Организационная структура финансовой службы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Организационная структура направлена прежде всего на установлен четких взаимосвязей между отдельными подразделениями  фирмы, распределен между ними прав и ответственности. В ней реализуются  различные требования к совершенствованию  систем управления, выражающиеся в  тех или иных принципах. Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами  и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (средняя, мелкая, крупная); производственный профиль фирмы; характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Организационная структура финансовой службы предприятия………………..5
1.1. Цели и задачи финансовой службы……………………………………………..7
1.2. Организационная структура финансовой службы……………………………..8
2. Финансовые документы ………………………………………………………….12
2.1. Бухгалтерский баланс…………………...……………………………………...12
2.2. Отчет о прибылях и убытках…………………………………………………...13
3. Мониторинг финансового состояния……………………………………………16
4. Система мероприятий и улучшения финансового состояния …………………27
5. Налоговые режимы…...………………………………………………………..…39
5.1. Единый режим ……………...………………………………………………..…39
5.2. Упрощенный режим…………………………………………………………….46
5.3. Единый налог на вмененный доход…………………………...……………....59

Файлы: 1 файл

отчет по практике.docx

— 216.61 Кб (Скачать файл)

Отчет о движении денежных средств  должен раскрывать информацию о денежных потоках организации, характеризующую  источники поступления денежных средств и направления их расходования. Отчет содержит информацию, в которой  заинтересованы как собственники, так  и кредиторы. Собственники, располагая информацией о денежных потоках, имеют возможность более обоснованно  подойти к разработке политики распределения  и использования прибыли. Кредиторы  могут составить заключение о  достаточности средств у потенциального заемщика и его способности генерировать денежные средства, необходимые для  погашения обязательств.

Отчет о движении денежных средств  должен раскрывать информацию о потоках  денежных средств и их эквивалентов за период в разрезе текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности.

Порядок составления отчета о движении денежных средств в международной  практике (МСФО № 7) и в отечественной  практике по действующей форме № 4 существенно различаются.

Наибольшие расхождения связаны  с разделением денежных потоков  по отдельным видам деятельности. В форме № 4 финансовая деятельность сводится к движению денежных средств  в результате краткосрочных финансовых вложений: выпуска облигаций и  иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытия ранее приобретенных  на срок до 12 месяцев акций и других операций, учитываемых на счете "Финансовые вложения". Такой подход не соответствует  требованию составления отчета, заложенному  в международных стандартах МСФО, согласно которому финансовая деятельность рассматривается как внешнее  финансирование. С позиции возможности  использования отчета для целей  прогнозирования денежных потоков  соблюдение указанного требования очень  важно, поскольку позволяет разделить  денежный поток на чистый денежный поток, который был создан в результате текущей деятельности организации, и денежный поток в результате привлечения средств от собственников  или заимодавцев.

В соответствии с МСФО № 7 ("Отчет  о движении денежных средств") в  отчете отражаются изменения не только в денежных средствах, но и в денежных эквивалентах (краткосрочных, высоколиквидных  вложениях, легко обратимых в  определенную сумму денежных средств  и подвергающихся незначительному  риску изменения ценности).

В целом в российский правилах и  МСФО подход к составлению отчета о движении денежных средств сходный, но существуют значительные отличия  в методах подготовки информации (например, российские правила предусматривают  только прямой метод, а МСФО - прямой и косвенный).

Для составления отчета необходимо однозначное толкование ключевых терминов, характеризующих денежные средства и их эквиваленты, потоки денежных средств (денежные притоки), чистый денежный поток, текущую, инвестиционную и финансовую деятельность.

Определения терминов, используемых при составлении отчета:

  1. денежные средства - деньги в кассе и средства на счетах в банке (банках), которыми организация может свободно распоряжаться. Информация о средствах, замороженных на счетах организации, или иных средствах, которыми организация не может распорядиться самостоятельно, раскрывается в приложениях к отчету с тем, чтобы обеспечить взаимную увязку данного отчета и бухгалтерского баланса, отражающего полную величину денежных средств организации;
  2. эквивалентные денежные средства - высоколиквидные вложения, которые имеют короткий срок погашения (не более трех месяцев с даты приобретения) и могут быть обращены в денежные средства без существенной потери в сумме. 

Пример отчета о движении денежных средств (форма №4) см. приложение 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Мониторинг финансового состояния

Организации и осуществление мониторинга  финансового состояния предприятия  выступает в качестве одного из наиболее перспективных подходов в решении  проблемы информационного обеспечения  аппарата управления. Трудно переоценить  роль регулярного мониторинга финансового  состояния предприятия в управлении предприятием. Он дает возможность  осуществлять анализ и прогнозирование  экономических процессов, получая  оперативные и независимые оценки изменения экономической конъюнктуры  на макро-, региональной и микроуровнях.

