Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:53, курсовая работа
Перед исследованием вопросов изменения организационной культуры российских компаний на стадиях жизненного цикла автором были поставлены следующие цели: выявить, сформировалась ли организационная культура в российских компаниях на различных стадиях жизненного цикла, и кто занимается ее созданием и поддержанием; определить силу культуры и выяснить, на что ориентирована и что поддерживает организационная культура; рассмотреть факторы, влияющие на создание и развитие организационной культуры; проанализировать, какие элементы организационной культуры являются наиболее важными на различных стадиях жизненного цикла; выявить основные проблемы развития организационной культуры на различных стадиях жизненного цикла и дать некоторые рекомендации менеджерам, по их предупреждению.
Введение…………………………………………………………………
3
§ 1. Понятие и структура организационной культуры………………..
5
§ 2. Содержание организационной культуры…………………………
8
§ 3. Параметры и основные типы организационной культуры………
10
§ 4. Формирование организационной культуры………………………
15
§ 5. Влияние культуры на организационную эффективность………
21
§ 6. Национальное в организационной культуре…………………….
26
Заключение……………………………………………………………..
36
Список использованной литературы………
Термин «управление
К первичным целям управления организационной культурой относятся создание такой рабочей обстановки, которая в наибольшей степени пригодна для проведения политики компании, обеспечения информированности работников о том, чего ожидает от них руководство, а также для воспитания преданности работников своей компании.
Отсюда следует, что управление организационной культурой может потребовать систематического управления переменами, усиления тех элементов существующей организационной культуры, которые поддерживают цели управления культурой, и устранения элементов, которые, наоборот, препятствуют реализации этих целей.
На практике управление организационной культурой заключается в следующем:
• высшее руководство показывает благотворный пример всем работникам;
• создается система вознаграждения, которая стимулирует формирование соответствующих взглядов и норм поведения работников;
• политика
рекрутинга, отбора и продвижения
персонала соответствует
Известно, что знаменитые японские «кружки качества» не получили развития в Европе и США. «Кружки качества», как элемент организационной культуры, действительно показали в Японии свою высокую эффективность и способствовали повышению удовлетворенности работников японских фирм. Однако при попытках перенести этот опыт на американские и западноевропейские предприятия не получилось того, что имело место в Японии. Это говорит о том, что приобретенное в рамках национальной культуры ею и поддерживается, и развивается, а при перенесении на другую «почву» может потерять эту поддержку и в конечном итоге не состояться.
Для практики управления важно получить от теории ответ на два вопроса: что надо знать о национальной культуре, чтобы предопределить ее влияние на культуру организации, и можно ли «сращивать» элементы разных национальных культур в рамках одной организации?
Национальная культура в данном контексте определяет то, как люди выполняют различные роли в жизни данного общества. Культуры не бывают плохие или хорошие, они бывают разные. Аналогично тому, как это рассматривалось применительно к организации, культура может рассматриваться на трех уровнях взаимодействия:
• национальная культура — всемирная культура;
• культура одной группы — культура другой группы;
• культура индивида — национальная культура.
Ответ на первый вопрос может дать рассмотрение ряда известных подходов и моделей изучения национального в культуре.
Разобраться в разнообразии подходов к анализу культуры помогает определенная систематизация многочисленных переменных, предлагаемых специалистами. Под систематизацией в данном случае понимается упорядоченность во взаимосвязях между частями, составляющими единое целое. При этом выделяются следующие элементы [5].
Система семьи — это семейные отношения и путь, с помощью которого люди воспроизводят, обучают и вводят в общество своих детей. В семье дети впервые вырабатывают образцы поведения, необходимые им для выполнения в будущем различных ролей в организации (например, отношения по статусу, возрасту, полу и т.п.)
Система образования — это то, как молодые и новые члены общества обеспечиваются информацией, знаниями, навыками и ценностными ориентирами. Так, например, в одних культурах больше учат через то, что не надо делать, а в других — наоборот.
Экономическая система — это способ, с помощью которого общество производит и распределяет товары и услуги. При этом имеют место групповой, коллективный и индивидуальный подходы.
Политическая система — это то, что преимущественно используется для поддержания порядка и существующей власти. Это могут быть атрибуты племенного и даже родового подхода, а могут быть элементы развитой демократии.
Религиозная система — это внематериальные, духовные средства обеспечения смысла и мотивации в действиях людей. Эта система определяет мораль и преобладающие ценности в обществе, на которые ориентируются функционирующие в этом обществе организации.
Система социализации — это сеть и принципы социального группирования, создаваемые людьми в данном обществе.
Система здоровья — это способ, с помощью которого культура предотвращает и исцеляет заболевания, а также проявляется забота о жертвах бедствий и инцидентов.
Система отдыха — это пути социализации людей и использования своего свободного времени. Некоторые культуры уделяют значительное внимание занятию людьми спортом, культивируются различные виды активного отдыха. В ряде культур имеет место акцентирование внимания во время отдыха на народные танцы и пение, на посещение зрелищ и т.д.
Рис. 10.12. Системный подход к изучению национального в организационной культуре
Большой популярностью пользуется подход к изучению национального в организационной культуре, разработанный Г. Хофсти-дом и основанный на пяти переменных :
• дистанция власти;
• индивидуализм;
• мужественность;
• стремление избежать неопределенности;
• долгосрочность ориентации.
Так, под первой переменной, названнойдистанцией власти, понимается степень неравенства между людьми, которую население данной страны считает допустимой или нормальной. При этом низкая степень характеризуется относительным равенством в обществе, а высокая — наоборот.
