Организационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п.
Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....3
1.Влияние организационной культуры на деятельность организации…….5
1.1. Понятие организационной культуры и ее принципы…...……………5
1.2. Влияние культуры на организационную эффективность…………….8
1.3. Роль руководителя в повышении уровня организационной
культуры…………………………………………………………………….…....…12
2. Анализ организационной культуры организации…………………...….15
2.1. Характеристика организации………………………...……………….15
2.2. Анализ структурных элементов организационной культуры
организации…………………………………………………………………………20
2.3. Анализ соответствия организационной культуры стратегии
организации…………………………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованных источников……………………………………….32

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 74.55 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что управление организационной культурой не является простым делом. Ценностные ориентации должны быть не только заявлены, но и стать неотъемлемой частью внутренней жизни высшего руководства и передаваться на нижние уровни организации во всех своих деталях.

Управляя культурой, следует иметь в виду, что она может служить своего рода “клеем”, скрепляющим части организации. Вместе с тем, необходимо помнить, что если части плохие, то даже лучший в мире “клей” не сделает целое достаточно крепким. Унификация ценностей и ежедневная работа менеджеров по их “внедрению” в жизнь могут привести организацию к успеху.

Управление культурой является достаточно длительным процессом, он мало похож на быстрый ремонт неисправностей. Базовые предположения, лежащие глубоко в сознании, верованиях и поведении членов организации, невозможно изменить за короткий срок. Данный процесс предусматривает постоянную специализацию новых членов организации, бесконечное выяснение того, во что верят и что ценят в организации, неустанное внимание как к общему абстрактному взгляду на вещи, так и к конкретным деталям быта организации, и, наконец, правильного планирования всей этой работы.

Компания «Костромагражданпроект» имеет сложившуюся организационную культуру. Перед руководством организации стоит задача сохранения и поддержания культуры, а также задача ее изменения и совершенствования.

В компании «Костромагражданпроект» для управления организационной культурой используются следующие подходы:

- через  публичные заявления, личный пример  высшего руководства;

- через  манипулирование символами и  вещами материального мира организации.

Первый подход представляет собой как бы видение свыше, которое должно вызывать энтузиазм у большинства членов организации. Руководитель-лидер воодушевляет и претворяет в жизнь фундаментальные ценности организации. Это предполагает наличие очевидных и искренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит.

Применение второго принципа начинается с другого конца организации, с её нижних уровней. В данном случае большое внимание уделяется деталям реальной жизни в организации. Менеджеры отслеживают процессы, происходящие в организации, стараясь при этом шаг за шагом управлять культурой организации.

Первый подход реализуется через публичные заявления, выступления и личный пример, свидетельствующие о последовательном интересе к вводимым ценностям. Руководители компании выступают в печати, по радио и по телевидению с проповедованием устанавливаемых ценностей.

Действенные средства второго подхода – манипулирование символами и вещами материального мира организации, создание и выработка образцов поведения, введение шаг за шагом условий взаимодействия. Действия менеджеров в организации находятся в соответствии с заявляемыми ими ценностями, что, безусловно, способствует развитию культуры и её усилению.

Для изменения культуры необходима особая стратегия управления культурой в организации. Она предполагает:

- анализ  культуры, который включает аудит  культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении;

- разработку  специальных предложений и мер.

Культура организации может оказаться приемлемой для определенного периода времени и условий. Изменение условий внешней конкуренции, государственного регулирования, стремительные экономические перемены и новые технологии требуют изменений культуры организации, сдерживающей повышение ее эффективности.

Для создания новой культуры организации требуется много времени, поскольку старая организационная культура укореняется в сознании людей, сохраняющих приверженность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации и ее идеологии, модели эффективного руководства, использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций и процедур, оценку эффективности организации, ее формальной структуры, проектировку помещений и зданий и т. д.

На возможность изменения культуры влияют следующие факторы: организационный кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур.

На данном этапе развития «Костромагражданпроект» сложившаяся в ней организационная культура более или менее  отвечает миссии и целям компании. Но, учитывая темпы развития предприятия, менеджменту компании необходимо проводить диагностику основных параметров культуры организации и вносить изменения в ее структуру.

