Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:12, курсовая работа
Целью данной работы является исследование отечественного и зарубежного опыта осуществления франчайзинговых операций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить понятие и выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга.
• Изучить экономический механизм формирования взаимоотношений в системе франчайзинга.
• Проанализировать зарубежный и отечественный опыт осуществления франчайзинговых операций.
• Раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.
Введение
Глава 1. Понятие и виды франчайзинга
1.1 Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга
1.2 Правовое регулирование франчайзинга
Глава 2. Зарубежный и отечественный опыт использования франчайзинговых операций
2.1 Опыт формирования франчайзингового рынка США
2.2 Использование франчайзинга в экономике стран Евросоюза
2.3 Анализ франчайзинговых операций в России
2.4 Развитие франчайзингового рынка в России
2.5 Современное состояние франчайзинга на российском рынке
2.6 Особенности деятельности иностранных франчайзеров на российском рынке
2.7 Проблемы и перспективы франчайзинга в России
Глава 3. Опыт франчайзинга в деятельности компании Subway
3.1 . История создания и развития сети ресторанов Subway
3.2 Экономика Subway
3.3 . Расчет приблизительных вложений в открытие ресторана Subway
3.4 Рекомендации по минимизации затрат предприятия Subway
Заключение
• унифицирует и стандартизирует деятельность подразделений, входящих в компанию, маркетинговых усилий по продаже то-варов и предоставлению услуг;
• контролирует свой бизнес;
• работает с клиентами.
Предоставление прав при одноразовой оплате • расширение производства и сбыта товаров и услуг и получение дополнительного дохода;
• расширение опыта ведения бизнеса на основе обратных информационных связей;
• получение дополнительного дохода от уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, прав на использование объектов интеллектуальной собственности;
• экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости создания дочерних предприятий, дополнительных расходов на создание материально-технической базы (производственные, торговые и офисные помещения, оборудование и т.д.), так как франчайзи могут иметь ее в собственности. • пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера;
• открыть собственное франчайзинговое предприятие;
• получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия;
• постоянная техническая, и консультативная поддержка со стороны франчайзера;
• значительная экономия ресурсов и времени на рекламе, обучении, проведении маркетинговых исследований, поиске и доставке товаров, разработке и регистрации собственного товарного знака, отработке технологии ведения бизнеса, ведении переговоров и поиске партнеров;
• снижение риска банкротства.
В зависимости от направления можно выделить следующие виды франчайзинга:
1. Товарный франчайзинг - франчайзер продает товары не оптовым и розничным торговым компаниям, а в основном франчайзи, которые не продают аналогичную продукцию конкурентов. При таком способе ведения бизнеса франчайзи покупает у головной компании право на продажу товаров или услуг с ее торговой маркой.
При товарном франчайзинге товар попадает к потребителю в том виде, в каком он был изготовлен франчайзером, а торговая марка, имеющая широкую известность, становится гарантией качества. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание. Франчайзером при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера.
Франчайзинг товара не нашел широкого применения в торговле. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, так как они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителем через систему сбыта. Поскольку в большинстве случаев для торговых предприятий важное значение имеет ассортиментная политика, торговля избранным товаром не является эффективной.
2. Производственный франчайзинг - компания, поставляющая франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции с обязательным условием контроля качества со стороны франчайзи.
Производственный франчайзинг используется изготовителем для расширения производства своих товаров и их продвижения на новые рынки (возможен выпуск продукции под известной торговой маркой или осуществление заключительной технологической обработки продукции). Товар, производимый во всех регионах, не должен отличаться друг от друга.
3. Сервисный франчайзинг используется организациями сферы обслуживания для выхода на новые рынки и построения единой разветвленной сети. Представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Активно развивается в косметологии, парикмахерских, бытовых услугах, туристическом бизнесе, в области недвижимости и образовательной деятельности. Франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи.
4. Деловой франчайзинг (франчайзинг в бизнесе) - является наиболее популярным способом франчайзинга. Это вид франчайзинга, в соответствии с которым франчайзер представляет франчайзи не только весь комплекс исключительных прав, то есть делится с ним собственными методами, способами, искусством ведения коммерческой деятельности, но и осуществляет подготовку всесторонней программы деятельности для франчайзи - помогает ему в планировании текущих операций, в оборудовании помещений, в создании транспортной и складской инфраструктуры, в оформлении его юридического статуса. При этом франчайзер выдает лицензию на право пользования товарным знаком или знаком обслуживания, способом ведения торговли товарами или услугами и соответствующем обеспечением; в основном применяется для открытия магазинов и киосков для продажи набора продуктов и оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера.
Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть просто владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы.
Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирмы (франчайзер), так и предприятий, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса.
