Опыт франчайзинга в деятельности компании Subway

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование отечественного и зарубежного опыта осуществления франчайзинговых операций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить понятие и выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга.
• Изучить экономический механизм формирования взаимоотношений в системе франчайзинга.
• Проанализировать зарубежный и отечественный опыт осуществления франчайзинговых операций.
• Раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и виды франчайзинга
1.1 Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга
1.2 Правовое регулирование франчайзинга

Глава 2. Зарубежный и отечественный опыт использования франчайзинговых операций
2.1 Опыт формирования франчайзингового рынка США
2.2 Использование франчайзинга в экономике стран Евросоюза
2.3 Анализ франчайзинговых операций в России
2.4 Развитие франчайзингового рынка в России
2.5 Современное состояние франчайзинга на российском рынке
2.6 Особенности деятельности иностранных франчайзеров на российском рынке
2.7 Проблемы и перспективы франчайзинга в России

Глава 3. Опыт франчайзинга в деятельности компании Subway
3.1 . История создания и развития сети ресторанов Subway
3.2 Экономика Subway
3.3 . Расчет приблизительных вложений в открытие ресторана Subway
3.4 Рекомендации по минимизации затрат предприятия Subway
Заключение

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

Более того, обе стороны  должны понимать, что они закладывают  фундамент гармоничного, позитивного  партнерства (не в правовом смысле) ради обоюдной выгоды. Хорошие отношения  франчайзер - франчайзи не возникают из ничего, над ними надо работать.

После покупки франшизы, первоначального взноса специалисты  головной компании обучают персонал и руководство франчайзиата, дают пошаговый план действий, необходимый для запуска бизнеса. Выезжает на место открытия точки, оказывает всестороннюю помощь в запуске бизнеса (проектирование, строительство, дизайн, кредитование, автоматизация и т. д.), а также в обязанности правообладателя входит предоставление пользователю технической, коммерческой и иной документации, необходимой для осуществления переданных по договору прав. Это может быть информация, связанная с совершенно различными аспектами деятельности организации, -от методик управления и ведения учета до рецептов приготовления фирменных блюд.

Кроме того, правообладатель  должен в течение всего срока  действия договора франчайзинга консультировать  пользователя и оказывать ему  техническое содействие, помогать в  обучении работников и контролировать качество продукции или услуг .

С самого начала бизнес франчайзи находится под строгим контролем франчайзера, который внимательно следит за соблюдением всех стандартов, принятых в его компании. Но в качестве платы за все эти преимущества головная организация регулярно взимает со своего партнера роялти. Как правило, российские компании дают своим партнерам больше свободы действий, но, правда, и гарантий, что бизнес будет успешным, они получают меньше.

 

 

Франчайзи осуществляет в пользу франчайзера следующие виды платежей:

• первоначальный (паушальный) платеж  дает возможность на право  работать с франшизой, помощь в организации  бизнеса, лицензию на использование  торговой марки, операционной системы  и рецептов и технологий бизнеса -- по сути, покупка франшизы;

• роялти - ежемесячные выплаты (от продаж или от прибыли);

• взносы в рекламный  и маркетинговый бюджет франчайзера.

Взамен платежей франчайзер берет на себя обязательство поддерживать корпоративную связь между компаниями-франчайзи, проводить необходимое обучение, поставлять редкие ключевые ресурсы для бизнеса франчайзи, проводить рекламные акции, исследования рынка.

Суммы и ставки определяются в каждом бизнесе индивидуально. С точки зрения франчайзи обычно первоначальный платеж составляет около 10% от общего объема инвестиций, остальные вложения идут на строительство, аренду, оборудование и т. д.

Роялти обычно составляют 4-10 %. Взнос в рекламный и маркетинговый  бюджет обычно определяет на уровне 1-4 % от объема продаж. Суммы и ставки часто могут быть предметом торга.

Функция планирования является ведущей в механизме взаимоотношений  партнеров во франчайзинге, так как  она определяет цели функционирования системы франчайзинга, пути и ресурсы, обеспечивая экономическую устойчивость взаимоотношений в этой системе.

В связи с этим бизнес-план рассматривается как инструмент механизма взаимоотношений франчайзера и франчайзи.

За право пользования  исключительными правами франчайзи уплачивает франчайзеру вознаграждение. Это вознаграждение может быть как разовым, так и периодическим, а его размер может определяться как в фиксированной сумме, так и в процентах от выручки.

На практике чаще всего  при заключении договора франчайзи уплачивает фиксированную сумму вознаграждения - так называемый паушальный платеж. А затем в течение всего срока договора уплачивает роялти - периодические платежи. Периодичность этих платежей устанавливается договором, но, как правило, они производятся ежемесячно.

