Организационные структуры управления в сфере торговли и услуг: характеристика, роль, значение, специфика применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение организационных структур управления в сфере торговли и услуг.
Для реализации этой цели можно выделить следующие задачи:
1 Понятие и теоретические основы организационной структуры управления
1.1 Понятие организационных структур управления
1.2 Виды ОСУ и их применение
2 ООО «Хелс-М»: организация и структура управления
2.1 Общая характеристика ООО «Хелс-М»
2.2 Анализ организационной структуры управления ООО «Хелс-М»
3 Роль и влияние структур управления в современном менеджменте на примере ООО «Хелс-М»
3.1 Направления совершенствования организационной структуры управления ООО «Хелс-М»
3.2 Формирование организационной структуры управления ООО «Хелс-М»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и теоретические основы организационной структуры управления
1.1 Понятие организационных структур управления…………………………..6
1.2 Виды ОСУ и их применение………………………………………………..11
2 ООО «Хелс-М»: организация и структура управления
2.1 Общая характеристика ООО «Хелс-М»……………………………………16
2.2 Анализ организационной структуры управления ООО «Хелс-М»………19
3 Роль и влияние структур управления в современном менеджменте на примере ООО «Хелс-М»
3.1 Направления совершенствования организационной структуры управления ООО «Хелс-М»…………………………………………………………………..22
3.2 Формирование организационной структуры управления ООО «Хелс-М»…………………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 69.84 Кб (Скачать файл)

Предприятия торговли различаются по условиям функционирования, размерам, ресурсам, организации торгово-технологических процессов и т. д. Все это накладывает отпечаток на распределение функций между структурными единицами и специфику взаимосвязи между ними. В соответствии с их особенностями выделяют типы организационных структур.

 

 

 

    1. Виды ОСУ и их применение

 

Линейная структура управления

Линейную структуру управления используют мелкие и средние фирмы, осуществляющие несложное производство. Возглавляет каждое производственное или управленческое подразделение руководитель, сосредотачивающий в своих руках все функции управления и полномочия по принятию решений. Четко выражен принцип единоначалия; высокая степень централизации в управлении; полномочия функциональных специалистов незначительны, носят рекомендательный характер.

Преимущества: личная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности подразделения; оперативность в принятии решений; единство и четкость распорядительства; согласованность действий исполнителей.

Недостатки: высокие требования к руководителю, который перегружен информацией, огромным потоком бумаг, многочисленными контактами и должен иметь обширные разносторонние знания и опыт во всех сферах деятельности, где задействованы его подчиненные; эффективное управление ограничивается способностями и возможностями руководителя.6

Функциональная структура управления

Функциональную структуру управления используют при большом количестве специализированных работ в организации. Предусматривает группирование специалистов и подразделений, выполняющих отдельные функции управления. При этом выполнение указаний функциональных органов в пределах их компетенции обязательно для производственных подразделений.

Функциональная структура управления нацелена на постоянно повторяющиеся задачи, не требующие оперативного принятия решений. Оптимальна в фирмах, выпускающих ограниченную номенклатуру продукции и действующих в стабильных условиях.  

Преимущества: высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций; расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности; возможность роста и развития.

Недостатки: трудности поддержания постоянных взаимосвязей различных служб; длительная процедура принятия решений; отсутствие взаимопонимания  и единства действий между работниками функциональных служб различных подразделений фирмы; снижение ответственности исполнителей за работу в результате отказа от использования  принципа единоначалия. 7

Линейно-функциональная структура управления

Линейно-функциональная структура управления предполагает, что линейному менеджеру в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных служб. Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей, либо через высшего руководителя, либо прямо. Как правило, функциональные службы не имеют право самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям. Роль функциональных органов зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмы в целом. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; готовят варианты решения вопросов; освобождают линейных руководителей от планирования, финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и т.д. Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем разветвлений аппарат.

Преимущества: единство и четкость распорядительства; оперативное принятие и выполнение решений; профессиональное решение задач специалистами функциональных служб.

