Организационно-распорядительные методы управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:01, реферат

Описание работы

Методы управления являются тем механизмом управления, который позволяет решать производственные задачи и составляет методологию. Понятие метод происходит от греческого слова μέθοδος и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности[1].

Файлы: 1 файл

Методы управления.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)

 

Методы управления являются тем механизмом управления, который позволяет решать производственные задачи и составляет методологию. Понятие метод происходит от греческого слова μέθοδος и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности[1]. Понятие механизма управления включает средства и методы управления, призванные приводить в движение систему управления.

Средства управления — это то, с помощью чего можно управлять, а методы — это способы использования средств управления. Методы управления — это способы, при помощи которых реализуются функции управления.

Выбор того или иного метода управления зависит от определения, осуществления на данном этапе функции  управления и от имеющихся или  доступных в этот момент времени  средств управления. Также, немаловажное значение имеют различные внешние  факторы: подбор персонала, направленность компании, масштаб управления и т. п.

Классификация методов управления


Методы классифицируются по различным (критериям) признакам:

  • по масштабам применения — общие, распространяющиеся на всю деятельность компании, и частные, применяемые к отдельным составным частям этой компании или, наоборот, к внешней среде (потребители, посредники и др.);
  • по отраслям и сферам применения — в федеральном управлении, торговле, промышленности, образовании и др.;
  • по роли на различных этапах жизнедеятельности организации — методы вывода из кризиса, стабилизирующие, развивающие и др.;
  • по степени опосредованности воздействия — прямые и косвенные;
  • по уровню обобщения управленческих знаний — методы теории и практики управления;
  • по управленческим функциям — методы прогнозирования, планирования, организации, координации, мотивации, контроля и т. п.;
  • по конкретным объектам управления и характеру поставленной производственной задачи и др.

В отношении критерия управления объектами  и задачами, существует целый спектр методов управления. Разработаны методы финансового, антикризисного, инновационного менеджмента, методы управления рисками, производством, сбытом, коммуникациями, качеством, персоналом, проектами, малыми и крупными предприятиями и т. д., а также методы управления бизнес-процессами, взаимодействием бизнес-структур между собой и с клиентами и другие.

Традиционная классификация  методов управления

Традиционная общепризнанная классификация группирует методы менеджмента  по характеру воздействия: экономические, административные (организационно-распорядительные) и социально-психологические. Такое  группирование достаточно условно, так как эти методы имеют очень  много схожего и взаимно проникают  друг в друга. В то же время они  имеют определенные различия в способах воздействия на объекты управления, что и позволяет рассматривать  каждый из них в отдельности.

 

Административные (организационно-распорядительные) методы управления[править | править исходный текст]

Административные методы управления – это совокупность способов и  средств воздействия на персонал, основанных на власти и дисциплине. Главная особенность — прямое воздействие на объект и поведение  исполнителей в определенной обстановке. Формой выражения являются распоряжения и приказы вышестоящего органа, которые  носят обязательный характер для нижестоящего. Основанные на чётком разграничении прав, ответственности и обязанностей управляющего органа, которые закреплены в положениях структурных подразделений, инструкциях и функциональных обязанностях должностных лиц.

Организационно-распорядительный метод — оперативное воздействие на производственный процесс, с одной стороны, принятие перспективных и эффективных решений по усовершенствованию системы управления и производства, с другой стороны. Для классификации этих методов более рациональным и приемлемым считается деление на три группы: организационно-стабилизирующие, дисциплинарные и распорядительные.

Организационно-стабилизирующее воздействие  выполняется:

  • При организационном регламентировании определяются состав предприятия, функциональный набор его органов и должностных лиц. Основой является закон о предприятиях, то есть имеет характер правового регулирования всей системы управления.
  • Нормирование — установление нормативов, то есть рамки по нижним и верхним пределам, нормы, правила взаимодействия служб и подразделений.
  • Инструктирование — создание условий для осуществления процессов, независящих от индивидуальных качеств людей, а следующих из требований системы управления.

Менеджмент не может осуществлять процесс управления без распорядительного  воздействия, когда перед управляющей  и управляемой системами поставлены конкретные задачи — обеспечить техническое, организационное и экономическое  регулирование процесса производства, предупреждающее отклонения, восстанавливающее  ранее предусмотренные параметры. Распорядительное воздействие обеспечивается посредством распоряжений, приказов, уставных указаний.

Для того, чтобы распорядительное воздействие было эффективным, необходимо организовать строгий контроль за его исполнением.

Контроль и проверка исполнения — необходимые части любого распорядительного документа. Функция контроля является важной составляющей процесса управления. Как текущий, так и итоговый контроль выполнения производственного задания, позволяют добиться наиболее эффективного результата в управленческой деятельности.

Овладение эффективным использованием методов организационно-распорядительного  управления — залог успешности деятельности менеджера любого уровня.

 

 

 

 

 

Организационно-распорядительные методы управления, наряду с социально-психологическими и экономическими, относятся к методам организовывания деятельности. Именно они обеспечивают четкое распределение обязанностей в аппарате управления, соблюдение правовых норм и полномочий в решении вопросов функционирования предприятия, а также применения мер принуждения и дисциплинарной ответственности.

