Организационно-методические принципы сертификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

«Сертификация продукции» выбрана не случайно, так как сертификация является одним из важнейших механизмов управления качеством, дающим возможность объективно оценить продукцию (услуги), предоставить потребителю подтверждение ее безопасности, экологической чистоты, а также повысить ее конкурентоспособность.
«За рубежом безопасность продукции для человека и окружающей среды давно подтверждается сертификацией, и хотя стоимость ее довольно высока, изготовитель вынужден получать сертификаты, чтобы иметь рынок сбыта и избегать потерь при продаже своей продукции.

Содержание работы

Введение 3
1. Правовая основа и терминология 4
1.1 Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» 4
1.2 Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» 8
2. Организационно-методические принципы сертификации 14
2.1 Основные принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции 14
2.2 Схемы, применяемые при обязательной сертификации 17
2.3 Основные задачи по развитию сертификации 23
Заключение 27
Литература 33

Файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

    Предполагается  исключить функцию государственного надзора за соблюдением правил сертификации, тем более что в системе  сертификации действует инспекционный  контроль.

    С развитием сертификации ее полезным эффектом все в большей степени будет считаться не только предотвращение попадания на рынок опасной и некачественной продукции, но и формирование покупателя о высоком и надлежащем качестве товара. Этому будут способствовать и знаки соответствия.

    Основные  направления дальнейшего развития сертификации:

    - совершенствование законодательной  базы;

    - уточнение действующих основополагающих  документов и разработка новых;

    - разработка и пересмотр государственных и межгосударственных стандартов;

    - развитие сети органов по сертификации, испытательных лабораторий и более рациональное их размещение;

    - реализация федеральной инновационной  программы «Сертификация и метрология»;

    - совершенствование работы Межведомственного  совета по сертификации в плане разделения функций между ведомствами России в области сертификационной деятельности;

    - дальнейшая гармонизация российской  системы сертификации с международными  правилами, что особенно актуально  для присоединения России к  ЕС и вступления в ВТО;

    - совершенствование подготовки кадров  и др.

    Сертификация  экспортируемых товаров 

    Сертификация  в международной торговле – один из методов нетарифного регулирования, смысл которого сводится к защите прав потребителей своей страны при импорте продукции и содействию продвижения отечественной продукции на внешних рынках. Для экспортера особую значимость приобретает наличие сертификата соответствия, признаваемого в международном масштабе.

    Согласно  Российскому законодательству контроль за вывозимыми товарами возложен на таможенные органы. Однако ни федеральное законодательство, касающееся сертификации, ни таможенные правила не предусматривают каких-либо положений по сертификации экспортируемой продукции. Таким образом, сложилась ситуация, когда сертификация товара, предназначенного для продажи за рубежом, полностью зависит от заинтересованности самого экспортера. Между тем в мировой практике существуют диаметрально противоположные примеры. «Так, в Японии экспортируемые товары подлежат обязательной сертификации, причем предпочтительно  в международных системах, что обеспечивает беспрепятственное признание сертификата в любой принимающей стране». [6]

    В Росси обсуждается предложение  о введении предтаможенного инспектирования  товаров для экспорта, что позволит решить такие задачи, как определение соответствия качества товара условиям контракта и учет количества перемещаемых товаров с оценкой их стоимости в зависимости от качества.

    Развитие  сравнительных испытаний

    Основной  аспект сертификации – безопасность – предопределяет информирование потребителя посредством сертификата или знака соответствия лишь о безопасности товара (услуги). Ведь потребителя при выборе товара интересует его надежность, экономичность и т.д.

    В зарубежной практике подробные сведения об аналогичных товарах от разных производителей обеспечивают результаты сравнительных испытаний (тестирование), проводимые аккредитованными испытательными центрами. Результаты сравнительных испытаний публикуются в специализированных изданиях, которые в порядке рекламы доводят до потребителей информацию о качестве предлагаемых на рынке товаров.

    Отмечается, что товары, получившие оценку «удовлетворительно», постепенно исчезают с рынка, так  как спрос на них заметно падает. Оценка «плохо» или «с большими недостатками»  влечет за собой полное отсутствие спроса. Все это вынуждает производителей постоянно совершенствовать свою продукцию, если они планируют удерживать позиции на рынке.

    В странах ЕС введены единые методики по проведению однотипных сравнительных испытаний различными испытательными центрами. Введение таких методик обеспечивает необходимыми сведениями аккредитующие органы, так как согласно разработкам ИСО/МЭК результаты сравнительных испытаний рассматриваются как критерий оценки технической компетентности лаборатории.  
 
