Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 22:34, курсовая работа
Целью данной работы является обзор и анализ процесса стратегического управления компанией и методы по совершенствованию системы управления.
Предмет исследования – система средств и методов стратегического управления в менеджменте.
Объектом исследования является предприятие ООО «КамЧел».
Задачи:
- изучить теоретические аспекты стратегического управления менеджмента;
- проанализировать действующую стратегию развития предприятия и выявить ее проблемы с целью разработки направлений ее совершенствования.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты стратегии управления предпрятием в условиях изменяющейся внешней среды 5
1.1. Сущность стратегического управления 5
1.2. Стратегия управления предприятием в условиях изменяющейся внешней среды 15
Глава 2. ОЦЕНКА стратегии развития предприятия и пути ее совершенствования на примере ООО «КАМЧЕЛ» 20
2.2 Анализ внешней среды ООО «КамЧел» 25
2.3. Разработка стратегии развития предприятия 32
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Стратегическими решениями
называют управленческие решения, которые
ориентированы на будущее и закладывают
основу для принятия оперативных
решений, сопряжены со значительной
неопределенностью, поскольку учитывают
неконтролируемые внешние факторы
и связаны с вовлечением
К числу стратегических решений, например, можно отнести:
- реконструкцию предприятия;
- внедрение новшеств (изменение организационно-правовой формы, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
- выход на новые рынки сбыта;
- приобретение, слияние предприятий.
Стратегические решения
имеют ряд отличительных
- инновационный характер;
- направленность на перспективные цели и возможности;
- сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;
- субъективность оценки;
- необратимость и высокая степень риска. [9]
Можно выделить основные принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных условиях.
Разделение управления имуществом
(функция собственника) и производством
(компетенция директора, правления,
менеджера). Согласно российскому законодательству,
в акционерном обществе только собрание
акционеров-собственников
Основой стратегии предприятия
становится планирование доходов и
расходов, внимание руководителей перемещается
из снабженческо-производственной в
финансово-сбытовую сферу.В условиях
кризиса или постоянного риска
развития такового, средства можно
вкладывать лишь в наиболее надежные
и перспективные проекты, которые
не только обеспечат заданный уровень
доходности, но и укрепят рыночные
позиции фирмы. Высокий уровень
риска (зависимость ожидаемой
Оценка эффективности производства в конечном счете характеризует результативность конкретных проектов и управления предприятием в целом. Она включает четыре основных этапа:
1) исчисление производственных расходов;
2) определение требуемых инвестиций (капиталовложений);
3) прогнозирование ежегодных
доходов с учетом износа
4) определение срока окупаемости
капиталовложений и его
Разделение функций
стратегического и
К числу обязанностей руководителя относится определение общих целей на основе анализа и прогнозирования рыночных позиций фирмы, утверждение соответствующих планов и программ, структуры управления, концепции маркетинга, основных направлений НИОКР. Разработка кадровой, социальной, финансовой, инвестиционной, закупочной и производственной (что и как выпускать) политики, координация работы структурных единиц и служб управления, подбор непосредственно подчиненных сотрудников. Вмешательство генерального директора в оперативное управление поставками, запасами, календарное планирование неприемлемо в рыночной экономике.
Управление имуществом включает контроль за стоимостью имущества, активами и распределением прибыли, определение стратегии маркетинга и обновления производства. При этом функция стратегического управления выполняется в штаб-квартире корпорации, а оперативного управления - остается на заводе, передается в низовые ячейки, в цеха, комплексные бригады и другие подразделения. В этом нет различия между американскими и японскими фирмами. Низовые ячейки стали сами заказывать материалы, производить и отгружать продукцию. В результате в США, например, корпорации сократили 25% управленческого персонала.
Усиливается роль финансовых
подразделений в выработке
Благодаря иной стратегической ориентации корпорации Японии существенно потеснили США на мировом рынке. В 80-х гг. они имели превосходство по таким показателям, как фондовооруженность труда (в 2-5 раза), средний возраст металлообрабатывающего оборудования (9,5 лет по сравнению с 17.5), доля затрат на обновление производства (исследования и разработки, маркетинг, дизайн и реклама, развитие рынка после начала продаж), удельный вес новых товаров, затрат на предотвращение брака и т. д. В то же время в корпорациях США выше скорость оборота средств, текущая рентабельность совокупных активов, доля собственного и привлеченного капитала по сравнению с кредитами.
К числу методов повышения рентабельности в долгосрочной перспективе относятся развитие инфраструктуры сбыта и технического обслуживания продукции, снижение серийности производства (при высокой унификации узлов, деталей, технологических процессов). Децентрализация управления (при создании автоматизированной информационной системы), техническое содействие поставщикам (на основе долгосрочных связей), выделение структурных единиц в дочерние малые предприятия и т.д.
4. Многообразие стратегий
управления в зависимости от
рыночных позиций фирмы и сфер
деятельности, где она может рассчитывать
на успех. Так, завод "Импульс"
5. Организация сотрудничества
крупного и малого бизнеса. 80-е
годы XX века стали во всем мире
периодом возрождения малого
бизнеса. Стало очевидным, что
теоретические положения нашей
политэкономии о замене мелких
производителей корпорациями
С середины XX века в
мире начала разворачиваться
научно-техническая революция.
Фактически именно НТР привела к возрождению малого бизнеса, ибо существенно повысила его возможности. Отметим, что малый бизнес имеет ряд существенных преимуществ:
а) он открывает большие просторы для самовыражения личности. Классическим примером стало создание персональной ЭВМ. Как известно, на Западе два молодых инженера вынуждены были уйти из одной из ведущих в данной области фирм, шедшей в то время по пути увеличения размеров ЭВМ и не поддержавшей идею создания микроЭВМ. Уволившись, они взяли кредит и, работая по 14-15 часов в сутки, вместе с тремя механиками создали в непромышленных условиях персональную ЭВМ. В результате их собственная компания достигла оборота в 7 млрд. долларов;
б) способствует снижению экологической нагрузки;
в) снижает транспортные расходы и др.
Стратегическое управление
учитывает развивающиеся в
Во-вторых, следует выделить франчайзинг - систему сотрудничества крупного и малого бизнеса, при которой крупная фирма имеет договоры с большим количеством (до 3 тысяч) малых компаний. При этом крупная корпорация предоставляет свой товарный знак (к примеру, в России - фирмам, работающим под маркой "Дока-пицца" или "Дока-хлеб"), предоставляет свою технологию и оборудование, ведет обучение кадров, контролирует качество продукции.[5]
Система управления стратегическими
задачами (СУСЗ) представляет собой
систематическую методику раннего
выявления неожиданных
Раннего выявления
изменений можно добиться
В отличие от систем
управления, долгосрочного планирования
и стратегического
Это также подразумевает
непрерывное слежение за
Быстрое реагирование на изменение тенденций можно обеспечить следующими взаимно дополняющими способами.
Обязанности по управлению
системой принимает на себя
группа высшего руководства
В случае необходимости
СУСЗ может действовать
Эти новые обязанности
подразумевают не планирование
реакции, а решение
Существует ряд способов
распределения обязанностей в
рамках системы. Одни из таких
способов предполагает
«Штабной» называется
группа, в обязанности которой
входит выявление тенденций,
Вторая группа –
группа общего руководства –
занимается оценкой
Третью группу составляют
исполнители – подразделения
или целевые группы, которым было
поручено решение
Существуют три возможных
источника информации о
Таблица 1
Источники информации о назревающих стратегических задачах