Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 00:43, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п.
Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
Введение……………………………………………………………………....3
1.Влияние организационной культуры на деятельность организации…….5
1.1. Понятие организационной культуры и ее принципы…...……………5
1.2. Влияние культуры на организационную эффективность…………….8
1.3. Роль руководителя в повышении уровня организационной
культуры…………………………………………………………………….…....…12
2. Анализ организационной культуры организации…………………...….15
2.1. Характеристика организации………………………...……………….15
2.2. Анализ структурных элементов организационной культуры
организации…………………………………………………………………………20
2.3. Анализ соответствия организационной культуры стратегии
организации…………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников……………………………………….32
Когда компания находится на этапе формирования, проживает свои первые годы, культура формируется естественно, без специальных усилий со стороны руководителя. Люди, приходящие в организацию, принимаются лично руководителем или с его одобрения. Сотрудников не так много, все они узнаваемы в лицо, работа организована по командному принципу, всем понятно, что и как делать. Ценности очевидны, «лежат на поверхности» – они проговариваются лидером каждому сотруднику в процессе и даются в качестве обратной связи по результату. Сергей Семенов, ген. директор компании «Гарант-Саратов»: «Формирование корпоративной культуры нужно начинать с отношения первого лица компании к работе. Я стараюсь быть примером такого отношения. У нас небольшая компания, мы работаем на высококонкурентном рынке и корпоративная культура, будучи своеобразным внутренним миром компании, помогает нам создавать условия, в которых люди работают с отдачей».
С переходом организации на следующий этап развития – быстрого роста, происходит разделение зон ответственности между сотрудниками, появляются специализации, отделы. И здесь формируются субкультуры на основе профессиональных ценностей. Эти субкультуры начинают влиять на первичную, базовую культуру компании. Средством лидера по поддержанию и развитию корпоративной культуры становится качество управления: ясность и четкость постановки задач, контроль результатов, обратная связь. Валерия Яхницкая, менеджер по персоналу международного автомобильного холдинга «Атлант»: «Наша компания активно расширяет и укрепляет свои позиции, у нас появляются филиалы в России, на Украине, поэтому вопрос формирования корпоративной культуры для нас стоит достаточно остро. Мы видим решение этой проблемы посредством передачи культуры управления менеджерам филиалов. При этом мы понимаем, что процесс интеграции новых культур в уже существующую корпоративную культуру требует времени и последовательности наших действий» .
В масштабах организации с широкой географией, численность сотрудников которой измеряется тысячами, вопрос развития корпоративной культуры переходит на уровень стратегических задач. Наталья Колобова, консультант по обучению ОАО «Северсталь» (г.Череповец): «Как считает наш ген. директор, самое главное - изменить ментальность отношения людей к делу. Ведь для того, чтобы начать процессы изменений на уровне организации, каждому руководителю нужно начать с изменений своего стиля управления, установок и представлений в отношении людей, дела. И роль службы персонала в этом процессе – помощь в осознании менеджерами своих ресурсов, определении целей саморазвития».
Даже если у компании есть узнаваемое имя, репутация, вопрос совершенствования остается. Что мы можем делать еще лучше? Достигли ли мы такого качества в своей работе, которое возможно? Создали ли мы такие условия, в которых все наши сотрудники работают с полной отдачей? И здесь важная роль принадлежит всей управленческой команде. Задача руководителей среднего звена - выстроить такие отношения с подчиненными, критериями которых стали бы четкие цели, знание сильных сторон, доверие, забота о развитии сотрудника. А задачей руководителей высшего звена - создание таких же условий для всей управленческой команды.
Герберт Волперт, бизнес-консультант, член международной группы консультационных организаций «MIRA» (Германия): «Мы сейчас приближаемся к тому времени, когда рынки будут просто переполнены различными товарами, и тогда ценность их будет зависеть от того, насколько отчетливо, насколько ясно продукты и организации отличаются одна от другой. Какие ценности организация представляет во вне, на какие ценности ориентированы продукты. Только такие продукты и организации, их производящие смогут сохраниться. Важное значение для культуры организации имеет качество руководства, я думаю, что уже прошло то время, когда руководители ведут себя как удельные князья или фараоны. Руководство будет все в большей и большей мере становиться неким родом услуг для сотрудника. Т.е. будущее - за поддерживающим стилем руководства. И от этого растет значение отдельных людей в разрезе развития культуры. Центральными ценностями для развития культуры организаций в ближайшем будущем, станут ценности экологии, основ нашей жизни – воды, воздуха, земли. Мы сейчас в такой ситуации, что все больше и больше ответственности на нас ложится за то, как мы обходимся с ресурсами, которые имеет Земля. Это должно стать ценностями для всех организаций».
