Опыт франчайзинга в деятельности компании Subway

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование отечественного и зарубежного опыта осуществления франчайзинговых операций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить понятие и выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга.
• Изучить экономический механизм формирования взаимоотношений в системе франчайзинга.
• Проанализировать зарубежный и отечественный опыт осуществления франчайзинговых операций.
• Раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и виды франчайзинга
1.1 Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга
1.2 Правовое регулирование франчайзинга

Глава 2. Зарубежный и отечественный опыт использования франчайзинговых операций
2.1 Опыт формирования франчайзингового рынка США
2.2 Использование франчайзинга в экономике стран Евросоюза
2.3 Анализ франчайзинговых операций в России
2.4 Развитие франчайзингового рынка в России
2.5 Современное состояние франчайзинга на российском рынке
2.6 Особенности деятельности иностранных франчайзеров на российском рынке
2.7 Проблемы и перспективы франчайзинга в России

Глава 3. Опыт франчайзинга в деятельности компании Subway
3.1 . История создания и развития сети ресторанов Subway
3.2 Экономика Subway
3.3 . Расчет приблизительных вложений в открытие ресторана Subway
3.4 Рекомендации по минимизации затрат предприятия Subway
Заключение

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие и виды франчайзинга

1.1 Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга

1.2 Правовое регулирование франчайзинга

 

Глава 2. Зарубежный и отечественный опыт использования франчайзинговых операций

2.1 Опыт формирования франчайзингового рынка США

2.2 Использование франчайзинга в экономике стран Евросоюза

2.3 Анализ франчайзинговых операций в России

2.4 Развитие франчайзингового рынка в России

2.5 Современное состояние франчайзинга на российском рынке

2.6 Особенности деятельности иностранных франчайзеров на российском рынке

2.7 Проблемы и перспективы франчайзинга в России

 

Глава 3. Опыт франчайзинга в деятельности компании Subway

3.1 . История создания и развития сети ресторанов Subway

3.2 Экономика Subway

3.3 . Расчет приблизительных вложений в открытие ресторана Subway

3.4 Рекомендации по минимизации затрат предприятия Subway

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике  предполагает развитие различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема становления  малого бизнеса. Учитывая всю сложность  организации собственного дела традиционным путем, идет активный поиск новых  моделей предпринимательской деятельности. За последние годы появилось огромное количество предприятий, работающих под  марками широко известных отечественных  и зарубежных компаний. Поскольку  очевидно, что создание сети филиалов или представительств потребовало  бы гораздо более длительного  периода времени и значительных инвестиций, которые в последние  годы имели явную тенденцию к  сокращению, можно предположить, что  в данном случае имеет место какой-то новый способ организации бизнеса, позволяющий российским предприятиям использовать известные торговые марки. Данным способом является франчайзинг.

Можно утверждать, что франчайзинг, в настоящее время является одним  из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность  малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.

В настоящее время франчайзинг  охватывает свыше 50 отраслей - от Интернета  до банковского дела, представляя  собой в каждом случае способ распределения товаров или услуг, по которому индивид (франчайзи, или агент) получает от другого индивида (франчайзера, или принципала) право использования торговой марки и операционной системы в обмен на право контроля со стороны франчайзора и определенные выплаты (роялти).

Любое малое предприятие  может придумать свой бренд, зарегистрировать его, но, чтобы он засиял на рыночном небосклоне восходящей звездой, нужно  вложить немалые средства в создание и пропаганду торговой марки. Необходима широкая рекламная компания, участие  в выставках, активная работа коммивояжеров. Это многим малым предприятиям сейчас не по карману. Малым предприятиям проще  приобрести права на использование  солидного товарного знака в  рамках франчайзинга. В этом случае крупная компания-франчайзор предоставляет малому предприятию необходимое оборудование и технологию, организует обучение персонала, а оно обязуется использовать торговую марку только этой компании, независимо, от того, где оно находится - в России или в любом другом месте.

