Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:32, курсовая работа
В сфере культурного воздействия на формирование современного человека деятельность учреждений, оказывающих услуги по организации досуга населения, приобретает первостепенное значение. Без культуры - нет человека, даже если он обеспечен материальными ценностями сверх меры. В человеке все должно соответствовать современности: и быт, и одежда, и культурные запросы.
В связи с изменившейся экономической обстановкой в России остро встал вопрос о достойном существовании объектов культуры в сложных экономических условиях. Недостаточное федеральное и региональное финансирование поставило учреждения культуры в очень сложные экономические условия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Сущность понятия «коммерческая деятельность» …....................................5
1.2 Виды коммерческой деятельности в социально-культурной сфере.............9
1.3 Системная оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях СКС…………………………………………………………….….12
2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СДК С. СЕЛИВАНИХА
2.1 Анализ коммерческой деятельности СДК с. Селиваниха …………..........14
2.2 Разработка рекомендаций по оптимизации коммерческой деятельности в СДК с. Селиваниха …………………………………….….....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….…..….34
Также к инновационным формам развития Дома культуры относится создание открытых групп Дома культуры на страницах в социальных сетях на www.odnoklassniki.ru и vk.com; предоставление Дома культуры как экспериментальной площадки студентам Красноярского краевого колледжа культуры и искусства для исследовательской деятельности и при написании дипломных работ.
Коллектив СДК проводит различные культурно-массовые мероприятия для населения с.Селиваниха, Минусинского района, и всех желающих. Общее количество культурно-массовых мероприятий, организованных в 2013 году – 387, что на 43% выше показателя 2012 года. Со всеми категориями населения взаимодействует коллектив СДК.
Для организации досуга детей и подростков используются такие формы, как игровые, конкурсные программы, викторины, праздничные программы, танцевальные развлекательные программы, квесты и другие формы мероприятий. В 2013 году были проведены следующие мероприятия для детей: интерактивный урок «Тур, соединяющий сердца!» в рамках проекта «Танцуй ради жизни!», познавательный час «Уму и сердцу язык твой проводник!», посвященный Международному дню родного языка (совместно с библиотекой), концертно-игровая программа «Праздник детства» в рамках Добровольческого проекта «Подари тепло детям!», игра- тренинг «Планета толерантности», познавательная программа «Поле чудес» на тему «Наш дом – планета Земля», познавательная программа «Экодром», Школа Ириски: час здоровья «Здоровым быть здорово!», квест-игра «Сильнее, выше, быстрее!», Школа Ириски: игровая познавательная программа «Уроки ПДД», танцевальная развлекательная программа «Ничего на свете лучше нету!», посвященная дню друзей, танцевальная развлекательная программа «Солнце дружбы», концертно-развлекательная программа «День непослушания», посвященная Дню Знаний, детские дискотеки, выставка ДПТ «Сказочная поляна» и выставка ДПТ «Сделали мы сами для любимой мамы!» и другие мероприятия.
Также в СДК действует 11 клубных формирований для детей. Наиболее интересные и стабильные образцовая акробатическая студия, детская студия ДПТ «Фантазия», хореографический ансамбль «Созвездие», детский фольклорный ансамбль «Лапотушки», вокальная группа «Лимонадный дождик». Все дети, являющиеся участниками данных коллективов, активно принимают участие в концертах, конкурсах, фестивалях местного и районного масштаба.
В 2013 году в РДК для молодежи с. Селиваниха и Минусинского района проведены следующие наиболее интересные мероприятия: молодежный квест «Тайна российских побед!», интеллектуальная ролевая игра «Мафия», Спартакиада допризывной молодёжи Минусинского района, районный праздник «День молодёжи», районный молодёжный конкурс «Территория добра», молодёжная дископрограмма «Новогодняя карусель» и другие мероприятия. С участниками Добровольного объединения молодёжи в течение 2013 года проведены различные акции. Ребята активно учувствуют в реализации волонтерских проектов, способствующих решению значимых социальных проблем общества.
Клубные формирования для молодежи, функционирующие в РДК позволяют молодым людям раскрыть свои таланты, способности, объединяют молодёжь в творческой деятельности. Например, участники молодежного объединения «На связи» занимаются освящением социально-значимой информации в молодежной неполитической газете и в социальных сетях. Команда КВН «Тяжелый случай» выступали в 2013 года с креативными программами и стали чемпионами игр КВН региональной лиги края «Южный град» IV сезона.