Ответственность за хорошие  отношения франчайзер - франчайзи лежит на них обоих, но, несомненно, именно франчайзер должен взять инициативу в их становлении. Франчайзер должен стремиться создать климат, когда франчайзи чувствует, что его бизнес поддерживается, и используются его предпринимательские навыки. Необходимо создать обстановку, при которой он чувствует себя уверенно. Многие нововведения в системе франчайзинга происходили благодаря вкладу франчайзи.

Хорошие отношения франчайзер -  франчайзи не складываются стихийно, они возникают в результате сознательных усилий с обеих сторон по расширению основ отношений. Франчайзеру легко использовать свои преимущества перед франчайзи. Многие франчайзи решают заняться этим бизнесом, потому что они глубоко верят в этот бизнес и в перспективы его успеха. Первое чувство разочарования может быть связано с тем, что у франчайзи сложилось мнение по поводу того, что франчайзер не выполняет свои обязательства. И оно усиливается огромным желанием воздействовать на франчайзера тем или иным образом для исправления его позиции. Кроме того что франчайзер никоим образом не должен позволять франчайзи сомневаться в его деловых возможностях, впечатление, что франчайзер не справляется со своими обязанностями, является свидетельством того, что франчайзер не уделяет достаточно внимания общению с франчайзи. Пытаясь поддерживать отношения на нужном уровне, франчайзер должен понимать, что восприятие франчайзи роли и деятельности франчайзера очень важно. Для этого должны полностью использоваться каналы общения, чтобы восприятие франчайзи возможностей франчайзера было правильным.

Вклад франчайзи в создание хороших отношений - это, по сути, выполнение своей работы должным образом и с полной отдачей. Он должен соблюдать стандарты деятельности; работать неустанно ради успеха бизнеса; выполнять финансовые и отчетные обязательства: ничто ни принесет больший ущерб, чем невыполнение обязанности предоставлять франчайзеру необходимую информацию и невыплата вовремя причитающихся денег; франчайзи должен участвовать во всех мероприятиях, организуемых головной фирмой.

Со своей стороны франчайзер должен сосредоточиться на поддержании и улучшении качества услуг и выполнить все взятые обязательства. Также важна поддержка исследований и разработок, обработка и оценка новых идей, что будет демонстрировать заботу франчайзера о конкурентоспособности бизнеса и, будет служить стимулом развития отношений.

Франчайзер должен не только обеспечить франчайзи в обмен на вознаграждение постоянными услугами, но и сделать так, чтобы франчайзи понимал, что в обмен на деньги он приобретает ценность. Это требует применения эффективных средств общения. Франчайзер должен побеспокоиться, чтобы его письменные сообщения были не только получены, но и прочитаны, восприняты и служили основанием для действий. В этом смысле очень важна роль оперативного штата. Он должен быть специально обучен, чтобы уметь обнаруживать ранние предупредительные сигналы. По любому из таких сигналов надо принимать меры.

Франчайзер должен иметь разработанную систему, как преодолевать стрессы и напряженность, которые всегда возникают независимо от того насколько хорошо работает система.

Именно франчайзер должен обеспечить понимание всем персоналом важности отношений франчайзер - франчайзи, которые должны поддерживаться на самом высоком уровне. Франчайзер должен назначить одного из руководителей головной фирмы, специально отвечающего за обеспечение поддержки и доведение до сведения председателя или генерального директора, насколько эффективно претворяется политика по развитию взаимоотношений.

 

 

1.3 Правовое регулирование  франчайзинга

По правовому регулированию  отношений франчайзинга можно выделить 2 группы стран:

1. законодательно регламентируются  административно-правовые отношения;

2. детальная регламентация  договора франчайзинга.

Специальное законодательство по франчайзингу существует в США, Франции, Италии, Испании, Канаде, Бразилии, Румынии, Индонезии, Малайзии, Китае, Японии, Корее  и в некоторых других странах. При этом законодательство каждой из них отличается своей спецификой. В некоторых государствах франчайзинг имеет самостоятельное правовое регулирование, при этом не исключается использование норм других законов и инструкций.

В мире существуют страны (Франция, Германия, Россия), где законодательная  основа содержится в других законах  подобно Гражданскому Кодексу, законам, связанным с предпринимательской деятельностью, различным нормативным актам, принятым Правительством или специализированными неправительственными организациями, и т.д.

Соединенные Штаты Америки  отличаются наиболее высоким уровнем  развития специального франчайзингового законодательства, что связано с богатым опытом франчайзинга в этой стране. В США было впервые дано законодательное определение франчайзингу.

