Организационная структура финансовой службы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Организационная структура направлена прежде всего на установлен четких взаимосвязей между отдельными подразделениями  фирмы, распределен между ними прав и ответственности. В ней реализуются  различные требования к совершенствованию  систем управления, выражающиеся в  тех или иных принципах. Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами  и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (средняя, мелкая, крупная); производственный профиль фирмы; характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Организационная структура финансовой службы предприятия………………..5
1.1. Цели и задачи финансовой службы……………………………………………..7
1.2. Организационная структура финансовой службы……………………………..8
2. Финансовые документы ………………………………………………………….12
2.1. Бухгалтерский баланс…………………...……………………………………...12
2.2. Отчет о прибылях и убытках…………………………………………………...13
3. Мониторинг финансового состояния……………………………………………16
4. Система мероприятий и улучшения финансового состояния …………………27
5. Налоговые режимы…...………………………………………………………..…39
5.1. Единый режим ……………...………………………………………………..…39
5.2. Упрощенный режим…………………………………………………………….46
5.3. Единый налог на вмененный доход…………………………...……………....59

Файлы: 1 файл

отчет по практике.docx

— 216.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

В числителе этой формулы стоит  среднее арифметическое значение дебиторской  задолженности. Ясно, что квартал  в данном случае не является календарным, т. е., если, к примеру, мы рассчитываем средний срок погашения дебиторской  задолженности в феврале, то необходимо использовать выручку за период: декабрь  прошлого года - февраль текущего года. Данный показатель является очень информативным, т. к. служит мерой качества дебиторской  задолженности, показывая, насколько  быстро дебиторская задолженность  превращается в деньги. Чем меньше средний период погашения дебиторской  задолженности, тем лучше, поскольку  меньше "проблем с деньгами". Высокое значение показателя свидетельствует  о наличии проблем с дебиторами. Средний период погашения дебиторской  задолженности должен быть соизмерим  со сроком предоставления кредита дебитору. К типичным причинам большого значения периода погашения дебиторской  задолженности следует отнести  плохое управление дебиторской задолженностью, медленные продажи, приводящие к  высокому кредитному риску, а также "продажу каждому, кто постучится в дверь".

Следует учитывать сезонность данного  показателя. В самом деле, если вы производите и продает прохладительные  напитки или пиво, то оборачиваемость  дебиторской задолженности летом будет существенно выше, чем в осенне-зимний период. Поэтому "ухудшение" оборачиваемости дебиторской задолженности в этот период на самом деле не является таковым.

Обнаружив негативное изменение дебиторской  задолженности, необходимо продумать  пути ее улучшения. Первоочередной мерой  может стать пересмотр и изменение  существующей политики продажи в  кредит, для чего необходимо уплотнить  сроки кредитов, оценивать и контролировать потребителей, использовать скидки или  другую мотивацию для ускорения  платежей со стороны дебиторов.

Кроме того, необходимо пересмотреть и изменить процедуры получения  платежей. Для этого следует:

  • произвести временной анализ получения платежей;
  • делегировать одному из работников ответственность контроля получения платежей;
  • возможно, обратиться к факторинговой фирме с предложением, купить вашу дебиторскую задолженность;
  • списать часть безнадежных долгов как убытки периода.

Следующим фактором, который замораживает деньги предприятия в краткосрочной  перспективе, является неумелое управление товарно-материальными запасами. В  соответствии с этим в систему  мониторинга предприятия вводится показатель оборачиваемости товарно-материальных запасов, который может быть рассчитан  на различном временном базисе, начиная  от квартала и оканчивая годом. Представляется, что, несмотря на краткосрочность целей  мониторинга, расчет показателя оборачиваемости  товарно-материальных запасов следует  все же производить на основе показателей  за 12 месяцев. В самом деле, если продукция  предприятия имеет высокую сезонность, то использование 12 месяцев позволит "сгладить" оценку оборачиваемости, что, в свою очередь, позволит установить некоторое постоянное нормативное  значение показателя. Если же сезонных колебаний нет, то ухудшение управления запасами последнего месяца вызовет  ухудшение используемого показателя оборачиваемости, который рассчитывается на базисе 12 месяцев. Понятно, что предыдущие 11 месяцев будут "удерживать" показатель. Поэтому необходимо адаптировать критерий принятия решений к данной особенности, т. е. считать, к примеру, ухудшение  оборачиваемости на 5% критическим.