Объективный мониторинг финансового  состояния предприятия позволяет  вовремя выявить критические  ситуации и неблагоприятные тенденции  и вовремя исправить положение, то есть все время «держать руку на пульсе» предприятия.

Мониторинг финансового предприятия, определяется как механизм осуществления  постоянного наблюдении за важнейшими текущими результатами финансовой деятельности в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры финансового рынка.

Целями построения системы мониторинга  финансового состояния на предприятии  являются:

  • своевременное выявление и анализ негативных тенденций финансового состояния предприятия;
  • предупреждение возникновения кризисных ситуаций;
  • обеспечение органов управления актуальной, достоверной и полной информацией с целью выработки оперативных и долгосрочных управленческих решений в области управления на различных уровнях.

Процесс диагностики, как правило, является достаточно трудоемким и не столько по техническим причинам, связанным с расчетом финансовых показателей, сколько из-за необходимости  правильной интерпретации результатов  диагностики. В самом деле, при  налаженной системе учета на предприятии  несложно автоматизировать расчет показателей, и посчитать их можно в таком  количестве, какое пожелает финансовый менеджер или его босс. Гораздо  сложнее разобраться в том, о  чем говорят эти показатели.

Мониторинг текущего состояния  предприятия осуществляется для  оперативной диагностики, которая  должна своевременно сигнализировать  о негативных тенденциях изменения  в деятельности предприятия. По этой причине финансовые показатели, используемые в мониторинге, должны быть высоко информативными. Вместе с тем, количество таких показателей  не должно быть очень велико. В противном  случае сложно будет их совместно  проанализировать и принять адекватное решение.

Есть еще одно достаточно специфическое  свойство системы показателей, которые  могут использоваться для мониторинга. Эти показатели должны отражать текущее  состояние и оперативную динамику предприятия. Каждому понятно, что "измерять" каждый месяц рентабельность активов  и делать на этой основе выводы о  текущем состоянии предприятия, вряд ли разумно. Этот показатель формируется  на протяжении всего года и по этой причине рассчитывать и анализировать  его следует, скорее всего, один раз  в году. В то же время показатель ликвидности, очевидно, следует рассчитывать и контролировать ежемесячно.

Количество и состав показателей  для мониторинга финансовый директор предприятия выбирает на основе собственных  представлений о важности влияния  тех или иных факторов на состояние  бизнеса. Для мониторинга следует  использовать те из них, которые определяют оперативные характеристики бизнеса, и сравнивать их во временном аспекте  имеет смысл не реже одного раза в месяц. И, наконец, на выбранные  показатели менеджмент предприятия  должен иметь возможность влиять на основе принятия тактических решений. По существу, мониторинг состояния  предприятия создает систему  раннего обнаружения надвигающегося кризиса, который потенциально грозит каждому предприятию.

Задача составления списка показателей  для мониторинга формально решается достаточно просто. Рассматриваются  все финансовые коэффициенты, распределенные по группам. Из каждой группы выбираются те показатели, которые подходят для  мониторинга по приведенным ранее  критериям. Не исключено, что из каких-либо групп финансовый менеджер не сможет выбрать ни одного показателя. Еще  раз подчеркнем, что задача выбора показателей для мониторинга  является индивидуальной, но, тем не менее, какие-то общие рекомендации все же могут быть даны. Далее  предлагается и обосновывается список показателей, которые автору удавалось  использовать для построения конкретных систем мониторинга на отечественных  предприятиях. Этот список образует систему  минимальной конфигурации. Другими  словами, чтобы достичь результата, необходимо контролировать как минимум  показатели из этого списка. Этот список может быть расширен и дополнен. Но, как говорит народная мудрость, "лучшее - враг хорошего". Не следует  увлекаться обилием показателей  для мониторинга.

Итак, система показателей для  мониторинга состояния предприятия, как минимум, должна включать следующие  финансовые коэффициенты:

  • тенденция изменения выручки;
  • относительный валовый доход;
  • средний период погашения дебиторской задолженности;
  • оборачиваемость товарно-материальных запасов;
  • коэффициент быстрой ликвидности.

Показатель тенденция изменения  выручки является наиболее важным, т. к. является индикатором благополучия предприятия.

