Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:22, курсовая работа
Аттестация является одной их важнейших функций управления персоналом. Ее роль в системе управления организацией заключается в том, что именно на ее основе управляющий субъект принимает соответствующие решения. От того, насколько эта информация будет качественной и надежной, в конечном счете, зависит эффективность принимаемого решения. Значение оценки высоко еще и потому, что она связывает, объединяет все элементы системы управления персоналом в единое целое.
Введение….…………………………………………………………………….….3
1. Теоретические основы трудовой деятельности персонала………..………5
1.1Оценка трудовой деятельности персонала……………….…………………..5 1.2 Аттестация как форма комплексной оценки трудовой деятельности…....28
2. Анализ оценки трудовой деятельности персонала организации…………..32
2.1 Характеристика ЗАО «Сотчи»……………...………………………………32
2.2 Анализ и оценка проведения аттестации на предприятии………………..36
2.3 Рекомендации по совершенствованию процедуры аттестации…………..43
Заключение…...…………………………………………………………………..45
Список литературы………………
Содержание
Введение….……………………………………………………
1. Теоретические основы трудовой деятельности персонала………..………5
1.1Оценка трудовой деятельности персонала……………….…………………..5 1.2 Аттестация как форма комплексной оценки трудовой деятельности…....28
2. Анализ оценки трудовой деятельности персонала организации…………..32
2.1 Характеристика ЗАО «Сотчи»……………...………………………………32
2.2 Анализ и оценка проведения аттестации на предприятии………………..36
2.3 Рекомендации по совершенствованию процедуры аттестации…………..43
Заключение…...…………………………………………
Список литературы…………………………….…
Приложение А. …..………………………………………………………………48
Приложение Б …..…………………….…………………………………………49
Приложение В. …..………………………………………………………………50
Приложение Г. …..………………………………………………………………51
Введение
Аттестация является одной их важнейших функций управления персоналом. Ее роль в системе управления организацией заключается в том, что именно на ее основе управляющий субъект принимает соответствующие решения. От того, насколько эта информация будет качественной и надежной, в конечном счете, зависит эффективность принимаемого решения. Значение оценки высоко еще и потому, что она связывает, объединяет все элементы системы управления персоналом в единое целое. Невозможно осуществить управление персоналом ни по одному направлению (планированию персонала, отбору, адаптации, стимулированию труда, развитию способностей, трудовым перемещениям и карьере, сплочению коллектива, высвобождению персонала и др.), не проводя при этом аттестацию соответствующих деловых, личностных или профессиональных качеств работников.
Оценка работы персонала оказывает влияние на совершенствование трудовой деятельности работника, формирует понимание поставленных перед ним задач и успешность их выполнения. В связи с этим вопрос о создании системы оценки уровня профессиональных знаний и квалификации, личных качеств и умений работников в рамках требований должностной инструкции и содержания работы на конкретном рабочем месте приобретает несомненную актуальность.
В условиях нестабильной рыночной среды оценка работы персонала является одним из основных факторов, определяющих дальнейшее развитие организации. Но на практике в организациях преобладает формальный подход к проведению аттестации, результаты оценки работы персонала используются далеко не в полной мере. Проблема в том, что далеко не все руководители осознают необходимость проведения оценки персонала, рассматривают оценку своих подчиненных как дополнительную нагрузку, а для руководителей отделов проблемой является объективная оценка своих сотрудников, из-за желания, избежать открытой конфронтации с ними.
В связи с этим ставится цель повести анализ и оценку деятельности по аттестации персонала в ЗАО «Сотчи» и разработать рекомендации по совершенствованию процедуры аттестации работников.
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – Процессы оценки трудовой деятельности персонала в ЗАО «Сотчи».
Предмет исследования – Оценка трудовой деятельности персонала организации.
Экспертная база исследования - ЗАО «Сотчи».
Деловая оценка персонала организации опирается на нормативно-правовую базу, разработанную ЗАО «Сотчи», отражающую подходы к оценке.