Для расчета данного показателя рекомендуется следующая формула:

 

 

Типичные причины низкой оборачиваемости  товарно-материальных запасов следует  искать в слишком большом объеме имеющихся (в т. ч. и устаревших) запасов, чрезмерно высокой номенклатуре товара, излишнем запасе сырья.

Для устранения негативных проявлений с оборачиваемостью товарно-материальных запасов необходимо, прежде всего, пересмотреть существующее положение по управлению запасами. В частности, следует:

  • создать систему контроля товарно-материальными запасами;
  • установить целевые уровни производства продукции разных групп (АВС-система);
  • продать излишние запасы даже с существенной скидкой;
  • списать с баланса запасы, утратившие ценность;
  • производить продукцию преимущественно по заказам (если характер бизнеса позволяет это сделать).

Не исключено, что необходимо также  пересмотреть существующее состояние  системы управления производством  и ввести эффективные технологии управления и контроля. Радикальным  и наиболее эффективным средством  здесь является внедрение интегрированной  системы управления и контроля производством MRP класса.

Замыкает минимальную систему  показателей мониторинга - показатель ликвидности, который дополняет  два предыдущих показателя оборачиваемости, т. к. выступает своеобразным противовесом. В самом деле, исходя из приведенных  ранее рассуждений, менеджер предприятия  должен стремиться к улучшению показателей  оборачиваемости. Одним из наиболее очевидных средств является уменьшение дебиторской задолженности и  товарно-материальных запасов. В то же время, это приводит к ухудшению  ликвидности предприятия и, стало  быть, к уменьшению возможности получения  выгодных кредитов.

Для характеристики ликвидности может  быть использован как коэффициент  общей ликвидности:

 

 

Так и коэффициент быстрой ликвидности:

 

 

 

По мнению автора, наиболее информативным  является второй из этих показателей. При этом следует учесть, что при  расчете не используется просроченная дебиторская задолженность.

Ухудшение ликвидности предприятия - это ранний симптом возможного банкротства. Кроме того, банки это  воспринимают как потерю надежности клиента и могут прекратить кредитование по овердрафту. Набор традиционных средств по улучшению ликвидности  предприятия включает увеличение денежных средств за счет: продажи излишних запасов, оборудования и активов; пересмотр  сроков и условий кредитов и займов, уменьшение кредиторской задолженности  за счет пересмотра и изменения политики закупок и действующих контрактов на закупки.

Следует еще раз подчеркнуть, что  в процессе управления оборотными средствами менеджмент предприятия должен принимать  компромиссное решение между  эффективным управлением дебиторской  задолженностью и товарно-материальными  запасами с одной стороны, и ликвидностью предприятия - с другой. Улучшая оборачиваемость  активов, мы неизбежно ухудшаем ликвидность. Достижение компромисса - дело чести  финансового менеджера и эта  задача решается в каждом конкретном случае по-разному, в т. ч. исходя из текущей конъюнктуры (нужно взять  кредит, и потому надо улучшить ликвидность) и стиля руководства. Последнее  немаловажно для выработки нормативов для показателей мониторинга.

Принципиально существуют два полярных способа управления бизнесом - консервативный, минимизирующий риск, и агрессивный, допускающий высокую степень  риска. В первом случае, менеджмент будет стремиться к увеличению ликвидности, в т. ч. за счет ухудшения оборачиваемости. Во втором случае, наоборот, менеджмент будет стараться заработать деньги "любым путем", максимально  увеличивая оборачиваемость, и не особенно обращая внимание на ликвидность. Эта  позиция оправдана тем, что денег, по-видимому, будет хватать (ведь оборачиваемость  велика) и не придется обращаться за кредитами, ну а с коммерческими  кредиторами "будем договариваться". В обоих случаях менеджмент будет  вынужден рассчитываться за свою манеру ведения бизнеса: консервативный менеджмент - процентами за банковские кредиты, а  агрессивный - уступками поставщикам  и потребителям.