Можно отметить, что при проведении любых изменений в культуре менеджмент компании столкнется с рядом трудностей. Так как менять культуру легче в молодой организации с еще не устоявшимися ценностями. Также руководству «Костромагражданпроект» не следует ожидать быстрой адаптации в организации новых культурных ценностей. Процесс изменения культуры в организации займет длительное время.

Компания не может функционировать, если его работники не владеют, помимо набора необходимых умений и навыков, сводом писанных и неписанных правил, законов жизни данного предприятия, не  выбирают определённого отношения к своей работе, к своей организации, коллегам и клиентам. Именно вместе эти навыки, умения, взгляды, нормы поведения и правила создают корпоративную культуру организации. К ведущим факторам, определяющим корпоративную культуру «Костромагражданпроект», относятся ценности, указываемые высшим руководством. Имеется в виду отношение к клиентам, государственным учреждениям, стремление к мировым стандартам и расширению своих услуг, системам обучения, нормам поведения и ряду других ценностей.

Успех предприятия может в большей степени зависеть от силы корпоративной культуры, чем от многих других факторов организации. Сильные корпоративные культуры облегчают коммуникацию и процесс принятия решений, упрощают сотрудничество на основе доверия. Наиболее важным фактором сильной корпоративной культуры является её неформальное воздействие на молодых работников, опосредованное развитие их личных и профессиональных качеств через работающие правила и нормы, носителем которых является персонал, его ведущие специалисты и опытные “кадровые” работники.

Предлагаются некоторые конкретные мероприятия по изменению организационной культуры:

- организация  конкурсов профессионального мастерства  среди работников компании, установление особого ритуала поощрения лучших по профессии, возможно определение “человека года” компании. Главное здесь - система публичного поощрения, лучше с приглашением членов семьи;

- установление  льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в компании определённое число лет;

- расширение  ассортимента услуг, оказываемых  службами организации (юридической, информационной, технической, транспортной и др.) своим сотрудникам;

- расширение  выпуска рекламных материалов  и сувенирных изделий для сотрудников  компании (часы, галстуки, записные  книжки и пр.);

- установление  Дня рождения компании со статусом  выходного дня для сотрудников (по возможности);

- поддержка  сотрудников в формировании их  страховых и пенсионных фондов;

- создание  системы сбора и реализации  предложений и просьб сотрудников  предприятия (порядок, сроки, соответствующие  распоряжения).

Понятно, что это условное перечисление, поскольку возможны и другие мероприятия. Главное, чтобы все они были направлены на формирование уважения к компании, с которой связана жизнь каждого сотрудника, искреннего желания работать в ней долго и плодотворно.

Поскольку культура становится определяющим фактором достижения долгосрочной эффективности организаций, необходимо, чтобы люди, на которых возлагается изучение или управление организационной культуры, умели определять ее ключевые измерения, были в состоянии разрабатывать стратегию   изменения культуры и могли приступить к реализации самого процесса изменений.

Необходимо подчеркнуть, что в подавляющем большинстве организаций преобладает какой-то один тип культуры или делается акцент на нескольких из четырех известных типов – опекунской, предпринимательской, бюрократической или праксиологической. Конкретные типы складываются в результате аккумулирования тех ценностей, допущении, приоритетов, которые становятся доминантными по мере того, как организация принимает вызовы внешней среды и настраивает себя на изменения.

Конечно, изменение культуры – дело трудное, требующее больших временных усилий. Постепенно приходиться обращать внимание почти на все стороны жизни организации, которые поддерживают ее существование и создают уверенность в ее соответствии предпочтительной культуре. Для успеха в деле трансформации культуры могут потребоваться изменения в структуре (архитектуре организации), символах (образах, которые подкрепляют культуру), системах (производственных, системах оценок, отбора, качества и т.д.), штате (подборе кадров и совершенствовании человеческих ресурсов), стратегии (поведенческих проявлениях видения организации), стиле лидерства (подходах и примерах, насаждаемых высшим руководством) и профессионализме менеджеров (в аспектах компетентности лиц, реализующих процесс изменений). Достижение соответствия между этими факторами является важной составляющей успешного изменения культуры.