 
 

    Заключение  

    До 1992 г. Россия была одной из немногих европейских стран, не имевших общегосударственной системы сертификации, что крайне отрицательно сказывалось (и сказывается до настоящего времени) как на безопасности и техническом уровне товаров, так и на возможностях их экспорта.

    В феврале 1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», а в 1993 г. – Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», в силу которого реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие установленным требованиям, запрещаются.

    Правовой основой сертификации продукции являются: Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02. 1992 № 2300 – 1 (с изм. от 21.12.2004); Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 № 5151-1 (с изм. от 22.11.2001).

    Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» установил ряд принципиально новых для России положений:

    - закрепил права потребителей, признаваемые  во всех цивилизованных странах; 

    - предусмотрел механизм защиты  потребителей, права которых нарушены  при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказании услуг;

    - определил механизм реализации  этих прав.

    На  основании статьи 5 Закона обязательной сертификации подлежат:

    - товары (работы, услуги), на которые  в законодательных актах, государственных стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды (продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги), а также на предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;

    - средства, обеспечивающие безопасность  жизни и здоровья потребителей.

    Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» принят 10 июня 1993 года (в новой редакции от 22.11.2001) № 5151-1. Он устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, и обязанности и ответственность участников сертификации. В развитие положений Закона издаются подзаконные акты, в том числе постановления Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, принимаемые в соответствии с их компетенцией, которые регулируют деятельность по обязательной и добровольной сертификации в России.

Сертификация  осуществляется в целях:

    - создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле;

    - содействия потребителям в компетентном  выборе продукции;

    -защиты  потребителя от недобросовестности  изготовителя (продавца, исполнителя);

    - контроля безопасности продукции  для окружающей среды, жизни,  здоровья и имущества;

    - подтверждения показателей качества  продукции, заявленных изготовителем.

    Сертификация  может иметь обязательный и добровольный характер.

    Закон «О сертификации продукции и услуг» регламентирует права и обязанности  участников сертификации: государственных  органов управления, центрального органа системы сертификации, органа по сертификации и испытательной лаборатории, а также изготовителя (продавца) товара.

    В соответствии с законами «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг» в России организованы испытательные лаборатории (центры), система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательной, так и добровольной сертификации. Для повышения доверия к результатам сертификации, защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и сопоставления результатов испытаний продукции были приняты Правила сертификации (работ, услуг) в Российской Федерации.

    Сертификация  – это деятельность по подтверждению  соответствия продукции установленным  требованиям.

    К основным принципам сертификации относятся:

    - обеспечение достоверности информации  об объекте сертификации;

    - объективность и независимость,  как от изготовителя продукции,  так и от потребителя;

    - профессиональность испытаний;

    - исключение дискриминации по  отношению к иностранным заявителям;

    - право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию;

    - открытость информации о результатах  сертификации или по прекращению  срока (отмене) сертификата, знака  соответствия;

    - многообразие методов испытаний  с учетом особенностей объекта  сертификации, его производства и потребления;

    - использование в деятельности  по сертификации рекомендаций  и правил ИСО/МЭК, региональных  организаций, положений международных  стандартов и других международных  документов;

    - признание в России аккредитации  зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Российская Федерация;

    - соблюдение конфиденциальности  информации, составляющей коммерческую тайну;

    - привлечение в необходимых случаях  к работам по сертификации  обществ потребителей.

    Сертификат  соответствия (сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям, т.е. сертификат соответствия – документ, которым завершается процесс сертификации.

    Наряду  с сертификатом существует знак соответствия, зарегистрированный в установленном  порядке, которым по правилам, установленным  в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

    Порядок проведения сертификации установлен постановлением Госстандарта РФ от 21 сентября 1994 года по отношению к обязательной сертификации продукции (в том числе и импортируемой). Однако он может применяться и при добровольной сертификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка соответствующего порядка.

    Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации, в частности:

    А) Подача заявки на сертификацию

    Б) Отбор, идентификация образцов и  их испытания

    В) Оценка производства

    Г) Выдача сертификата соответствия

    Д) Применения знака соответствия

    Е) Инспекционный контроль за сертифицированной  продукцией

    Ж) Корректирующие мероприятия

    Применяемые при обязательной сертификации схемы  определяются Госстандартом и другими  государственными органами управления в пределах своей компетенции, на которые законодательными актами возлагается организация и проведение работ по обязательной сертификации. При этом учитываются особенности производства, испытаний, конкретной продукции, затраты заявителя и требуемый уровень доказательности сертификации. К последнему требованию относится факт использования в отечественной практике сертификации схем, применяемых за рубежом.

Информация о работе Организационно-методические принципы сертификации