Несмотря на стремительное  развитие франчайзинга, в российском законодательстве понятия договора франчайзинга не существует. Отсутствуют  и нормативные акты, описывающие  франчайзинговые отношения.

Обязательства правообладателя (франчайзера) и пользователя (франчайзи) прописаны в Гражданском кодексе Российской Федерации.

При разработке соглашения франчайзинга необходимо также руководствоваться  Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров». Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в связи  с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения  товаров.

В гражданском законодательстве договору франчайзинга соответствует  договор коммерческой концессии. Участниками  договора франчайзинга могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Нормативными актами, определяющими  в настоящее время порядок  разрешения хозяйственных споров, в  которых могут оказаться в  качестве сторон франчайзер и франчайзи, являются Закон РСФСР об арбитражном суде и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также утвержденное постановлением Верховного Совета РФ.

Из всего блока законов, определяющих условия хозяйственной  деятельности, остановимся на основополагающих законах. К ним следует отнести  в первую очередь Закон РФ «о защите конкуренции», обеспечивающий состязательность хозяйствующих субъектов на рынке  и добросовестный характер их конкуренции.

Законы такого характера  действуют в каждой стране с развитой рыночной экономикой. Для России он тем более важен, что степень  монополизации ее экономики до сих пор еще остается очень высокой, а добросовестность конкуренции воспринимается как абстрактное понятие, не связанное с реальной деятельностью на рынке.

Во-первых, он устанавливает  количественные ограничения по охвату рынка товаров и услуг, которые  должны учитываться при формировании сети франчайзи.

Во-вторых, закон содержит важные положения о порядке заключения хозяйствующих договоров, в том  числе франчайзинговых соглашений.

В-третьих, закон содержит важные для отношений между франчайзером и франчайзи положения о недобросовестной конкуренции, к которой относятся: введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Предмет договора франчайзинга - это возмездное предоставление в  пользование комплекса исключительных прав, к которым относятся фирменное  наименование, товарный знак, знак обслуживания, охраняемая коммерческая информация и  т.д. То есть в пользование передается комплекс исключительных прав, позволяющих  идентифицировать товары или услуги как созданные определенным производителем. Исходя из этого стороны, договора называются правообладателем (франчайзер) и пользователем (франчайзи). Правообладатель исключительные права предоставляет, пользователь эти права использует. А для обозначения самого права пользования используется понятие франшизы.

Исключительное право  на объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки, фирменные обозначения, ноу-хау и другие охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) позволяет правообладателю  использовать эти объекты любым  не противоречащим закону способом, одновременно запрещая их использование третьим  лицам.

Неисключительные права  позволяют их обладателю совершать  в отношении объектов интеллектуальной собственности только те не запрещенные  законом действия, которые разрешены ему обладателем исключительных прав.

Договором франчайзинга может  быть предусмотрено право франчайзи, то есть право пользователя разрешать другим лицам использовать полученные им исключительные права. В этом случае между франчайзи и третьим лицом заключается договор субконцессии, условия которой должны быть согласованы с правообладателем.

При субконцессии дальнейшая передача исключительных прав не происходит, поскольку правом такой передачи обладает только правообладатель.

Таким образом, франчайзи передает третьему лицу, так называемому вторичному пользователю, уже неисключительные права на наименование или товарный знак.

С 1 января 2008 г. вступила в  действие IV часть ГК РФ. Одновременно вступили в действия изменения в 54 главу ГК РФ.

До принятия IV части ГК большая часть обсуждений 54 главы  ГК РФ было посвящено вопросам внесения новых терминов в ГК, правомерности  передачи фирменного наименования и  коммерческого обозначения, двойной  регистрации договора, неоправданно долгих сроков регистрации в федеральном  органе исполнительной власти, ответственности  правообладателя по требованиям, предъявляемым  к пользователю, обязанности правообладателя  контролировать качество.

С введением в действие IV части ГК фирменное наименование может принадлежать только одному лицу и соответственно распоряжение исключительным правом (в том числе путем его  отчуждения или предоставления другому  лицу права использования фирменного наименования) не допускается. IV частью ГК установлены исключительные права  на коммерческое обозначение и право  правообладателя предоставить другому  лицу право использования своего коммерческого обозначения в  порядке и на условиях, которые  предусмотрены договором коммерческой концессии. Двойная регистрация  отменена, и договор подлежит регистрации  только в компетентном федеральном  органе исполнительной власти.

Информация о работе Опыт франчайзинга в деятельности компании Subway