Организационная культура и ее совершенствование в Жилищно-коммунальном хозяйстве г. Армянска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что организационная культура является основой жизненного потенциала организации. Ведь, особенности отношений между людьми, устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации, образцы положительного и отрицательного поведения и многое другое, что относится к ценностям и нормам, имеют важное значение для эффективного управления. Если можно говорить, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Смысл организационной культуры 6
1.2. Модели и типы организационной культуры 9
1.3. Формирование и критерии анализа организационной культуры 16
Выводы по первому разделу 23
РАЗДЕЛ 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Г. АРМЯНСКА 24
2.1. Причины изменения организационной культуры 24
2.2. Пути совершенствования организационной культуры Жилищно-коммунального хозяйства г. Армянска 27
Выводы по второму разделу 31
ВЫВОДЫ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 93.63 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение табл. 2.1

Вступление организации в стадию упадка

На этой стадии обычно необходимы сокращение персонала, снижение затрат и принятие других подобных мер, которые драматизируют  настроения работников и свидетельствуют  о том, что организация переживает кризис.

Возраст организации.

Независимо от стадии жизненного цикла  организации, чем меньше ее возраст, тем менее устоявшимися будут  ее ценности. Изменение культуры более  вероятно в молодой организации.

Размер организации

Изменить культуру легче в малой  организации, так как в ней  общение руководителей с работниками  более тесное, что увеличивает  возможности распространения новых  ценностей.

Уровень культуры

Чем шире распространена культура в  организации и выше сплоченность коллектива, разделяющего общие ценности, тем сложнее изменить культуру. Слабая культура более подвержена изменениям, чем сильная.

Наличие субкультур

Чем больше существует субкультур, тем  сильнее сопротивление изменению  доминирующей культуры


 

Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой  в организации. Она предполагает:

  • анализ культуры, который включает аудит культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении;
  • разработку специальных предложений и мер.

Даже там, где условия для  изменений благоприятны, руководителям  не следует ожидать быстрой адаптации  в организации новых культурных ценностей. Процесс изменения культуры в организации может занять длительное время [26, с. 24].

Итак, возможность изменения организационной культуры обычно предопределяют следующие факторы: организационный кризис (ухудшение положения организации, ее финансовое поглощение какой-либо другой организацией, потеря важных клиентов) «развенчивает» существующую практику, открывая возможности для принятия новых ценностей; смена руководства приносит эффект, если у нового лидера есть четкое видение перспектив развития организации, если он пользуется авторитетом у сотрудников компании; смена стадии жизненного цикла - в этот период компании значительно легче внести коррективы в культуру организации.

 

 

2.2. Пути совершенствования организационной культуры Жилищно-коммунального хозяйства г. Армянска

 

Предлагаемая методика состоит  из шести шагов приема, соблюдение которых поможет спланировать и  реализовать действия по совершенствованию  организационной культуры. Назначение упомянутых шести шагов состоит в том, чтобы ускорить вовлечение людей в дело изменения культуры, минимизировать их сопротивление, разъяснить всем заинтересованным лицам, какими именно будут акценты новой культуры, выявить, что же останется в организации неизменным, и сконструировать систему целенаправленных действий, осуществление которых с самого начала затронет движущие силы культурных изменений [30, с. 69].

Шаг 1. Диагноз нынешнего состояния и достижение консенсуса. Во-первых, необходимо наметить ведущих специалистов в области перспективных представлений об организационной культуре в целом. Им предстоит индивидуально сделать оценку организационной культуры. Во-вторых, следует собрать этих людей для общей выработки согласованного взгляда на нынешнюю культуру Жилищно-коммунального хозяйства г. Армянска. Важно получить мнение тех лиц, которые могут представить себе организацию иной, чем другие.

Если число людей, привлеченных к выполнению оценки, велико, лучше  разделить их на подгруппы и добиться, чтобы каждая подгруппа построила  общую диаграмму культуры. Особенно важно обсудить причины, которые  приводят то или иное лицо к его  рейтинговой оценке культуры Жилищно-коммунального хозяйства г. Армянска.

После того как каждая подгруппа  достигнет консенсуса в определении  профиля нынешней организационной  культуры, их представителей следует  собрать и построить общий  согласованный профиль [34, с. 64].