Недостатки: разногласия между линейными и функциональными службами; противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов; неправильное толкование информации, передаваемой линейным исполнителям функциональными менеджерами. 8

Дивизиональная структура управления

В соответствии с дивизиональной структурой управления организация делится на крупные полуавтономные элементы и блоки:

- по видам  товаров и услуг (продуктовая  структура управления);

- по группам  покупателей, рынкам (рыночная структура  управления);

- по географическим  регионам (региональная и глобальная  структуры управления).

Впервые такой тип структуры управления был применен в США в конце 20-х годов XX века в автомобильной промышленности и в производстве потребительских товаров. С 60-х годов широко используется в Европе. 9

Продуктовая структура управления

Эта структура применяется тогда, когда фирма принимает решение о расширение ассортимента производимой продукции. Используется большинством крупнейших производителей потребительских товаров с диверсифицированной продукцией. При этом в производственном звене выделяются автономные части, связанные технологически с различными продуктами, и на эти участки назначаются руководители, полностью ответственные за производство данного продукта и получение прибыли.

Для обеспечения поставленных задач в отделениях могут создаваться функциональные службы.

У высшего руководства фирмы остается небольшое количество централизованных функциональных служб, обеспечивающих принятие решений на высшем уровне.

Рыночная структура управления

Такую структуру используют фирмы, производящие большой ассортимент товаров и услуг, отвечающих запросам нескольких рынков или крупных групп потребителей. Если некоторые рынки приобретают особую важность для фирмы, в ее структуре выделяются автономные отделения, ориентирующиеся на данный рынок.

Региональная структура управления

Региональную структуру управления применяют фирмы, деятельностью которых охвачены большие географические зоны. Отделения при этом создаются по территориальному принципу. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями, нуждами потребителей. Упрощается связь организации с клиентами. 10 

Глобальная продуктовая структура

Глобальная продуктовая структура наиболее целесообразна для фирм, различия между видами продукции которых имеют большое значение, чем различия между регионами, в которых ее продают. Различия в продукции часто обуславливаются тем, что фирмы выпускает широкую гамму изделий, производство которых требует различных технологий. Различия в продукции могут возникать и потому, что методы маркетинга мало соответствуют каналам реализации этой продукции.

Глобальная региональная структура

Глобальная региональная структура создается в фирмах, для которых региональные различия имеют большое значение, чем различия в продукции. Региональные различия зачастую обуславливаются тем, что зарубежные клиенты фирмы расположены в разных регионах. В результате структура фирмы проектируется в соответствии с особенностями покупательского спроса и методов маркетинга в этих регионах. Таким образом легче достичь необходимой специализации и координации в системе «потребитель-рынок».

Матричная структура управления

Матричная структура управления формируется путем совмещения двух структур управления, например, функциональной и проектной. При этом в каждом функциональном подразделении, создаются целевые группы, которые закрепляются за отдельными проектами, программами, заказами. Представители рабочих групп одновременно подчиняются руководителям проектов, которые решают, что и когда должно быть сделано, и своим функциональным менеджерам, которые определяют, кто и как будет выполнять необходимые действия.

Матричные структуры управления можно использовать во многих отраслях и сферах деятельности: химической, электронной, автомобильной и т.д. Различные варианты матричной структуры используют в лечебных учреждениях, банках, правительственных организациях, строительстве и т.д.

Преимущества: гибкость и оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ в пределах одной фирмы; возможность сконцентрировать усилия специалистов разного профиля на разработке новых проектов, программ; формирование у сотрудников образа мышления, при котором они на первое место ставят интересы всей фирмы.

Недостатки: сложность, громоздкость; проблемы из-за отсутствия принципа единоначалия в управлении; частные конфликты из-за борьбы за власть между руководителями функциональных отделов и руководителями проектов. 11

 

 

 

 

2 ООО «Хелс-М»: организационная структура управления

 

2.1 Общая характеристика ООО «Хелс-М»

 

Основной деятельностью фармацевтической компании ООО «Хелс-М» является продажа лекарственных препаратов, добавок к пище, гомеопатии, средств гигиены и санитарии и др.

