Организационные структуры управления в сфере торговли и услуг: характеристика, роль, значение, специфика применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение организационных структур управления в сфере торговли и услуг.
Для реализации этой цели можно выделить следующие задачи:
1 Понятие и теоретические основы организационной структуры управления
1.1 Понятие организационных структур управления
1.2 Виды ОСУ и их применение
2 ООО «Хелс-М»: организация и структура управления
2.1 Общая характеристика ООО «Хелс-М»
2.2 Анализ организационной структуры управления ООО «Хелс-М»
3 Роль и влияние структур управления в современном менеджменте на примере ООО «Хелс-М»
3.1 Направления совершенствования организационной структуры управления ООО «Хелс-М»
3.2 Формирование организационной структуры управления ООО «Хелс-М»

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и теоретические основы организационной структуры управления
1.1 Понятие организационных структур управления…………………………..6
1.2 Виды ОСУ и их применение………………………………………………..11
2 ООО «Хелс-М»: организация и структура управления
2.1 Общая характеристика ООО «Хелс-М»……………………………………16
2.2 Анализ организационной структуры управления ООО «Хелс-М»………19
3 Роль и влияние структур управления в современном менеджменте на примере ООО «Хелс-М»
3.1 Направления совершенствования организационной структуры управления ООО «Хелс-М»…………………………………………………………………..22
3.2 Формирование организационной структуры управления ООО «Хелс-М»…………………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 69.84 Кб (Скачать файл)

2.2 Анализ организационной  структуры ООО «Хелс-М»

 

 

Под организационной структурой управления компании ООО «Хелс-М» понимается совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Структура организации – логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей (планирование, мотивация, контроль и другие), построенных таким образом, чтобы эффективно достигать целей предприятия. Главной функцией организационной структуры является координация и контроль.

Во главе компании стоит генеральный директор, ему подчиняется коммерческий директор, который, в свою очередь руководит начальниками департамента оптовых продаж, департамента аптечных продаж, департамента закупок, департамента филиалов, департамента логистики, финансово-правового департамента.

1.Департамент оптовых продаж осуществляет поставку фармацевтической продукции по регионам России.

2.Департамент аптечных продаж обеспечивает поставки фармацевтической продукции по г. Москве и Московской области, а также в ряд регионов России.

3.Департамент закупок обеспечивает снабжение товаром и анализ рынков сбыта (отдел закупок и отдел маркетинга).

4.Департамент логистики обеспечивает транспортное, информационное и хозяйственное обеспечение (отделы информационных технологий, IT-обеспечения, склад, отдел приемки, отдел экспедиции, транспортный, отдел ВЭД, АХО, отдел строительства и реконструкции, режима (охрана)).

5.Финансово-правовой департамент обеспечивает экономическое, правовое и документационное обеспечение (юридический отдел, финансовый, бухгалтерия, касса, отдел кадров, отдел претензий, отдел сертификаций.

Таким образом, в рассматриваемой организации применяется линейно-функциональная структура организации. Организациям, применяющим данную структуру, свойственны следующие достоинства и недостатки.

Достоинства: Эффективная работа в стабильных условиях. Простые решения принимаются быстро, так как они находятся в компетенции одной службы. Компания работает по четкой технологии, которая отличается «своим лицом», что в значительной степени обеспечивает конкурентоспособность. Штатная численность сбалансирована.

Недостатки: Управление построено строго по вертикали, не учитывая человеческий фактор.

Среди основных недостатков действующей организационной структуры ООО «Хелс-М» можно назвать следующие: дублирование полномочий генерального директора и коммерческого директора; недостаток контроля по всем звеньям цепочки в связи с многоуровневой системой подчинения; высокий уровень затрат на заработную плату руководителей подразделений; отсутствие налаженных информационных взаимосвязей между департаментами.

Кроме этого, проанализировав деятельность ООО «Хелс-М» можно выделить несколько слабых сторон функционирования компании как системы. Например, узкая специализированность деятельности компании, которая может привести к сбоям в работе при резком падении цен на рынке лекарственных препаратов. Также можно отметить существенный рост за последние годы остатков на складах, что свидетельствует о неэффективном планировании закупок. Поэтому компании ООО «Хелс-М» следует обратить внимание не только на оптимизацию организационной структуры предприятия, но и, по возможности, запланировать диверсификацию реализуемой продукции, внедрение систем маркетинга и финансового менеджмента.