Оценка деятельности персонала отражает конечные результаты деятельности организации.
Оценка – одна из сложных категорий обыденной жизни, философии, педагогики, психологии, менеджмента – реализуется во всех без исключения формах жизнедеятельности человека, в ходе осуществления которых он познает окружающий мир и самого себя. В словаре Ожегова дано следующее определение: «Оценка – мнение, суждение о качестве, достоинстве, значении и т.д, кого-либо, чего-либо. Оценка есть универсальное свойство субъекта, благодаря которому он из всего многообразия окружающего мира выбирает те объекты, которые являются для него ценностно-значимыми, необходимыми для существования.
Первая оценка служит эталоном, а вторая – объектом. Сравнение происходит с помощью специальных методов, приемов, и процедур. Но сравнивать эталон и объект в целом часто представляется невозможным, поэтому в них выделяются некоторые параметры, характеристики, показатели, которые отражают сущность объекта. В дальнейшем именно они сравниваются друг с другом.
Оценивание
– это процесс получения
Таким образом, в широком смысле оценка, как процесс представляет собой комплекс мероприятий подготовительного характера: обоснование выбора объекта, предмета (какие факты, характеристики, показатели или значения подлежат оценке), субъекта оценки (кто оценивает), выбор методов и инструментов оценки (с помощью чего происходит измерение состояния предмета оценки), формирование технологии и процедур оценки (каким образом, в какой последовательности субъект использует методы, инструменты), содержательного (непосредственно процесс) и заключительного (интерпретация и использование результатов оценки) этапов.
Оценка представляет собой выработку мнения о качественном состоянии какого-либо объекта на основе сравнительного анализа с аналогичным объектом или идеальной моделью, обладающими характеристиками, подобные характеристикам оцениваемого объекта. Из этого следует, чтобы оценка была корректной, сравниваемые объекты должны быть сопоставимы.
Оценка – процесс деятельности людей, и, как любой другой процесс, она имеет последовательность своего осуществления.
Блок 1. Целеполагающий
Цель Субъект
Блок 2. Методологический
Показатели Метод
Блок 3. Область применения
Объект Предмет
Блок 4. Результирующий
Результат Кадровое решение
Рис.1 - Составные элементы механизма оценки персонала
Характерная особенность оценки трудовой деятельности персонала в том, что если во всех остальных случаях непосредственное участие человека в процессе оценки не всегда обязательно и может выражаться только в окончательном принятии решения по результатам оценки. Оценивая же человека, нельзя полагаться только на технические устройства, т.е. деятельное присутствие человека, производящего оценку, необходимо на всех стадиях процесса оценки персонала, начиная от целеполагания, процедуры оценки и заканчивая принятием решения.
Таким образом, субъект оценки – это человек (группа), производящий оценку объекта. В результате в соответствии с поставленными задачами принимается кадровое решение о дальнейшей судьбе объекта оценки.
Выделяют следующие группы субъектов:
Цель осуществления оценки - принятие решения, в зависимости от полученной оценки. Оценка работы может использоваться как один из методов контроля за работой персонала с целью поддержания установленных стандартов работы. Если выясняется, что работа персонала не соответствует этим стандартам, то организация в зависимости от выявленных причин неудовлетворительной работы может предпринять следующие шаги:
Сбор, документальное
оформление и анализ информации по
оценке рабочих показателей персонала
имеет важное значение для выявления
недоработок, слабых мест, ошибок и
своевременной корректировки
Здесь будет
уместно поставить вопрос, часто
задаваемый специалистами и
Современные системы оценки работы персонала организации требуют координированных усилий многих специалистов. К оценке работы персонала привлекаются работники кадровой службы, которые в силу своих должностных обязанностей отвечают за вопросы, относящиеся к сфере материального стимулирования. При этом в своей работе они руководствуются действующими в организации положениями и нормативами.
