Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:53, курсовая работа
Перед исследованием вопросов изменения организационной культуры российских компаний на стадиях жизненного цикла автором были поставлены следующие цели: выявить, сформировалась ли организационная культура в российских компаниях на различных стадиях жизненного цикла, и кто занимается ее созданием и поддержанием; определить силу культуры и выяснить, на что ориентирована и что поддерживает организационная культура; рассмотреть факторы, влияющие на создание и развитие организационной культуры; проанализировать, какие элементы организационной культуры являются наиболее важными на различных стадиях жизненного цикла; выявить основные проблемы развития организационной культуры на различных стадиях жизненного цикла и дать некоторые рекомендации менеджерам, по их предупреждению.
Введение…………………………………………………………………
3
§ 1. Понятие и структура организационной культуры………………..
5
§ 2. Содержание организационной культуры…………………………
8
§ 3. Параметры и основные типы организационной культуры………
10
§ 4. Формирование организационной культуры………………………
15
§ 5. Влияние культуры на организационную эффективность………
21
§ 6. Национальное в организационной культуре…………………….
26
Заключение……………………………………………………………..
36
Список использованной литературы………
- трудовая этика и
мотивирование (отношение к
Вышеотмеченные характеристики культуры организации, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Помощь в понимании этой концепции может оказать модель отношений между содержанием культуры организации, ее проявлением, восприятием и интерпретацией этой культуры работниками.
Одна или несколько субкультур в организации могут по своей природе находиться в одном и том же измерении, что и доминирующая в организации культура, или создавать как бы второе измерение в ней.
§ 3. Параметры и основные типы организационной культуры
Систематизация знаний об организационной культуре требует рассмотрения ее типологии, что помогает выделить некоторые идеальные типы и в конечном итоге способствует обнаружению нужных особенностей для изменения культуры организации. Существует несколько типологий организационной культуры; каждая из них предполагает использование определенных критериев. Последними служат факторы, способные оказать решающее воздействие на формирование культуры организации и придание ей специфических характеристик.
Многообразие организационных
культур обусловлено
На формирование того или иного типа организационной культуры оказывают влияние многие факторы: технология производства, характер решаемых задач, особенности конкурентной ситуации и т.д. поэтому деление организационной культуры на те или иные типы в определенной степени условно, эти типы в чистом виде практически не встречаются. Чаще в организации существует несколько типов культур одновременно, но преобладает какая-либо одна, задающая окраску и специфичность компании.
Итак, под параметрами
Основными признаками организационной культуры являются:
1) отношение членов организации к новому, к переменам;
2) степень приятия делового риска;
3) ориентированность на решение личных проблем или инструментальных задач;
4) степень централизации принятия решений;
5) социально допустимая
дистанция между
6) степень формализации
и регламентированности
7) соотношение коллективизма и индивидуализма;
8) отношение к женщинам и слабым вообще;
9) характер отношений
между работниками и
10) стиль управления;
11) ориентация людей
на сотрудничество или
12) источник власти;
13) принципы оценки вознаграждения и пр.
Рассмотрим для примера классификации, основанные на некоторых из этих параметров.
Известная типология организационных культур дана С. Хонди. Каждому из их типов он присвоил имя олимпийского бога.
Культура личной власти, или Зевса, основывается на владении ресурсами. Организации с такой культурой имеют жесткую структуру, высокую степень централизации, немногочисленные правила и процедуры. Они авторитарны, подавляют инициативу и жестко контролируют работников. Успех предопределяется своевременным выявлением проблем и высокой квалификацией руководителей, позволяющими быстро принимать и реализовывать решения. Такая культура характерна для молодых коммерческих фирм, действующих в условиях жесткой конкуренции.
Ролевая культура, или культура Аполлона, основывается на системе правил и инструкций. Ей присуши четкая специализация участников и распределение их ролей, прав, обязанностей, ответственности, обеспечивающие административный успех. Но она не гибка, препятствует инновациям. Источником власти в ней является должность. Такая культура свойственна крупным корпорациям и государственным учреждениям.
Культура Афины, приспособлена к управлению в экстремальных или постоянно меняющихся ситуациях и обеспечивает быстрое решение проблем на основе сотрудничества, коллективного творчества. Основой власти в условиях такой культуры служат профессионализм и обладание информацией. Культура Афины, свойственная проектным или венчурным организациям, относится к переходной и может перерасти в один из предыдущих типов.
Культура личности, или Диониса, связана с эмоциональным началом. Она основывается на творческих ценностях и объединяет людей для достижения их личных целей. Решения здесь принимаются на основе согласия участников, поэтому задачей власти является их координация.
Считается, что на стадии зарождения организации в управлении ею преобладает культура власти; стадию роста характеризует ролевая культура, стадию стабильного развития - культура задачи или культура личности; в кризисе предпочтительна культура власти.
В типологии организационной культуры, предложенной Р. Льюисом, критерием оценки культуры является отношение ко времени. Р. Льюис предлагает рассмотреть три типа культур:
1) моноактивную;
2) полиактивную;
3) реактивную.
Но классификация Р. Льюиса, не исчерпывает всей полноты существа индивида. Вряд ли достаточно делить культуры на моноактивные, полиактивные и реактивные, когда в разных ситуациях, в разных транснациональных компаниях одни и те же люди могут реализовывать разные культуры.
Выделяют также культуры стратегической деятельности.
Стабильная ориентирована на действия по аналогии с прошлым, избежание риска и допущение перемен лишь в кризисных ситуациях. В рамках фирмы она свойственна бухгалтерии, плановому отделу.