К сожалению, даже самая тщательно продуманная организационная культура не в состоянии заменить грамотного управления, работающих технологий, налаженных бизнес-процессов. Корпоративная культура - это инструмент тонкого управления, который создает более эффективную организацию тогда, когда все остальные инструменты находятся в рабочем состоянии, хорошо отлажены и работают «как часы». В противном случае формирование корпоративной культуры становится мифом. Чтобы создать культуру, развивающую организацию, необходимо учитывать базовые ценности, общечеловеческую философию сотрудничества и кооперирования. Именно такая корпоративная культура и есть инструмент создания положительной бизнес-среды в организации, способной повысить мотивацию сотрудников, способствовать их самореализации, личностному и профессиональному росту, и в конечном итоге – привести к созданию иного имиджа среди потребителей и реальному рыночному прорыву.
1.3. Роль руководителя в повышении
уровня организационной
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в собственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению порученных обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль управления служить одной из характеристик организационной культуры организации.
Ведущими проявлениями поведения руководителя, направленными на формирование корпоративной культуры являются:
· Ситуации, на которые обращает внимание и контролирует руководитель.
· Критерии поощрений, должностного роста, подбора и увольнения персонала.
· Методы профессионального обучения, принятые руководителем.
· Участие в различных корпоративных мероприятиях и церемониях организации.
Очень важным для формирования организационной культуры является то, на что руководитель обращает внимание. Систематическое обращение внимания на что-либо является серьезным сигналом для подчиненных о том, что считается важным.
Представления руководителя о критериях ценности подчиненных сказываются на отборе персонала, так как в организацию чаще всего попадают новые кадры, соответствующие выработанным критериям. Мера участия руководителя в тех или иных церемониях компании позволяют сотрудникам субъективно ранжировать эти мероприятия по степени важности. Данный инструмент легко используется для поддержки или изменения традиции в организации.
А вот поддержанием организационной культуры в современных компаниях занимаются отделы персонала: процесс отбора, критерии оценки исполнения профессиональных обязанностей, мероприятия по развитию карьеры – для соответствия будущими сотрудниками.
Руководство в организации играет ключевую роль в формировании и поддержании организационной культуры. Менеджеры среднего звена устанавливают свои основные правила и нормы поведения, опираясь на высказывания высшего руководства и модели их поведения в конкретных ситуациях. Такие правила распространяются на более низкие уровни организации. Рядовые и новые сотрудники постепенно узнают, как формы поведения наиболее предпочтительны.
В книге «Раскрепощенный менеджер» Вудкок М. и Френсис Д. привели список ограничений эффективности менеджеров, негативно влияющих на воздействие руководителя на организационную культуру:
· неумение управлять собой,
· размытые личные ценности,
· неясные личные цели,
· остановленное саморазвитие,
· недостаточность навыка решать проблемы,
· недостаток творческого подхода,
· неумение влиять на людей,
· неумение обучать,
· низкая способность формировать коллектив.
Конечно, нет единого списка рекомендаций о том, как сформировать и поддерживать благоприятную корпоративную культуру, так как культура определенной организации отлична от других.
Для успешного поддержания на должном уровне и укрепления организационной культуры компании руководитель должен быть эффективным менеджером. Он должен, прежде всего, быть уверен в себе, ставить перед собой и своими подчиненными четкие и ясные цели. Руководитель должен ориентироваться на достижение успеха и стремиться к эффективной мотивации сотрудников.