Как показывает зарубежная и отечественная практика, главное  преимущество франчайзинга - снижение количества рисков, поэтому в промышленно  развитых странах франшизными типами бизнеса в основном занимаются физические лица и малые предприятия, которые экономически активны и сами непосредственно участвуют в управлении своими точками (даже если их несколько).

Франчайзинг в настоящее  время получает все большее распространение  в России и нуждается в выработке  комплексного знания о нем. Все это  определяет актуальность и значимость выбранной темы.

Целью данной работы является исследование отечественного и зарубежного  опыта осуществления франчайзинговых операций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• Определить понятие и  выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга.

• Изучить экономический механизм формирования взаимоотношений в системе франчайзинга.

• Проанализировать зарубежный и отечественный опыт осуществления  франчайзинговых операций.

• Раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.

Первая глава дипломной  работы посвящена раскрытию понятийной базы исследуемой темы, характеристики видов франчайзинга, механизму формирования взаимодействий между франчайзером и франчази, а также рассмотрению правового регулирования франчайзинга за рубежом и в России.

Вторая глава заключается  в исследовании зарубежного и  отечественного опыта. Характеризуются  фирмы - участники франчайзинговых операций, приводится количество действующих, в этой области, организаций.

В третьей главе я рассмотрела  применение франчайзинга на примере  американской компании Subway.

Информационной базой  дипломной работы послужили: «нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия, по теме исследования, материалы периодической  печати, ресурсы сети Интернет.

 

 

 

 

1 МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ  СИСТЕМЫ ФРАНЧАЙЗИНГА

1.1 Понятие и виды франчайзинга

Франчайзинг - явление объективное, которое сложилось исторически  и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных  потребностей экономического развития.

В мировой практике франчайзинг  известен давно. Некоторые специалисты ведут его летоисчисление со Средних веков. Однако в наше время, несмотря на французское имя «франчайзинг» представляет собой чисто американский феномен. Первый широко известный опыт связан с популярным производителем швейных машин, компанией «Зингер», которая организовала по этой схеме сбыт, а главное - послепродажное техническое обслуживание своих изделий. В начале ХХ в. франчайзинг стал широко применяться американскими производителями автомобилей, поставщиками нефтепродуктов, а также в розливе и сбыте безалкогольных напитков.

В настоящее время в  России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими  товарными знаками таких фирм как «Кока-Кола», «Адидас», «Ксерокс», «Savage», «Макдональдс» и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются по всему миру и внутри страны, является франчайзинг. Лишь 10% россиян смогут уверенно объяснить суть франчайзинга. Те, кто знаком с этим явлением, несомненно, удивятся, узнав, что в США каждое второе предприятие малого бизнеса в начале следующего столетия будет работать по договору франчайзинга. Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье

За последние несколько  лет все больше предприятий, функционирующих  на российском рынке, заявляют о желании  использовать франчайзинг для развития своего бизнеса. В ближайшие годы франчайзинг может стать одним  из наиболее эффективных методов  выхода предприятия на региональный рынок России. Франчайзинг доказал  свою эффективность и интенсивно развивается благодаря высокой  степени выживаемости франшизных предприятий.

По своей сущности франчайзинг  представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей  ярко выраженный имидж и высокую  репутацию на рынке товаров и  услуг) другой стороне (фирме или  индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых  работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный  стиль), технологии ведения бизнеса  и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. Приобретающая права сторона производит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые услуги, целью которых является поддержка франчайзи.

Правообладатель имеет право  передавать свои права неограниченному  числу лиц с правом или без  права дальнейшей передачи, что должно быть отражено в договоре. Использование  передаваемых франчайзером прав не лишает франчайзи юридической самостоятельности, однако в целях сохранения своей репутации франчайзер наделяется контрольными функциями в части использования пользователем переданных прав и исполнения стандартов ведения деятельности. Корпоративные стандарты должны быть разработаны франчайзером и являются предметом франшизы, то есть всего пакета предложений, являющихся предметом договора.