 


 


 


 

 


 


 

 


 



 


 



 

 

 



 


 


 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Линейно-функциональная структура управления ООО «Хелс-М»

 

 

 

 

 

 

 

3 Роль и влияние структур управления в современном менеджменте на примере ООО «Хелс-М»

 

3.1 Направления совершенствования организационной структуры управления ООО «Хелс-М»

 

 

Анализ деятельности ООО «Хелс-М» показал, что компании необходимо совершенствовать свою организационную структуру в связи с выявленными в ней недостатками.

Успех реорганизации компании может зависеть от множества факторов как внешней, так и внутренней среды. Поэтому важно учитывать всю совокупность параметров, получать всю информацию и использовать все пути к достижению оптимального результата.

Руководство ООО «Хелс-М» должно представлять возможные изменения долговременной конкурентоспособности и финансовой ситуации, которые давали бы достаточное время для достижения определенных результатов. Важно учитывать неизбежный риск и неопределенность, уметь адаптироваться к изменениям. Успех оптимизации организационной структуры компании зависит прежде всего от профессионального уровня и ответственности их руководства. Необходимо довести цели реорганизации до собственников компании и рядового персонала и поддерживать ее внедрение, предоставляя достаточное количество ресурсов и принимая своевременные решения.

Особое внимание надо уделять использованию информации и информационным технологиям. Внедрение эффективной системы учета и управления поставками приведет к повышению эффективности работы компании, а также к снижению затрат на персонал.

Процесс внесения изменений в организационную структуру управления должен предусматривать:

– анализ функционирования организации и её среды с целью выявления проблемных зон, который может базироваться на сравнении конкурирующих или родственных организаций, представляющих иные сферы экономической деятельности;

– разработку плана совершенствования организационной структуры;

– последовательную реализацию планируемых перемен;

– поощрение повышения уровня информированности сотрудников, что позволит им лучше оценить свою причастность и, следовательно, усилит их ответственность за намеченные перемены.

Организационная структура управления должна быть гибкой и рационально реагировать на все изменения, происходящие как во внешней по отношению к предприятию среде, так и внутри него.

Исходя из этих требований, можно сформулировать основные направления совершенствования организационной структуры управления ООО «Хелс-М»: минимизация уровней управления компании, так как организационная структура должна быть предельно проста; Совершенствование структур за счет внутренних резервов, включая децентрализацию, делегирование полномочий на более низкие уровни. Линейные структуры превращаются в более плоские за счет сокращения числа уровней управления с одновременным, как правило, укрупнением функций и сокращением подразделений на одном иерархическом уровне; Создание и принятие локальными нормативными актами должностных инструкций и положений об отделах и департаментах в целях четкого разграничения функций и полномочий; Совершенствование системы информационных потоков по всем уровням управления и между структурными подразделениями; Создание системы наблюдения и контроля.

Можно сделать вывод, что внедрение в ООО «Хелс-М» предложенных мероприятий позволит повысить эффективность деятельности предприятия.

 

 

3.2 Формирование эффективной организационной структуры управления ООО «Хелс-М»

 

 

В результате выявления направлений совершенствования организационной структуры управления ООО «Хелс-М» можно предложить новую организационную структуру управления.

Для решения поставленных задач совершенствование организационной структуры управления ориентировано на поиск оптимального решения между централизацией и децентрализацией руководящих функций, что обусловлено необходимостью:

– оперативно реагировать на изменения во внешней среде;

– установить рациональные связи между звеньями и ступенями управления на всех уровнях; минимизировать число ступеней структуры управления;

– предоставлять полномочия на решение проблем тому подразделению аппарата управления, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;

– повысить оперативность принимаемых решений.

Одной из наиболее существенных мер по реорганизации ООО «Хелс-М» является изменение состава и полномочий управленческого персонала. Необходимо четко разграничить функционал финансово-правового департамента и департаментов. Возможно даже создание такое управленческой единицы, как административного директора, который возьмет на себя управление следующими отделами: административно-хозяйственным отделом, спецслужбами (по охране, пожарной безопасности и т.д.), общественными организациями.