Образ построения деловых отношений между франчайзером и франчайзи:
1. Региональный франчайзинг - трехуровневая система, в которой главный в регионе франчайзи, промежуточное звено, выступает в роли официального, с широкими полномочиями представителя головной компании
Реализация системы
2. Суб-франчайзинг - трехуровневая система франчайзинговых отношений, подобная региональной схеме. Основное отличие - иная организация потока платежей: он становится последовательным, а непосредственная связь франчайзи с головной компанией утрачивается практически полностью. Фактически суб-франчайзи становится франчайзером на своей территории, и франчайзи зависит уже от его долгосрочной поддержки.
Таблица 1.2 - Преимущества и недостатки франчайзинга
Преимущества франчайзинга
Для франчайзера • увеличить число торговых предприятий при минимальных капиталовложениях, так как франчайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в этот бизнес;
• увеличить доходы (прибыль) за счет усилий франчайзиата. Поскольку франчайзиат является собственником предприятия, он будет прилагать максимум усилий по увеличению доходности бизнеса;
• снизить уровень издержек производства и обращения на единицу товарооборота, так как франчайзиат как предприниматель сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия (зарплата работников, аренда.);
• расширить сеть распределения своего товара или услуг за счет привязки франчайзиата к франчайзеру, так как франчайзиат обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или через него. • сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как франчай-зиат не является наемным работником франчайзера и франчайзер непосредственно им не руководит;
• возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзиата;
• опасность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчетности от франчайзиата;
• возможность возникновения
противоположных целей с
Для франчайзиата • стать самостоятельным предпринимателем;
• вести свой бизнес под признанным торговым знаком;
• использования уже ранее испытанных форм предпринимательства;
• совместной рекламы;
• обучения и помощи со стороны франчайзера;
• приобретения многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам;
• финансировать часть капиталовложений и извлекать из этого прибыль. • контроль со стороны франчайзера, что может оставить мало возможностей франчайзиату для самовыражения в своем бизнесе;
• опасность потерять свою репутацию из-за плохой работы;
• опасность изменения политики франчайзера в худшую для франчайзиата сторону, например при смене франчайзеров;
• большие затраты на услуги франчайзера (на покупку оборудования, которое франчайзиат обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может быть намного дешевле).
По мировой статистике доля банкротств, в случае работы по системе франчайзинга в разы меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку существующая сеть защищает новичка, помогает ему стартовать, предоставляя ему свои рекомендации и устанавливая стандарты.
Франчайзинг базируется на
постоянном сотрудничестве и высокой
степени доверия сторон, единообразии
участников системы, высокой степени
предпринимательской
Моделируя систему франчайзинга
необходимо исходить из интересов сторон,
которыми они естественно будут
руководствоваться в своей
1.2 Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга
Экономические отношения
в интегрированном процессе бизнеса
играют важнейшую роль, определяя
состояние объектов, при котором
исключаются экономические
Перед любым предпринимателем, выбравшим франчайзинговый вариант организации бизнеса, стоят следующие задачи:
1. Определить направление бизнеса.
2. Провести в своем
регионе исследование рынка:
3. Выбрать франчайзера.
4. С помощью уже работающих франчайзи выяснить стоимость франшизы, уровень доходности, количество выбывших партнеров и причины их ухода.
5. Встретиться с франчайзером после сбора всей возможной информации о нем.
6. Для избежания дополнительных расходов следует обязательно привлечь к составлению договора юриста. При этом обратить внимание:
• на права, которые оставляет за собой франчайзер;
• на виды сервиса (платного и бесплатного), который франчайзер оказывает участникам сети;
• на обязанность франчайзера консультировать франчайзи по ходу становления бизнеса.
Во время до контрактных
встреч закладываются будущие
Также важно, что франчайзер не устанавливает никаких особых отношений ни с кем из франчайзи. Такие отношения могут создать следующие трудности:
1. Франчайзи, с которым установлены особые отношения, будет рассчитывать на привилегии.
2. Другие франчайзи, узнав о таких отношениях, отнесутся с недовольством как к привилегированным франчайзи, так и к франчайзеру, который допустил такие отношения.
Франчайзер должен обеспечить понимание франчайзи методов маркетинга, используемых в практике системы франчайзинга. Важно, чтобы франчайзи понимал характер и масштаб отношений между франчайзером и франчайзи.
Франчайзи должен знать:
• франчайзер обеспечивает его постоянными услугами и, как эти услуги будут предоставляться;
• что ожидается от него в отношении стандартов, операционных процедур и предстоящих расходов.
Качество обучения франчайзи - ключевой фактор в обеспечении фундамента для будущего. Франчайзи, который будет иметь правильное представление о характере бизнеса и правовых обязательствах, легче справится с пониманием тех статей договора, соблюдение которых является существенным с точки зрения обеспечения стандартов, целостности имени, престижа и операционной системы франчайзера. Франчайзер должен обладать искусством в общении: все, что он обещает и требует, должно быть не только записано в контракте, но и подтверждаться ежедневной практикой.
Информация о работе Опыт франчайзинга в деятельности компании Subway