Важно гарантировать уверенность в том, что организация с самого начала понимает характер своей нынешней культуры и отдает себе отчет, почему необходимо что-то менять. В стремлении меняться в лучшую сторону можно допустить ошибку. Не желая тратить время на формирование разделяемой всеми сотрудниками общей точки зрения на то, что они собой представляют и к чему следует идти, не добиваясь консенсуса в понимании смысла изменений и того, что они означают для организации. Поэтому остается неясным, какие изменения следует производить, что необходимо прекратить и что продолжить. Предложенная в третьей главе стратегия из шести шагов помогает преодолевать эти общие препятствия на пути совершенствования и делает управление изменением культуры более систематизированным.

Так же хотелось бы отметить, что изменение личного поведения, повышая уровень компетентности менеджеров в управленческой деятельности, помогая им становиться более эффективными в сфере становления будущей предпочтительной культуры организации, способствует более полному изменению культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В курсовой работе были освещены важнейшие аспекты проблемы организационной культуры и её влияния на эффективность деятельности организации, а также предпринята попытка оценить организационную культуру компании «Костромагражданпроект» на основе главных её параметров.

Организационная культура – это система общественно-прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.

ОАО «Костромагражданпроект» – компания, в которой уважают личность человека, ценят лучшие человеческие качества и черты. Эта компания может по праву считаться демократичной, так как давление руководителя на подчиненных не ощущается.

Компания «Костромагражданпроект»  имеет уже сложившуюся организационную культуру. Перед руководством «Костромагражданпроект» стоит задача сохранения и поддержания культуры, а также задача ее изменения и совершенствования. Важно понять, что процесс  изменения культуры организации требует тщательной подготовки. Изменения организационной структуры и методов управления всегда затрагивают условия жизни и деятельности людей.  Изменения всегда порождают чувство неуверенности.  От  способностей  менеджеров и всего коллектива,  которые должны проявить гибкость и изобретательность,  зависит, насколько безболезненно будут восприняты и пережиты эти изменения.