Для всех категорий населения проводятся фестивали, концерты, праздничные программы, вечера отдыха и встречи.
В деятельности Дома культуры используются различные формы культурно-просветительской работы с населением. В 2013 году были проведены: дискуссия «Война глазами молодых», круглый стол «Есть ли герои в наше время?» ко Дню героев Отечества, познавательная программа «Поле чудес» - тема «Наш дом – планета», познавательный час «Учим русский язык», профориентационная викторина «Кем мы будем в будущем?», презентации проектов и другие мероприятия.
Наглядно оценить деятельность РДК с. Селиваниха в динамике можно изучив данные таблицы 1.
Таблица 1 - Динамика роста основных показателей деятельности учреждения к предыдущему году
Наименование критерия |
2012 год |
2013 год |
Дина-мика в % |
1.Число культурно-массовых |
270 |
387 |
43 |
1.2.Число посетителей культурно –массовых мероприятий, всего |
20435 |
21825 |
7 |
1.3 Число к/м мероприятий для детей, всего |
58 |
154 |
166 |
1.4 Число к/м мероприятий для молодежи, всего |
109 |
109 |
0 |
1.5 Число к/м мероприятий на |
20 |
142 |
610 |
1.6 Число к/м мероприятий на |
64 |
100 |
56 |
1.7 Число кино- видеосеансов (платно) |
17 |
191 |
1023 |
1.8 Число посетителей кино- видеосеансов (платно) |
254 |
2021 |
695 |
2.Число культурно- досуговых мероприятий, всего |
254 |
300 |
2 |
2.1 Число посетителей культурно –досуговых мероприятий, всего |
19382 |
20992 |
8 |
2.2 Число посетителей к/д |
7917 |
9449 |
19 |
2.3 Число к/д мероприятий для детей, всего |
53 |
146 |
175 |
2.4 Число к/д мероприятий для молодежи, всего |
104 |
107 |
3 |
2.5 Число к/д мероприятий на |
20 |
142 |
610 |
2.6 Количество посетителей на |
790 |
2209 |
180 |
2.7 Число к/д мероприятий на |
64 |
100 |
56 |
2.8 Количество посетителей на платных мероприятиях для молодежи |
3041 |
5620 |
85 |
3.Количество клубных |
16 |
17 |
6 |
3.1 Число участников клубных |
212 |
212 |
0 |
3.2 Количество участников клубных формирований в возрасте до 14 лет |
71 |
89 |
25 |
3.3 Количество участников клубных формирований для молодежи |
15 |
53 |
253 |
Таким образом, анализ данных таблицы 1 дает нам право судить о положительной динамике роста СДК с. Селиваниха не только по плановым бесплатным мероприятиям, но и по мероприятиям, приносящим доход данному учреждению.
Из анализа отчетной документации СДК с. Селиваниха в 2013 году наиболее востребованными были следующие платные услуги:
Цены на платные услуги в СДК с. Селиваниха устанавливаются на основании утвержденного Перечня услуг, предоставляемых МБУК «ЦМКС «Факел» на платной основе (приложение 2). Цены в данном Перечне указаны с учетом разных возрастных групп населения и категории учреждения культуры клубного типа.
Минимальные цены устанавливаются для детей (дошкольного, младшего и среднего школьного возраста), для льготных категорий и сельских клубов. Максимальные цены установлены для молодежи и трудоспособной категории населения и для сельских домов культуры.
За срочность исполнения заказа взимаются надбавки в размере до 50% стоимости дополнительной платной услуги.
Количество и продолжительность занятий рассчитывается с учетом предметной направленности кружка и возрастных особенностей занимающихся.
Фиксированные цены на предоставление дополнительных платных услуг устанавливаются в начале рабочего сезона.
Таблица 2 – Анализ доходов от платных услуг СДК с. Селиваниха
Наименование критерия |
2012 год |
2013 год |
Отклонения |
|
40200 - |
37800 26970 |
- 2400 + 26970 |
Всего: |
40200 |
64770 |
+ 24570 |
Рисунок 3 – Диаграмма уровня доходов от платных услуг СДК
По итоговым данным анализа совокупных доходов от платных услуг СДК с. Селиваниха видно, что объем доходов в 2013 г. возрос по сравнению с 2012 г. на 161%. Рост произошел в связи с внедрением в 2013 г. новой платной услуги – межпоселенческая кинопередвижка. Хотя, по платным мероприятиям в 2013 году видно снижение дохода на 2400 руб. Это является следствием быстрого насыщения рынка имеющимся в СДК ассортиментом услуг и низкой степенью его обновляемости.