На основании данных тренда выручки  оценивается коэффициент изменения  выручки, расчетная формула которого имеет вид:

 

 

 

Выручка часто имеет сезонный характер, который устанавливается на основе статистики прошлых периодов работы предприятия. Но чаще всего данный показатель отражает сравнение фактических  и плановых объемов продаж. Негативный тренд выручки - индикатор скорой потери прибыли и ликвидности  предприятия. Если выручка ниже плановых значений, то это означает потенциальную  невозможность покрыть операционные издержки, что вскоре может привести к потере платежеспособности предприятия. Вот список возможных причин негативного  тренда выручки:

  • отсутствие адекватной маркетинговой стратегии;
  • пассивный маркетинговый подход;
  • неэффективные средства продажи;
  • низкое качество товара;
  • неадекватное ценообразование;
  • плохое качество обслуживания клиентов;
  • устаревшие товары;
  • жесткая конкуренция.

Наблюдая негативное изменение  выручки, менеджмент предприятия должен принять адекватное решение, не дожидаясь  конца года, когда подводятся окончательные  итоги. В частности, возможно, следует  разработать новую маркетинговую  стратегию и план или же пересмотреть степень выполнения действующего плана. Необходимо помнить, что современная  рыночная среда является очень динамичной. Рыночные изменения требуют разработки новых стратегий: то, что вчера  было приемлемым, сегодня может оказаться  неэффективным.

В качестве наиболее очевидного тактического средства следует пересмотреть политику и менеджмент продаж. В частности, стоит усилить рекламу, ввести систему  вознаграждений (если ее нет), произвести организационные изменения в  системе продаж, организовать новые  маршруты доставки товара, создать  новые каналы продажи товара, произвести тренинг продавцов и т. д. Не следует  пренебрегать и средствами прямого  воздействия на потребителей. Можно, к примеру, увеличить количество телефонных звонков и количество разосланных проспектов потребителям. Выбор в качестве второго показателя относительного валового дохода, который рассчитывается по формуле:

 

 

 

вызван тем обстоятельством, что  данный показатель в наибольшей степени  характеризует наиболее динамичную характеристику бизнеса - себестоимость  проданных товаров. Если в составе  системы показателей мониторинга  использовать не относительный валовой  доход, а относительную операционную прибыль, то, тем самым, мы будем учитывать  административные и маркетинговые  издержки. В то же время, этот вид  издержек целесообразно учитывать  на годовом временном базисе, т. к. маркетинговые программы, к примеру, распределены неравномерно по месяцам  года, что обычно является проявлением  определенной маркетинговой стратегии. Следовательно, относительная операционная прибыль будет иметь закономерные колебания, что затруднит анализ и получение объективного вывода.

Данный показатель рассчитывается в целом для предприятия и  для каждого вида продукции. Последнее  дает возможность произвести сравнительный  анализ прибыльности в составе портфеля продукции предприятия. Наблюдая уменьшение данного показателя, менеджмент предприятия  должен осознавать, что это является следствием возрастающих издержек либо снижения производительности. Типичными  причинами возрастающих издержек могут  быть чрезмерные отходы и потери, рост цен на энергоносители, плохая политика закупок (завышенные цены на сырье, покупка  сырья низкого качества, чрезмерная зависимость от одного поставщика).

Снижение производительности предприятия  обычно связано с увеличением  длительности производственного цикла  и слабой организацией производственных потоков ресурсов (неэффективная  внутрифирменная логистика).

Для уменьшения себестоимости проданных  товаров необходимо, прежде всего, проанализировать структуру издержек по каждому виду продукции, пересмотреть уровни издержек и оценить пути их снижения, сделать  попытку перевести постоянные издержки в переменные, оценить последствия  отказа от производства видов продукции  с низким относительным валовым  доходом.

Еще раз подчеркнем тот факт, что  подобные мероприятия менеджмент предприятия  должен производить непрерывно по результатам  мониторинга в следующей последовательности: прошел месяц - если результаты неблагоприятные, планируем и осуществляем изменения - анализируем результаты следующего месяца - если нет улучшений, то прибегаем к новым изменениям - и так далее. По существу, мониторинг позволяет реализовать подход, приводящий к последовательности проб и ошибок, который, по-видимому, является единственным универсальным средством менеджмента.

Итак, первые два показателя характеризуют  тенденции изменения выручки  и прибыли. Теперь надо проанализировать факторы, которые "отвечают за деньги" - это показатели оборачиваемости. Всем понятно, что можно выгодно (с  большой прибылью) продать много  товара, но вся прибыль может при  этом "лечь на дебиторку". Поэтому  в качестве третьего показателя мониторинга  текущей деятельности предприятия  следует использовать показатель оборачиваемости  дебиторской задолженности, например, в виде среднего срока погашения  дебиторской задолженности. В отличие  от годового измерения, которое базируется на годовой выручке, здесь необходимо воспользоваться более коротким промежутком времени, например кварталом. В этом случае расчетная формула  для показателя будет иметь вид:

Информация о работе Организационная структура финансовой службы предприятия