Процесс функционирования любого предприятия
носит циклический характер. В
пределах одного цикла осуществляются:
привлечение необходимых ресурсов,
соединение их в производственном процессе,
реализация произведенной продукции
и получение конечных финансовых
результатов. В условиях рыночной экономики
происходит смещение приоритетов в
объектах и целевых установках системы
управления хозяйствующим субъектом.
Как известно, укрупненными и относительно
самостоятельными экономическими объектами,
составляющими сферу приложения
общих функций управления, являются
денежные средства (точнее финансовые
ресурсы), трудовые ресурсы, средства и
предметы труда. В централизованно
планируемой экономике приоритеты
в управлении этими объектами, как
правило, не расставлялись. Присущие этому
типу экономики тотальное планирование,
централизация, а также лимитированность
ресурсов предусматривали введение
жесткого их фондирования. Свобода
в манипулировании ресурсами, их
взаимозамещении была весьма ограниченной.
Кроме того, предприятия были поставлены
в жесткие финансовые рамки и
не могли выбирать наиболее рациональную
(на их взгляд) структуру всех используемых
ресурсов.
В условиях рыночной экономики эти
ограничения в значительной степени
снимаются (отменяются лимиты, снижается
роль централизованного снабжения
и др.), а эффективное управление
предполагает оптимизацию ресурсного
потенциала предприятия. В этой ситуации
резко повышается значимость эффективного
управления финансовыми ресурсами.
От того, насколько эффективно и
целесообразно они трансформируются
в основные и оборотные средства,
а также в средства стимулирования
рабочей силы, зависит финансовое
благополучие предприятия в целом,
его владельцев и работников. Финансовые
ресурсы в этих условиях приобретают
первостепенное значение, поскольку
это - единственный вид ресурсов предприятия,
трансформируемый непосредственно
и с минимальным временным
лагом в любой другой вид ресурсов.
В той или иной степени роль финансовых
ресурсов важна на всех уровнях управления
(стратегический, тактический, оперативный),
однако особое значение она приобретает
в плане стратегии развития предприятия.
Таким образом, управление финансами (финансовый
менеджмент) как одна из основных функций
аппарата управления приобретает ключевую
роль в условиях рыночной экономики.
Любой бизнес начинается с постановки
и ответа на следующие три ключевые
вопроса: 1) каковы должны быть величина
и оптимальный состав активов
предприятия, позволяющие достичь
поставленные перед предприятием цели
и задачи?; 2) где найти источники
финансирования и каков должен быть
их оптимальный состав?; 3) как организовать
текущее и перспективное управление
финансовой деятельностью, обеспечивающее
платежеспособность и финансовую устойчивость
предприятию?
Решаются эти вопросы в рамках
финансового менеджмента, являющегося
одной из ключевых подсистем общей
системы управления предприятием. Логика
ее функционирования представлена на
рис.3.
Рис. 3.
Структура и процесс функционирования
системы финансового управления на предприятии.
Организационная
структура системы управления финансами
хозяйствующего субъекта, а также
ее кадровый состав могут быть построены
различными способами в зависимости
от размеров предприятия и вида его
деятельности. Для крупной компании
наиболее характерно обособление специальной
службы, руководимой вице-президентом
по финансам (финансовым директором) и,
как правило, включающей бухгалтерию
и финансовый отдел.
На небольших предприятиях роль
финансового директора обычно выполняет
главный бухгалтер. Работа финансового
менеджера либо составляет часть
работы высшего звена управления
фирмы, либо связана с предоставлением
ему аналитической информации, необходимой
и полезной для принятия управленческих
решений финансового характера. Финансовый
менеджер постоянно сталкивается с проблемой
выбора источников финансирования. Особенность
ее состоит еще и в том, что обслуживание
того или иного источника обходится предприятию
неодинаково. Каждый источник финансирования
имеет свою цену, причем эта цена может
иметь и стохастическую природу.
Решения финансового характера
точны настолько, насколько хороша
и объективна информационная база.
Уровень объективности зависит
от того, в какой степени рынок
капиталов соответствует эффективному
рынку. Тем самым подчеркивается
исключительная важность функций, выполняемых
финансовым менеджером (в журнале
“Fortune” в 1976 г. отмечалось, что 25,3%
высшего персонала крупнейших американских
корпораций начинали свою деятельность
в области финансов). Вне зависимости от
организационной структуры фирмы финансовый
менеджер отвечает за анализ финансовый
проблем, принятие в некоторых случаях
решений или выработку рекомендаций высшему
руководству.
Логика выделения областей деятельности
финансового менеджера тесно
связана со структурой баланса, как
основной отчетной формой, отражающей
имущественное и финансовое состояние
предприятия (см. рис.5).
Рис.5.
Ключевые области деятельности финансового
менеджера
Выделенные направления деятельности
одновременно определяют и основные
задачи, стоящие перед менеджером.
