Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 17:25, контрольная работа
В практике организации оплаты труда используются две основные формы заработной платы — повременная и сдельная. Сдельная и повременная формы заработной платы имеют свои разновидности, которые принято называть системами.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА И МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ……………………....5
1.1 Оплата труда и ее функции…………………………………………………………...5
1.2 Порядок проведения аудита оплаты труда………………………………………...15
2 ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ООО «МЕГА ИГРУШКА»……………………………………………………………………………...21
2.1 Программа аудита……………………………………………………………………21
2.2 Оценка системы организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля….23
2.3 Аудит учетной политики……………………………………………………………35
2.4 Аудит оплаты труда ООО «Мега Игрушка»………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….
К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера № 8 и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. № 1).
Целью аудита расчетов по оплате труда является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетам с персоналом, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
Основным нормативным документом, регулирующим аудиторскую деятельности в России является Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.).
Поскольку на результатах аудиторской проверки основывается множество экономических решений и пересекается множество интересов, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. В Российской Федерации правовые основы аудиторской деятельности определяются стандартами аудиторской деятельности.
Организация государственного
регулирования аудиторской
Основными задачами аудита для достижения вышеуказанной цели являются:
оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности;
оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации в проверяемом периоде;
оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;
проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
проверка соблюдения организацией законодательства, по расчетам с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению.
Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета и отчетность.
Первичные документы включают:
1. Кассовую книгу.
2. Расходные кассовые ордера.
3. Приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма N Т-1); приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (форма N Т-5); приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма N Т-6); приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (форма N Т-8).
4. Личную карточку (форма N Т-2); учетную карточку научного работника (форма N Т-4).
5. Форму N Т-12 "Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы"; форму N Т-13 "Табель учета использования рабочего времени".
6. Ведомость N 8 "Книга
учета депонированной
7. Форму N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость"; форму N Т-51 "Расчетная ведомость"; форму N Т-53 "Платежная ведомость".
8. Формы N Т-54, Т-54а "Лицевой счет".
Регистры синтетического и аналитического учета включают:
1. Главную книгу.
2. Журнал-ордер N 1.
3. Журнал-ордер N 2.
Отчетность включает:
1. Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчет о движении капитала (форма N 3) и отчет о движении денежных средств (форма N 4).
2. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5, справка N 8 "Социальные показатели").
3. Статистическую отчетность по форме N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников".
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается Мега Игрушка точности данных финансовой (бухгалтерской) отчётности, которая позволяет пользователю этой отчётности на основании её данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
В ходе проверки аудитору необходимо получить достаточную уверенность в том, что перечисленные показатели отчетности не содержат существенных ошибок. Для сбора доказательств используется информационная база, формируемая из различных источников.
Общий план аудита
Проверяемая организация ООО «Мега Игрушка»
Период аудита 01.01-01.12.
Количество человеко-часов 50 часов
Руководитель аудиторской группы: Иванова А.А.
Состав аудиторской группы: Иванова А.А., Ботезату Н.В.
Планируемый аудиторский риск 4 %
Для проведения аудита необходимо составить предполагаемую программу аудита (табл. 9).
Методика аудита. Регистры синтетического и аналитического учета по счетам учета внутренних расчетов зависят от формы учета, применяемой в организации. При журнально-ордерной форме это журнал-ордер № 10 и 10/1, при компьютерных формах - машинограммы дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
При проверке первичных документов обращается внимание на использование типовых форм первичных документов, утвержденных в установленном порядке, и нетиповых форм, которые должны быть утверждены приказом по учетной политике (согласно п.8, 13 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).
Аудиторская проверка расчетов по оплате труда предполагает уточнение предварительной оценки состояния учета и внутреннего контроля этих операций, данной в процессе планирования.
При этом выясняется порядок контроля за соблюдением законодательных норм при найме и увольнении персонала; состоянием учета и разделением обязанностей по учету и контролю списочного состава, рабочего времени и выполненной работы; соблюдением положений об оплате труда и др.
Оценив уровень эффективности внутреннего контроля (высокий, средний, низкий), аудитор определяет объем выборки для проверки расчетов по оплате труда.
