутреннюю среду образуют элементы самой системы управления персоналом, названные выше. Ее деятельность зависит от внешней среды. Поэтому она является открытой системой. [16,17]

В системе управления персоналом можно выделить две подсистемы: тактическую  и стратегическую.

 

 

Тактическая подсистема направлена на формирование структуры персонала; его набор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации; организацию  распределения, перемещения, продвижения, увольнения работников; оценку деятельности конкретных работников и разработку рекомендаций по их использованию; текущий  учет и планирование потребностей в  персонале в рамках года, на основе анализа его состояния.

Стратегическая подсистема ориентирована на разработку структуры  персонала, кадровой политики на основе анализа структуры персонала, эффективности  использования рабочего времени, прогнозов  развития производства, занятости и  т. п.

Следует иметь в виду, что всегда существуют формальная и  неформальная системы управления. Формальная представлена выше. Неформальная основывается на неофициальных межличностных отношениях. Только в идеальном случае эти системы совпадают. На практике следует стремиться к максимально возможному сближению этих систем. Это одна из задач, стоящих перед управляющим персоналом. [6,20]

Функции управления персоналом реализуются с помощью определенных методов: организационных, административных, экономических и социально-психологических.

Организационные методы представляют собой установление и регулирование  определенных связей и отношений  между должностями персонала  и элементами его управления. Эти  методы носят пассивный характер. Они обеспечивают функционирование и развитие персонала, упорядочивают  управление и представляют собой  его базу. Они являются первичными по отношению к другим методам. [8,9]

Административные методы — это управление и регулирование  деятельности персонала на основе приказов, распоряжений, конкретных заданий исполнителям. При этом последним предоставляется  минимальная самостоятельность  в процессе выполнения порученной работы. Эти методы могут сопровождаться поощрениями и санкциями за успешную или неуспешную работу.

Принципиальная особенность  данных методов — субъективность. Они поощряют исполнительность, а  не инициативу. Их эффективность в  значительной степени зависит от руководителей и почти не зависит  от исполнителей.

Экономические методы представляют собой косвенное воздействие на объект управления (персонал). Их сущность в том, что исполнителям устанавливаются цели, ограничения и общая линия поведения. Своевременность и качество выполнения заданий поощряется материальными вознаграждениями за счет получаемой: экономии или дополнительной прибыли. Размер вознаграждений напрямую должен зависеть от достигаемого результата.

Эти методы имеют свои недостатки. Например, они малоэффективны для  людей интеллектуальных профессий  в тех случаях, где требуется  слишком длительный период для получения  результата, в случаях выполнения стратегической деятельности.

Социально-психологические  методы предполагают побуждение работников к эффективной деятельности и  через психологическое моральное  и социальное воздействие. Они нацелены нл формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между членами персонала. С другой стороны, они необходимы для раскрытия личного потенциала способностей каждого работника. Основная цель этой группы методов — самореализация всех членов коллектива предприятия. [8,9]

Каждый из перечисленных  методов может оказываться оптимальным  в конкретных ситуациях. Поэтому  вес они находят применение в той пли иной степени, в соответствии с развивающейся ситуацией. Причем следует подчеркнуть, что в управлении персоналом особое внимание необходимо уделять социально-психологическим методам управления. Это определяется тем, что сближение формальной и неформальной структур управления в значительной степени опосредуется данным методом. [8,9]

Основные подходы  к управлению персоналом:

  1. Экономический подход.

Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая (в общем случае инструментальная, т.е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности организация — это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: алгоритмизированно, эффективно, надежно и предсказуемо. [1,19]

  1. Органический подход.

В рамках органической парадигмы последовательно  сложились концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами. Именно организационный подход обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя этот тип управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций организации труда и зарплаты. Кадровая функция из регистрационно-контрольной постепенно стала развивающей и распространилась на поиск и подбор работников, планирование карьеры значимых для организации фигур, оценку работников управленческого аппарата, повышение их квалификации. Акцентирование внимания на человеческом ресурсе способствовало рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде. В этой связи использовались, как минимум, две аналогии (метафоры), способствовавшие развитию нового взгляда на организационную реальность. Первая, исходившая из отождествления организации с человеческой личностью, ввела в научный оборот такие ключевые понятия, как цели, потребности, мотивы, а также рождение, взросление, старение и смерть или возрождение организации.Вторая, приняв в качестве образца для описания организационной реальности функционирование человеческого мозга ("организация как мозг, перерабатывающий информацию"), позволила взглянуть на организацию как на собрание частей, соединенных линиями управления, коммуникации и контроля. [1,19]

  1. Гуманистический подход.

Развивающаяся в последнее время гуманистическая  парадигма исходит из концепции управления человеком и из представления об организации как культурном феномене. Организационная культура — целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, спефицических принципах поведения и способов реагирования, становится одним из объяснительных принципов.При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальных общностей. Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня представляется вполне очевидным. Например, в Японии организация рассматривается не как рабочее место, объединяющее отдельных работников, а как коллектив. Для такой организации характерны дух сотрудничества, взаимозависимость; пожизненный найм превращает организацию в продолжение семьи; между начальниками и подчиненными устанавливаются паттерналистские отношения. Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению. Кажется, что вся жизнь человека определяется писаными и особенно неписаными правилами. Однако на самом деле обычно правила являются лишь средством, а основное действие разворачивается лишь в момент выбора: какое из правил применять в данном случае. Наше понимание ситуации определяет то, какой набор правил мы используем.Часто наше понимание организации основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяющие все члены организации. При этом можно задаться следующими вопросами: каковы общие интерпретационные схемы, которые делают возможным существование данной организации? Откуда они появляются? Как они создаются, передаются и сохраняются?Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Особенно "объективны" организационные структуры, правила, политика, цели, должностные инструкции, стандартизированные процедуры деятельности. Так, еженедельные или ежегодные совещания, про которые все знают, что это пустая трата времени, могут быть поняты как ритуал, служащий некоторым скрытым функциям. Даже по виду пустого зала заседаний (строгие ряды стульев, параллельно лежащие папки, стаканы и т.п. или дружелюбный хаос) можно многое сказать об организационной культуре. Гуманистический подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы. [1,19]

Информация о работе Оценка персонала в организации