Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:06, реферат
Цели исследования:
разработка модели организационно-функциональной системы органа государственного (муниципального) управления (власти), в основе которой лежат определенные систематизирующие блоки;
Введение
1. Описание научно-технологической подсистемы системы государственного и муниципального управления 3
2. Определение места исследуемого органа власти (управления) в институциональной подсистеме системы государственного и муниципального управления 12
3. Проектирование организационно-функциональной системы органа государственного (муниципального) управления (власти):
3.1 Описание нормативно-правовой подсистемы 15
3.2 Проектирование функционально-структурной подсистемы 19
3.3 Исследование коммуникативной подсистемы 27
3.4 Анализ профессионально-кадровой подсистемы 28
4. Управление основными хозяйственными комплексами в системе государственного и муниципального управления – на примере комплекса, близкого по профилю деятельности Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области 33
Заключение 38
Список используемых источников 39
Содержание
Введение
1. Описание научно-технологической
подсистемы системы государственного
и муниципального управления
2. Определение места
3. Проектирование организационно-
3.1 Описание нормативно-правовой
подсистемы
3.2 Проектирование функционально-
3.3 Исследование коммуникативной подсистемы 27
3.4 Анализ профессионально-
Список используемых источников
Введение
Областью исследования является система государственного управления Курганской области, а в качестве объекта исследования выступает Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области.
Цели исследования:
Рис. 1. Модель организационно-функциональной системы органа государственного (муниципального) управления (власти).
Задачи курсового проектирования:
1. раскрыть теоретические вопросы государственного и муниципального управления;
2.определить место объекта исследования в институциональной подсистеме государственного управления и разработать модель организационно-функциональной системы базовой организации, с учетом требований теоретических предпосылок изучаемой дисциплины.
Любой коллектив порождает отношения власти, доминирования и подчинения. Этот факт проистекает из различных сторон неравенства людей и их групп в коллективе. Первоначально это неравенство имеет естественный характер. Некоторые люди физически сильнее, умнее, у них прирожденные качества лидера и т.д. Другие люди добровольно или по принуждению подчиняются им. Особые качества того или иного человека при создании определенных группировок людей, в коллективах определенного рода может приобрести общественное, социальное значение, становятся предпосылкой возникновения публичной власти, отделяющейся от коллектива. Публичная власть возникает не во всяком коллективе. Родительская власть в семье или власть главаря преступной банды имеет не публичный, а персональный, личный характер. Публичная власть возникает в публичном коллективе, члены которого связаны не родственными или иными персональными, а общественными отношениями. Непосредственно публичная власть связана с двумя факторами, о которых говорилось выше: общие интересы, на определенном этапе становящиеся общественными, и социальная (а не персональная) асимметрия. В силу указанных причин государственная власть возникает в обществе страны, муниципальная — первоначально в коллективе людей, осевших на месте для общей жизни. Социальные различая между государственной и муниципальной коренятся в том, что одна власть действует от имени всего народа, а другая — от имени сравнительно небольшого территориального коллектива. Государственная власть действует на всей территории страны и в международных отношениях, муниципальная власть имеет локальную сферу деятельности, первая суверенна, она устанавливает общие правила для деятельности в том числе и муниципальной власти. Полномочия государственной власти не только неизмеримо шире, но и качественно иные, что вытекает, в частности, из государственного суверенитета. Многие полномочия, которые принадлежат государственной власти, ее органам (вопросы гражданства, преступления и наказания, иностранные дела, прокуратура, суды и др.), никогда не могут по своей природе осуществляться на уровне муниципалитета, каким бы крупным он ни был (за рубежом некоторые большие города, например Нью-Йорк или Токио, имеющие статус муниципального образования, превосходят по численности населения многие государства). Муниципальный аппарат управления ориентирован на другие, местные задачи и каким бы крупным ни был муниципалитет, его аппарат является иным по своему существу, чем государственный аппарат. Различия государственной и муниципальной публичной власти находят свое продолжение в различиях государственного и муниципального управления.
В современной науке и практике существуют различные подходы к пониманию места и роли государства в общественной жизни. В этих подходах отражается различие в представлениях об основной направленности его деятельности, о соотношении государства и общества, государства и отдельного гражданина. Наиболее широко распространено юридическое понимание государства как оружия подавления, института власти, политической структуры. Такое понимание государства является результатом его извращения на различных исторических этапах социальными группами, классами и т.д., захватившими власть, для обоснования перед населением творимого ими произвола. На современном этапе такой подход оправдывает деятельность отдельных государственных чиновников и попытки использования государственного аппарата в интересах олигархических групп. Следствием этого зауженного и даже искаженного понимания государства являются коррупция иные негативные явления.