Таким образом, проведенный анализ деятельности СДК с. Селиваниха показал положительные результаты его работы в 2013 г. по сравнению с 2012 г., но также позволил нам судить о несовершенстве коммерческой деятельности данного учреждения.
2.2 Разработка рекомендаций по оптимизации коммерческой деятельности в РДК с. Селиваниха
Эффективность деятельности культурно-досуговых учреждений и организаций во многом зависит от того, насколько они готовы действовать в современных экономических условиях, понять и определить свое место в обществе, найти своего потребителя. Это представляется возможным благодаря проектной деятельности, расширению перечня платных услуг, поиску дополнительных источников финансирования, внедрению комплексных методов оценки результатов деятельности.
Социально-культурная деятельность в условиях предпринимательства по сути своей маркетинговая деятельность, связанная с более тонкой субстанцией, как искусство, творчество, традиции, увлечения, интересы, талант и т.д. И чем шире клиентская база (зрители, слушатели, поклонники, волонтеры, участники художественно-творческих коллективов), тем больше вероятности, что не будет потерян нравственный стержень общества, сохранится исконно народная культура, а современные направления в искусстве будут способствовать формированию общей культуры личности. Потребитель культурных услуг конкретно не дает для себя такой установки - он пришел отдохнуть, развлечься, получить удовольствие, показать себя, посмотреть на других. А вот государство должно быть озабочено тем, что общество должно «получить» полноценного гражданина (физически и нравственно здорового) и социально-ответственную личность, в этом заключается суть его заказа. Вот тут-то возникает противоречие: клиент (зритель, слушатель, участник кружка и т.д.) за услуги платит деньги, а государство не спешит это делать и делает вид, что свой заказ оплачивает.
Чтобы не получить население с низким культурным уровнем в масштабе общества, нужно сделать доступными для всех, в особенности для детей и молодежи, игры, книги, фильмы, спектакли, фото-, кино-, компьютерную технику, занятия в физкультурных и спортивных центрах, творческих коллективах. Воспитание, привитие навыков нравственности и культуры в семье, и в масштабах общества, дело затратное, материально невыгодное, да и результаты мы не можем ожидать в ближайшее время.
Несмотря на старания энтузиастов - работников культуры и искусства, до настоящей эффективности социально-культурной деятельности, результат которой может измеряться только духовно-нравственным состоянием общества, еще очень далеко. Предпринимательство можно рассматривать как вынужденную меру для поддержания материальной базы учреждения культуры, но никак не основным экономическим инструментом, способным содействовать совершенствованию социально-культурной деятельности.
Зарабатывать от реализации досуговых услуг удается не всем учреждениям культуры, если учесть, что большая часть населения в сельской местности не имеют работы, следовательно, и неплатежеспособны.
Рост экономических показателей не является самоцелью для учреждений культуры. Существенная часть возложенных на них функций должна быть обеспечена стабильным бюджетным финансированием. Однако степень необходимой бюджетной поддержки может быть различна у разных типов учреждений. Многие из них в состоянии привлекать и зарабатывать значительные средства для своего развития. Эту работу необходимо совершенствовать и расширять. Задачами, в рамках данного направления являются:
- повышение уровня доходов работников культуры;
- создание условий для
карьерного и
- укрепление связей и
расширение взаимодействия
- внедрение передового
европейского и мирового опыта
управления культурными
- формирование современной
системы повышения
- повышение доходов учреждений культуры от предоставления платных и дополнительных услуг;
- привлечение в сферу
культуры негосударственных
Одним из средств, повышающих эффективность предоставления культурных услуг, позволяющих спрогнозировать ожидаемые и оценить достигнутые результаты, является внедрение на всех уровнях системы показателей эффективности.
Предлагается использовать следующие показатели эффективности развития коммерческой деятельности в сфере культуры:
Информация о работе Оптимизация коммерческой деятельности в учреждениях СКС