В работе произведен анализ культуры компании «Костромагражданпроект», предложены практические рекомендации по использованию результатов исследований. Менеджменту предприятия необходимо осуществить следующие изменения в организационной культуре: организовать конкурсы профессионального мастерства среди работников компании; установить льготы и поощрения для сотрудников, работающих в компании длительное время; расширить ассортимент услуг, оказываемых службами организации, своим сотрудникам; расширить выпуск рекламных материалов и сувенирных изделий для сотрудников компании и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. М.: Маркетинг, 2001. 39 с. - ISBN 5-94462-025-0.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации с изм. от 15.01.2014 г. // Справочно-правовая система  «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Посл. Обновление 24.12.2014 г.
  3. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом [Текст] / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш. - М.: Интерпрессервис, 2012. -350с. - ISBN 5-279-02209-8.
  4. Бизюкова, И.В. Кадры управления: подбор и оценка [Текст] /И.В. Бизюкова. -М.: Экономика, 2011. -212с. - IBSN: 5-94074-156-8.
  5. Веснин,  В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе  [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: Юристъ, 2013. - 496 с. - IBSN 5-85504-008-9.
  6. Гавриленко, В.Г. Комментарий законодательства о труде [Текст] /В.Г Гавриленко и др. -М.: Право, 2011. -624с. - IBSN: 5-902172-13-06.
  7. Галенкова, В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий [Текст] /В.П. Галенкова. -СПб.: СПбУЭФ, 2012. -312с.- IBSN 5-89035-399-3.
  8. Десслер, Г. Управление персоналом [Текст] / Г. Дресслер: Пер. с английского. -М.: Бином, 2012. -432с.- IBSN:5-94955-045-5.
  9. Егоршин А.П. Управление персоналом [Текст] /А.П. Егоршин. - Н.Новгород: НИМБ, 2012. -607с. - IBSN: 978-5-902862-28-4.
  10. Кеник, К.И. Справочник по трудовому праву для работников кадровой и юридической службы [Текст] /  К.И. Кеник - М.: Амалфея, 2013. -351с. IBSN 5-89035-378-0.
  11. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом [Текст] / А.Я. Кибанов: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2011. -304с.- IBSN 5-7974-0034-0.
  12. Козлов,  А.А. Управление  персоналом в условиях переходной экономики [Текст] / А.А. Козлов. – М., ЮНИТИ, 2011. -154 с. IBSN: 978-5902-28-4.
  13. Комарова, Н.Д. Мотивация труда и повышение эффективности работы [Текст] / Н.Д. Комарова, А.Д. Юшкевич. –М., Филинъ, 2007. -151 с. IBSN 5-93406-503​-3.
  14. Норберт, Т. Развитие персонала как инструмент управления предприятием. [Текст] / Т. Норберт.-М.: Юнона-К,  2012. -236 с. - IBSN 5-89035-337-3.
  15. Оганесян, И.А. Управление персоналом организации [Текст] / И.А. Оганесян: Учебное пособие. -Мн.: Амалфея, 2012. -255с. - IBSN 5-283-02480-6.
  16. Одегов, Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала [Текст] / Ю.Г. Одегов: Учеб. пособие. -М.: Экзамен, 2011. -544с. - IBSN: 5-86404-185-8.
  17. Основы управления персоналом [Текст] / С.И. Самыгин, З.Г. Макиев. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. -412с.- IBSN 5-211-03287-0.
  18. Питерс, Т. Представьте себе! [Текст] / Т. Питерс. М.:Издательство BestBusinessBooks, 2012. -352 с. - IBSN 5-86793-406-3.
  19. Попова, Л. Кадровый аудит как система оценки человеческого потенциала компании [Текст] / Л. А. Попова. М. ИНФРА-М, 2012. -202 с. - IBSN 5-1598-0145-7.
  20. Приходченко, О.И. Кадры: подбор, аттестация и расстановка [Текст] / О.И., Приходченко, Г.Б. Шишко : Учебное пособие. -М.: Вуз-юнити, 2012. -158с. - IBSN 5-237-04456-5.- IBSN 978-0-596-52167-7.
  21. Рогожин, М.Ю. Организация кадровой работы предприятия [Текст] / М.Ю. Рогожин: Учебно-практическое пособие.  -М.: РДЛ, 2013. -271с. -IBSN: 2-85363-092​-7.
  22. Розанова,  В.А. Психология управления [Текст] / В.А. Розанова. -М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2012. -254с. - IBSN:5-94955-045-5.
  23. Румянцева, З.П. Менеджмент организации [Текст] / З.П. Румянцева и др. -М.: ИНФРА-М, 2012. -374с. - IBSN:5-​94955-038-2.
  24. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Г.В. Савицкая. -М.: Новое знание, 2011. -688с. - IBSN: 5-98124-005-9.
  25. Технологии кадрового менеджмента [Текст] / И.В.Мишурова, С.В. Крюков, и др. : Учебное пособие. -М.: ИКЦ "МарТ", 2014. -368с. - IBSN 978-5-386-00.
  26. Травин, В. В. Основы кадрового менеджмента [Текст] / В. В.Травин, В. А. Дятлов. - М.: Дело, 2012. -300 с. - IBSN 9-012-1958-48.
  27. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия [Текст] /В.В. Травин: Учебное пособие для вузов.  -М.: Дело, 2011. -272с. - IBSN:5-469-00932-7.
  28. Управление персоналом [Текст] / Под ред. А.А. Крылова. -М.: ЮНИТИ, 2012. -495с. - IBSN 5-98379-070-6.
  29. Управление персоналом [Текст] /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина :Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 2013. -423с. - IBSN 5-93406-503-3.
  30. Управление персоналом организации [Текст] /  Под ред. А.Я. Кибанова. -М.: ИНФРА-М, 2012 -365с. - IBSN: 5-8155-0051-8.
  31. Экономика предприятия [Текст] / Под ред. Н.А. Сафронова: Учебник. -М.: "Юристъ", 2011. -584с.- IBSN 5-238-00099​-5.
  32. Якушевский, Е.А Современные подходы к управлению персоналом [Текст] / Е.А. Якушевский. М.: Дело, 2010. – 159 с. - IBSN 9-012-1958-48.

Информация о работе Организационная культура