Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:33, курсовая работа
Строение организации отражает ее структурная схема. Объединение организации в единое целое связано с использованием систем информации и механизмов связи, дополняющих ее структурную схему. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц. Однако она не учитывает такой фактор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и его координацию. Именно поведение персонала определяет эффективность функционирования организационной структуры в большей мере, чем формальное распределение функций между подразделениями. Организационную структуру любой организации следует рассматривать с учетом разных критериев
Введение
Глава 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие и принципы построения организационной структуры управления
1.2 Классификации организационных структур управления
1.2.1 Классификация типов организационных структур управления
1.2.2 Классификация видов организационных структур управления
1.3 Принципы проектирования организационных структур управления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ организационной СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ПИинии ВТ «Ленаэропроект»
2.1 Общая характеристика деятельности организации
2.2 Характеристика организационной структуры ОАО «ПИинии ВТ «Ленаэропроект»
2.3 Оценка эффективности функционирования существующей организационной структуры
ГЛАВА 3. Рекомендации по СОВЕРШЕНСТВОВАНИю организационной СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ПИинии ВТ «Ленаэропроект»
3.1 Обоснование необходимости совершенствования организационной структуры управления
3.2 Основные направления совершенствования организационной структуры управления ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»
3.3 Разработка положений о подразделениях и должностных инструкций
Заключение
Список используемой литературы
1. Организационная структура
управления должна, прежде всего,
отражать цели и задачи
2. Следует предусматривать
оптимальное разделение труда
между органами управления и
отдельными работниками,
3. Формирование структуры
управления надлежит связывать
с определением полномочий и
ответственности каждого
4. Между функциями и
обязанностями, с одной
5. Организационная структура
управления призвана быть
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.
Главный фактор, «задающий»
возможные контуры и параметры
структуры управления - сама организация.
Известно, что организации различаются
по многим критериям. Большое разнообразие
организаций в Российской Федерации
предопределяет множественность подходов
к построению управленческих структур.
Подходы эти различны в организациях
коммерческих и некоммерческих, крупных,
средних и малых, находящихся
на разных стадиях жизненного цикла,
имеющих разный уровень разделения
и специализации труда, его кооперирования
и автоматизации, иерархических
и «плоских», и так далее. Очевидно,
что структура управления крупными
предприятиями более сложна по сравнению
с той, какая нужна небольшой
фирме, где все функции менеджмента
подчас сосредотачиваются в руках
одного - двух членов организации (обычно
руководителя и бухгалтера), где
соответственно нет необходимости
проектировать формальные структурные
параметры. По мере роста организации,
а значит, и объема управленческих
работ, развивается разделение труда,
и формируются
Важно обратить внимание на сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается, или происходит ее реорганизация.
На формирование структуры управления оказывают влияние изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, (концерна, ассоциации и т.п.) происходит перераспределение управленческих функций (часть функций централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.
Важный фактор формирования
управленческих структур - уровень
развития на предприятии информационной
технологии. Общая тенденция к
децентрализации «электронного
интеллекта», то есть к росту числа
персональных компьютеров при одновременном
расширении использования на уровне
предприятия локальных сетей, ведет
к ликвидации или сокращению объема
работ по ряду функций на среднем
и низовом уровне. Это относится,
прежде всего, к координации работы
подчиненных звеньев, передаче информации,
обобщению результатов
Большинство организаций
непрерывно совершенствуют свои организационные
структуры. В настоящее время
характерно сокращение числа управленческих
уровней: переход от 8-12 управленческих
уровней к 4-5, т.е. сокращение числа
промежуточных звеньев между
главным управляющим и
1.2 Классификации организационных
структур управления
1.2.1 Классификация типов
организационных структур
В современной теории менеджмента
выделяются два типа управления организациями:
бюрократический и
Исторически первым сформировался
бюрократический тип. Соответствующую
концепцию подхода к построению
организационных структур разработал
в начале XX столетия немецкий социолог
Макс Вебер. Он предложил нормативную
модель рациональной бюрократии, кардинальным
образом менявшую ранее действовавшие
системы коммуникации, отчетности,
оплаты труда, структуры работы, отношений
на производстве. В основе этой модели
- представление о предприятиях как
об "организованных организациях",
предъявляющих жесткие
- четкое разделение
труда, использование на
- иерархичность управления,
при которой нижестоящий
- наличие формальных
правил и норм, обеспечивающих
однородность выполнения
- дух формальной обезличенности,
характерной для выполнения
- осуществление найма
на работу в соответствии с
квалификационными
Главные понятия бюрократического
типа структуры управления - рациональность,
ответственность и
Бюрократические структуры
управления показали свою эффективность,
особенно в крупных и сверхкрупных
организациях, в которых необходимо
обеспечивать слаженную, четкую работу
больших коллективов людей, работающих
на единую цель. Эти структуры позволяют
мобилизовать человеческую энергию
и кооперировать труд людей при
решении сложных проектов, в массовом
и крупносерийном производстве. Однако
им присущи недостатки, особенно заметные
в контексте современных
Еще один недостаток структур бюрократического типа - невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации.
Органический тип
В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой организации труда. Сравнительная характеристика бюрократического и органического типов структур управления представлена в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика типов структур управления [10]
Бюрократический тип
Органический тип
Четко определенная иерархия
Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем
Система обязанностей и прав Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований
Разделение каждой задачи на ряд процедур Процессный подход к решению проблем
Обезличенность во взаимоотношениях Возможность самовыражения, саморазвития
Жесткое разделение трудовых функций Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами
Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления. Речь идет о следующих чертах [32]:
- решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях;
- обстоятельствами, которые
принимаются во внимание при
обсуждении проблем, являются
доверие, а не власть, убеждение,
а не команда, работа на
- главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации;
- творческий подход
к работе и кооперация
- правила работы формулируются
в виде принципов, а не
- распределение работы
между сотрудниками
- имеет место постоянная
готовность к проведению в
организации прогрессивных
Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех.
Реальный переход к
органическому типу структуры управления
требует серьезной
Необходимо отметить, что
органический тип структуры управления
находится лишь в начальной фазе
своего развития, и в "чистом" виде
его используют пока немногие организации.
Но элементы этого подхода к структуре
управления получили довольно широкое
распространение, особенно в тех
компаниях, которые стремятся
1.2.2 Классификация видов
организационных структур
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними. Различают связи [26]:
- линейные (административное подчинение);
- функциональные (по сфере
деятельности без прямого
- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
Информация о работе Организационная структура управления предприятия