Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:01, реферат
Методы управления являются тем механизмом управления, который позволяет решать производственные задачи и составляет методологию. Понятие метод происходит от греческого слова μέθοδος и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности[1].
в) нормы (правила) должны быть оптимальными;
г) нормы (правила) не должны быть слишком подробны, т. е. не должны стеснять, сковывать инициативу исполнителей;
д) нормы (правила) должны способствовать укреплению личной ответственности.
Организационные нормативы разрабатываются и утверждаются на следующих уровнях управляющей системы:
— на уровне предприятия;
— на уровне местных органов управления;
— на федеральном уровне.
Задачи организационного планирования заключаются в том, чтобы расчетным .путем определить:
— какой объем работы необходимо затратить, чтобы достичь цели, поставленной перед соответствующим подразделением управленческого аппарата или отдельным исполнителем;
— какова длительность в календарном отношении отдельных управленческих операций и процедур;
— каковы потребности работников управленческого аппарата в средствах и предметах труда.
Ответ на указанные вопросы дает возможность составить организационный план, отражающий информацию о том, что необходимо выполнить, на каком участке, в какие сроки, с какими затратами труда и средств.
Делегирование
полномочий и распределение
Полномочия — это ограниченное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации.
Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнения.
Делегирование задач
и полномочий порождает в организации
проблему распределения ответственности. Ответственнос
При этом различают ответственность исполнителя (обязательство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за результаты своего труда) иответственность руководителя (обязательство отвечать за результаты труда подчиненных ему работников).
Существуют следующие виды организационных полномочий:
1. Линейные — дают право непосредственного единоличного командования.
2. Аппаратные полномочия, т. е. полномочия аппарата управления. Такие полномочия могут подразделяться на следующие:
а) рекомендательные — линейные руководители могут (но не обязаны) обращаться к аппарату управления за консультациями;
б) полномочия обязательного согласования — линейные руководители обязаны обсуждать и согласовывать с соответствующими подразделениями аппарата проекты готовящихся к принятию решений.
3. Функциональные полномочия — право руководителя самостоятельно принимать решения, но только в пределах определенной функции.
4. Параллельные полномочия — право отклонять решения линейного руководителя.
Рациональное распределение полномочий и ответственности позволяет осуществлять проверку возможностей выполнения работниками производственных заданий и обеспеченности их необходимыми ресурсами; а также устанавливать четкие, не допускающие различных толкований задания исполнителям (часовые, сменные, суточные, декадные и т. д.).
Организационный инструктаж предполагает инструктаж исполнителей в управляемой системе; а также специалистов и служащих в управляющей системе.
0рганизационное распорядительство включает в себя: своевременную выдачу распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям экономической системы; постановку конкретных задач всем исполнителям в управляющей системе, нижестоящим уровням управления; текущее административное распорядительство в управляющей и в управляемой системах в целях обеспечения технического, организационного и экономического регулирования; помощь исполнителям в устранении возникающих трудностей в процессе исполнения управленческих решений.
Организационный контроль предполагает контроль: исполнения решений, распоряжений вышестоящей организации и различных уровней управляющей-системы данного звена предприятия, в том числе собственных решений (руководителя); соблюдения технических, экономических и организационных нормативов (правил), технологических режимов, трудовой дисциплины, правовых норм и выполнения плановых заданий.
Организационный анализ осуществляется в процессе исследования системы управления и служит информационной базой для организационного проектирования.
Организационное проектирование, служащее одним из главных методов рационализации систем управления, осуществляется на базе системы организационных нормативов и организационного анализа, имеет целью разработку модели структуры или процесса.
Методы управления — это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата. Теоретическая основа средств управления требует глубокой и тщательной проработки, поскольку наиболее активный, наиболее действенный и острый инструмент управления способен при неправильном его использовании привести к весьма отрицательным последствиям. Это тем более усугубляется деформациями или просто неверным построением самих методов управления.
Основу системы методов, используемых в управлении, составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения и т.д. Специфика управления как вида деятельности оказывает существенное влияние на формы, масштабы и результативность применения общенаучных методов.
Системный подход применяется
в менеджменте как способ упорядочения
управленческих проблем, посредством
которого осуществляется их структурирование,
определяются цели решения, выбираются
варианты, устанавливаются взаимосвязи
и зависимости элементов
Системный подход — это такое направление в методе логики научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.
В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.
Основные принципы системного подхода (системного анализа):
1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней
2. Иерархичность строения, т. е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
При системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» и характеристик «выхода».
При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно, что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги.
Затем определяют параметры входа, т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И, наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факторы и пути ее совершенствования.
Таким образом, системный
подход позволяет нам комплексно
оценить любую производственно-
Системный подход - это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность (структуру, организацию и другие особенности) и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими. Системный подход - это всеобъемлющий комплексный подход, предполагающий всесторонний учёт специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а следовательно и организацию. Системный подход к управлению производством получил наибольшее распространение в США и используется практически во всех странах.
Он предполагает
рассмотрение фирмы как сложной
системы, состоящей из различных
подсистем (производственных отделений,
предприятий), функции которых зависят
от стоящих перед каждой из подсистем
целей и задач. Но при этом понятие
системы предполагает, что все
входящие в неё подсистемы тесно
взаимосвязаны между собой. Фирма
рассматривается как
Системный подход к управлению исходит из того, что разработка планов диверсифицированного и децентрализированного производства подчиняется интересам взаимодействия производственных подразделений, составляющих производственную систему.
В рамках системного
подхода предприятие
Работы по организации и управлению производством состоят из проектирования и обеспечения функционирования таких систем. Они включают:
- установление характера
взаимосвязи элементов системы
(подсистемы) и каналов, по которым
осуществляются связи в
- создание условий
согласованного развития
- создание механизма,
обеспечивающего это
- организационное построение органов управления, разработка методов и приёмов управления системой.
Системный подход к управлению предполагает рассмотрение управления как процедуры или процесса принятия управленческих решений.
Для выражения сути системы используются различные средства: графические, матричные, математические, «дерево решений» и др., каждое из которых может отразить суть системы, которая состоит во взаимосвязи ее элементов.
Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. По мнению многих специалистов в области управления, комплексный подход является важнейшим условием эффективного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой, каковой является организация. И если системный подход представляет собой, в первую очередь, способ видения объекта или проблемы, то комплексность — это форма междисциплинарной интеграции и кооперации управленческой деятельности.
Моделирование имеет обширную сферу применения в процессах управления, где решаются сложные проблемы, требующие системного и комплексного подходов. Решение таких проблем немыслимо без применения моделей, под которыми понимается их представление в функциональные параметры системы, существенные для цели решения. Моделирование обычно осуществляется в несколько этапов, на которых уточняется постановка задачи, конструируется модель, проводится ее теоретический и (или) экспериментальный анализ на достоверность и после практического применения и анализа полученных данных осуществляется (в случае необходимости) корректировка с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев и т.п.
Информация о работе Организационно-распорядительные методы управления на предприятии