Анализ организационной структуры управления показал, что контрольная функция за деятельностью ООО «Хелс-М» полностью лежит на генеральном директоре, основные функции которого дублирует коммерческий директор. Необходимо отделить все департаменты по продажам и закупкам в ведение коммерческого директора. Генеральный директор должен контролировать деятельность коммерческого в разрезе продаж и прибыльности. Непосредственно генеральному директору должен подчиняться начальник финансово-правового департамента, в управление к которому должны отойти все обеспечивающие подразделения.

В целях повышения эффективности работы предприятия можно предложить объединить следующие отделы:

          1. отдел приемки и склад;

          1. бухгалтерия и касса
          2. отделы информационных технологий;
          3. юридический отдел и отдел претензий.

Основной целью реорганизации является создание дополнительных конкурентных преимуществ. Для этого также необходимо принять следующие меры: сертификация всех продуктов по международным стандартам – гарантия качества для покупателей и потребителей; гарантии поставок вовремя взамен существующей практики отгрузки при наличии; продажа новых усовершенствованных и т.д.

Применение этих методов позволит:

1. Создать современную организационную структуру управления, оперативно реагирующую на изменения во внешней среде.

2. Реализовать систему стратегического управления, способствующую эффективной деятельности компании в долгосрочной перспективе.

3. Освободить руководство ООО «Хелс-М» от повседневной рутинной работы, связанной с оперативным управлением.

4. Повысить оперативность принимаемых решений.

Анализ соответствия организационной структуры управления основным целям показал, что существующая организационная структура предприятия требует совершенствования, т.е. внедрения соответствующих подразделений, а также координирование работы существующих. Это мероприятие приведет к оптимальному соответствию структуры управления поставленным целям и стратегии.

Для создания эффективной системы внутрифирменных коммуникаций необходимы серьезные изменения.

Во-первых, необходимо наладить информационный обмен между сотрудниками как по вертикали, так и по горизонтали. Он предполагает разработку и внедрение таких внутрифирменных документов и механизмов, как: система электронного документооборота; утвержденный порядок информационного обмена между подразделениями; положение об организации связей с общественностью; положение о коммерческой тайне и реестр информации, не подлежащей разглашению; управленческая отчетность.

Для совершенствования системы внутреннего контроля предприятия необходимо создать службу внутрифирменного контроля (внутреннего аудита).

Основная цель внутреннего контроля – помочь менеджерам компании эффективно выполнять возложенные на них обязанности, придать менеджерам компании достаточную уверенность в том, что активы компании используются наиболее эффективным образом для достижения целей и задач, стоящих перед компанией в целом и ее отдельными подразделениями.

Внутренний аудит является оценкой надежности и эффективности существующей системы внутреннего контроля, а внутренние аудиторы – людьми, призванными непредвзято и профессионально провести такую оценку. Иными словами, внутренний аудит есть функция независимой оценки всех аспектов деятельности организации, осуществляемая изнутри организации и направленная на создание у менеджеров компании уверенности в том, что существующая система контроля надежна и эффективна.

Рассмотрим основные функции направлений внутреннего аудита.

Экономическая безопасность. В первую очередь, это информационно-аналитическая деятельность, главная задача – постоянный сбор и анализ оперативной и аналитической информации о деятельности самой компании и о намерениях ее конкурентов.

Контрольно-ревизионное управление. Главная задача контрольно-ревизионного управления – периодическая проверка установленных правил выполнения управленческих процедур. В первую очередь, это относится к сбыту и снабжению. В сбыте упор делается на проверке обоснованности предоставления скидок и бонусов, отгрузки товаров без предоплаты и в рассрочку. В снабжении – это контроль условий крупных закупок (цена, партионность, условия поставки и платежа) и проверка порядка проведения тендеров (конкурсов на закупку). Ревизии КРУ проводятся по графику, который хранится в тайне от других подразделений. По инициативе совета директоров может организовать и внеплановую проверку.

Информация о работе Организационные структуры управления в сфере торговли и услуг: характеристика, роль, значение, специфика применения