Состав этих задач может быть
детализирован следующим образом.
В рамках первого направления осуществляется
общая оценка:
- активов предприятия и источников их формирования;
- величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;
- источников дополнительного финансирования;
- системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
Второе направление предполагает
детальную оценку:
- объема требуемых финансовых ресурсов;
- формы их представления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность);
- степени доступности и времени представления (доступность финансовых ресурсов может определяться условиями договора; финансы должны быть доступны в нужном объеме и в нужное время);
- стоимости обладания данным видом ресурсов (процентные ставки, прочие формальные и неформальные условия предоставления данного источника средств);
- риска, связанного с данным источником средств.
Третье направление предусматривает
анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных
решений инвестиционного характера:
- оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);
- целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура;
- оптимальность оборотных средств;
- эффективность финансовых вложений.
Принятие решений с использованием
приведенных оценок выполняется
в результате анализа альтернативных
решений, учитывающих компромисс между
требованиями ликвидности, финансовой
устойчивости и рентабельности.
Выделение основных задач финансового
менеджмента также в значительной
степени определяется содержанием
бухгалтерской отчетности (см. рис.6).
Рис. 6. Структуризация содержания финансового
управления на предприятии.
Сформулируем систему целей, определяющих
признаки успешного финансового
управления:
- выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;
- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
- максимизация “цены” фирмы;
- приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;
- рост объемов производства и реализации;
- максимизация прибыли;
- минимизация расходов.
Приоритетность той или иной
цели определяется самим предприятием
исходя из складывающейся ситуации.
Цели реализуются путем применения
различных финансовых инструментов.
Существуют различные подходы к
трактовке понятия “финансовый
инструмент”. В наиболее общем виде
под финансовым инструментом понимается
любой контракт, по которому происходит
одновременное увеличение финансовых
активов одного предприятия и
финансовых обязательств другого предприятия.
Финансовые инструменты подразделяются
на первичные (денежные средства, ценные
бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность
по текущим операциям) и вторичные, или
производные (финансовые опционы, фьючерсы,
форвардные контракты).
Существует и более упрощенная
трактовка понятия “финансовый
инструмент”. В соответствии с ней
выделяют три основные категории
финансовых инструментов: денежные средства
(средства в кассе и на расчетном
счете, валюта), кредитные инструменты
(облигации, фьючерсы, опционы и др.)
и способы участия в уставном
капитале (акции и паи).
Методы финансового управления
многообразны. Основными из них являются:
прогнозирование, планирование, налогообложение,
страхование, самофинансирование, кредитование,
система расчетов, система финансовой
помощи, система финансовых санкций,
система амортизационных отчислений,
система стимулирования, принципы ценообразования,
трастовые операции, залоговые операции,
трансфертные операции, факторинг, аренда,
лизинг. Составным элементом приведенных
методов являются специальные приемы
финансового управления: кредиты, займы,
процентные ставки, дивиденды, котировка
валютных курсов, акциз, дисконт и
др. Основу информационного обеспечения
системы финансового управления
составляет любая информация финансового
характера:
- бухгалтерская отчетность;
- сообщения финансовых органов;
- информация органов банковской системы;
- информация товарных, фондовых и валютных бирж;
- прочая информация.
Техническое обеспечение системы
финансового управления является самостоятельным
и весьма важным ее элементом. Многие
современные системы, основанные на
безбумажной технологии (межбанковские
расчеты, взаимозачеты, расчеты с
помощью кредитных карточек и
др.), невозможны без применения сетей
ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных
пакетов прикладных программ.
Функционирование любой системы
финансового управления осуществляется
в рамках действующего правового
и нормативного обеспечения. Сюда относятся:
законы, указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ, приказы и распоряжения
министерств и ведомств, лицензии,
уставные документы, нормы, инструкции,
методические указания и др.
5.
Налоговые режимы
Легальное понятие
специального налогового режима
содержится в ст. 18 НК РФ. Специальный
налоговый режим - это особый
порядок исчисления и уплаты
налогов и сборов в течение
определенного периода времени,
применяемый в случаях и в
порядке, установленных НК РФ
и принимаемыми в соответствии
с ним федеральными законами.
К специальным налоговым режимам,
применяемым индивидуальными предпринимателями,
относятся упрощенная система
налогообложения, единый налог
на вмененный доход, система
налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
К специальным
налоговым режимам, которые вводятся
в действие законами субъектов
Российской Федерации, относятся
система налогообложения в виде
единого налога для отдельных
видов деятельности и система
налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный
налог). Особенность данных налоговых
режимов состоит в том, что
они являются обязательными для
применения и предприниматели
не имеют права отказаться
от их использования.
5.1
Единый режим
Общие условия применения системы
налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного
налога)
- Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее в настоящей главе - единый сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
- Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой.
- Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющие<span class="