В их обязанности входят следующие задачи:
1. Разработка системы оценки. Эта работа предполагает выявление потребности организации в оценке работы разных категорий персонала и постановку целей и задач, которые должны быть решены в ходе реализации системы оценки. Разработка системы оценки требует определения показателей и критериев, которые будут использоваться при оценке работы разных категорий работников, а также согласования этой деятельности с другими направлениями работы как в сфере управления персоналом, так и в общей системе управления организацией.
2. Разработка или подбор методов и процедур, которые будут использоваться для оценки работы персонала.
3.Разработка соответствующей документации: положений, инструкций, бланков, форм отчетности.
4. Обучение руководителей. Руководители должны очень четко понимать цели и задачи, решаемые в ходе оценки работы персонала, и обладать знаниями и навыками, необходимыми для достижения этих целей.
5. Контроль за надлежащим использованием методов и процедур оценки работы персонала.
6. Сбор и хранение информации, полученной в результате проведенной оценки. Запись в личное дело каждого работника результатов периодической оценки его работы.
7. Анализ результатов
оценки работы персонала и
подготовка отчетов для
Оценка персонала дает возможность увидеть и решить вопрос о поощрении и стимулировании работников. Стимулирование – воздействие на потребности, интересы человека, а через них на волю и поведение. Стимулируя, побуждая к более интенсивной деятельности работника, руководители воспитывают дисциплину и инициативу, развивают заложенные в человеке способности. Стимулирование – это все, что воздействует на волю, поведение человека.
Поощрение – положительное стимулирование. Оно должно быть обоснованным, своевременным, гласным. Служащие могут поощряться как за успешное выполнение должностных обязанностей, так и за иные общественно-полезные дела.
Основная задача оценки персонала – помощь линейному менеджеру в управлении персоналом: развитии сотрудников на основе их личных способностей и стратегических целей организации, формировании кадрового резерва, ротации и т.д. (Рис.2)
Организация стремится регулярно оценивать своих сотрудников с целью повышения эффективности их работы и определения потребностей в профессиональном развитии.
Для многих организаций анализ информации, полученной в результате работы системы оценки, сводится лишь к вопросам оплаты труда и премирования (или депремирования). Эта ограниченность закладывается еще на этапе определения целей, стоящих перед системой оценки. Поэтому, если необходимо извлечь максимальную пользу от действия системы оценки, следует закладывать фундамент будущего успеха уже на этапе определения ее целей.
Оценка сотрудника |
Оценка результатов за аттестационый период: 1.Соблюдение ПТР 2.Исполнение приказов начальства 3.Наличие или отсутствие задолженностей по работе |
Оценка деятельности, соответствующей основной: 1.Творческая активность 2.Общественная активность |
Оценка
поведения работника в 1.Авторитетность 2.Характер 3.Корректность поведения 4.Лояльность к фирме 5.Влияние на социально-психологический климат коллектива |
Рис.2 – Система деловой оценки персонала
Организация должна установить, работа каких категорий персонала подлежит регулярной оценке. В зависимости от того, какая категория работников будет оцениваться, меняются и содержание системы оценки и используемые при этом критерии и нормативы. Например, оценка работы руководителей, работа которых плохо поддается регламентации или требует выполнения широкого набора различных задач, не будет ограничиваться лишь количественными показателями, характеризующими работу соответствующего подразделения организации, а будет включать ряд качественных показателей, призванных оценить важнейшие компоненты деятельности руководителя. Напротив, оценка обслуживающего персонала может преимущественно основываться на количественных показателях, отражающих производительность и качество их труда. Если результаты оценки используются для более тесной увязки рабочих показателей и оплаты труда, то оцениваться должны только те результаты, которые находятся под контролем работника или зависят от его рабочих усилий. Если же рабочие результаты не зависят полностью от работника, если работник не имеет полного контроля над своей работой (например, работа на сборочном конвейере, когда результаты работника зависят и от работы других людей), в таких случаях имеет смысл оценивать не отдельного работника, а результаты работы всей бригады, рабочей группы или целого подразделения.