Существует еще один показатель, который часто используется для  мониторинга. Это - производительность, или продуктивность (от американского Productivity) труда, которая представляет собой отношение выручки без  НДС к количеству работников предприятия (или фонду заработной платы). Почему данный показатель важен для мониторинга  текущего состояния бизнеса? Дело в  том, что стимулирование работников и привлечение новых трудовых ресурсов является одним из эффективных  средств увеличения выручки и  прибыли предприятия. В то же время  нельзя этим увлекаться, т. к. фонд объемов  выплат сотрудникам должен находиться в зависимости от того, какой объем  дополнительной прибыли эти работники смогут сгенерировать для предприятия. Существует также и обратная сторона этой медали. Нередко собственника возмущает то, что в структуре себестоимости предприятия начинает расти доля заработной платы. Дескать, в прошлом году было 7,5%, а сейчас уже около 8%. Следовательно, необходимо либо сократить людей, либо уменьшить их вознаграждение. Такой подход лишен здравого смыла, поскольку рост доли заработной платы должен быть, прежде всего, соизмерен с результатами такого увеличения. Именно по этой причине в систему мониторинга следует ввести показатель производительности труда, и анализировать его наряду с другими показателями.

Естественно возникает вопрос: почему мы не используем при мониторинге  показатели рентабельности и структуры  капитала, которые играют существенную роль в системе общей диагностики? Ответ прост и философичен: в  процессе мониторинга можно использовать и эти показатели, равно как  и все 42, которые рассчитываются в процессе ежегодного финансового  анализа предприятия. Но есть ли в  этом смысл? По-видимому, нет, и по двум причинам. Во-первых, рентабельность капитала "собирается" на протяжении всего  года (из-за колебания прибыли в  течение года) и какой смысл  лишний раз "расстраиваться" самому и волновать собственника по причине  уменьшения показателя рентабельности капитала в текущем месяце? Комплекс мер по улучшению ситуации не претерпит  существенного изменения, т. к. показатель относительного валового дохода просигнализирует об этом, и менеджмент адекватно  отреагирует.

Во-вторых, чем больше показателей, тем сложнее разобраться во всех хитросплетениях финансового состояния  предприятия, что неминуемо отразится  на разработке комплекса мер по улучшению  ситуации, который будет весьма запутанным. В результате этого, каждый месяц  менеджменту предприятия придется сталкиваться с ответственностью за принятие решений на стратегическом уровне. Все это может затруднить текущую работу.

В заключение остановимся на формальном представлении результатов мониторинга. Здесь может быть рекомендован подход, используемый в японских контрольных  картах (рисунок 1). Графически представляется динамика какого-либо показателя на фоне критического значения. Приближение к критическому значению визуально сигнализирует об ухудшении ситуации, а пересечение критического значения говорит о том, что необходимо срочно принимать корректирующие меры.

Рисунок1. Мониторинг срока погашения дебиторской задолженности

 

В представленном примере в течение  первых двух месяцев предприятие  было близко к критическому значению оборачиваемости дебиторской задолженности (ДЗ). Комплекс мер, предпринятых менеджментом предприятия, позволил снизить средний  срок погашения дебиторской задолженности  до приемлемого уровня. В то же время, в дальнейшем, начиная с июля месяца, предприятие не смогло управлять  ситуацией, в результате чего в августе  оборачиваемость ДЗ превысила критическое  значение. В результате, необходимо серьезно проанализировать причины  такого ухудшения и восстановить показатель до прежнего уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Система мероприятий и улучшения  финансового состояния

4.1 Сущность и функции финансов.

Конкурентоспособность и платежеспособность хозяйствующего субъекта определяются, прежде всего, рациональной организацией финансов. Рыночная экономика не только привела к усилению роли финансов в функционировании предприятия. Она определила для них новое место в системе хозяйствования. Большинство рыночных регуляторов относится к элементам финансового механизма, то есть входит в состав финансов. Финансы возникают с появлением денег. Деньги, выполняя роль средства обращения, становятся капиталом, то есть самовозрастающей стоимостью, или стоимостью, приносящей прибыль или доход. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений, как части производственных отношений.

Финансы как научное понятие  обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных  формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении  прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения  на предприятиях, или  о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

Но движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить  те общие свойства, которые характеризуют  внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Если отвлечься от многочисленных конкретных форм, в которых протекают  финансовые процессы, можно увидеть  то общее, что их объединяет - лежащие  в основе финансовых операций отношения  между различными участниками общественного  производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают  непосредственно в общественном производстве.

Экономические отношения исключительно  многообразны: они возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические  отношения, будучи представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую  категорию. Финансы, выражая реально  существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической  категории, заключается в том, что  они всегда имеют денежную форму  выражения. Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег - не может быть и финансов, так  как  последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

Информация о работе Организационная структура финансовой службы предприятия