Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организационного поведения с теоретической и практической точки зрения. В соответствие с поставленной целью, обозначим задачи данной работы:
- изучение основных теоретических аспектов: моделей организационного поведения, методов изучения, и т.п.;
- изучение опыта российских и зарубежных компаний;
- рассмотрение проблемы организационного поведения на конкретном примере.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФГБОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА «Менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория организации и организационное поведение»
«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ»
Выполнил: магистрант
группы МЭм51
Решетников Ю.А.
Проверил: д.с.-х.н., профессор
Муртазаева Р.Н
Волгоград 2013
ВВЕДЕНИЕ
С раннего детства человек
имеет дело со многими организациями,
и становится членом некоторых из
них. Организации разного рода - существеннейшая
и определяющая часть внешней
среды человека, форма, в которую
облекаются разнообразные группы и
сообщества людей (социальные, рабочие,
профессиональные, национальные, культурные
и другие). Это те сложные элементы,
которые в значительной степени
определяют сущность и специфику
нации, государства, человечества. От поведения
и отдельных поступков
Столь высокое значение организации
в жизни человечества определяет
высокий уровень интереса к ним
самим и к тому, что определяет
их поведение. Эти вопросы волнуют
и каждого человека, в силу необходимости
или по доброй воле вступающего во
взаимоотношения с
Целью данной курсовой работы является изучение организационного поведения с теоретической и практической точки зрения. В соответствие с поставленной целью, обозначим задачи данной работы:
- изучение основных
- изучение опыта российских и зарубежных компаний;
- рассмотрение проблемы организационного поведения на конкретном примере.
В начале 60-х годов XX века возник термин «организационное поведение». В то время объединились несколько направлений научных дисциплин, занимающихся объяснением поведения людей и групп в организации, а также организаций во внешней среде. Исторический обзор поля исследований достаточно ясно показывает, что организационное поведение появилось из таких дисциплин, как психология и социальная психология, социология труда, теория и социология организаций, исследование бизнеса, наука управления (администрирование), этика и право.
Помимо этого существует
определенный социокультурный фон
проявления подлежащего изучению феномена.
Например, по мнению Е.Г. Молл, в России
особенности организационного поведения
сейчас проявляются в процессе следующих
постоянных изменений социально-
- изменение связей и отношений, ранее долгое время сохранявших устойчивость;
- изменение старых организаций и возникновение новых;
- значительное расширение
международных связей и
- выдвижение уровня
- криминализация бизнеса.
Организационное поведение - дисциплина, изучающая поведение людей в организациях (как индивидов, так и групп).
Предметом организационного поведения выступают основные закономерности и детерминанты, определяющие поведение людей в тех или иных ситуациях в условиях труда и общения.
Знание основ организационного поведения помогает повысить эффективность трудовой деятельности, так как взаимоотношения людей в организации - немаловажный фактор, влияющий на конечный результат, преследуемый организацией.
Организационное поведение является научной дисциплиной, соответственно имеет свои теории, применяемые на практике .
Сегодня в менеджменте отслеживается тенденция повышенного внимания к человеческим ресурсам. Следовательно, современному руководителю необходимы такие навыки и знания, которые помогут более эффектно использовать человеческие ресурсы, предотвращая конфликты, стрессы и различные организационные дисфункции.
Существует много определений организационного поведения, в том числе следующее: это комплексная прикладная наука об управлении поведением человека в организации на основе теории и систематического научного анализа действий отдельных людей, групп и организаций в целом в сложной динамичной среде.
В любой области, которая имеет дело с развивающимся человеческим феноменом, нельзя исключать подходы, требующие рассмотрения разногласий и конфликтов. Организационное поведение, несомненно, находится под воздействием сил, которые тянут его в разных направлениях.
Организационное поведение
- это предмет, который разветвился
на множество разных направлений. С
одной стороны, с точки зрения
своих психологических
1 Организационное поведение. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Э.М. Короткова и проф. А.Н. Силина. – Тюмень: Вектор Бук, 2008 - 308 с.