ООО «Хелс-М» в своей деятельности руководствуется уставом, имеет статус юридического лица с момента государственной регистрации, действует в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», и другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации.

В настоящее время ООО «Хелс-М» является официальным дистрибьютором ведущих зарубежных фармацевтических компаний. Также ООО «Хелс-М» работает с лидерами российского рынка лекарственных средств. Компания входит в десятку ведущих фармацевтических дистрибьюторов России (в категории межрегиональные фармацевтические дистрибьюторы). Благодаря постоянным прямым партнерским отношениям с большинством российских и зарубежных производителей, компания обеспечивает своих клиентов высококачественной продукцией на выгодных условиях, свидетельством чего является постоянный рост продаж.

На сегодняшний день ассортимент ООО «Хелс-М» содержит около 5000 наименований продукции – это лекарственные препараты, биологически-активные добавки, лечебная косметика и другая продукция, представленная в аптеках. Общие складские ресурсы компании составляют сегодня 15 тыс. кв. м. В 2008 году была значительно расширена площадь головного склада компании, который обслуживает в первую очередь Москву и Московскую область, а так же пополняет товарный запас филиалов.

Кроме оптовой торговли ООО «Хелс-М» оказывает услуги покупателям по резервированию товара, бесплатной доставке медикаментов по Москве и другим городам, обеспечение рекламными материалами.

Стратегическая задача компании – развитие региональной сети филиалов и представительств. ООО «Хелс-М» активно осваивает региональные рынки, открывает филиалы, представительства. В настоящее время региональная сеть насчитывает более 15 региональных подразделений.

В целях расширения рынков сбыта и увеличения объемов продаж ООО «Хелс-М» принимает участие в крупных международных фармацевтических выставках, в совместных акциях, проводимых фирмами-производителями, направленных на продвижение товаров на фармацевтическом рынке.

На сегодняшний день рынок фармацевтической продукции достаточно развит. В последние годы возникла тенденция к вытеснению с рынка небольших предприятий. Сильными сторонами в конкурентной борьбе ООО «Хелс-М» являются: налаженные взаимоотношения с поставщиками и покупателями, широкий ассортимент продаваемых товаров, хорошая репутация на рынке, наличие высококвалифицированного персонала, гарантия качества предлагаемой продукции. Однако есть и слабые стороны: узкая специализация компании; недостаточные знания рынков других областей (по номенклатуре и в целом); географическое удаление отдельных покупателей, что делает продукцию неконкурентоспособной из-за транспортных расходов; потребность в более сильных каналах сбыта услуг.

На сегодняшний день количество сотрудников в центральном офисе ООО «Хелс-М» составляет более 800 человек, в числе которых менеджеры по продажам, которые осуществляют личные визиты к клиентам для более оперативного решения вопросов и подбора оптимальных условий работы.

Кадровая политика компании определяется во многом чертами современного молодого человека. Хорошее образование, знание современных методов работы, целеустремленность, готовность постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, доброжелательность, взаимовыручка, чувство локтя и единой команды, при этом уважение к опыту, знаниям старшего поколения. Среди направлений кадровой политики: постоянное повышение квалификации менеджеров и правильный подбор профессионалов в финансово-правовой департамент, склад и транспортный отдел.

Своим сотрудникам ООО «Хелс-М» предоставляет высокие зарплаты, беспроцентные кредиты на личные нужды, оплату проезда, компенсирует часть затрат на аренду жилья. Проводятся тренинги с выдачей сертификата и предусмотрены всевозможные премии для инициативных сотрудников. В свою очередь компания надеется на то, что сотрудники будут удовлетворять таким условиям, как: надежность, обязательность, ответственность, позитивность во взглядах.

Таким образом, анализируя деятельность ООО «Хелс-М», можно сделать вывод о высокой экономической и финансовой стабильности, которые позволяют компании с большой уверенностью смотреть в будущее и постоянно продолжать наращивать свой потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Организационные структуры управления в сфере торговли и услуг: характеристика, роль, значение, специфика применения