Более правильным было бы говорить о государстве как о форме и способе организации жизни людей. Как общественный феномен государство возникло недавно, как следствие утраченной способности общества к самоорганизации. При таком подходе акцент делается на организующей, структурирующей роли государства. Оно позволяет обосновывать функции государства, структуру государственного аппарата, концепцию государственной службы, действующих в интересах народа, ориентированные на гармонизацию общественной жизни. Общепризнанными признаками государства являются: наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства. Основное назначение государства - в защите существующего общественного строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей волей, авторитетом власти, принуждением и другими методами.
Государственное управление одновременно зависит от других видов социального управления. Если нет соответствия государственного управления потребностям жизни, то не следует ожидать, что государственное управление способно придать общественному развитию необходимую динамику. Государственное управление осуществляется в масштабе всего общества, где в осуществлении политики участвуют профессиональные чиновники.
Анализ российского
и зарубежного опыта
Местное самоуправление обладает всеми признаками власти и прежде всего главным - обязательностью его решений для населения муниципального образования. Вместе с тем самоуправление власть, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти. Для реализации своих полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление имеет собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности. Муниципальная власть требует обязательного наличия представительства населения, т.е. она является выборной.
Государственное и муниципальное управление это:
1) умение добиться высоких общественных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;
2) вид деятельности по руководству людьми и организациями;
3) специфичная область человеческого знания, помогающая осуществлять эту деятельность;
4) определенная категория государственных служащих, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению; специфичный вид трудовой деятельности;
5) комплекс форм и методов, посредством которых осуществляется согласованная деятельность работников в процессе совместного труда, это необходимое условие их функционирования.
Функции менеджера государственного и муниципального управления состоят не только и не столько в решении текущих организационных вопросов, а прежде всего в анализе, оценке и прогнозирование развития политических и социально-экономических процессов; объективном информирование высшего руководства страны о положении дел на вверенном им участке.
1.3 Социальный
механизм формирования и
Любой коллектив имеет общие интересы и, следовательно, общие цели (например, поддержание определенного порядка, недопущение анархии и распада общества). В связи с этим в обществе появляются «общие дела», их необходимо решать, управлять событиями, которыми можно управлять.
С другой стороны, общество всегда структурировано и асимметрично. Оно состоит из разных социальных групп, национальных (этнических) общностей, множества объединений, также в нем действует множество институтов экономического и социального характера (хозяйственные монополии, акционерные общества, трехсторонние организации работников, работодателей и государства). Каждая из таких общностей, институтов, организаций, а нередко и личностей преследует определенные цели, отстаивает свои интересы, выдвигает определенные требования.
В результате в обществе возникают противоречия и конфликты. Их необходимо регулировать, иначе общество не сможет функционировать как целостный организм. Оно в самом себе должно искать и, как правило, находит средства для обеспечения его развития. В конечном счете, это происходит в результате социального управления, путем применения социальных стимулов, средств, механизмов. А социальное управление действует в поле политического управления.
Политическое управление обществом осуществляется в результате деятельности политической системы общества, в которую входят политические институты, регулятивные нормы, имеющие политическое значение, политический режим, политическая идеология. Суть функционирования политической системы - упорядочение общественных процессов, введение их в определенные рамки на базе дозволенных законом форм борьбы и сотрудничества.
Задача конкретного целевого регулирования
общественных процессов, т.е. ориентация
экономического развития в определенном
направлении, политических и духовных
процессов, выполнение конкретных мероприятий
решается путем применения публичной
власти, которая сосредоточена в руках
определенных институтов политической
системы. Прежде всего, это государство,
выступающее как представитель общества
(государственно-
На местах, в территориальных единицах, складываются свои территориальные коллективы. Это муниципальные образования. Органы муниципального образования осуществляют управление от имени населения территориального коллектива. Поскольку его решающие органы избираются (и могут быть только выборными), такая форма управления на местах называется местным самоуправлением. Оно решает иные задачи, чем государственные органы. Вместе с тем на местах могут действовать и другие органы, должностные лица, назначаемые государством. Они осуществляют полномочия государства на местax. В федеративных странах между государством и местным самоуправлением стоит особое звено - субъект федерации. Местное управление рассматривается как сфера деятельности субъекта федерации, федеративное государство устанавливает лишь основы местного самоуправления.
Таким образом, государственное и муниципальное управление это публичное управление в обществе и территориальном коллективе на основе использования публичной государственной и муниципальной власти.
Особенностями
государственной организации
а) масштабностью, распространенностью управляющего воздействия на все общество и даже (при определенных условиях) выходящее далеко за его пределы в рамках проводимой международной политики.
б) властным характером, так как государственное управление - это процесс реализации государственной власти, который является мотивированным, целенаправленным, соответствующим образом стимулируемым, волевым, а в необходимых случаях - силовое принуждение.