Организационное поведение
- развивающаяся наука, в которой
не только имеется множество подходов
и школ, дающих ответы на запросы
практики управления, но и остается
много открытых вопросов, предполагающих
дальнейшее совершенствование. Это
комплексная прикладная наука о
поведении субъектов
1.2 Организационное
поведение как научная
В XXI в. происходят значительные изменения во взглядах на оценку важности тех или иных управленческих концепций. Сегодня менеджер работает в условиях, когда на него постоянно воздействует большое число факторов, затрудняющих выработку и принятие эффективных управленческих решений.
Современные проблемы менеджмента,
к которым относятся
Организационное поведение
представляет собой отрасль знаний,
сущность которой состоит в
Сущность организационного
поведения заключается в
Предметом организационного
поведения выступает
Отличительной особенностью организационного поведения является междисциплинарный подход к его изучению.
Теоретическая база организационного поведения базируется на достижениях психологии, социологии, экономики, истории и философии. В свою очередь организационное поведение представляет основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин.
Организационное поведение включает следующие основные компоненты (рис. 1.1):
Рисунок 1.1 Сфера организационного поведения
Организационное поведение
как новая научная дисциплина
начала развиваться в конце 50 —
начале 60-х годов XX столетия. С того
времени была создана унифицированная
система знаний, теоретических и
практических разработок, которая определяется
термином «организационное поведение».
Организационное поведение
В XXI в. организационное поведение становится одной из самых важных управленческих дисциплин, знание которой позволяет эффективно управлять и людьми, и организациями.
1.3 Роль и место организационного поведения в системе наук и практике управления
Организационное поведение как наука и как область для изучения состоит из двух составляющих:
- поведение организаций
как таковых, проявляющееся по
отношению к людям и группам
внутри организации и к
- поведение людей в этих организациях, проявляющееся по отношению друг к другу и к организации в целом.
Несмотря на то что представление о поведении чаще всего относится к живым организмам, его правомерно использовать и в отношении организаций.
В большинстве отечественных исследований человеческое поведение понимается как совокупность совершаемых человеком поступков. Поступок как единица поведения выражает отношение человека к другим людям и моральным нормам общества. Психологический словарь трактует поступок как социально оцениваемый акт поведения, совершение которого подчинено
Дорофеев, В.Д. Организационное поведение: учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Ю.Ю. Частухина. – Пенза: Изд-во ун-та, 2004. – 142с.
Аширов, Д.А. Организационное поведение: учеб. пособие, 2006. - 360 с.
мотивам и целям человека. В нем проявляется личность: ее направленность, ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. В соответствии с социальными требованиями, этическими и правовыми нормами поступок может быть оценен как нравственный или безнравственный.
Организационное поведение проявляет себя в следующих формах, аспектах, явлениях:
- поведение индивидуумов как членов организации;
- поведение групп, команд
и других организационных
- поведение организационных единиц, таких как клики или кружки друзей;
- поведение взаимосвязанных групп организаций;
- поведение организации во внешней среде и т.д.
Под организацией традиционно понимается объединение людей, совместно реализующих определенные цели и действующих на основе принятых правил и норм. По мнению В.Н. Глумакова, несмотря на многообразие организаций, все они имеют общие параметры, каждый из которых в той или иной мере определяет организационное поведение:
- цели организации;
- организационная структура;
- внутренняя и внешняя среда;
- совокупность ресурсов;
- нормативная и правовая основа;
- организационная культура.
Эффективное достижение поставленных
в организации целей
Современный западный менеджмент
как наука занимается в значительной
степени организационным
Этим можно объяснить тот факт, что современный менеджмент, призванный обеспечить достижение целей организации (конкурентоспособность, рентабельность, прибыль, развитие и т.п.) путем управления всеми видами ресурсов, основное внимание уделяет человеческим ресурсам, т.е. людям.
Одно из распространенных
определений менеджмента в