Организационное поведение в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение организационного поведения с теоретической и практической точки зрения. В соответствие с поставленной целью, обозначим задачи данной работы:
- изучение основных теоретических аспектов: моделей организационного поведения, методов изучения, и т.п.;
- изучение опыта российских и зарубежных компаний;
- рассмотрение проблемы организационного поведения на конкретном примере.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 123.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФГБОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА «Менеджмент»

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Теория организации и организационное поведение»

«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ»

 

 

 

 

                 Выполнил: магистрант

  группы  МЭм51

                  Решетников Ю.А.

Проверил: д.с.-х.н., профессор

   Муртазаева Р.Н

 

Волгоград 2013

ВВЕДЕНИЕ

С раннего детства человек  имеет дело со многими организациями, и становится членом некоторых из них. Организации разного рода - существеннейшая  и определяющая часть внешней  среды человека, форма, в которую  облекаются разнообразные группы и  сообщества людей (социальные, рабочие, профессиональные, национальные, культурные и другие). Это те сложные элементы, которые в значительной степени  определяют сущность и специфику  нации, государства, человечества. От поведения  и отдельных поступков организации, а также отдельных людей, входящих в организации и олицетворяющих их, зависят благополучие и сама жизнь многих людей на земле и  даже существование человечества.

Столь высокое значение организации  в жизни человечества определяет высокий уровень интереса к ним  самим и к тому, что определяет их поведение. Эти вопросы волнуют  и каждого человека, в силу необходимости  или по доброй воле вступающего во взаимоотношения с организациями, и представителей интересов многочисленных групп и организаций, также вынужденных  или желающих вступить во взаимодействие с другими организациями.

Целью данной курсовой работы является изучение организационного поведения  с теоретической и практической точки зрения. В соответствие с  поставленной целью, обозначим задачи данной работы:

- изучение основных теоретических  аспектов: моделей организационного  поведения, методов изучения, и  т.п.;

- изучение опыта российских  и зарубежных компаний;

- рассмотрение проблемы организационного поведения на конкретном примере.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

    1. Понятие организационного поведения

 

В начале 60-х годов XX века возник термин «организационное поведение». В то время объединились несколько направлений научных дисциплин, занимающихся объяснением поведения людей и групп в организации, а также организаций во внешней среде. Исторический обзор поля исследований достаточно ясно показывает, что организационное поведение появилось из таких дисциплин, как психология и социальная психология, социология труда, теория и социология организаций, исследование бизнеса, наука управления (администрирование), этика и право.

Помимо этого существует определенный социокультурный фон  проявления подлежащего изучению феномена. Например, по мнению Е.Г. Молл, в России особенности организационного поведения  сейчас проявляются в процессе следующих  постоянных изменений социально-экономической  среды:

- изменение связей и  отношений, ранее долгое время  сохранявших устойчивость;

- изменение старых организаций  и возникновение новых; 

- значительное расширение  международных связей и появление  на этой основе сети иностранных  предприятий и филиалов транснациональных  компаний на территории страны;

- выдвижение уровня неопределенности  и риска в деловой сфере; 

- криминализация бизнеса. 

Организационное поведение - дисциплина, изучающая поведение  людей в организациях (как индивидов, так и групп).

Предметом организационного поведения выступают основные закономерности и детерминанты, определяющие поведение  людей в тех или иных ситуациях  в условиях труда и общения.

Знание основ организационного поведения помогает повысить эффективность  трудовой деятельности, так как взаимоотношения  людей в организации - немаловажный фактор, влияющий на конечный результат, преследуемый организацией.

Организационное поведение  является научной дисциплиной, соответственно имеет свои теории, применяемые на практике .

Сегодня в менеджменте отслеживается тенденция повышенного внимания к человеческим ресурсам. Следовательно, современному руководителю необходимы такие навыки и знания, которые помогут более эффектно использовать человеческие ресурсы, предотвращая конфликты, стрессы и различные организационные дисфункции.

Существует много определений  организационного поведения, в том  числе следующее: это комплексная  прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организаций в целом  в сложной динамичной среде.

В любой области, которая  имеет дело с развивающимся человеческим феноменом, нельзя исключать подходы, требующие рассмотрения разногласий и конфликтов. Организационное поведение, несомненно, находится под воздействием сил, которые тянут его в разных направлениях.

Организационное поведение - это предмет, который разветвился  на множество разных направлений. С  одной стороны, с точки зрения своих психологических социологических  основ, он стремится объяснить организационные явления, как это делает любая другая фундаментальная дисциплина.

1 Организационное поведение. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Э.М. Короткова и проф. А.Н. Силина. – Тюмень: Вектор Бук, 2008 - 308 с.

Организационное поведение - развивающаяся наука, в которой  не только имеется множество подходов и школ, дающих ответы на запросы  практики управления, но и остается много открытых вопросов, предполагающих дальнейшее совершенствование. Это  комплексная прикладная наука о  поведении субъектов организации - людей, групп, коллектива в целом - в изменяющейся внешней среде. Эти  субъекты организаций являются объектами  исследования, но в силу присущей им активности, в силу их живой природы  воспринимать их в качестве просто "объектов" методологически неверно, так же как неверно говорить, что  процесс управления их поведением сводится к воздействию на них: более адекватным понятием представляется слово "взаимодействие". Сами же объекты исследования правильнее воспринимать как объект-субъект. Предметом  исследования в организационном  поведении являются закономерности поведения и социальные, социально-экономические  и психологические факторы, определяющие поведение людей в организациях и организаций во внешней среде.