Вторая переменная характеризуетсяиндивидуализмом
Третья переменная
также имеет два полюса: мужест
Четвертая переменная получила название «стремление избежать неопределенности» и может быть определена как степень, с которой люди данной страны оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным. Структурированными являются ситуации с ясными и четкими правилами того, как следует себя вести.
Пятая переменная измеряется долгосрочной или краткосрочной ориентацией в поведении членов общества.
Данные, полученные Г. Хофстидом по измерению этих переменных по десяти странам, показаны в табл. 1. Следует подчеркнуть, что не все люди в каждой из обследованных стран чувствуют и действуют в точности в соответствии с полученными баллами.
Таблица 1.
Результаты переменных культур по десяти измерения в баллахстранам (по Г. Хофстиду)
Страна |
ДВ |
ид |
мн |
ин |
ДО |
США |
40 (Н) |
91 (В) |
62 (В) |
46 (Н) |
29 (Н) |
Германия |
35 (Н) |
67 (В) |
66 (В) |
65 (С) |
31 (О |
Япония |
54 (С) |
46 (С) |
95 (В) |
92 (В) |
80 (В) |
Франция |
68 (В) |
71 (В) |
43(С) |
86 (В) |
30 (С) |
Голландия |
38 (Н) |
80 (В) |
14(Н) |
53 (С) |
44 (В) |
Гонконг |
68 (В) |
25 (Н) |
57 (В) |
29 (Н) |
96 (Н) |
Индонезия |
78 (В) |
14 (Н) |
46(С) |
48 (Н) |
25 (Н) |
Зап. Африка |
77 (В) |
20 (Н) |
46 (С) |
54 (С) |
16(Н) |
Россия (оценка) |
95 (В) |
50 (С) |
40 (Н) |
90 (В) |
10 (Н) |
Китай |
80 (В) |
20 (Н) |
50 (С) |
60 (С) |
118(В) |
Переменные культуры:
ДВ — дистанция власти
ИД — индивидуализм
МН — мужественность
ИН — стремление избегать неопределенности
ДО — долгосрочность ориентации
Степени проявления:
В — высокая; С — средняя; Н — низкая
Цифрами указаны баллы, отражающие степень проявления той или иной переменной культуры.
Разработанная Г. Лэйн и Дж. Дистефано [9] модель определения влияния национального на организационную культуру строится на шести переменных, определяемых как проблемы, с которыми общество сталкивается на протяжении своей истории. Антропологами установлено, что различные общества по-разному справляются с этими проблемами. В модели эти разные пути названы «вариациями в ценностных ориентациях».
Шесть переменных рассматриваем
• отношение человека к природе;
• ориентацию во времени;
• веру о природе человека;
• ориентацию на деятельность;
• отношения между людьми;
• ориентацию в пространстве.
Вариации указанных переменных приводятся в табл. 10.6.
Таблица 2
Матрица «культурных» переменных и их вариаций в разных
Культурах (по Лэйн и Дистефано)
Переменные |
Вариации в изменении переменных | |||
Отношение человека к природе |
Подчинение природе |
Гармония с природой |
Господство над природой | |
Ориентация во времени |
Жить прошлым |
Жить настоящим |
Жить будущим | |
Вера о природечеловека |
Человека нельзя |
Человека можно изменить изменить | ||
Человек изначально «плохой» |
Человек изначально «нейтральный» |
Человек изначально «хороший» | ||
Ориентация на деятельность |
От работы важно получать удовлетворение |
В работе важен ее процесс |
В работе важен ее результат | |
Отношения между людьми |
На основе иерархических связей |
На основе групповых связей |
На основе индивидуальных связей | |
Ориентация в пространстве |
Как частичка общества |
Смесь умеренного индивидуализма с принадлежностью к системе |
Как отдельное частное лицо | |
Модель Оучи
Широко известная сегодня организация типа « Z » (см. вводную главу), описанная У. Оучи, представляет собой попытку показать, как соединение преимуществ двух достаточно различных культур (японской и американской) «рождает» эффективный вариант культуры американской деловой организации.
Свое исследование У. Оучи построил на сравнительном анапизе семи переменныхорганизационной культуры:
• обязательства организации по отношению к своим членам;
• оценка выполнения работы;
• планирование карьеры;
• система контроля;
• принятие решений;
• уровень ответственности;
• интерес к человеку.
Эти семь сравниваемых переменных представлены в табл. 3.
Обязательства по отношению к работникам. Согласно У. Оучи, три типа организации высоко ценят низкий уровень текучести кадров. Увольнения применяются только в безвыходном положении.
Т а б л и ц а 3.
Модель организации типа « Z » У. Оучи
Культурные переменные |
Характеристики в японских компаниях |
Характеристики в американских компаниях типа « Z » |
Характеристики в типичных американских компаниях |
Наем |
Пожизненный |
Долговременный |
i Кратковременный |
Оценка и продвижение |
Качественное и медленное |
Качественное и медленное |
Количественное и быстрое |
Карьера |
Широкоспециализированная |
Умеренноспециали-зированная |
Узкоспециализированная |
Механизм контроля |
Неясный и неформальный |
Неясный и неформальный |
Ясный и формальный |
Принятие решения |
Групповое и консенсусное |
Групповое и консенсусное |
И ндивидуальное |
Ответственность |
Групповая |
Индивидуальная |
Индивидуальная |
Интерес к человеку |
Широкий |
Широкий |
Узкий |
Однако то, как поддерживается эта культурная ценность, различает эти три типа организаций. Если в Японии в этих целях чаще пользуется система пожизненного найма, то американские фирмы традиционно ориентируются на краткосрочный найм, предоставляя свободу выбора. Хотя на практике большинство американских рабочих и служащих строят свою жизненную карьеру, меняя большое количество компаний.