Реактивная использует современный опыт для решения текущих внутренних проблем. Она также минимизирует риск и допускает перемены лишь при неудовлетворительном уровне эффективности. Это культура производственного отдела.
Оптиципационная нацелена на ближайшее будущее и решает проблемы на основе экстраполяции возможностей. Она ориентирована уже не только на внутренние, но и на внешние проблемы организации, допускает риск и частичные изменения. Такая культура свойственна плановому и маркетинговому подразделениям.
Исследовательская
Креативная культура
Кроме того, интересна
типология, предложенная С. Иошимури, который
считал, что тип организационной культуры во многом зависит от национально-государственного
и этнического фактора. Он представил
сравнительный анализ японского и западноевропейского
- мировоззрение;
- отношение к природе и судьбе;
- формы поведения;
- характер социальных отношений
Механизмы и методы формирования, поддержания и изменения организационной культуры.
Развитие организационной культуры предполагает ее формирование, поддержание и изменение. Формирование культуры происходит в условиях решения организацией двух важных проблем: внешней адаптации и внутренней интеграции. На формирование культуры в организации оказывает влияние культура общества / народа, внутри которого данная организация функционирует. Организационная культура поддерживается тем, чему уделяется внимание, тем, как оценивается и контролируется деятельность членов организации, способами реагирования на критические ситуации – моделированием ролей и обучением персонала, критериями мотивации, а также критериями в кадровой работе. Соблюдение ритуалов, обрядов и традиций также способствует поддержанию организационной культуры. Изменение культуры организации является в определенной мере прямо противоположным действием по отношению к ее поддержанию. Изменения в поведении могут привести к изменениям в культуре организации и наоборот. Возможны три сочетания изменений в поведении и культуре в организации: 1) изменение культуры без изменения поведения; 2) изменение поведения без изменения культуры; 3) изменение поведения и культуры.
Стратегия развития бизнеса, выработанная руководством, может потребовать от работников изменения отношения к делу, новых моделей поведения, не свойственных культуре, сложившейся в организации. В этом случае есть ряд альтернатив:
-Можно изменять культуру;
-Можно изменить сложившийся порядок работы, не затрагивая оргкультуры;
-Можно стратегию развития бизнеса подстроить под сложившуюся культуру.
§ 4. Формирование организационной культуры
Рассмотрим особенности методов и механизмов формирования, сохранения (поддержания) и изменения организационной культуры.
Для того чтобы понять содержание и динамику культуры, мы должны заняться моделью возникновения и сохранения базовых представлений. Такая модель нужна нам еще и потому, что культура затрагивает все аспекты существования группы. Соответственно мы не можем не задаться вопросом о том, какими измерениями должна характеризоваться культура и на какие характеристики мы должны обращать особое внимание при ее изучении. Наиболее приемлемой для этой цели представляется модель, разработанная в рамках социологии и групповой динамики, основанная на строгом разделении групповых проблем: (1) выживания и адаптации при изменении внешних условий существования группы и (2) интеграции внутренних процессов, обеспечивающей возможность названного выше выживания и адаптации.
Процесс формирования культуры в известном смысле идентичен процессу создания самой группы, поскольку «сущность» группы, характерные для ее участников образ мысли, взгляды, чувства и ценности, являющиеся следствием коллективного опыта и коллективного обучения, выражаются в системе принятых группой представлений, которые я и называю культурой данной группы. Вне группы культура не существует, если же некая совокупность людей не обладает определенным набором коллективных представлений или минимальным уровнем культуры, то мы, соответственно, не можем говорить о ней как о группе. Итак, развитие группы и формирование культуры являются внутренне взаимосвязанными процессами, причем оба этих процесса считаются следствием определенных действий лидеров и коллективного опыта группы.
Культуру организации можно рассматривать
как производную двух составляющих: 1)
допущений и предпочтений тех, кто ее создал;
2) опыта, привнесенного их последователями.
Ее поддержание на необходимом уровне
непосредственно зависит от подбора работников,
действий высших руководителей и методов
социализации.
Цель подбора работников – выявить и принять
в организацию людей со знаниями и навыками
успешного выполнения соответствующей
работы. Окончательный выбор кандидата
определяется субъективной оценкой того,
кто принимает решение, насколько данный
кандидат будет отвечать требованиям
организации. Эта субъективная оценка
часто предопределяется культурой, существующей
в организации.
Действия высших руководителей
оказывают значительное влияние
на организационную культуру. Их поведение
и провозглашаемая ими стратегия организации
устанавливают некие нормы, которые затем
воспринимаются всей организацией. Признаками,
характеризующими организационной культуры
руководителя, являются:
пружинистая спортивная походка, опрятный
внешний вид,
современный стиль в одежде и внешности,
дружелюбное отношение к каждому работнику,
постоянно хорошее настроение, искренняя
посильная помощь работнику в семейных
делах, положительный имидж руководителя
во внешней среде.
Социализация представляет собой процесс адаптации новых членов в организации, процесс восприятия ее культуры. Нередко организационная культура может служить более важным фактором предвидения поведения организации, чем ее объективные характеристики. Организация заинтересована в восприятии культуры каждым ее сотрудником. Социализация наиболее очевидна при поступлении на работу нового сотрудника, когда его информируют о том, как обстоят дела в организации, каковы принятые в ней правила и традиции. В некоторых случаях предлагается формальная программа обучения с тем, чтобы работники организации изучали ее культуру.