Система организационно-распорядительных методов реализуется в двух равнозначных направлениях.

  • Воздействие на структуру управления (регламентация и нормирование деятельности) - отражает статику управления. Эти методы получили название организационных методов.
  • Воздействие на процесс управления (организация выполнения решений, контроль) - отражает динамику процесса. Это распорядительные методы.

Формы проявления организационно-распорядительных методов:

  • обязательное предписание (приказ и т. п.);
  • согласительные (консультации);
  • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т. п.).

1. Методы организационного  воздействия базируются на применении  в практике управления законодательства, соблюдения требований уставов;  представляют собой форму организационного  нормирования, предполагающую разработку  правил внутреннего распорядка, нормативов времени и т. п.

Они наиболее актуальны при  создании новых и реструктуризации действующих предприятий. Совокупность организационных регламентов вносит порядок в деятельность организаций, который в значительной мере будет  зависеть от эффективности осуществления  распорядительных методов.

2. Методы распорядительного  воздействия отражают динамику  процесса управления и представляют  собой текущее распорядительство.  Оно направлено на решение  многочисленных вопросов оперативного  характера, возникающее в процессе  управления.

Распорядительные методы предполагают прямое воздействие на управляемый объект через приказы  и распоряжения, установление ответственности, инструктаж сотрудников, координацию  работ и контроль исполнения.

Практика осуществления  организационно-распорядительных методов  выделяет три типа подчинения:

  1. вынужденное и внешне навязанное вызывает ощущение зависимости, нажим "сверху";
  2. пассивное. Чувство удовлетворения появляется при снятии с сотрудника части ответственности и отсутствии необходимости принятия самостоятельных решений;
  3. внутренне осознанное.

Чаще всего именно прямое воздействие ведет к формированию пассивного подчинения. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия  посредством постановки задач и  применения методов организационного стимулирования.

Итак, организационно-распорядительные методы являются необходимым условием создания и функционирования организаций. Это связано с необходимостью формализации отношений, функций, связей, процедур и т. п., без чего невозможна как регистрация предприятий, так  и построение системы управления, ее функционирование.

С переходом России на рыночные рельсы управления экономикой роль этих методов в процессе управления предприятием изменилась: из основных в системе  управления они перешли в разряд обеспечивающих, уступив место социально-психологическим  и экономическим методам.

Организационно-распорядительные методы находят широкое применение в управлении текущей деятельностью. Для обеспечения эффективности-управления необходима комплексность и системность  в применении инструментов (методов) менеджмента

 

Сущность организационно-распорядительных методов состоит в том, что любая совместная деятельность людей должна быть надлежащим образом организована, т. е. спроектирована, нацелена, регламентирована, а также снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующими правила поведения персонала в различных ситуациях.

К организационно-распорядительным методам управления относятся:

•  подбор, расстановка и работа с кадрами;

•  организационное регламентирование (нормирование);

•  организационное планирование;

•  организационное распорядительство;

•  делегирование полномочий и распределение ответственности;

•  организационный инструктаж;

•  организационное распорядительство;

•  контроль исполнения;

•  организационный анализ;

•  организационное проектирование;

•  обобщение организационного опыта.

Подбор, расстановка и работа с кадрами включает в себя:

•  составление методик и профессиограмм для оценки деловых и личных качеств граждан, поступающих на работу, в том числе квалификационных таблиц и справочников;

•  разработку типовых документов для оформления приема на работу и учета кадров;

• создание систем и документации по аттестации и тарификации кадров; учет кадров;

• периодическую  аттестацию руководителей и специалистов;

•  разработку методик по обследованию кадров, регулированию личного состава, созданию кадрового резерва;

•  принятие всех необходимых организационных мер для стабилизации кадров, всемерного сокращения их текучести.

Организационное нормирование (регламентирование) направлено на создание системы норм, правил, инструкций и регламентов, служащей базой для проектирования процессов на предприятии и управления ими. Организационный регламент включает в себя:

—  номенклатурно-классификационные нормативы (материалов, покупных деталей, инструментов и т. п.);

—  организационно-технические нормативы (технические, чертежные, организационные, документационные стандарты, условия, маршруты движения предметов труда, режимы обработки, оснастка и т. п.);

—  организационно-структурные нормативы (схемы подчинения, производственные и организационные структуры, типовые  схемы управления,  типовые  штаты,  нормативы численности рабочих, инженерно-технических работников, служащих, нормы времени, типовые положения об отделах (службах), типовые функционально-должностные инструкции и т. п.);

—  оперативно- календарные нормативы, регламентирующие протекание процессов на предприятии;

—  административно-организационные нормативы (правила внутреннего распорядка, правила оформления найма, увольнения, перевода, командировок и т. д.).

Для эффективной  организации управления предприятием при строгом соблюдении указанных  норм и правил необходимо обеспечить выполнение ряда требований к организационному нормированию (регламентированию):

а)  нормирование (регламентирование) должно сочетаться со стимулированием (материальным и моральным) и эффективными санкциями за нарушение норм (правил);

б)  нормы (правила) должны отражать последние данные прогрессивного опыта;

Информация о работе Организационно-распорядительные методы управления на предприятии