Шаг 2. Диагноз и достижение консенсуса в понимании будущей культуры Жилищно-коммунального хозяйства г. Армянска. Второй шаг состоит из повторения процедуры первого шага, но сосредотачивая внимание на предпочтительной или желательной культуре. Обсуждение нынешней культуры должно проводиться отдельно от обсуждения предпочтительной культуры таким образом, чтобы оба обсуждения не повлияли одно на другое. Дискуссии лучше всего проводить по вопросам, представляющим наибольшую ценность с точки зрения процесса в целом.

Шаг 3. Осмысление результатов. На третьем этапе совершенствования организационной культуры вычерчиваются профили нынешней и предпочтительной культуры и четко выявляются различия. Отсутствие существенных различий не означает, что нет необходимости в серьезных изменениях. Небольшие сдвиги могут быть не менее важными, чем существенные преобразовательные процедуры. Более того, малые изменения в конкретном типе культуры могут оказаться так же трудно осуществимыми, как и большие. Величина несоответствия между типами нынешней и предпочтительной культуры, определяемого графически, дает четкое представление, на каких вопросах следует сосредоточить внимание.

Наиболее важная составляющая этого  шага состоит в поиске специалистов, способных обеспечить успешность в  преобразованиях культуры [38, с. 47].

Шаг 4. Истории - иллюстрации. Самым наглядным способом освещают и показывают организационную культуру разного рода истории. То есть ключевые ценности, желательная ориентация и принципы поведения, характеризующие новую организационную культуру Жилищно-коммунального хозяйства г. Армянска, обычно более четко доводятся до сведения слушателей посредством рассказов о поведении сотрудников, обладающих этими качествами. Уроки приемлемого поведения в новой культуре, которые служащие извлекают из неоднократно услышанных историй, быстро и однозначно запечатлевают в их сознании желаемые ценности, атрибуты поведения, моральные принципы.

Таким образом, на этом шаге члены  команды должны выбрать два-три случая или события, наглядно формирующих те ценности, которые они хотели бы перенести в будущую организационную культуру.

Шаг 5. Стратегические действия. Пятый шаг ориентирован на выбор особых действий, необходимых для ускорения перемен. По мере достижения консенсуса команде Жилищно-коммунального хозяйства г. Армянска нужно установить, что необходимо привести в движение, что притормозить, чему позволить продолжаться, чтобы начался процесс изменения культуры. Другими словами, на этом шаге требуется четко определить действия и поведение, которые будут взяты на вооружение как составная часть совершенствования культуры [39, с. 76].

Шаг 6. План реализации. Заключительный шаг состоит в разработке плана реализации, дополненного таблицами сроков с указанием точек отчетности. Он-то и станет началом процесса совершенствования организационной культуры Жилищно-коммунального хозяйства г. Армянска. Необходимо определить несколько ключевых путей, по которым сразу же можно начать делать шаги; дать целевую установку по основным темам, возникающим в результате выполнения всего того, о чем говорилось при описании шагов 4 и 5. Действий, на которые должна быть направлена энергия и которые получат основную долю внимания, может быть не более пяти. Крайне важно четко определить принципы поведения и аспекты компетентности, которые необходимо развить в себе или усовершенствовать каждому члену организации для отражения новой культуры.

Трансформации культуры не произойдет, если в процесс не вовлечь абсолютно  всех членов организации, не создать  предрасположенность их к изменениям и активную поддержку [21, с. 57].

Предлагаются некоторые конкретные мероприятия по изменению организационной  культуры Жилищно-коммунального хозяйства г. Армянска:

  • организация конкурсов профессионального мастерства среди работников компании, установление особого ритуала поощрения лучших по профессии, возможно определение «человека года» компании. Главное здесь - система публичного поощрения;
  • установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в компании определенное число лет;
  • расширение ассортимента услуг, оказываемых службами организации (информационной, технической и др.) своим сотрудникам;
  • расширение выпуска рекламных материалов и сувенирных изделий для сотрудников компании (часы, галстуки, записные книжки и пр.);
  • установление Дня рождения компании;
  • поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов;
  • создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников предприятия (порядок, сроки, соответствующие распоряжения) [17, с. 89].

Понятно, что это условное перечисление, поскольку возможны и другие мероприятия. Главное, чтобы все они были направлены на формирование уважения к компании, с которой связана жизнь каждого  сотрудника, искреннего желания работать в ней долго и плодотворно.

Итак, чтобы добиться от людей эффективного организационного поведения, необходимо, чтобы у них были соответствующие  знания и установки. Знания изменяются за счет информирования, а установки  изменяются под воздействием организационной  культуры.