2. Анализ организационной
2.1. Характеристика организации
ОАО «Костромагражданпроект» возникло в процессе приватизации областного проектного института 7 апреля 1993 года. До этого времени все объекты областного центра, а также инженерные коммуникации, сооружения, объекты культо - бытового и оздоровительного назначения проектировал только институт «Костромагражданпроект». Из них особо важным является:
- "Посёлок Чистые боры Буйской АЭС" заказчик "Минатом";
- Гостиница "Волга" с рестораном "Русь"-визитная карточка города, проект отмечен Госпремией Совета Министров;
- Цирк
с уникальной конструкцией
- Проектирование цеха по разливу минеральной воды в г. Костроме по заказу СП "Совфонитал" (российско-итальянское предприятие). 1993-1994- участие в разработке тендерной, а затем и рабочей документации по осуществлению госпрограммы перевода российских войск из стран Восточной Европы.
- "Городок
вертолетчиков в г. Костроме" в
сотрудничестве с немецкими и
корейскими специалистами. По заданию
Госстроя РФ разработана
В этот период институт защищает свой товарный знак (свидетельство №175246 от 21 мая 1999 года). Защищен патент по организации территории городских захоронений (кладбищ), (патент №11560 от 16 октября 1999 года) - государственно важный экологический проект, который принял участие в выставке "Инновация 98" (диплом Министерства науки РФ).
- Институт
участвовал в Международном
- В 1998 году институтом выполнен госзаказ по теме: "Методические основы разработки региональной программы - "Возрождение исторических малых городов и разработка эталонной программы на примере Костромской области".
- Институт по заданию нефтегазовой компании «Славнефть» разработал для Костромского региона и г. Костромы проекты "Инфраструктуры дорожного сервиса". Институт является автором проекта границ города Костромы и участником разработки концепции генплана г. Костромы.
До настоящего времени все социально важные объекты в областном центре выполняются ОАО «Костромагражданпроект»:
- реконструкция
онкологического центра с
- реконструкции
ж/д вокзала. В 2000-2002 гг.- институт
автор тендерной документации
по заказу Министерства
Кроме того, проектировались жилые дома для МО в Подмосковье: Лобня, Чехов, Дмитров, Загорск.
В 2004 году закончен проект Кубриковой казармы для осуществления программы перевода войск на контрактную основу. Кроме жилищного строительства имеет опыт производственного проектирования:
- цех
стерилизации шприцов в г. Костроме
по заказу Тюменского
- цех
по производству шоколадной
- расширение ВОС в г. Волгореченске; # реконструкция завода керамзитового гравия под мусороперерабатывающий завод.
Имеется опыт проектирования коттеджей Европейского типа ("таунхаузы") в подмосковном поселке МЖК "Росинка", а также набором обслуживающих объектов:
- СОК - спортивно-оздоровительный комплекс и школа,
- офисное здание площадью 12 000 м2 в Западном округе г.Москвы (Можайский тупик).
Институт занимается проектированием зданий культового назначения:
-реконструкция храма при онкодиспансере в честь иконы "Всецарица",
- проект храма Святого Великомученика и целителя Пантелеимона в г. Костроме, часовня в п. Видяево в память погибших на атомной подлодке "Курск".
Ежегодно с 1998 г ОАО "Костромагражданпроект" принимает участие в Международном фестивале "Зодчество".ОАО «Костромагражданпроект» выполняет работы по проектированию объектов жилищно-гражданского и промышленного строительства в Костроме, Костромской области, Волгореченске, Москве и Московской области, а также корректировку и реконструкцию ранее выполненных проектов и авторский надзор за строительством.
Таблица 1
Сведения о видах экономической деятельности ОАО «Костромагражданпроект» (коды ОКВЭД) по данным ЕГРЮЛ
Код по ОКВЭД |
Тип |
Наименование вида деятельности |
45.2 |
Дополнительный |
Строительство зданий и сооружений |
74.20.1 |
Дополнительный |
Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве |
74.20.11 |
Дополнительный |
Архитектурная деятельность |
74.20.12 |
Дополнительный |
Проектирование производственных помещений, включая размещение машин и оборудования, промышленный дизайн |
74.20.13 |
Основной |
Проектирование, связанное со строительством инженерных сооружений, включая гидротехнические сооружения; проектирование движения транспортных потоков |
74.20.35 |
Дополнительный |
Инженерные изыскания для строительства |