1.2 Организационное  поведение как научная дисциплина

В XXI в. происходят значительные изменения во взглядах на оценку важности тех или иных управленческих концепций. Сегодня менеджер работает в условиях, когда на него постоянно воздействует большое число факторов, затрудняющих выработку и принятие эффективных  управленческих решений.

Современные проблемы менеджмента, к которым относятся значительные изменения в сфере производства, структуре мирового товарооборота, в структуре трудовых ресурсов, природе  труда и технологий, глобализация, возрастание роли общественных организаций  и т.д., резко усилили внимание к человеку, его психологии, социальному  окружению как движущим силам, которые  могут существенно повлиять на эффективность  деятельности организации.

Организационное поведение  представляет собой отрасль знаний, сущность которой состоит в систематическом  и научном анализе поведения  отдельных личностей, групп, организаций  с целью понимания, прогнозирования  и улучшения показателей работы индивидуумов и, в конечном итоге, организаций, частью которых они являются.

Сущность организационного поведения заключается в описании, осознании, прогнозировании и управлении определенными явлениями и процессами.

Предметом организационного поведения выступает взаимосвязь  системы управления на всех уровнях.

Отличительной особенностью организационного поведения является междисциплинарный подход к его  изучению.

Теоретическая база организационного поведения базируется на достижениях  психологии, социологии, экономики, истории  и философии. В свою очередь организационное  поведение представляет основу для  изучения целого комплекса управленческих дисциплин.

Организационное поведение  включает следующие основные компоненты (рис. 1.1):

Рисунок 1.1 Сфера организационного поведения

Организационное поведение  как новая научная дисциплина начала развиваться в конце 50 —  начале 60-х годов XX столетия. С того времени была создана унифицированная  система знаний, теоретических и  практических разработок, которая определяется термином «организационное поведение». Организационное поведение вобрало  в себя такие дисциплины, как производственный инжиниринг, социальная психология, социология труда, исследование бизнеса, теория управления и право.

В XXI в. организационное поведение  становится одной из самых важных управленческих дисциплин, знание которой  позволяет эффективно управлять  и людьми, и организациями.

           1.3 Роль и место организационного поведения в системе наук и практике управления

Организационное поведение  как наука и как область  для изучения состоит из двух составляющих:

- поведение организаций  как таковых, проявляющееся по  отношению к людям и группам  внутри организации и к субъектам  внешней среды организации; 

- поведение людей в  этих организациях, проявляющееся  по отношению друг к другу  и к организации в целом. 

Несмотря на то что представление  о поведении чаще всего относится  к живым организмам, его правомерно использовать и в отношении организаций.

В большинстве отечественных  исследований человеческое поведение  понимается как совокупность совершаемых  человеком поступков. Поступок как  единица поведения выражает отношение  человека к другим людям и моральным  нормам общества. Психологический словарь  трактует поступок как социально  оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено 

Дорофеев, В.Д. Организационное  поведение: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Ю.Ю. Частухина. – Пенза: Изд-во ун-та, 2004. – 142с.

Аширов, Д.А. Организационное  поведение: учеб. пособие, 2006. - 360 с.

мотивам и целям человека. В нем проявляется личность: ее направленность, ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. В соответствии с социальными требованиями, этическими и правовыми нормами поступок может быть оценен как нравственный или безнравственный.

Организационное поведение  проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях:

- поведение индивидуумов  как членов организации; 

- поведение групп, команд  и других организационных группировок,  характеризующихся общением "лицом  к лицу", таких как клики  или кружки друзей;

- поведение организационных  единиц, таких как клики или  кружки друзей;

- поведение взаимосвязанных  групп организаций; 

- поведение организации  во внешней среде и т.д. 

Под организацией традиционно  понимается объединение людей, совместно  реализующих определенные цели и  действующих на основе принятых правил и норм. По мнению В.Н. Глумакова, несмотря на многообразие организаций, все они  имеют общие параметры, каждый из которых в той или иной мере определяет организационное поведение:

- цели организации; 

- организационная структура; 

- внутренняя и внешняя  среда; 

- совокупность ресурсов;

- нормативная и правовая  основа;

- организационная культура.

Эффективное достижение поставленных в организации целей предполагает диагностику и управление организационным  поведением, что и является практической стороной соответствующей науки.

Современный западный менеджмент как наука занимается в значительной степени организационным поведением. Это происходит ввиду относительной  исчерпанности потенциала материальных ресурсов в качестве решающего фактора  в конкурентной борьбе. Действительно, средства производства любой организации, новинки науки и техники становятся продукцией массового производства буквально через считанные дни после их изобретения, в то время как изощренность человеческой мысли, потенциал персонала не имеет границ. Кроме того, в странах с развитым рынком затраты на персонал являются наиболее весомой частью издержек на производство (до 40% и более).

Этим можно объяснить  тот факт, что современный менеджмент, призванный обеспечить достижение целей  организации (конкурентоспособность, рентабельность, прибыль, развитие и  т.п.) путем управления всеми видами ресурсов, основное внимание уделяет  человеческим ресурсам, т.е. людям.

Одно из распространенных определений менеджмента в странах  с развитым рынком - это "процесс  планирования, организации, мотивации  и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через  других людей". Но "в общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация". Это означает, что объектом управления являются все виды используемых ресурсов.

Информация о работе Организационное поведение в менеджменте