 

 

 

 

Выводы по второму разделу

 

Организационная  культура  любого  предприятия – это  сложная  система,  способная  оказать серьезное  влияние  на  эффективность  деятельности.  Организационная  культура  подвержена постоянному развитию. Пути изменения  организационной культуры, могут  быть следующими: реакция на внешнюю  угрозу, естественная эволюция туристического предприятия, реакция на другие организационные  перемены или сознательное его осуществление  руководством. Понимание причин изменения  организационной  культуры,  путей  и  механизмов  ее  развития  необходимо  для  успешной организации  управленческой деятельности. Изменение  организационной  культуры  не  просто  возможно,  но  в  некоторых  случаях  может быть даже необходимо.

Важно понять, что процесс изменения  культуры организации требует тщательной подготовки. Все задуманные изменения  рекомендуется начать с составления  плана. При этом добиться, чтобы исполнители  верили в успех дела и обладали необходимыми знаниями. Изменения организационной  структуры и методов управления всегда затрагивают условия жизни  и деятельности людей. Изменения  всегда порождают чувство неуверенности. От способностей менеджеров и всего  коллектива, которые должны проявить гибкость и изобретательность, зависит, насколько безболезненно будут  восприняты и пережиты эти изменения.

Требования к профессиональным знаниям, навыкам и качествам  руководителей и специалистов, как  и других работников, должны формироваться  на основе принятой на предприятии идеологии организационного поведения. Таким образом формируется организационная культура. Важно гарантировать уверенность в том, что организация с самого начала понимает характер своей нынешней культуры и отдает себе отчет, почему необходимо что-то менять.

 

ВЫВОДЫ

 

Изучив литературу по теме исследования, выяснили, что культура - это очень широкое и многогранное понятие. К ней применимы такие понятия, как идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются в преобладающем стиле управления.

Выражение «культура» в отношении  организаций со временем стало обозначать доминирующую систему ожиданий и  ценностей членов организации. Пожалуй, организационную культуру необходимо рассматривать как две стороны  одной медали, одной стороной которой  служат разделяемые ценности и нормы  поведения, а на другой - ожидания. На поверхности лежит явная культура, проявлением которой служит характер управления. Под поверхностью скрыта безусловная культура, которая хранит в себе мнение руководства и персонала в отношении того, что действительно важно. Безусловная культура, вероятно, более четко отражает реальность.

Рассмотрев необходимость управления организационной культурой определила, что культура организации выполняет ряд важных функций: создает определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой; формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее; поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации; и др. направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло, а мотивационная создает для этого необходимые стимулы.

Организационная культура передается сотрудникам в различных формах. Наиболее убедительные из них - истории и легенды, ритуалы, символы могущества компании, язык и символический менеджмент. Влияние организационной культуры на поведение сотрудников фирмы, измеряется степенью удовлетворенности работой. Степень удовлетворенности характеризует успешность фирмы.

Раскрыв смысл организационной культуры и критериев анализа культуры выяснили, что организационная культура не является монолитом, а состоит из преобладающей культуры, субкультур, групп и контркультур, усиливающих или ослабляющих культуру организации в целом. Сила культуры определяется тремя моментами: глубиной ее проникновения в организационные отношения; широтой распространения и степенью охвата членов организации; ясностью провозглашаемых приоритетов.

Культура организации выполняет  ряд важных функций: создает определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой; формирует чувство  принадлежности к организации, гордости за нее; поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации; и др.; направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло, а мотивационная создает для этого необходимые стимулы. Организационная культура передается сотрудникам в различных формах. Наиболее убедительные из них - истории и легенды, ритуалы, символы могущества компании, язык и символический менеджмент.

Развитие организационной культуры предполагает ее формирование, поддержание  и изменение. Важность организационной  культуры для успешного функционирования фирмы является общепризнанной во всем цивилизованном мире. Все преуспевающие  компании без исключения создали  и поддерживают у себя ярко выраженные организационные культуры, наиболее соответствующие целям и ценностям  компании и четко отличающие одну фирму от другой.

Поскольку культура становится определяющим фактором достижения долгосрочной эффективности  организаций, необходимо, чтобы люди, на которых возлагается изучение или управление организационной  культуры, умели определять ее ключевые измерения, были в состоянии разрабатывать  стратегию изменения культуры и  могли приступить к реализации самого процесса изменений.

Информация о работе Организационная культура и ее совершенствование в Жилищно-коммунальном хозяйстве г. Армянска