Таблица 1 - Программа аудита операций по оплате труда
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнитель |
Документы |
1. Определение степени унификации первичных документов по учету работников и рабочего времени |
В течение отчетного года |
Иванова А.А. Ботезату Н.В. |
Приказы о приеме на работу, увольнение и перемещения; табели учета рабочего времени, личные карточки |
2. Проверка правильности учета рабочего времени |
В течение отчетного года |
Ботезату Н.В. |
График-календарь, табели учета использования рабочего времени |
3. Проверка правильности
оформления расчетно-платежных |
В течение отчетного года |
Иванова А.А. Ботезату Н.В. |
Расчетные и платежные ведомости, расходные кассовые ордера |
4. Проверка правильности
учета депонированной |
В течение отчетного года |
Ботезату Н.В. |
Книга учета депонированной заработной платы, расходные кассовые ордера |
5. Проверка правильности
определения расчетного |
В течение отчетного года |
Иванова А.А. Ботезату Н.В. |
|
6. Проверка правильности расчета среднего заработка |
В течение отчетного года |
Иванова А.А. Ботезату Н.В. |
Записка-расчет о предоставлении отпуска, листок о временной нетрудоспособности |
7. Проверка правильности
учета выплат за работу в
выходные дни, сверхурочную |
В течение отчетного года |
Иванова А.А. Ботезату Н.В. |
Табель учета рабочего времени, расчетная ведомость |
I. Проверка расчетов с персоналом по оплате труда.
Проверку достоверности обязательств по расчетам с персоналом по оплате труда начинают с установления тождества учетных и отчетных данных по схеме, представленной на рисунке 2.
При обнаружении несоответствий необходимо установить причину расхождений.
Оформив процедуру сверки рабочими документами и получив доказательства о тождественности показателей отчетности и данных синтетического и аналитического учета, аудитор приступает к проверке правильности начисления заработной платы.
В случае обнаружения несоответствий необходимо в рабочих документах показать суммы отклонений и причины их образования.
Рисунок 2 - Порядок проведения проверки расчетов с персоналом по оплате труда.
Затем изучаются наличие и достоверность первичных документов, правильность заполнения, соответствие требованиям нормативных документов. Проверке подвергаются табели учета рабочего времени, приказы, наряды на сдельную работу, листки учета выработки, путевые листы, расчетные и расчетно-платежные ведомости, расчеты отпускных и других видов доплат и др. Обращается внимание на:
- полноту и правильность заполнения всех обязательных реквизитов;
- наличие подписей
должностных лиц,
- не оговоренные исправления и подчистки;
- необходимо выяснить, нет ли случаев включения в табель учета рабочего времени вымышленных (подставных) лиц, приписок невыполненных работ.
Расчетно-платежные и
платежные ведомости
Такого рода нарушения приводят не только к завышению расходов на оплату труда, но и к присвоению денежных средств.
Процедуры проверки по существу расчетов по оплате труда могут быть проведены сплошным (при небольшом штате работников) или выборочным способом. Размер выборки аудитор определяет исходя из программы проверки и конкретных условий. Однако целесообразно, чтобы в выборку были включены расчеты с работниками всех категорий, групп и подразделений с целью охвата всех видов оплат и удержаний. Аудитору необходимо выбрать личные дела и лицевые счета конкретных работников и проверить соответствие информации о дате найма и переводах, условиях оплаты труда (ставка, оклад) и дополнительных выплатах. При этом проверяются соблюдение штатной дисциплины и установленных должностных окладов или условий контракта, обоснованность оплаты труда по трудовым соглашениям и по совместительству.
Необходимо установить идентичность данных о количестве отработанного времени путем сверки данных табеля учета использования рабочего времени, расчетной ведомости и лицевого счета, при неполном рабочем месяце проверить правильность арифметического подсчета начисленной заработной платы.
При сдельной оплате труда проверяется соответствие выполнения количественных и качественных показателей работы, а также правильность применения норм и расценок.
Следует проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам.
Проверяя правильность и обоснованность начисления премий, аудитор сопоставляет информацию положения о премировании, приказов, расчетных ведомостей и лицевых счетов.
Начисление премий должно быть санкционировано приказом руководителя, решением совета директоров и т.п. При возникновении подозрения в применении заниженных норм выработки (систематически
выплачиваются премии за перевыполнение норм в размерах, значительно превышающих основную заработную плату) можно воспользоваться услугами эксперта-специалиста, который подтвердил бы или опроверг этот факт.
При проверке оплаты за время отпуска обращается внимание на дату начала отпуска по приказу и табелю, правильность определения расчетного периода и соответствие сумм заработной платы по месяцам расчетного периода в расчете отпускных и лицевом счете. Для получения аудиторами доказательств могут быть составлены альтернативные расчеты отпускных по ряду сотрудников.
Правильность начислений доплат в связи с отклонениями от нормальных условий работы (за работу в ночное время, за сверхурочную работу, за работу в праздничные дни, за работу в тяжелых и вредных условиях) устанавливается проверкой соответствия данных расчета и табеля учета использования рабочего времени и установленных законодательством размеров доплат.
При проверке начисления
пособий по временной нетрудоспособности
аудитор руководствуется
Процедура контроля начисления пособий по временной нетрудоспособности включает проверку правильности:
- расчета среднедневного заработка;
- размера пособия (%) в зависимости от стажа работы;
- ограничения максимального размера пособия (до 18.03.2000 - два должностных оклада (две тарифные ставки), а после 18.03.2000 - 85 МРОТ за 1 календарный месяц);