Франчайзинг предполагает собой  длительные и стабильные отношения  партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы  и дает возможность установления длительных перспективных целей. На стадии разработки, безусловно, возникают  определенные трудности, так как  вся система договорных отношений  должна быть приведена к единому  смыслу и выработана единая корпоративная  психология ведения бизнеса. И это, естественно, требует изменения  стереотипов мышления у всех без  исключения сотрудников фирмы франчайзера, только после этого можно серьезно говорить о франчайзинге.

В основе построения системы  франчайзинга лежит соглашение (договор), в соответствии с которым одно лицо (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) в обмен на вознаграждение право использовать принадлежащие франчайзеру права на интеллектуальную собственность (товарные знаки, технологии и т.д.). И франчайзерами, и франчайзи являются зарегистрированные в соответствии с правом той или иной страны субъекты рынка.

Франчайзинг - организация  бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта или услуги от имени этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услугу по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер.

Во франчайзинговом процессе принимают участие, по меньшей мере, две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).

Первая сторона - франчайзер (правообладатель) - является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права. Он предлагает продать партнеру (франчайзи) право на использование своей торговой марки, обучение, использование своих технологий, а также распространение своих товаров.

Вторая сторона - франчайзи - юридическое лицо, стремящееся создать собственное предприятие на основе рентабельной формулы бизнеса. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке и по своему стилю идентифицируется с франчайзером. За пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи.

Франчайзинговая компания (франчайзи) осуществляет свою деятельность на договорных отношениях с компанией-изготовителем товаров или услуг (франчайзером). В обмен на преимущества надежно и успешно работающей компании, имеющей известную торговую марку и свою методику ведения бизнеса, франчайзи отдает франчайзеру часть своей прибыли и работает под его маркой. Необходимо подчеркнуть, что оба партнера - и франчайзер, и франчайзи юридически независимы.

Предприниматель может начать использовать франчайзинг в качестве метода развития бизнеса на своем  предприятии, если:

• предприятие обладает особенным имиджем, позволяющим  потребителю безошибочно отличить его от других аналогов;

• на предприятии разработана  система ведения коммерческой деятельности, в том числе применяются специфические  логистические и маркетинговые  методы, доказавшие свою эффективность  на практике;

• на протяжении длительного  периода времени на предлагаемый продукт либо услугу можно прогнозировать относительно массовый потребительский  спрос;

• прибыль, получаемая от взаимодействия будущего франчайзера и франчайзи, должна быть выше той прибыли, которую они могли бы получить, работая автономно, и должна быть достаточной, чтобы вернуть первоначальные и текущие затраты капитала как франчайзера, так и франчайзи и обеспечить приемлемые заработки франчайзи;

• будущий франчайзер готов раскрыть все секреты своей бизнес-технологии потенциальному франчайзи и в будущем вести бизнес на основе всестороннего сотрудничества.

Обязательные признаки классического франчайзинга:

• передача лицензии на марку;

• обучение франчайзи ведению бизнеса и организация системы платежей;

• обеспечение независимости  франчайзи от франчайзера.

Если хотя бы один из этих признаков отсутствует, то это уже  не франчайзинг, а лицензионный договор  на право использования бренда или  отношения с элементами франчайзинга.

Таблица 1.1 - Основные функции  сторон франчайзинговой сделки

 

Франчайзер (Франчайзор) Франчайзи (Франчайзиат) 

Функции • оказывает помощь партнерам при выборе зоны деятельности;

• предоставляет рекомендации и разработки по размещению торговой сети, ведению рекламной работы;

• помогает в подготовке высококвалифицированных кадров;

• проводит консультирование по планированию, управлению, ведению  торговых операций;

• иногда предоставляет  финансовую помощь;

• занимается поиском выгодных поставщиков, исследованиями рынка, общими рекламными кампаниями;

• контролирует качество товаров  и услуг в сети, чтобы потребители  возвращались снова и снова.

• обязан выполнять условия продажи и предоставления услуг, диктуемых франчайзером;

Информация о работе Опыт франчайзинга в деятельности компании Subway